Краткое сведение о жизни и сочинениях блаженного Феодорита, епископа Кирского

Феодорит Кирский. Церковная история


Блаженный Феодорит принадлежит к числу знаменитейших учителей и писателей Церкви 5-го века. Он родился в Антиохии в 387 году и происходил из семейства благородного, богатого и благочестивого. Мать его, в продолжение тринадцати лет быв неплодною, получила этого сына по молитвам пустынника Македония Критофага, почему и наименовала его Феодоритом, то-есть Богодарованным, и от самой колыбели посвятила на служение Богу. Согласно с этим обетом благочестивой матери, Феодорит воспитывался в одном монастыре, лежавшем в трех милях от Апамеи и в шестидесяти пяти от Антиохии; потом, лишившись родителей, роздал бедным оставленное себе значительное богатство и в том же самом монастыре вступил на степень чтеца. Здесь проходил он служение и вместе дополнял свое воспитание изучением еврейского и сирского языков - до 423 года, а в этом году взят был отсюда против воли и рукоположен в епископа кирского.

Город Кир лежит в той части Сирии, которая называлась евфратскою, и, говорят, основан был Иудеями в честь персидского царя Кира, когда он освободил их от плена. Незначительная сама по себе, эта епископия заведовала однакож осьмьюстами церквей, или приходов, и со стороны епископа требовала неослабной деятельности - частию потому, что ее жители несли тяжкое бремя бедности, а еще более потому, что нигде не было такого множества различных еретических обществ, как в кирском округе. Феодорит ревностно подвизался против того и другого зла. В пользу внешнего благосостояния своей паствы он открыл источники церковных доходов, построил несколько портиков дли народных сходок и два больших моста через реку, возобновил общественные бани, устроил в городе водопроводы и просил правительницу империи Пульхерию об освобождении тамошних жителей от некоторых отяготительных налогов. А для утверждения и распространения православия он неукоснительно проповедовал чистое учение веры и пастырскими своими наставлениями привлек в недра Церкви более десяти тысяч маркионитов, целые поселения евномиан и ариан, так что в его епархии еретиков наконец не оставалось. Все это совершил Феодорит не только не без трудов, но и с опасностию для жизни; ибо случалось, что еретики, противоборствуя его ревности, злобно преследовали его и бросали в него камнями. Кроме этих домашних подвигов, он не редко проповедовал слово Божие и в Антиохии. Поучениям его тамошняя Церковь с восторгом внимала шесть лет при епископе Феодорите и тринадцать при епископе Иоанне, с которым, равно как и с константинопольским епископом Несторием, он был в особенно тесных дружеских отношениях.

Но служение Феодорита не ограничивалось одною пастырскою и учительною его деятельностию. По высокому своему значению среди тогдашних светильников православия, он должен был также участвовать во всеобщем или соборном управлении Церковью и вместе с прочими блюстителями веры обличать новые, возникшие тогда ереси.

В одно время, когда он находился в Антиохии, к Иоанну принесли послание александрийского епископа Кирилла и римского - Целестина. В этом послании помянутые предстоятели объявляли Иоанну о неправоверии Нестория, говоря, что в Лице Иисуса Христа он не допускает воплощения Бога от Марии и утверждает, что Пресвятую Деву надобно называть не Богородицею, а Христородицею. Прочитав это, Феодорит советовал антиохийскому епископу известить обвиняемого о распространении неблагоприятной молвы касательно его учения и просить, чтобы он постарался доказать несправедливость таких слухов. Но между тем александрийский епископ Кирилл писал уже самому Несторию и к своему посланию присоединил двенадцать анафематств против некоторых догматических его мнений. Это последнее послание, которого копия прислана бала и в Антиохи, не понравилось ни Иоанну, ни Феодориту, - и Иоанн поручил епископу кирскому опровергнуть его особым сочинением, что Феодорит и исполнил. Но тогда как он занимался этим, в Ефесе составлялся уже Собор - для рассмотрения догматических мнений Нестория, и приглашал Иоанна и Феодорита принять в нем участие. Приглашаемые, видя, что присутствие на Соборе должно будет поставить их в неприятное столкновение с Кириллом, если они, по чувству дружбы, захотят благоприятствовать Несторию, либо с Несторием, если согласятся с св. Кириллом, отказались ехать в Ефес, и за то, по определению Собора, лишены были церковного общения. Впрочем Феодорит недолго оставался в разномыслии с александрийским епископом. Как скоро Кирилл, обвиняемый в аполлинарианстве, написал послание Акакию беррийскому и в нем ясно изложил исповедание своей веры, - епископ кирский совершенно убедился в его православии и навсегда примирился с ним, не расторгая однакож личного общения с Несторием. Последний уже лишен был епископского престола и объявлен ересеначальником, - а Феодорит все еще находился в дружеских с ним отношениях, и за то, по указу царя, лишен был права участвовать в соборном управлении Церковию и выезжать за пределы своей паствы.

Между тем, по поводу осужденной уже Собором ереси Несториевой, возник новый и сильный спор константинопольского архимандрита Евтихия и дорилейского епископа Евсевия о двух естествах в Иисусе Христе. Созванный тогда в Константинополе для решения некоторых частных вопросов Собор подверг своему рассмотрению и этот предмет разномыслия и, под председательством константинопольского епископа Флавиана, осудил Евтихия. Но сторону осужденного вскоре принял преемник Кирилла на александрийской кафедре Диоскор, и определением нового ефесского Собора, вместе с Флавианом, Евсевием и многими другими, низложил и Феодорита, как одного из главных противников евтихианства; а император Феодосий Младший низложенному епископу кирскому предписал оставить свою паству и жить безвыходно в том самом монастыре, в котором некогда он получил воспитание. Здесь проводил Феодорит поздние годы своей жизни до самой смерти Феодосия, или до восшествия на престол Маркиана. Император Маркиан возвратил ему свободу; но он все еще оставался в монастыре, пока не призван был для присутствования на халкидонский Собор. При осьмом заседании епископов в Халкидоне, Феодорит подал прошение Собору о пересмотре его сочинений относительно догматов веры, так как в них предполагаемы были черты учения Несториева; но некоторые, предубежденные против него отцы отвечали, что пересмотр их в этом отношении не нужен и что ему остается только отречься от Нестория и произнесть ему анафему. Убежденный их представлениями и заблуждением бывшего константинопольского епископа, бл. Феодорит сделал это - и тот час же объявлен был православным. Собор возвратил ему прежнюю епископию; а император отменил касательно его указ Феодосия. После сего, прибыв в Кир, он управлял своею паствою еще около пяти лет и умер в 458 году.

Блаженный Феодорит оставил после себя много сочинений, отличающихся силою христианской назидательности, чистотою учения и богатством разнообразных исторических сведений. В полном своем составе они издаваемы были Аббатом Гарнье и Сирмондом. Не входя в подробное раскрытие содержания и достоинств их, мы ограничимся здесь только перечислением того, что написано Феодоритом. Сочинения его дошли до нас под следующими заглавиями:

1. Вопросы на осьмикнижие, т. е. на пять книг Моисея, на книги Иисуса, Судей и Руфь. За ними следуют вопросы на книги Царств и Паралипоменом. Это - выбор и объяснение некоторых трудных мест, встречающихся в означенных священных книгах.

2. Толкования на все псалмы, на песнь песней, на пророчества Иссайи, Иеремии, Иезекииля и Даниила, на двенадцать малых пророков и на все послания апостола Павла.

3. Боголюбец, или история благочестивой жизни, - книга, содержащая в себе жизнеописания современных Феодориту тридцати пустынников, творивших много чудес силою крестного знамения, святой воды и благословенного елея.

4. Речь о любви, написанная Феодоритом в связи с сочинением предыдущим и направленная к тому, чтобы представленными в Боголюбце примерами постоянства и терпения укрепить души людей, подвергающихся гонениям.

5. Послания разным лицам, которых число простирается до ста сорока семи.

6. Басни еретиков, или история ересей, изложенная в пяти книгах. В первой из них Феодорит рассматривает ереси, принимавшие два начала и доказывавшие, что воплощение Бога было только кажущееся; во второй говорит о тех, которые признавали Христа простым человеком; в третьей, кроме многих других, разбирает заблуждения монтанистов и новоциан; в четвертой показывает нелепости ересей новейших - от Ариевой до Несториевой; а в пятой излагает учение православной Церкви, как слово обличения всех вообще еретиков.

7. Эранист или Полиформ (т. е. Собиратель или Разновидный) - сочинение, состоящее из трех разговоров и писанное против евтихиан. Феодорит дал ему такое заглавие потому, что обличаемая в нем ересь была смесью заблуждений Маркиона, Валента, Аполлинария и Ария. Сверх того, первый разговор назвал он «неизменным», поскольку в нем доказывается, что Слово, став плотию, не изменилось; второй - «несмешанным», поскольку в нем утверждается, что в Иисусе Христе природа Божественная и природа человеческая существенно различны; третий - «не страдающим», поскольку в нем объясняется, что Божество, по существу своему, страдать не может. В конце этого сочинения те же самые положения доказываются посредством силлогизмов.

8. Десять бесед о промысле - одно из превосходнейших произведений древнего христианского витийства. Эта книга показывает, что Феодорит имел обширные познания в философии, обладал богатством высоких мыслей, умел излагать их последовательно и украшать свою речь живым выражением, изящным и чистым слогом.

9. Обличение двенадцати анафематств Кирилла, сочинение, как сказано выше, написанное по поручению антиохийского епископа Иоанна, бывшее плодом недоразумений относительно нового вопроса, возникшего тогда в Церкви, и сделавшееся причиною многолетних страданий Феодорита.

10. О врачевстве эллинских предрассудков, - сочинение, состоящее из двенадцати речей, содержащих в себе превосходную апологию нашей веры против идолопоклонников. В нем заключено весьма много любопытных сказаний о богословии древних язычников, о нечестии их философов и о пороках, которыми они унижали свою науку. В нем доказывается также, что почитание, какое Христиане воздают святым, существенно отличается от почитания, воздаваемого идолам, и что мученики, взятые на небо, в некотором смысле, суть наши ходатаи перед Богом и врачи наших душ и тел.

11. Но в настоящем случае мы должны обратить особенное внимание на Церковную Историю блаженного Феодорита, которую теперь предлагаем нашим читателям в русском переводе. Цель его истории, как говорит он сам, есть - передать потомству достопамятные события, случившиеся в Церкви Христовой с того времени, до которого довел повествование Евсевий кесарийский. Но излагая свою историю, Феодорит имел ли в виду изложения Сократа и Созомена, начинающиеся тою же эпохою, и какое значение приписывал он ей в отношении к сим последним? Ответ на этот вопрос, кажется, можно видеть в следующих его словах: «я постараюсь описать то, что не вошло в Церковную историю» - #)» - Сократ и Созомен жили в Константинополе и потому описывали больше события, происходившие в Церкви константинопольской; а Феодорит, управляя одною из Церквей сирских, излагает преимущественно то, что тогда же происходило на востоке, и о чем помянутые историки или вовсе не говорили, или говорили очень кратко. Посему на историю Феодорита надобно смотреть, как на дополнение к сказаниям Сократа и Созомена. Она самим писателем разделена на пять книг и своими повествованиями обнимает сто пять лет - период от появления арианства до смерти епископов Феодора и Феодота, или до 427 года. Впрочем время ее написания надобно полагать гораздо позднее, именно около 450 года; потому что Феодорит упоминает в ней о спорах Нестория с Кириллом и о появлении ереси Евтихиевой. Касательно внешней формы этого сочинения весьма справедливо замечание Фотия, что язык в истории Феодорита гораздо лучше языка в повествованиях Сократа и Созомена. Он отличается, с одной стороны, ясностию, с другой - возвышенностию, и черезвычайно приличен сочинениям описательным.

Примеч. Кроме этих сочинений, Феодорит написал много и других, которые до нас не дошли. Таковы - Пенталог, книга о девстве, книга против Евтихия и Нестория, книга Иудеев и проч.

Ссылки по теме
Форумы