Бухарев И.Н., прот. Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы.Май

К оглавлению


 

1. Икона Византийская. Чудотворная Византийская икона Богоматери явилась в 732 году. Пред этой иконой Петр Великий приносил благодарственные молитвы Господу за Полтавскую победу. Совершается празднество в честь иконы также и 7-го апреля.

Царевококшайская икона. Икона сия явилась в 1647 году 1-го мая, близ селения Большие Кузнецы в 15-ти верстах от города Царевококшайска Казанской епархии земледельцу Иванову, отчего так и названа. Икона вырезана на аспидном камне и обложена серебром и золотом. Богоматерь изображена на ней с женами мироносицами, почему и называется еще и Мироносицкою. Иванов помолился и взял икону в дом свой. От нее стали совершаться многие чудеса. Тогда вскоре увезли ее в Москву, где она встречена была царем и патриархом. Отпуская обратно св. икону, царь приказал устроить на месте явления монастырь, где она и находится в настоящее время.

2. Путивльская икона. Икона находится в Путивльском Печерском мужском монастыре Курской епархии. Явление сей иконы последовало в 1238 г. на болоте Молча, в 20-ти верстах от города Путивля, отчего она и получила свое название.

Вутиванская икона. Об этой иконе сказаний не сохранилось.

3. Икона Яскинская. Об этой иконе известно только то, что она явилась в 682 году.

Киево-Печерская икона Успения. Эта есть древнейшая из икон, чтимых в православной России. Икона сия, как залог благодатного и всегдашнего предстательства Божией Матери о Православной Церкви Российской, дана от Нее Самой четырем грекам, которых Она избрала в строители Киево-Печерского храма. Богоматерь явилась им, имея с Собою преподобных Антония и Феодосия, как говорит предание, — «чувственне в виде Царицы», во Влахернском Константинопольском храме в 1073 году и повелела им идти строить храм в Киеве во имя Ее и при этом дала им Свою икону — «да наместная будет» в этом храме, и золото на строение; а ими в 1085 году принесена эта икона из Царьграда в Киев и вручена преподобным Антонию и Феодосию Печерским. Она и доныне находится в Киевской лавре, в соборной церкви над царскими вратами, в богато украшенном окладе, откуда спускается на шнурах. Эта св. икона прославлена весьма многими чудесами.

Печерская икона. Эта чудотворная икона сама собою образовалась в Великой Успенской церкви Киево-Печерской лавры на стене алтаря в 1085 году. В Патерике печерском о явлении ее повествуется так: «Иконописцы принялись за дело — украшать храм. Во время трудов их в алтаре невидимою силою изобразилась икона Богоматери. С недоумением смотрели они на образ; вдруг просветился он паче солнца, так что иконописцы должны были пасть ниц. Когда они приподнялись с земли и стали смотреть на икону, то вдруг из уст Богородицы вылетел белый голубь, полетел горе к образу Спасителя и там скрылся. Чрез несколько времени голубь вылетел из уст Спасителя и летал по всей церкви, подлетая к иконам святых, и сел за чудотворною местною иконою Богоматери. Стоявшие внизу хотели его поймать, но ни за иконою, ни за занавесью не могли найти его. Вдруг голубь опять вылетел из уст Богоматери в алтаре и полетел кверху к образу Спасителя. Бывшие вверху хотели его поймать, но он опять влетел в уста Спасителя, и свет облистал иконы.

Свенская-Печерская икона. Черниговский князь Роман Михайлович, будучи в Брянске, лишился зрения. Услышав об исцелениях, бывших от чудотворного образа Печерской Богоматери и от великих чудотворцев Киево-Печерских Антония и Феодосия, он послал в Печерский монастырь жертву и вместе просил отпустить чудотворную икону к нему в Брянск. Архимандрит отпустил икону на лодке рекою Десною со священником. Во время плавания провожавшие св. икону должны были ночевать на берегу реки Свены. Когда встали поутру, то не нашли иконы в лодке, а увидели, что на горе против реки Свины, или Свены, стоит она на дубу между ветвями. Об этом чудесном явлении, от которого икона получила название Свенской, возвестили князю Роману. Он поспешил отправиться пешком туда, где стояла икона, и во все время пути с сокрушением сердца и со слезами молился Пресвятой Богородице словами: «О Премилосердая Владычице Богородице, Мати Христа Бога нашего! Дай ми, Госпоже, чтобы прозреть очами и узреть свет и Твой чудотворный образ!» — и обещал построить храм и обитель. В ту же минуту князь узрел пред собою тропинку и велел поставить тут крест. Когда пришли к дереву, где стояла икона, опять молился. В это время он стал видеть еще лучше, увидел икону и велел снять ее с дерева. Икону снял епископ, и все с благоговением лобызали ее. Был отслужен молебен, после чего сам князь со всем народом стал рубить деревья, и вскоре общими трудами был сооружен храм во имя Успения Богоматери. Князь скоро устроил тут и монастырь и щедро одарил его деньгами, а чудотворную икону украсил золотом и серебром; и тогда же, в память явления иконы на реке Свене, установлен был праздник 3-го мая. Дерево, на котором стояла икона, употреблено было для икон и других предметов храма.

Заступлением Божией Матери по молитвам пред Ее Свенскою иконою не один раз получал защиту Брянск от нашествия врагов. В 1812 г., когда полчища французов стремились к Брянску, жители сего города и его окрестностей совершили крестный ход вокруг города с чудотворною иконою, и вскоре получено было известие, что неприятельские войска, направленные на Брянск, возвращены назад. Тогда, в благодарность за это избавление, жители Брянска в 1815 г. устроили на Свенскую икону золотую ризу с венцами, и тогда же был установлен крестный ход ежегодно вокруг города со святою иконою 17-го августа. Свенскою иконою совершено много исцелений. Жители Брянска очень чтут ее и во всех важных случаях своей жизни усердно молятся пред нею. Она писана преподобным Киево-Печерским Алипием, который учился иконописанию у византийских живописцев. Икона изображается так: на золотом возвышенном троне, поставленном на амвоне, величественно восседает Пресвятая Богородица. На коленях Ее восседает Предвечный Младенец и благословляет правою и левою рукою, а Сама Богоматерь держит Его обеими руками. По сторонам трона стоят преподобные Киево-Печерские Феодосий и Антоний, оба со свитками в руках.

4. Старорусская икона. Чудотворная икона сия явилась в 1570 году в Новгородской области, когда ходил для умирения на Новгород царь и великий князь Иоанн Васильевич. Эта икона величиною более трех и шириною более двух аршин. Старорусскою она называется потому, что отнесена была, по повелению Самой Царицы Небесной, из Тихвина в Старую Руссу и оставалась там очень долго, так что жители Старой Руссы уже считали ее собственной святыней. Но когда свирепствовал мор в Тихвине, то одному благочестивому городскому жителю было откровение, что моровое поветрие прекратится, если туда принесен будет чудотворный образ из Старой Руссы, и когда была перенесена икона, мор тотчас прекратился, но икона уже осталась в Тихвине. Хотя неоднократно ходатайствовали староруссцы о возвращении им святыни, но получали постоянные отказы, основанные на том, что тихвинцы не изъявляют согласия на отдачу иконы. Так продолжалось почти сто лет. В 1888 году дело было решено окончательно в пользу Старой Руссы. Тогда 17-го сентября чудотворная икона была внесена торжественным образом в город, встречена с восторгом всем народом и поставлена в соборном храме мужского Старорусского монастыря.

7. Любечская икона. Эта икона находится в Киево-Софийском соборе. Она перенесена Киевским митрополитом Гедеоном в 1690 году из бывшего города Любеча Черниговской епархии.

Жировицкая икона. В 1191 году в местечке Жировицах Литовского княжества пастухи пасли стадо недалеко от леса и увидели в лесу необыкновенно яркий свет в виде пламени. Они подошли ближе и увидели на дереве икону Богоматери в лучезарном сиянии. Долго они не могли подойти к самому образу. Но когда свет, озарявший икону, мало-помалу скрылся, пастухи поклонились образу Богоматери, сняли его с дерева и отнесли к своему господину, Александру Солтану. Он взял образ, запер его в ларец и пожелал сообщить о чудесном его явлении своим знакомым, для чего поспешно и пригласил их. Все с удивлением слушали его рассказ о явлении иконы и пожелали видеть самую икону. Александр пошел за нею, но иконы в ларце не оказалось. Это очень изумило его, потому что незадолго пред тем он сам положил ее туда.

Чрез несколько времени те же пастухи и на том же месте опять нашли икону Богоматери и принесли ее к своему господину. Александр, почитая себя недостойным иметь явленную икону в своем доме, дал обет на месте явления ее соорудить храм во имя Пресвятой Богородицы, и скоро был основан деревянный храм и икона Богоматери поставлена в нем.

Чрез десять лет в этой церкви случился пожар и обратил ее в пепел. Сколько ни старались спасти чудотворную икону Богоматери из огня, не могли; казалось, что она погибла в пламени, и все сокрушались о ее потере. Однажды малолетние дети были на той горе, у подножия которой стоял сгоревший храм. Вдруг видят они вдали, что некая Дева в лучезарном сиянии сидит на камне; дети не осмелились подойти к Ней, но поспешили известить своих домашних. Принимая сказанное детьми видение за Божественное откровение, все отправились на гору и издали увидели на камне горящую свечу; когда же подошли к самому камню, то нашли на нем икону Богоматери Жировицкую, нисколько не потерпевшую от пожара. Священник и жители Жировиц несказанно обрадовались обретению иконы, взяли ее и поставили в доме первого, после чего приступили к сооружению нового храма. Храм был построен в честь Богоматери, и поставлена в нем чудотворная икона.

10. Киево-Братская икона. Эта чудотворная икона Пресвятой Богородицы явилась в 1654 году и находится в Киеве, в Братском училищном монастыре, почему так и называется, но прежде была местного в Вышгороде. В 1662 голи когда переправлялись чрез реку Днепр около Вышгорода крымские татары, которые воевали в союзе с поляками против России, то похитили из церкви вместе со священной утварью и св. иконы; но чудотворная икона была пущена при этом случае по Днепру. Рекою она доплыла до Киева-Подола. Здесь с радостью приняли ее православные и перенесли в Братский монастырь с подобающею честью, и с того времени она находится там. Предание говорит, что один татарин хотел переплыть на этой иконе чрез реку Днепр. Икона поплыла с ним сама, но вдруг остановилась среди Днепра против Братского монастыря. Татарин сначала удивился такому плаванию, но затем начал кричать о помощи, боясь утонуть. Тотчас иноки из монастыря приплыли в его самого. Тогда татарин пожелал креститься и постригся в монахи. В Братском монастыре еженедельно, в каждую субботу, и ежегодно, в субботу 5-й недели Великого поста, пред сею иконою совершается акафист при многочисленном стечении народа. Кроме того, совершается празднество Братской иконе 10-го мая и 6-го сентября.

14. Теребинская икона. Эта чудотворная икона находится в заштатной мужской Теребинской пустыни Тверской епархии, на берегу реки Мологи.

Ярославская-Печерская икона. Эта икона прославилась следующим образом. В Ярославле некоторая мещанка Добычкина семнадцать лет страдала весьма жестокой болезнью — сначала душевной тоской, потом ломотой в руках и во всех суставах. В 1823 году она видела во сне некоторый храм с изображением в нем иконы Богоматери. После этого она стала ходить по всем церквам в городе, чтобы найти храм, который она видела во сне; пришла наконец в ярославский архиерейский дом. Здесь под колокольнею увидела она церковь Происхождения честных древ Креста и узнала в ней виденный ею во сне храм. С радостным предчувствием она вошла в храм и тут увидела написанную на стене Печерскую икону Божией Матери, которая представилась ей во сне. Вдруг она была повержена на пол, и начались с нею страшные корчи всего тела, но скоро пришла в себя. Тогда явилась в ней несомненная надежда, что она получит исцеление от сей иконы Богоматери. На другой день опять пришла в эту церковь и, усердно помолившись пред иконою, хотела приложиться к ней, но вдруг почувствовала внутри себя какое-то сильное и непонятное движение и вместе с этим мгновенно получила совершенное исцеление. С того времени от этой иконы Богоматери начали совершаться чудеса.

21. Владимирская икона. Три раза в году совершается празднество в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы в благодарность за троекратное избавление Ее помощью нашего отечества от врагов: 21-го мая, 23-го июня и 26-го августа. Владимирская икона Богоматери, как говорит предание, написана евангелистом Лукою на доске от того стола, за которым трапезовал Иисус Христос с Своею Пречистою Матерью и праведным Иосифом. Икона была написана еще во время земной жизни Богоматери и принесена святым художником к Ней. Видя изображение Свое на иконе, Пресвятая Дева Мария повторила Свое пророческое изречение: Отныне ублажат Мя вси роди. И присовокупила: Благодать Рождшагося от Меня и Моя с сею иконою да будет. В 450 году, при императоре Феодосии Младшем икона была принесена из Иерусалима в Константинополь, а в начале XII века из Константинополя привезена в Киев: патриарх Константинопольский Лука Хризоверг прислал ее великому князю Юрию Долгорукому, и она была поставлена в женском монастыре в городе Вышгороде. Икона скоро прославила себя великими чудесами. Однажды клирики Вышгородской обители, войдя в храм, увидели, что икона сошла с своего места и стоит среди церкви на воздухе. Они поставили ее на прежнее место; но вскоре увидели, что икона опять стоит на воздухе. Тогда князь Андрей, сын Долгорукого, который «много веру и любовь имяше ко Пресвятой Богородице», как говорит о нем древний летописец, из сего понял, что чудотворной иконе не угодно место, на котором она поставлена, и подумал: «Не в Суздальской ли земле ей угодно пребывать?» Князь Андрей уже давно замышлял удалиться с юга России на север в Ростовскую область и там основать независимое от Киева владение. Он стал усердно молиться пред иконою, отслужил пред нею молебен и, благоговейно взяв ее вместо всех сокровищ, ночью уехал из Вышгорода. По пути к Суздалю он совершал пред иконою молебствия, и тут от иконы было много чудес. Когда прибыл во Владимир князь, то жители встретили его с великою радостью. После этого князь направился к Ростову; но в 10-ти верстах от Владимира остановились лошади, которые везли чудотворную икону, и не шли далее. Запряжены были другие лошади, но и те не трогались с места. Тогда князь начал молиться пред иконою, и, получив от Богоматери повеление поставить икону во Владимире, он немедленно заложил тут храм Успения для пребывания чудотворной иконы. В 1160 году храм был окончен и великолепно украшен. Боголюбивый князь, обложив св. икону окладом из золота и серебра с драгоценными камнями, поставил ее в новом храме во Владимире, и с тех пор икона стала называться Владимирской. После этого икона прославилась новыми и великими чудесами. По вере в благодатную силу иконы князей, воевод и воинов и всего народа она участвовала во многих походах Русского воинства. В 1164 году икона находилась в походе Андрея Боголюбского против волжских болгар, которых он победил заступлением Богоматери. Пред сражением князь Андрей укрепил дух свой приобщением Св. Таин и молитвою пред чудотворной иконой Богоматери. «Всякий, уповающий на Тебя, Госпоже, не погибнет», — так вопиял он к Ней в молитве. По примеру князя, и все воины усердно молились пред Ее иконою и с верою в Ее всесильную помощь отправлялись на врага. Болгары были разбиты, и после победы князь прежде всего принес благодарственное молебствие Богоматери пред Ее Владимирской иконой. После убиения князя Андрея Боголюбского в 1173 году, когда народ, подстрекаемый безначалием и убийцами, грабил Боголюбов и Владимир, священник Николай, который прибыл с князем из Вышгорода, в полном облачении ходил с Владимирской иконой по улицам города, и мятеж скоро утих. Во время пожара, в 1185 году, 13-го апреля, когда сгорел во Владимире соборный храм со всем его богатством, св. Владимирская икона сохранилась невредимой. Слава города Владимира возрастала и распространялась в течение всего времени, пока пребывала в нем чудотворная икона Богоматери. Когда же в Москве воздвигнут был храм во имя Пресвятой Богородицы (Успенский собор) и св. икона Владимирская была перенесена туда, тогда начала возвышаться Москва над всеми Русскими княжествами. Во Владимирском соборе вместо перенесенной в Москву поставлена другая, список с нее, написанный св. Петром митрополитом в бытность его игуменом Ратского монастыря на Волыни. В Москве, как и во Владимире, чудотворная икона прославилась многими чудесными знамениями для спасения нашего отечества. В 1395 году вступил в пределы России страшный завоеватель Востока Темир-Аксак, или Тамерлан. Со своими полчищами он дошел до Дона, направляясь к Москве. Великий князь Василий Дмитриевич с войском вышел к Коломне и остановился на берегу реки Оки. Более уповая на Бога, чем на свою силу, он со всем войском и народом усердно молился Богу и Пресвятой Богородице об избавлении своего отечества и призывал на помощь великих угодников Божиих Петра, Алексия и Сергия и повелел, чтобы наступивший Успенский пост во всем княжестве был посвящен усердным молитвам и покаянию и чтобы принесена была из Владимира в Москву чудотворная икона Божией Матери. Отправлено было во Владимир за святой иконой духовенство Успенского собора. После литургии и молебна в день Успения оно приняло на свои руки чудотворную икону при умилительном зрелище народа, который слезно вопиял: «Куда Ты отходишь от нас, Владычица? Для чего оставляешь нас сирыми и отвращаешь от нас лице Свое?» С чудотворною иконою приблизились к Москве чрез 10 дней. В это время бесчисленное множество народа по дороге, преклоняя колена, с усердием и слезами взывало: «Матерь Божия! Спаси землю Русскую». Все духовенство Москвы с крестным ходом, все семейство князя, бояре и граждане торжественно встретили св. икону за городом и проводили ее до Успенского собора. Не напрасны были вера и усердные моления наших предков: в тот самый день и час, когда жители Москвы встречали икону Богоматери, Тамерлан дремал в своем шатре и увидел пред собою великую гору и с ее вершины идущих к нему многих святителей с золотыми жезлами, а над ними в воздухе, в лучезарном сиянии Деву неописанного величия, окруженную бесчисленными тьмами ангелов с пламенными мечами, которые все устремились на него. Тамерлан в ужасе проснулся, созвал своих военачальников и требовал от них объяснения этого видения. Ему отвечали, что виденная им Дева есть Матерь Бога христианского, Защитница русских. «Итак, мы не одолеем их!» — сказал хан и немедленно велел полчищам своим идти обратно, к великому удивлению русских и самих татар. В память сего избавления от Тамерлана по молитвам Пресвятой Богородицы был воздвигнут в Москве Сретенский мужской монастырь на том самом месте, где чудотворная икона была встречена при перенесении ее из Владимира в Москву, и 26-го августа установлен праздник с крестным ходом в этот монастырь из Успенского собора.

Через 50 лет после нашествия Тамерлана, в 1451 году, к Москве подступил ногайский царевич Мазовша с полчищами своего отца. Татары уже начали жечь посады Москвы и радовались, что у них будет много пленников и денег. Во время пожара святитель Иона совершал крестные ходы по стенам города. Жители Москвы бились с татарами до ночи и ожидали ночью нового приступа. Но поутру увидели, что под стенами уже нет врагов: ночью они бежали от Москвы. Татары услышали вдали необыкновенный шум и вообразили, что это великий князь идет на них с многочисленным войском. Мазовша в страхе повернул коня в обратный путь; его примеру следовали и воины его: все устремились в бегство. А войско великого князя было немногочисленно и стояло далеко. Великий князь приписал Пресвятой Богородице победу над татарскими полчищами: он поспешил в церковь и, простершись пред Владимирской иконой, со слезами благодарил Небесную Заступницу. Наша Российская Церковь совершает еще 23-го июня празднование иконе Владимирской. Это в память избавления России чудесным заступлением Богоматери от ордынского царя Ахмата в 1480 году, при великом князе Иоанне III Васильевиче. Ахмат, хан Золотой Орды, шел с громадными полчищами ограбить и разорить Москву. Он достиг уже реки Угры, которую русские называли поясом Богоматери, которым охраняются Московские владения. Великий князь, получив укрепление в совете и молитвах святителей, приготовился защищать веру и отечество. Оба войска стояли целый день друг против друга в ожидании нападения; река Угра разделяла их. И вот по предстательству Богородицы совершилось чудесное избавление нашего отечества: великий князь приказал своим войскам отступить от Угры; а татары объяснили это отступление тем, что русские заманивают их в засаду, и тоже стали отступать понемногу, а ночью внезапно напал на них такой страх, что они предались бегству. Избавление от Ахмата было окончательным свержением ига татарского, которое тяготело над нашим отечеством 200 лет: не оружие, не мудрость человеческая спасли Россию, но Господь и Его Пречистая Матерь. В благодарность за освобождение России от нашествия Ахмата установлено в 1480 году 23-го июня празднество, и в этот день также совершается в Москве крестный ход в Сретенский монастырь с Владимирской иконой Богоматери.

В 21-й день мая Православная Церковь совершает в третий раз празднество сретению чудотворной Владимирской иконы. Это в память избавления России заступлением Владычицы в 1521 году от татар крымских, ногайских и казанских, под предводительством Махмет-Гирея, который вторгся в пределы московские с такой быстротой, что великий князь Василий Иоаннович едва успел вывести свои войска на берега Оки, чтоб удержать дальнейшее вторжение врагов. Предав огню селения от Нижнего Новгорода и Воронежа до берегов Москвы-реки, враги взяли в плен множество жителей, женщин и девиц; младенцев убивали; продавали толпами пленников в Казани и Астрахани; слабых и старых морили голодом; оскверняли святыни храмов. Махмет-Гирей стоял уже в нескольких верстах от Москвы, и ей неоткуда было ждать помощи. Тогда в Москве произошло страшное смятение. Но все устремились в Кремль, чтобы молиться о спасении в кремлевских храмах, и Бог даровал спасение. В полночь один блаженный слезно молился у дверей Успенского собора. Вдруг молитва его была прервана сильным шумом, и ему представилось, что двери невидимою силою растворяются и чудотворная икона Богоматери выходит из своего места, и от иконы был слышен голос: «Выйду из града с Российскими святителями», — и с этим вместе весь собор наполнился пламенем, который мгновенно исчез. В ту же ночь одна престарелая монахиня Вознесенского монастыря, лишенная зрения, сидя в своей келье, вдруг увидела, что в Спасские ворота идет целый сонм святителей и других светолепных мужей в священных одеждах, а среди них чудотворная икона. Но едва они вышли из Фроловских (Спасских) ворот, как встретили их святые Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский, пали пред святителями и спрашивали их, куда они идут и на кого оставляют город. Святители со слезами отвечали: «Много молили мы Всемилосердаго Господа Бога и Пресвятую Богородицу об избавлении от предстоящей скорби; Господь же повелел нам не только выйти из города, но и вынести с собою чудотворную икону Пресвятой Его Матери: потому что люди презрели страх Божий и о заповедях Его вознерадели». Святые Сергий и Варлаам стали умолять отходящих святителей, чтобы они ходатайством своим умилостивили Бога, и вместе с ними начали слезно молиться Господу и Пречистой Его Матери. После того святители осенили город крестообразно и икону Богоматери возвратили опять в Успенский собор. И заступлением Пресвятой Богородицы Москва была спасена, а с нею и вся Россия. Татары увидели вокруг города бесчисленное русское войско и с ужасом возвестили о том хану. Хан не поверил и послал удостовериться. Посланные действительно увидели множество войска и сказали: «Царь, что же ты медлишь? Побежали скорее, на нас идет безмерное множество войска от Москвы», — и побежали. В память сего нового чуда и совершается в Москве 21 -го мая крестный ход в Сретенский монастырь.

Но не от одних татар избавляла Пресвятая Богородица нашу православную Россию. Для нее наступили более тяжкие времена, чем татарское иго: поляки и шведы вторглись в наше отечество и отнимали у него целые области; на престоле православных Русских царей воссел самозванец, который хотел православный русский народ сделать неправославными. Его приверженцы ворвались во время литургии в Успенский собор и начали срывать священные одежды с патриарха Иова. Патриарх сам снял с себя панагию, положил ее к иконе Богоматери и сказал: «Здесь, пред сею иконою, я удостоен архиерейского сана и 19 лет хранил святость веры; ныне вижу бедствие Церкви, торжество обмана и ереси. Мати Божия, спаси православных!» Князь Шуйский ополчился против самозванца и у того же самого образа просил себе небесной помощи на защиту отечества. И заступлением Богоматери самозванец низвержен, победа одержана над злом и Россия спасена.

Пред Владимирской иконой древнерусские люди приносили клятву в верности своему отечеству. И до настоящего времени православные всероссийские монархи принимают священное венчание и миропомазание на царство пред ликом Владимирской иконы в Успенском соборе. При избрании всероссийских митрополитов и патриархов Владимирская икона Богоматери прежде служила поручительницею и благословением: так как было обыкновение хартии имен избираемых, запечатанные царем, полагать в панагии на пелену в киоте Владимирской иконы Богоматери, предоставляя Ей, кого благоволит Она Сама выбрать.

После молебна сам царь или старейший из святителей снимал печать, вынимал одну из хартий и объявлял собору имя избранного.

Во время сильных пожаров в Москве обращались с молитвою к Божией Матери пред Ее Владимирской иконой. Когда был страшный пожар в 1547 году, Владимирскую икону хотели вынести из Успенского храма, но никак не могли снять ее с места. По словам летописца, «Сама Богоматерь соблюдала не только Свой образ, но и церковь и весь мир, покрывая и защищая его». В это время многие удостоились видеть над Успенским собором Ее в светозарном одеянии, молящуюся и осеняющую собор, и пожар утих, не причинив вреда собору.

Владимирская икона Богоматери стоит в соборе по левую сторону царских врат в створчатом киоте. Риза на иконе из чистого золота, с драгоценными камнями, ценится около 200 000 руб.

Есть чудотворная Владимирская икона во Флорищевой пустыни.

Оранская икона. В окрестностях Нижнего Новгорода некто благочестивый человек военного звания, по имени Петр Гладков, имел вотчину на том месте, где ныне находится Оранский монастырь. Он питал особенную веру к Владимирской иконе Богоматери, что в московском Успенском соборе, и просил тогдашнего протоиерея снять с нее точный список. Получив икону, Гладков отвез ее в свою вотчину, село Бочеево. Это было в 1629 году. Здесь в церкви во имя святителя Николая икона пребывала 5 лет. В 1634 году, с пятницы на субботу Похвалы Богородицы, Гладков слышал во сне повеление построить церковь на горе. Ему казалось, что он пошел и увидел себя на какой-то горе и услышал опять повеление непременно построить на этом месте храм во имя Владимирской иконы Богоматери и прежде всего водрузить тут крест. Три раза Гладкову повторялся этот сон. После того остальное время Великого поста провел он в особенном воздержании и молитве. В субботу на Святой неделе он пошел отыскивать ту гору, которую видел во сне. По пути к полю, называемому Орано поле, он шел густым дремучим лесом и, наконец, зашел в непроходимую чащу, где увидел огонь на Славенской горе, точно солнечное сияние, которое столбом восходило до небес. Гладков взошел на гору и увидел то самое местоположение, какое представилось ему во сне. Усердно помолившись, он отправился в Москву к патриарху Иосафу и, рассказав ему все, что с ним было, просил грамоту на сооружение храма в честь Владимирской иконы Богоматери на Славенской горе. Получив грамоту, Гладков прежде всего водрузил каменный крест на указанном ему во сне месте и немедленно приступил к сооружению храма, в котором и была поставлена икона Богоматери, получившая название Оранской. В окрестностях Славенской горы жили мордва-идолопоклонники. Они с ненавистью смотрели на воздвигаемое Гладковым здание и решились разрушить его; но никак не могли исполнить свое намерение и были изумлены великими чудесами от иконы Богородицы. Тогда они написали челобитную к царю, будто бы Гладков «насильственно устроил двор свой и вспахал мордовскую землю». Царь приказал исследовать дело, и оказались там только церковь и кельи для одного иеромонаха и семи монахов; в то же время от святой иконы продолжались великие чудеса. Когда доложили о том царю Михаилу Феодоровичу, он повелел устроить на Оранском поле монастырь с наименованием его Оранским. Сам монастырь весьма много терпел от мордвы; но Царица Небесная чудесно охраняла его. От иконы произошло множество чудес. В 1771 году ею сохранен город от моровой язвы. Чудотворная икона ежегодно на Фоминой неделе переносится из Оранской пустыни в Нижний Новгород, откуда носят ее в разные города и села и уже осенью возвращают обратно в монастырь.

Владимирская-Красногорская. Эта икона находится в Красногорской обители на Черной горе, близ реки Пинеги, в Двинском уезде Новгородской епархии. Она прославилась в начале XVII столетия. Некто игумен Варлаам имел у себя Владимирскую икону Божией Матери. Сама Пресвятая Богородица во сне повелела ему отдать икону иерею Мирону и при этом прибавила, что Бог хочет прославить сею иконою место Черной горы. Икона была отдана, и от нее произошло исцеление слепой девицы Марфы, которой во сне был голос от иконы, чтобы иерей Мирон скорее отнес икону на указанное место. «Хочу, чтобы там устроился дом Мне и прославилось Мое имя». Иерей Мирон устроил на Черной горе часовню, где и поставил икону. Здесь икона ознаменовала себя чудными явлениями: большим звоном и светом, исходившим от горы, и исцелением больных. Затем здесь в 1608 году иноками была устроена церковь, а потом и целая иноческая обитель, которая, как равно и самая икона, 1 была названа Красногорскою. Чудеса, изливавшиеся от иконы, прославили и обитель.

26. Селигерская икона. Эта икона находится в Ниловой пустыни, на острове Селигерского озера Тверской епархии. Селигерской иконе празднуется вторично — 7-го декабря, когда празднуется преподобному Нилу, Селигерскому чудотворцу.

28. Антиохийская икона. Время и явление сей чудотворной иконы неизвестны.

Никейская икона. Об этой иконе известно только то, что она явилась в 304 году.

29. Мателикийская. Временем явления сей иконы полагается 991 год.

30. Цесарская-Боровская икона. О времени явления сей иконы нет сведений; но, по преданию, относится оно к первой половине XII века. Местное предание говорит, что икона найдена вблизи кладбищенской церкви, в местечке Усвят Витебской епархии, в местности, называвшейся Бором, почему и известна под именем Боровской. Цесарскою же названа она потому, что представляет собою точную копию древнейшей Цесарской, которая прославилась чудо-творениями в 792 году и которой празднуется 9-го апреля. Из кладбищенской церкви икона была перенесена в самое местечко Усвят, где и доселе находится в Спасо-Преображенском храме. О чудесных знамениях и исцелениях от сей иконы имеется много сказаний и в предании, и в записях. Например, в 1859 году в Усвяте и его окрестностях была сильнейшая холера, от которой ежедневно очень многие умирали. Тогда жители обратились за помощью к Царице Небесной и с глубокой верой и слезной молитвой совершили крестный ход с чудотворной иконой вокруг всей бедствующей местности, и болезнь в тот же день начала ослабевать. На другой день крестный ход был повторен, и — холера совсем прекратилась. В том же году, по просьбе усвятских жителей, Св. Синодом было разрешено празднование Цесарской-Боровской иконе 30-го мая вместо 9-го апреля, как праздновалось до этого времени. Цесарская икона написана в древнерусском стиле.

Форумы