Иконография праздника Сретения Господня

     
  Сретение Господне. Икона XV в. Остров Патмос  
 
Сретение Господне. Икона XV в. Остров Патмос
 
 

Древнейшее из известных ныне художественных изображений сцены Сретения Господня во Храме Иерусалимском запечатлено на мозаике римской церкви Santa Maria Majjiore («Святой Марии Великой»), находящейся на Эсквилинском холме. Сам храм и его великолепные цветные мозаики исполнены впервые при папе Сиксте (432-440 гг.), т.е. вскоре после III-го Вселенского Собора, утвердившего догматическую правомочность чествования Девы Марии именно как Богородицы и как реальной соучастницы дела спасения рода человеческого, совершенного Ее Сыном — Богочеловеком Иисусом Христом (воплотившимся и вочеловечившимся через Нее Вторым Лицом Святой Троицы) [1]. Здесь мы находим, вероятно, самое раннее художественное свидетельство церковно-богослужебного почитания Святой Девы Марии — Богоматери [2].

Мозаика Сретения, размещенная справа от престола, наверху, в ключе триумфальной арки (симметрично Благовещению, находящемуся слева), являет собой сложное и многофигурное изображение, свидетельствующее о таланте мастеров, пламенеющих любовью к Царице Небесной. Знаменательная встреча в Иерусалимском Храме представлена в качестве торжественного церемониального акта. Божия Матерь в белой тунике и богатой, шитой золотом мантии, находится еще перед входом в Храм, будучи сопровождаема двумя ангелами (теми же, что и на мозаике Благовещения). «Преднося обеими руками благословляющего Младенца, Она медленно идет к группе лиц, Ее ожидающих: Иосифу и пророчице Анне, с ангелом позади. Симеон, приклоняясь, спешит Ей навстречу, держа в обеих протянутых руках плат для принятия Младенца. Позади него — парные ряды выходящих из Храма священников, с выражением чувств умиления; правее — храмовый портик с парою горлиц, в него входящих, служитель Храма. Все это на фоне аркад, окружающих Храм» [3].

В этой сцене сразу определились те характерные жанровые черты иконографии Сретения, которые, варьируясь чаще всего в сторону упрощения, позволяют нам без труда выделить это событие из других сцен евангельской истории в их художественном отображении. Так, в одной византийской книжной миниатюре конца X в., иллюстрирующей сцену Сретения, Богоматерь протягивает Младенца Иисуса Симеону, который, почтительно склонившись, принимает Его на свои руки, покрытые складками плаща. За ним изображена пророчица Анна, вся охваченная экстатической динамикой переживаемых ею великих минут. Обратив лицо к небесам и воздев к ним правую руку, она что-то вещает в порыве пророческого вдохновения, левой рукой сжимая книжный свиток. Деву Марию сопровождает Иосиф, стоящий за Ее спиной; он — в белых одеждах и с двумя белыми горлицами в руках. Взор его обращен вперед, поверх головы Марии [4].

Окончательно же иконография праздника Сретения складывается в период с IX по Х век и не претерпевает с тех пор сколь-нибудь существенных изменений. «Иногда мы видим Младенца Христа на руках Матери или тот момент, когда Она передает Его святому Симеону, но чаще всего сам Симеон держит Спасителя на руках. Младенец Христос никогда не изображается в пеленах: обычно Он одет в короткую рубашку, не прикрывающую Его обнаженные ноги. Сидя на простертых руках Симеона, Он благословляет его. Это иконографический тип Христа Эммануила»[5].

У западноевропейских художников позднейшего времени сюжет Сретения не пользовался такой популярностью, как другие евангельские сюжеты, относящиеся к младенческому периоду жизни Спасителя. Основные иконографические атрибуты остаются, разумеется, прежними, стилизуясь под вкус эпохи; при этом таинственный старец, исходя из апокрифической традиции, возводится иногда в священническое достоинство. Художники, подобно многим средневековым историкам и гимнографам, никак не хотели мириться с тем, что Симеон, согласно евангельскому повествованию, — просто благочестивый «мирянин», как сказали бы мы сейчас.

* * *

На многочисленных новгородских иконах XV-XVI веков Сретение происходит перед престолом, над которым возвышается киворий (сень). На престоле иногда изображают Крест, книгу или свиток. По левую сторону от престола стоит Богоматерь, по правую - праведный Симеон. Святой старец, наклонившись вперед, держит Младенца на обеих руках, покрытых ризою в знак благоговения. Богоматерь сопровождает святой Иосиф, неся в складках своего плаща жертву бедных родителей: двух горлиц (Лев. 12, 8). Эти птицы считаются символом Церкви Израиля и церкви язычников, равно как и символами двух Заветов, Единый Глава которых - Христос. Святая пророчица Анна, «дочь Фануилова... вдова лет восьмидесяти четырех» (Лк. 2, 36), стоит позади Симеона на втором плане, как и праведный Иосиф. Слегка отвернувшись, она поднимает вверх голову, покрытую платом; на ее лице отражается пророческое вдохновение.

Примечания:

[1] См.: Успенский Л. Богословие иконы Православной Церкви. [Париж], 1989, с. 55.
[2] Кондаков Н. Иконография Богоматери, т. I. Пг., 1914, с. 111.
[3] Там же. Сцена Сретения, отмечает Н. Кондаков, выполнена в характерном римском стиле (там же, с. 123).
[4] Лазарев В. История византийской живописи, т. II. М., 1948, табл. 72а.
[5] Лосский В. Сретение. — Журнал Московской Патриархии. 1974, № 2, с. 69.

По материалам издания: Рубан Ю.И. Сретение Господне (Опыт историко-литургического исследования). СПб., Изд-во «Ноах», 1994. С. 68-69

Ссылки по теме
Форумы