Бухарев И.Н., прот. Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы. Август

К оглавлению


 

1. Икона, именуемая Предвозвестительница. Она находится на Афоне, в Костоманитской обители. Икона сия прославилась следующим образом. Однажды экклезиарх этой обители Агафон впал в глубокую скорбь по случаю происшедшей скудости в обители. Долго молился он пред иконойю Божией Матери и после того заснул. В тонком сне он услышал от иконы голос, который повелевал ему не сокрушаться о скудости, потому что в обители есть все необходимое.

Агафон, воспрянув от сна, объявил о своем видении настоятелю и братии. Все пошли смотреть кладовые и нашли там всего много.

Силуанская икона. Сей иконе установлено празднование Греческим императором Мануилом, с благословения патриарха, в благодарность за победу над сарацинами в 1158 году.

8. Икона Толгская. Явление этой чудотворной иконы последовало в 1314 году, во время управления Российской Церковью св. митрополитом Петром. Епископ Ростовский и Ярославский Прохор, а в схиме Трифон, обозревая свою паству, посетил монастырь св. Кирилла Белозерского, а оттуда поехал водою вниз по реке Шексне на Волгу, к Ярославлю. За семь верст от города он остановился на правом населенном берегу Волги и, взойдя на гору, велел раскинуть на берегу палатку для ночлега против того места, где впадает в Волгу на другой ее стороне река Толга и где был в те времена дремучий лес. Когда все уже спали, епископ проснулся в полночь и с удивлением увидел яркий свет, озарявший окрестные места. Он вышел из своей палатки и увидел огненный, необычайно светлый столп на противоположной стороне Волги и мост, проведенный от берега к этому столпу чрез Волгу. Усердно помолившись Богу, епископ взошел на видимый им мост, но то была сгущенная сверхъестественной силой вода, по которой он шел, как по дереву. Перейдя на другую сторону реки и приблизившись к огненному столпу, епископ увидел образ Божией Матери с Предвечным Младенцем на руках. Образ стоял на такой высоте, что человеку нельзя было достать его руками. Долго молился он пред образом со слезами и коленопреклонениями и потом пошел в обратный путь и забыл свой жезл на том месте, где молился. Тем же путем по Волге он вернулся в свою палатку, нашел всех спящими и никому не объявил о своем видении и о хождении за Волгу. На другой день, по окончании утрени, когда епископу надо было садиться в лодку, слуги его стали искать его епископский жезл и нигде не могли найти. Тут епископ уразумел, что Бог хочет сделать известным виденное им чудо, но ничего не мог произнести от слез,; только указал перстом на то место где забыл свой жезл. Затем тихим голосом он пересказал о своем видении за Волгой и послал свои: слуг за жезлом. Когда слуги пере ехали реку, то увидели в лесу икон; Пресвятой Богородицы, но не на воздухе, а на земле, между деревьями, а около иконы епископский жезл. Благоговейно помолились они пред святой иконой и, взяв жезл, возвратились и рассказали епископу, что видели. Тогда он сам со всеми бывшими при нем людьми переправился чрез Волгу и, увидев икону, узнал, что это та самая, которую он видел на воздухе при свете огненного столпа. Он возрадовался духом, пал пред иконою и долго со слезами молился, а также молились и все бывшие с ним. После молитвы епископ взял топор и своими руками стал рубить лес, приготовлять деревья и очищать место для построения церкви; спутники его разделяли труды святителя, и тут же немедленно заложена была церковь. В то же время жители Ярославля, узнав о чудесном событии, устремились многочисленными толпами к тому месту и, поклонившись новоявленной иконе, усердно содействовали сооружению церкви, так что она была окончена к полудню. Епископ освятил церковь вечером того же дня во имя Введения Богородицы и установил праздник явления Ее иконы в 8-й день августа. Он при церкви учредил монастырь и тогда же назначил для него игумена. Так основалась сперва малая, а со временем великая обитель, существующая доныне под именем Толгской, от речки Толги. Со дня явления Толгской иконы Богоматери стали совершаться от нее благодатной силой великие чудотворения. В 1392 году во время утрени, при возгласе: «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим» вдруг из правой руки Богородицы на образе истекло миро, наполнившее благоуханием всю церковь. Все больные, помазанные этим миром, получили исцеление. Однажды от пожара церковь, где стояла икона, сгорела, и иконы не успели спасти. Все скорбели, думая, что икона погибла, но, к великой радости, нашли ее в лесу на дереве, сияющей небесным светом. В 1766 году в Ярославле и во всех его окрестностях более двух месяцев была страшная жара, так что хлеб и все растения сгорели. Горожане просили игумена монастыря совершить с чудотворной иконой крестный ход вокруг Ярославля. Ход был совершен, и полился сильный дождь, который шел три дня; тогда все растения ожили и нивы принесли обильную жатву. В городе Спасске, в Преображенском соборе есть чудотворная икона Толгская — список с настоящей.

Сохраняется в предании, что эту икону некто вез к себе в дом и остановился ночевать в Спасском, которое было еще селом, и утром икона оказалась в церкви. Получив икону из церкви, владелец ее отправился с ней в путь, но икона скрылась и опять найдена была в церкви. Тогда она была тут и оставлена. В 1828 и 1839 годах, во время пожаров, те дома, вокруг которых с верою была обнесена эта икона, остались не сгоревшими.

13. Икона, именуемая Страстной. Эта икона есть собственно Одигитрия, или Смоленская. Название Страстной она получила оттого, что по сторонам лика Пресвятой Богородицы на ней изображены два ангела с орудиями страданий Христовых. Прославилась сия икона следующим образом. В селе Палицах Нижегородской губернии жила крестьянка Екатерина, которая с самого вступления своего в замужество была одержима беснованием. Она совершенно помешалась в уме, бегала от людей, скиталась по лесам, нередко покушалась на свою жизнь, но всякий раз Господь хранил ее чрез добрых людей. Так продолжалось с нею семь лет. Однажды, придя в чувство, она обратилась с молитвою к Пресвятой Богородице и умоляла избавить ее от бедствия, давая при этом обет по выздоровлении удалиться в монастырь; но, вскоре получив исцеление, совершенно позабыла о данном ею обете. Однажды, стоя на молитве, она вдруг вспомнила свой обет, и на нее напал такой страх, что от душевного изнеможения она слегла в постель. Ночью Екатерина услышала, что кто-то подходит к дверям ее комнаты и читает молитву; двери отворились, и вошла Дева, облеченная в багряное одеяние, вытканное золотыми крестами. Это была Пресвятая Богородица. Ее сопровождала другая светоносная дева. Тут Пресвятая Богородица сказала: «Екатерина! Почему ты не исполнила обета в иноческом чине служить Сыну Моему и Богу? Иди же теперь, возвести всем о Моем явлении тебе и скажи, чтобы живущие в мире воздерживались от злобы, зависти, пьянства и всякой нечистоты; пребывали бы в целомудрии и нелицемерной любви друг к другу, почитали бы воскресные и праздничные дни, посвященные имени Господню и Моему». Екатерина в ужасе не решалась исполнить повеление Божией Матери. Подобное явление повторилось еще два раза; но Екатерина из страxa, что ей не поверят, все не исполняла повеления и за ослушание свое была страшно наказана: голова ее обратилась в сторону, рот искривился и вся она впала в расслабление. Вскоре Пресвятая Богородица снова помиловала ее. Однажды в тонком сне Екатерина услышала таинственный голос, повелевавший ей идти немедленно в Нижний Новгород к иконописцу Григорию, у которого находился написанный им образ Богоматери, именуемый Одигитрией, возвестить ему о чудесных явлениях и, собрав именем Пресвятой Богородицы семь серебряных монет, отдать их иконописцу на украшение сего образа. «Когда ты помолишься пред этим образом с верой, то получишь исцеление сама и многие другие», — прибавил голос. Екатерина нашла у иконописца образ Одигитрии и после усердной молитвы пред ним получила исцеление. С того времени от иконы стали совершаться многие чудеса. Слух о дивном событии быстро разнесся по окрестностям. Узнал об этом местный князь Борис Михайлович Лыков и, собрав многочисленное духовенство, просил совершить пред иконой молебное пение, после чего икона была перенесена в самое село Палицы Нижегородской епархии и поставлена в церкви. В 1641 году, по воле царя Алексея Михайловича, ее перенесли в Москву, и на месте ее сретения у Тверских ворот была построена церковь, а в 1654 году здесь устроен девичий монастырь, называемый от иконы Страстным. Празднество Страстной иконе совершается еще в шестое воскресенье после Пасхи, в память чудес, которые в этот день были от нее.

Есть чудотворные Страстные иконы Пресвятой-Богородицы: в Липецке, в соборе. В 1831 году, во время холеры, как только с крестным ходом пронесли эту икону по городу и обнесли по домам, холера стала утихать и совсем прекратилась. В селе Енкаеве Темниковского уезда. Икона была вынута из воды во время разлива реки Ермиши, и от нее получили исцеление несколько человек.

Минская икона. Сия чудотворная икона поставлена была в X веке великим князем Владимиром в церкви Десятинной и находилась там более 500 лет. Около 1500 года при разграблении Киева татарами икона, по снятии с нее дорогих украшений, брошена была одним татарином в Днепр. Спустя некоторое время она явилась в Пинске на реке Свислоче, где жители нашли ее, увидав необычайное сияние от нее. Тогда 13-го августа икона была поставлена в церкви замка и находилась там 116 лет. Оттуда в 1616 году перенесли ее в Минскую церковь Св. Духа, где находится она и поныне, являя над многими из верных чудеса благодати Божией.

14. Икона, именуемая Нарвской. Эта св. икона прославилась при осаде русскими войсками города Нарвы в 1558 году. Некоторые из немцев, находясь в одном доме, где жили русские купцы, и увидя тут на стене икону Пресвятой Богородицы с Богомладенцем, надругались над нею и бросили ее в огонь под котлы, где варилось пиво. В это время вдруг весь огонь поднялся кверху и загорелся дом. В то же время в одно мгновение сделалась страшная буря и пожар охватил почти весь город. Русские воспользовались смятением, происшедшим в городе, и сделали приступ. Немецкое же войско, находившееся близ города, было удержано какой-то невидимой силой, так что не дало помощи осажденным, и — Нарва была взята. Икона же, брошенная в огонь, была найдена в пепле совершенно неповрежденной, и по повелению царя Иоанна Васильевича в честь ее созданы были две церкви, в замке и городе.

15. Икона Успения, Семигородная. Эта икона написана св. Дионисием Глушицким (1-го июля). Из его обители она была перенесена некими отшельниками в непроходимый лес, верст за 20 от обители, за реку Двинцу. Тут была поставлена приходская церковь для Семигородской волости. В XV веке здесь свирепствовала чума, так что все жители этой волости вымерли, и церковь около полутораста лет стояла в запустении. В 1593 году одной старице московского Новодевичьего монастыря Иулиании, лежавшей три года в расслаблении, явилась Сама Пресвятая Богородица и обещала исцеление, если она возобновит Семигородную пустынь. Старица дала обещание возобновить и тотчас же получила исцеление. Она исполнила обещание и при возобновленной пустыни жила с несколькими сестрами в общежитии. В конце XVII века Семигородная обитель обращена в мужской монастырь.

Икона Успения, Овиновская. Эта икона находится в мужском Паисиевом монастыре Костромской епархии, на берегу Галичского озеpa. В царствование Великого князя Димитрия Донского некий боярин Овин, живший недалеко от этого монастыря, который тогда назывался Никольским, задумал построить в нем новую церковь вместо старой, обветшавшей. При начале постройки неизвестный человек принес ему икону Божией Матери и посоветовал посвятить храм Успению Пресвятой Богородицы. Боярин так и сделал и принесенную икону поставил в храме, и с этого времени икона получила название Овиновской. Московский князь Василий Васильевич взял было сию икону в Москву и поставил в соборе; но в ту же ночь она невидимой силой была перенесена в прежний монастырь.

Иконы Успения и Умиления, именуемые Псково-Печерскими. Эти иконы находятся в Печерском монастыре, который стоит в 60-ти верстах от Пскова. Монастырь назван Печерским по древней, выкопанной неизвестно кем в горе и в 1472 году открытой, пещере. Вскоре по открытии пещеры здесь, в горе, некоторым священником Иоанном была устроена церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы и при ней монастырь. По освящении церкви пред иконой Успения была исцелена одна слепая женщина. В 1521 году в монастырь двумя псковскими купцами принесена была новая икона Успения, названная Умилением, которая, по сказаниям летописи, прославилась великими чудотворениями в Пскове и Новгороде. Обе эти иконы ознаменовали себя спасением города во время нашествия на Псков короля Польского Стефана Батория в 1581 году. Когда узнали, что Баторий идет на Псков, то, по распоряжению архиепископа, иконы Успения и Умиления были принесены в город. За несколько дней до приступа некто благочестивый старец Дорофей, когда сидел в сенях своей кельи и плакал о предстоящем бедствии города, удостоился чудесного видения. Он видел от Печерской обители идущий к Пскову необыкновенный свет в виде столба и в этом свете Пречистую Богородицу, Которую поддерживают свв. преподобные Антоний Киево-Печерский и Корнилий, игумен Псково-Печерской обители. Пресвятая Богородица стала на городской стене. Тут благоговейно предстали пред Нею святые угодники псковские. Пресвятая Богородица, взирая с гневом на город, сказала: «О, беззаконные люди! Грехами своими вы прогневали Сына и Бога Моего, и вот теперь пришла на вас беда великая!» Тогда святые стали молиться Ей со слезами за псковитян, и Пресвятая Богородица, обращаясь к Дорофею, сказала: «Пойди скорее к воеводам, Печерскому игумену и к народу в соборе Св. Троицы и скажи, чтобы все они усерднее, со слезами, молились Богу о своих грехах, чтобы принесли Печерский образ и хоругвь на стену города, на то место, где Я теперь стою, и отсюда стреляли бы из пушек по королевским шатрам. Сама Я буду молиться Сыну Своему и Богу о прощении их грехов и о небесной помощи». Когда старец Дорофей возвестил о бывшем ему видении, то так и сделали, как повелела Пресвятая Богородица. Неприятель сделал приступ, хотя и пробил городскую стену, но был отбит. Тогда Баторий хотел было ограбить Печерский монастырь. И здесь поляки хотя и сделали пролом в монастырских стенах, но были отбиты помощью Небесной Заступницы. С тех пор, в память избавления Пскова от нашествия Батория, ежегодно, в седьмую неделю по Пасхе, совершается крестный ход с чудотворной иконой из Псково-Печерского монастыря в город. В другой раз в году приносят во Псков икону к 7-му октября, и в этот день бывает с ней крестный ход вокруг городских стен в память такого же хода, бывшего в 1812 году при нашествии французов.

Сурдегская икона. Она находится в Ковенской губернии, Вилькомирского уезда, в Свято-Духовском мужском монастыре, именуемом Сурдегским от местечка Сурдеги, где он учрежден. Этот монастырь — один из древнейших памятников Православия в Литве. Он пережил все смуты и гонения в продолжение нескольких веков, не поддавшись никаким проискам враждебных латинян. История Сурдегского монастыря и Сурдегской иконы следующая: в 1510 году православный помещик Шиш-Ставецкий построил церковь в Сурдегах. Двадцать лет спустя, в 1530 году, вблизи церкви явилась чудотворная икона Пресвятой Богородицы над источником. Тогда местный помещик Владыка построил над источником церковь во имя Святой Троицы, а в 1550 году тут был устроен монастырь сурдегской помещицей Анной Шишанкой-Ставецкой, которая обеспечила его существование большими угодьями. Сурдегский монастырь оставался православным, несмотря на все гонения и попытки врагов завладеть и этой русской святыней. Не раз враждебные латиняне захватывали монастырские имения, разгоняли монахов и даже дерзнули похитить чудотворную икону из Сурдег и увезти ее в Бернардинский монастырь. Есть предание, что лишь только внесли икону в костел, лик Царицы Небесной стал невидим для народа, а у похитителей свернулись челюсти. Испуганные бернардинские монахи немедленно с крестным ходом возвратили чудотворную икону в Сурдегский монастырь. Во время процессии один из неверующих с досады на неудачу стал произносить богохульные слова против чудотворной иконы, но тут же впал в такое бешенство, что его, как зверя, должны были держать на цепи; в это же время слепая нищая приблизилась к иконе и, с благоговейной верой и молитвой преклонившись пред святыней, получила зрение. С тех пор почитание чудотворной иконы и значение монастыря увеличились не только между православными, но и среди инородцев, старообрядцев и католиков. На Литве, в Курляндии и Белоруссии Сурдегская икона Божией Матери привлекает со всех сторон множество богомольцев, и особенно к 15-му августа, когда совершается празднество в честь святыни монастыря.

Икона Тупичевская. Эта икона находится в городе Мстиславле Могилевской епархии, в Тупичевском Свято-Духове монастыре. Кроме 15-го августа, ей празднуется и в день Сошествия Св. Духа. С 1847 года с сей иконой совершается крестный ход в память воссоединения униатов.

Икона Владимирская-Ростовская. Она находится в соборном Успенском храме Ростова. Она написана чудесным образом. В XII веке в Киево-Печерской лавре подвизался искусный живописец св. Алипий. Некто благочестивый христианин соорудил храм в Киеве на так называемом Подоле и поручил знакомым ему монахам лавры заказать Алипию иконы для этого храма, дав на них деньги. Монахи утаили деньги, а про Алипия сказали, что он отказывается писать иконы. Тогда на Алипия принесена была жалоба игумену. Алипий говорил, что даже и не слыхал о заказе. Но для обличения его были принесены доски, назначенные для икон, и что же? На них все с удивлением увидели священные изображения. Тогда обманщики иноки были удалены из лавры, а иконы поставлены в церкви, для которой предназначались, и вскоре они прославились чудом. Случился на Подоле пожар, от которого сгорела церковь, где находились чудные иконы, но самые иконы были найдены в пепле совершенно неповрежденными. Великий князь Владимир Мономах, бывший свидетелем сего чуда, одну из икон, именно с изображением Пресвятой Богородицы, взял с собой в Ростов. Здесь икона два раза была в опасности во время пожара, но оставалась неповрежденною.

Икона, именуемая Крымской. Она чудесным образом изобразилась и ознаменовала себя многими исцелениями больных.

Цикланская икона. Сия икона находится в Цикланском монастыре, в Карталинии. Явление ее относится ко временам Нины, просветительницы Грузии.

Ацкурская икона. Сохраняется в предании, что икона сия принесена св. апостолом Андреем Первозванным. Она находится в Гаэнатском соборе, близ Кутаиса.

Вифлеемская икона. Она находится в соборе в Тифлисе.

Гаэнатсхая икона. Она находится в Гаэнатском соборе, близ Кутаиса. По преданию, сия икона принадлежала царице Тамаре.

В Борисоглебской пустыни Московской епархии находится чудотворная икона Успения Пресвятой Богородицы. Сюда она привезена одной монахиней из Курска. В 1864 года по молитве пред ней получил исцеление от тяжкой болезни московский купец Пыхов.

16. Икона Феодоровская-Костромская. О ней чит. под 14-м марта.

17. Свенская икона. О ней чит. под 3-м мая.

Амастрийская икона. Эта икона находится в Амастрийском монастыре при Черном море. Называется она и Амартийской. Она прославилась во дни иконоборства.

19. Донская икона. Эта икона принесена донскими казаками, прибывшими на помощь к великому князю Димитрию Иоанновичу Донскому в битве с татарами. Она была утверждена на древке, как хоругвь, и во все продолжение войны оставалась при русском войске. В день славной Куликовской битвы, бывшей в 1380 году между реками Доном и Непрядвою, икону носили среди православных воинов для ободрения и помощи им против рати татарской, литовской и рязанской. Когда неприятели были поражены, казаки поднесли икону в дар великому князю Димитрию, который привез ее в Москву и поставил сначала в Успенском соборе, а по сооружении Благовещенского собора перенес ее туда. В память победы, одержанной заступлением Пресвятой Богородицы на берегах Дона, икона названа Донской. В 1591 году крымский хан Казыгирей с многочисленными полчищами татар вторгся в пределы России и подступил даже к Москве. Царь Федор Иоаннович, не надеясь отразить своими силами внезапное нашествие татар, так как еще должен был защищаться от шведов, шедших на Новгород, обратился с молитвою о помощи к Небесной Заступнице. Он приказал с иконою Донской Богоматери и другими иконами совершить крестный ход вокруг города и потом поставить первую в походной своей церкви среди воинских рядов. Целую ночь царь усердно молился, прося Пресвятую Богородицу послать помощь на одоление врагов, и получил извещение, что силою Христа и предстательством Его Матери он одержит победу над врагами. При наступлении дня татары с ожесточением устремились на русские войска и целые сутки бились с ними, но вдруг были устрашены невидимой силой и обратились в бегство, оставив на поле сражения множество убитых, раненых и весь свой стан. В этом же 1591 году был основан Донской монастырь на том месте, где среди воинов во время битвы стояла Донская икона. В монастырской церкви была поставлена чудотворная икона и установлен 19-го августа ежегодный праздник в честь сей иконы Божией Матери, в память бывшей чудесной помощи от нее русскому войску, с крестным ходом из Успенского собора в Донской монастырь.

В Софрониевой пустыни имеется чудотворная Донская икона Пресвятой Богородицы. Она принесена сюда в 1733 году донским казаком Коловертовым. Казак обещал пожертвовать ее в пустынь, но не спешил сделать это и заболел головою. Сама Пресвятая Богородица, явившись во сне одной благочестивой вдове Татиане, повелела объявить Коловертову, чтобы он исполнил свой обет, и обещала ему выздоровление. И он, лишь начал собираться в пустынь с иконой, получил исцеление.

22. Грузинская икона. Икона сия находится в Красногорском монастыре Архангельской епархии, который прежде назывался Черногорским от имени горы. Она прославилась в XVII веке. Когда в 1622 году Персидский шах Абас покорил Грузию, тогда взяты были персами многие грузинские святыни и иконы для продажи русским купцам в Персии. В 1625 году один из персиян продал взятую им в Грузии икону Богородицы одному из русских торговцев, приказчику ярославского купца Лыткина. В это время в Ярославле самому Лыткину было откровение о драгоценной иконе, приобретенной его приказчиком, и повеление отослать ее в Красногорский монастырь. Купец отнес икону, и здесь она прославилась многими чудотворениями. В 1654 году, когда в Москве свирепствовала моровая язва, привезена была сюда Грузинская икона и с нее снят список, который поставлен в храме близ Варварских ворот. Молитва пред чудотворной иконой была услышана Богом, и моровое поветрие скоро прекратилось. В 1658 году установлено было празднование Грузинской иконе 22-го августа. После, 22-го ежегодно из монастыря берут икону в Архангельск, где она бывает долгое время «для освящения города». Есть чудотворные Грузинские иконы: в Москве, в Алексеевском монастыре. Икона эта прославилась в 1654 году. Когда в Москве и ее окрестностях открылась смертоносная язва, в это время к одной монахине, заболевшей язвою и желавшей помолиться пред Грузинской иконой, пришел неизвестных монах и сказал: «Зачем ты печалишься, что не можешь помолиться пред Грузинской иконой Богоматери? У вас есть точно такая же икона, принесенная из Грузии. Она находится у вас в монастыре, в пещере. Отыщи ее, и от нее подано будет исцеление не только тебе, но и многим другим». Об этом видении больная рассказала сестрам монастыря, и долго думали, что это за пещера, где находится икона, и наконец нашли икону в ризнице, в шкафу, устроенном наподобие пещеры. Обрадованные инокини внесли икону к больной, и она после совершения молебна получила исцеление. После того икону обнесли по всем кельям, и все заболевшие инокини выздоровели. Со времени явления иконы язва начала прекращаться в Москве. От иконы были и другие чудеса. В селе Ключареве Тверской епархии, в Корчевском уезде, Грузинская икона прославилась в недавнее время истреблением напавшего на засеянные поля червя. Когда совершен был крестный ход с этой иконой по полям, то пошел страшный дождь, который вызвал червя из земли, а налетевшие в это время в бесчисленном множестве птицы поклевали его.

Икона, именуемая Грузинской-Раифской. Икона сия есть список с Красногорской и находится в Раифской пустыни, в 30-ти верстах от Казани, которая так названа от церкви в ней, посвященной памяти свв. отцов, в Синае и Раифе избиенных (14-го января), и издавна почитается чудотворной. Ежегодно с этой иконой бывает крестный ход в город Свияжск, за 18 верст от пустыни, по всей вероятности, в память какого-либо чуда. В 1689 году пожаром были истреблены все записи о монастыре и чудесах от иконы.

24. Икона, именуемая Петровской. Эта икона находится в московском Успенском соборе и названа так потому, что в 1307 году написана св. митрополитом Московским Петром, когда он был еще игуменом на Волыни. Она еще при жизни сего святителя ознаменовала себя чудотворениями. При возвращении митрополита Максима из Владимира Петр с братиею своей обители, принимая благословение от него, поднес ему в дар написанную им икону Пресвятой Богородицы; святитель с радостью принял святую икону, украсил ее золотом и драгоценными камнями и до конца жизни хранил ее в своей келье. По кончине митрополита Максима некто игумен Геронтий хотел хитростью захватить сан святителя и, взяв с собой святительскую утварь, жезл и Петровскую икону, отправился в Царьград с единомысленными ему церковными сановниками. Тогда князь Галицкий Юрий просил блаженного игумена Петра поспешить в Царьград, чтобы помешать обману. Петр послушно предпринял дальний путь и прибыл в Царьград. Блаженный Патриарх Афанасий принял его с радостью и, по внушению Духа Святого, посвятил в митрополита всей России.

Когда же Геронтий подплывал к Царьграду, то поднялась страшная буря и корабль его был задержан.

Ночью во время бури явилась Пресвятая Богородица и сказала: «Не на тебя возложится сан святительский, но тот, кто написал Мой образ, Петр, игумен Ратский, возведен будет на верховный престол митрополии Русской и украсит его и упасет людей своих, за которых Сын и Бог Мой Иисус пролил кровь Свою». Когда после прекращения бури Геронтий прибыл в Царьград, то принужден был рассказать свое сонное видение. Тогда патриарх взял у него святительскую утварь и честную икону и, передав святителю Петру, сказал: «Прими святой Богородичный образ, который ты написал своими руками, ибо его ради воздала тебе дар Сама Владычица, предсказав о тебе». В 1325 году перемещена была митрополия из Владимира в Москву, и Петровская икона перенесена была сюда митрополитом Петром и поставлена в Успенском соборе. В 1613 году вместе с Феодоровской иконой она была при избрании на всероссийский престол юного царя Михаила Феодоровича. Во Владимире, в соборе находится чудотворная Владимирская икона Божией Матери, которая написана также святителем Петром. Она есть подобие Петровской в Москве. (См. с. 145.)

Икона Явление Пресвятой Богородицы преподобному Сергию. Эта икона написана в память сего чудесного явления и изображает самое явление. Однажды ночью преподобный Сергий со своим учеником Михеем пел акафист Пресвятой Богородице и при этом молился Ей о своей обители. Помолился и сел отдохнуть. Вдруг сказал он св. Михею: «Бодрствуй, чадо, мы будем иметь чудное посещение». Лишь произнес он эти слова, как послышался голос: «Пречистая грядет!» Тогда св. Сергий вышел в сени, и его осветил необыкновенный свет, и он увидел Пресвятую Богородицу, сопровождаемую святыми апостолами Петром и Иоанном. Преподобный в трепете пал на землю. Пресвятая Богородица прикоснулась к нему и сказала: «Не бойся, молитва твоя о сем месте и об учениках твоих услышана. При тебе и после тебя Я буду неотступна от твоей обители и буду покрывать ее во всех нуждах». Икона сего явления пользовалась особенным уважением царя Алексея Михайловича. Он брал ее с собою в польский поход в 1657 году и приказал написать на ней, что по молитвам Пресвятой Богородицы и заступлению свв. Сергия и Никона Бог даровал ему победу над Польским королем и предал в руки его Вильну и другие города польские, литовские и немецкие. В 1703 году, во время войны с Карлом XII, икона сия, по повелению императора Петра Великого, была послана в русский стан и находилась там до окончания войны. В 1812 году митрополит Платон посылал эту икону в лагерь императору Александру I. В Троице-Сергиевой лавре каждую субботу пред иконой совершается молебен в часовне, на месте явления Пресвятой Богородицы преподобному Сергию.

26 Владимирская икона. О ней чит. под 21-м мая.

Форумы