Московские «гости» Дмитрий и Федор Сырковы и святитель Макарий

     
  Успенский собор Московского Кремля  
 
Успенский собор Московского Кремля
 
 

Архимандрит Макарий (Веретенников)

После присоединения к Москве Великого Новгорода князем Иоанном III в 1478 году часть новгородцев была переселена им из Новгорода, а на их место были направлены жители других городов. В Новгороде их называли «московскими гостями», в последующее время они выполняли различные государственно-административные функции. Среди них известна и семья Сырковых. Д. А. Петров так характеризует их деятельность по созиданию храмов: «Привилегированное семейство купцов, получивших к середине века возможность занимать высшие административные должности в Новгороде, превзошло в масштабности своего строительства даже самые аристократические и богатые фамилии Московского государства» (1).

Особая страница в жизни Великого Новгорода XVI века — время архиепископа Макария (1526—1542). Строителем храмов в Великом Новгороде при нем был «московский гость» Дмитрий Сырков. В летописи есть некоторые сведения и о его родственниках. Осенью 1505 года на Ярославовом дворище был заложен храм святых Жен-Мироносиц и святого Прокопия «на единой основе Иван Сырков с детми своими, с Афанасьем и з Дмитрием» (2). Его освящение произошло в 1510 году, когда еще вдовствовала Новгородская владычняя кафедра. Д. А. Петров считает, что построение храма было связано с «псковским взятием» (3). Данный храм имел особое значение для семьи Сырковых, поскольку, как отмечает исследователь В. А. Варенцов, «двор гостей Сырковых в течение трех поколений находился около Торга, рядом с церковью Жен-Мироносиц» (4). Храм имел «двухэтажное подцер-ковье», а своей архитектурой способствовал формированию «стилистического языка городского зодчества 1520-х годов, определяя его направление» (5).

В 1524 году на Ярославовом дворище в храме мученицы Параскевы, главном на новгородском торге, велись ремонтные работы, в которых принимал участие Д. И. Сырков. В 1536 году в нем была устроена вседневная служба (6), что, несомненно, произошло по благословению Новгородского архиепископа Макария. Самый первый храм, освященный святителем Макарием в 1526 году, в год его архиерейской хиротонии и прибытия в Великий Новгород, имел престолы, посвященные апостолу Филиппу и Чудотворцу Николаю. При этом летопись отмечает, что при освящении «на обедни простил Бог жену очима болну. А строен-ны церкви святыи Апостол Филипп и святы Николае на одном основании» (7). Э. А. Гордиенко высказывает предположение, что его строителем был тот же «московский гость» Дмитрий Иванович Сырков (8). Несомненно, он молился в храме при освящении его святителем Макарием.

Сырковы не только сами много строили, но внесли также значительный вклад в развитие новгородской архитектуры. «Развернувшееся во второй четверти XVI в. уличанское храмовое строительство активно воспринимает черты внешнего облика церкви Жен-Мироносиц» (9), что связывается с «наряднической» деятельностью Дмитрия Сыркова. Ведутся поиски новых инженерных решений в архитектуре. В построенном в 1529 году рядом с церковью Жен-Мироносиц храме мученика Прокопия был применен принцип повышенных подпружных арок (10).

Одним из первых деяний святителя Макария в Новгородской епархии было введение общежительного устава в монастырях (11). В результате этого в обителях увеличивается число монашествующих, строятся трапезные и другие необходимые помещения. В 1532 году в Колмовом монастыре по благословению архиепископа Макария был освящен трапезный храм Живона-чальной Троицы. Это строительство, связанное с архипастырской деятельностью Новгородского владыки, было осуществлено Д. Сырковым (12). Архиепископ Макарий был почитателем святителя Николая. Мирликийскому Чудотворцу был посвящен домовый владычный храм, о строительстве которого читаем в летописи под 1532 годом: «Того же году в осенинах поставленна бысть церковь камена во владычне дворе святыи Никола, подле святых Исповедник, на старом основании, повелением Пресвященнаго архиепископа Макария, а нарядщик (13) был Дмитреи Сырков» (14). Три года спустя Д. Сырковым был сделан «верх камен» в приделе преподобного Варлаама Хутынского в «голбце» (15) Никольского собора на Ярославовом Дворище (16).

Под 1536 годом в летописи Дубровского говорится об освящении 30 апреля в храме Жен-Мироносиц придела апостола Матфея, который ранее был посвящен мученику Прокопию (17). «...Ипо благословению архиепископа Макария антиминс пременили и освящали во имя святаго Апостола Еуаггелиста Матьвея» (18). Его строительство связывается уже с сыном Дмитрия Сыркова — Федором, который явился продолжателем трудов своего отца и в 1548—1556 годах был государевым дьяком в Новгороде (19).

Его деятельность, согласно историческим источникам, имеет многосторонний характер. После успешно выполненной в Ревеле (Таллинне) возложенной на него дипломатической миссии, сопряженной с опасностью для жизни, дьяк Федор Сырков, возвратившись, по обету основал в середине XVI века монастырь под Великим Новгородом в честь Сретения Владимирской иконы Богоматери (20), в котором были построены храмы во имя преподобного Феодосия Киево-Печерского, а также в честь Владимирской иконы Богоматери (21). Святыней обители был образ Владимирской иконы Богоматери, получивший именование Сырковской (22). Ктитор давал в основанную им обитель книги в качестве вклада (23). В 1561 году московским иконописцем Симеоном Яковлевым в Москве по заказу Ф. Сыркова была написана и доставлена в Новгород Владимирская икона, которая находилась «согласно описям Софийского собора в составе местного ряда до 1800 г.» (24).

В 1551 году дьяк Ф. Сырков вместе с другими представителями государевой администрации подчинил ведению Соловецкого игумена Филиппа владения в Выгозерском погосте (25). О связях семьи Сырковых с Соловецкой обителью свидетельствуют вклады Дмитрия Сыркова и его сыновей Алексея и Федора (26). В 1558 году Ф. Сырков позаботился об изготовлении для Соловков креста, украшенного драгоценными камнями, по заказу «царевичей и великих князей Иоанна Иоанновича и Феодора Иоанно-вича» (27).

Хотя Новгородский архиепископ Макарий, став в 1542 году Всероссийским Митрополитом, отбыл в Москву, тем не менее его связь с Великим Новгородом продолжалась. Его важнейшие усилия на первосвятительской кафедре — канонизация святых и собирание древнерусской книжности. Эти начинания многогранной деятельности иерарха нашли отражение и в трудах Ф. Сыркова. После того как митрополит Макарий в 1552 году, в год десятилетия своей интронизации, вложил в Успенский собор в Кремле комплект Четьих Миней, для царя стали создавать новый комплект Четьих Миней, получивших именование «царских». Местом их составления был Великий Новгород, т. е. «база исполнения — это школа, выпестованная святителем» (28). Один из писцов этого грандиозного начинания, новгородец Мокий, оставил интересную запись в переписанной им рукописи: «...вдаша ми властеле Новагорода списати сию святую книгу, Минею май месяц, в ней же бе вписана и сиа чюдная книга святаго места Патерик Печерьскый. Того бо ради уже властеле с нужею пове-леша ми писати сию Минею. Аз бо не послушах того священника Фомы. И бысть ми тогда прещение велико с яростию от Федора от Сыркова. Аз же неволею начах писати. Но Господь мене не остави: с радостию писах. Живущу же ми тогда у брата своего в дому. И бысть пожар, и негде ми писати. Аз же пришед к Федору и Фоме и ркох има: „Негде писати!" Федор же посла мя в свое строение в манастырь к святей Богородици Владимерьскиа на Веряжю. Аз же с миром писах и дописавшю ми Патерик, и на прочая пошедъшю» (29). Кроме Майской Минеи Мокий участвовал так же в написании Июньской и Ноябрьской Минеи (30). В связи с созданием царских Четьих Миней, несомненно, в Новгород посылались грамоты святителем Макарием. Ктиторский же монастырь Ф. Сыркова явился, таким образом, местом, где переписывались Великие Минеи.

При архиепископе Пимене 30 апреля 1558 года в приделе Софийского собора произошло открытие нетленных мощей Новгородского епископа Никиты (почил в 1109; память 31 января) (31). «Храм же бе той до проявления святаго тесен и темен бысть, повелением же сего архиепископа Пимина распространен бысть храм пространен и светел и подписан бысть храм и златом обложы. Мощы же святителя Никиты из старыя каменныя раце в древяную раку преложены быша и поставлены на том же месте, иде же обретены в церкви святых праведных богоотец Иакима и Анны, творя мно-га чюдеса благодатию Христовою и до сего дни с верою приходящим» (32). В связи с обретением мощей архиепископ Пимен пишет письмо митрополиту Макарию, испрашивая благословение о том, как писать образ святого (33). Новгородский богослов-полемист, инок Зиновий Отенский, составил Похвальное слово святителю Никите, в котором описал явление мощей Святителя. Последовавшая со временем опала Ф. Сыркова, по мнению В. Брюсовой, объясняет, почему в Слове не назван по имени непосредственный устроитель придела в честь Иоакима и Анны, где были обретены мощи святителя Никиты (34).

В 1560 году был устроен Тихвинский монастырь в Новгородской епархии, для чего 3 февраля архиепископ отбыл в монастырь. «И лета 7068-го году царь и великий князь Иван Васильевич всеа Русии велел богомолцу своему архиепископу Пимину да Федору Дмитриеву сыну Сыркова устроить монастырь общежителный. А которые были около церкви причта церковна-го и посадцких людей дворы и лавки и те дворы все царь и великий князь велел от церкви отставити подале» (35). При проведении указанных работ «на той же старой обежной пашенной земле поставлена ново ж слобода Пречистые ж Тихвинского... а перенесены те дворы в слободу, которые были по обе стороны Тихфины реки около церкви» (36).

Прошли годы, почил святитель Макарий, ушел на покой митрополит Афанасий (1564—1566). Во время опричного похода на Новгород страдальчески скончался митрополит Филипп (почил в 1569; память 9 января). Сам древний град, бывший целью опричного похода, подвергся разорению. В составленной по этому поводу повести читаем: «...дети боярские... государева перва-го полку по всему Великому Новугороду по улицам во всех град-цких приходех церкви и подцерковные и домовые полаты у всех именитых людей Великаго Новаграда и со всем имением их за-печаташа, и многие стражи поставиша стрещи крепко до государева приезду. А иные дети боярские... повелением государевым во всем Великом Новегороде гостей приказных государевых людей именитых переимаша и роздаваша их по приставом, и пове-леша приставом держати их крепко во оковах железных, а до-мы их и вся имения их запечаташа, и жены и дети их повеле-ша стражем твердо блюсти их до государева приезду» (37). Данное свидетельство повести, очевидно, имеет прямое отношение к дьяку Ф. Сыркову, т. к. постигшая его судьба печальна: он погиб от рук опричников (38). В Синодике опальных встречается имя «Федора Сыркова, Алексиа Сыркова с женою и с дочерью» (39). Погребен Ф. Сырков был в основанной им обители.

Э. А. Гордиенко так характеризует «московского гостя» Ф. Сыркова: «Особенно близок к владычному престолу был Федор Сырков. Кроме храмового зодчества, находившегося в течение более двух десятилетий под его непосредственным надзором, он участвовал в подготовке Великих Миней, перестраивал придел Иоакима и Анны в Софийском соборе, заказал новый покров и облачения для гроба епископа Никиты, активно внедрял в Новгороде культ иконы Владимирской Богоматери» (40). Макариевское время в Великом Новгороде характеризуется интенсивным храмостроительством, и важную роль в этом отношении играли «московские гости». Среди них два поколения русских самородков: отец и сын, Дмитрий и Федор Сырковы. Они были «нарядчиками», т. е. строителями храмов и монастырей, а также благочестивыми вкладчиками. Они внесли достойный вклад в историю хра-мостроительства в Великом Новгороде. В своей деятельности им приходилось немало общаться со святителем Макарием, выдающимся иерархом своего времени. Их имена вошли в историю Великого Новгорода: сохранились построенные ими храмы, созданный Ф. Сырковым монастырь и чудотворный образ Богоматери, находившийся в нем, носят их имя.

Примечания.

1. Петров Д. А. Строительство Сырковых // Архив архитектуры. Вып. 5: Заказчик в истории русской архитектуры. М., 1994. С. 64.

2. Полное собрание русских летописей. Т. 4. Ч. 1: Новгородская четвертая летопись. Вып. 3. Л., 1929. С. 612. Интерпретацию летописных разночтений о данном событии см.: Петров Д. А., Филиппов Л. А. Церковь Жен-Мироносиц по письменным источникам // Церковь Жен-Мироносиц в Новгороде. Материалы исследований. М., 1995. С. 4—5.

3. Петров Д. А. Строительство Сырковых... С. 66.

4. Варенцов В. А. Московские гости в Новгороде // Вопросы истории. 1982. № 8. С. 34; Романов К. К. К вопросу о влиянии взаимоотношений между строителями и заказчиками на формы зодчества в Новгороде в XV—XVI вв.// Временник Отдела изобразительных искусств. А., 1927. С. 29. В записях хозяйственной документации называется их адрес: «Славенский конец. Дворище». Пожня Д. Сыркова находилась «у Малые Веряшки» (Писцовые книги Новгородской земли. М., 1999. Т. 1. С. 347). Некоторые угодья Дмитрия, а затем Федора Сырковых были рядом с монастырем преподобного Антония Римлянина, «а оброк с тое земли платили все в Онтонов монастырь» (Варенцов B. А. Привилегированное купечество Новгорода XVI—XVII вв. Учебное пособие по спецкурсу. Вологда, 1989. С. 34).

5. Гордиенко Э. А. Новгород в XVI веке и его духовная жизнь. СПб., 2001.C. 61.

6. Петров Д. А. Строительство Сырковых... С. 68.

7. ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. Вып. 3. С. 542.

8. Гордиенко Э. А. Новгород в XVI веке и его духовная жизнь. СПб., 2001.

С. 147. Об этом храме см.: Кузьмина Н. Н. Церковь св. Филиппа Апостола и Николая Чудотворца на Нутной улице в Великом Новгороде. Великий Новгород, 2001.

9. Гордиенко Э. А. Новгород в XVI веке... С. 356.

10. Седов В. В. Повышенные подпружные арки в новгородской архитектуре XVI в. // Памятники русской архитектуры и монументального искусства XIII—XIX вв. М., 2000. С. 86.

11. Макарий, архимандрит. Монастырская реформа Новгородского архиепископа Макария // Макарьевские чтения: Монастыри России. Материалы VII Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария. Вып. 7. Можайск, 2000. С. 5—18.

12. Петров Д. А. Строительство Сырковых... С. 69; Гордиенко Э. А. Новгород в XVI веке... С. 151.

13. Нарядник, нарядщик — распорядитель, начальник, руководитель работ (Словарь русского языка XI—XVII вв. Вып. 10. М., 1983. С. 232, 233).

14. ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. Вып. 3. С. 550; Макарий, архимандрит. Всероссийский Митрополит Макарий — почитатель святителя Николая Мирликийско-го // Макариевские чтения: Почитание святых на Руси. Материалы IV Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария (5—7 июня 1996 года). Вып. 4. Ч. 1. Можайск, 1996. С. 60—76.

15. Голбец — подвальная часть церковного здания, использующаяся как помещение для хранения товаров (Словарь русского языка XI—XVII вв. М., 1977.Вып. 4. С. 60).

16. ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. Вып. 3. С. 573. См.: Булкин В. А., Сивак С. И.,Штендер Г. М. О Никольском голбце // 125 лет Новгородскому музею. Материалы научной конференции. Новгород, 1991. С. 104—109.

17. Одновременно в Великом Новгороде был построен храм во имя святых страстотерпцев Бориса и Глеба в Плотниках, который в своей архитектуре подражал сырковским постройкам {Гордиенко Э. А. Новгород в XVI веке... С. 159).

18. ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. Вып. 3. С. 574; Петров Д. А. Строительство Сырковых... С. 70. Ранее, когда в Новгороде был построен обетный храм во имя апостола Марка, то было отмечено отсутствие храма во имя апостола Матфея. Теперь таковой храм был построен (там же. С. 71).

19. См. о нем: Веселовский С. Б. Дьяки и подьячие XV—XVII вв. М., 1975. С. 504; его же. Исследования по истории опричнины. М., 1963. С. 452. См.также: Гордиенко Э. А. Новгород в XVI веке... С.126—128.

20. Об этой обители см.: Остроумов И. Святыни нашего Севера (путешествие по Соловкам, Валааму и другим обителям Северной России). Очерки и рассказы. СПб., 1897. С. 62—83; Секретарь Л. А. История Новгородского Сыркова монастыря // Искусство христианского мира. Сборник статей.Вып. 5. М., 2001. С. 260—275. В Новгородском музее сохранился иконостас из Сыркова монастыря См.: Гордиенко Э. А. Большой иконостас Софийского собора (По письменным источникам) // Новгородский исторический сборник. Вып. 2(12). Л., 1984. С. 218. Прим. 45.

21. Вареников В. А. Привилегированное купечество Новгорода XVI— XVII вв. Учебное пособие по спецкурсу. Вологда, 1989. С. 24. См. также: Гордиенко Э. А. Новгород в XVI веке... С. 332—335; Преображенский А. А., Перхавко В. Б. Купечество Руси XI—XVII века. Екатеринбург, 1997. С. 176.

22. Щенникова Л. А. Культ иконы Богоматери «Владимирской» в Великом Новгороде // Новгородский исторический сборник. Сб. 9(19). СПб., 2003. С. 290. О Сырковской иконе Богоматери см.: Снессорева С. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Ее икон, чтимых Православною Церковью, на основании Священного Писания и церковных преданий. Ярославль, 1993. С. 411.

23. Новикова О. Л. Рукописные книги Сыркова монастыря // Опыты по источниковедению. Древнерусская книжность: Археография, палеография, кодикология. СПб., 1999. С. 156—185. Во второй половине 1560-х годов Ф. Сырков возводит Благовещенский храм в Зеленецкой пустыни (ПетровД. А. Строительство Сырковых... С.75).

24. Гордиенко Э. А. Большой иконостас Софийского собора... С. 218; ее же. Новгород в XVI веке... С. 380. См. также: Словарь русских иконописцев XI—XVII веков / Редактор-составитель И. А. Кочетков. М., 2003. С. 784.

25. Акты социально-экономической истории Севера России конца XV—XVI вв.: Акты Соловецкого монастыря. 1479—1571 гг. / Сост. И. 3. Ливерзон. А., 1988. С. 105 (№ 168); С. 106—107 (№ 171).

26. Варенцов В. А. Привилегированное купечество Новгорода XVI—XVII вв. С. 20.

27. Доеифей, архимандрит. Летописец Соловецкий... Изд. 4. М., 1847. С. 27—28.

28. Макарий, игумен. Великие Макарьевские Четьи-Минеи — сокровище духовной письменности Древней Руси // Богословские труды. Сб. 29. М., 1989. С. 108.

29. Памятники литературы Древней Руси. Вторая половина XVI века. М., 1986. С. 546, 548; Протасьева Т. Н. Описание рукописей Синодального собрания (не вошедших в описание А. В. Горского и К. И. Невоструева). Ч. 2. М., 1973. С. 42—43.

30. Кукушкина М. В. Книга в России в XVI веке. СПб., 1999. С. 62.

31. ПСРЛ. Т. 31. С. 135—136. См. также: Макарий, архимандрит. Новгородский архиепископ Пимен (1552 —1570) // Альфа и Омега. № 1 (35). М.,2003. С. 103—104.

32. Новикова О. Л. О второй редакции... С. 247; Тихомиров М. Н. Русское летописание. М., 1979. С. 196 —197. Вторая редакция жития святителя Никиты Новгородского была создана по благословению Новгородского архиепископа Пимена игуменом Данилова монастыря Иоасафом после обретения мощей святителя Никиты в 1558 году. Начало: «Иже в Троице прославляемаго» (Барсуков Н. Источники русской агиографии. СПб., 1882. Стб. 391).

33. Макарий, архимандрит. Жизнь и труды святителя Макария, Митрополита Московского и всея Руси. М., 2002. С.434—435.

34. Брюсова В. Г. Страница из истории Софийского собора в Новгороде //Культура Древней Руси. М., 1966. С. 44; Гордиенко Э. А. Большой иконостас Софийского собора (по письменным источникам) // Новгородский исторический сборник. Вып. 2(12). Л., 1984. С. 218.

35. Писцовые книги Новгородской земли. Т. 2: Писцовые книги Обонежской пятины XVI в./ Сост. К. В. Баранов. СПб., 1999. С. 109.

36. Там же. С.110.

37. Повесть о походе Ивана IV на Новгород в 1570 году // «Изборник» (сборник произведений литературы Древней Руси). М., 1969. С. 478— 479.

38. Скрынников Р. Г. Трагедия Новгорода. М., 1994. С. 91; его же. Опричный террор. СПб., 1992. С. 371. В позднем Пинежском летописце, отличающемся некоторой эпичностью, после сообщения о расправе с Новгородским архиепископом Пименом говорится: «А вельможу Федора Сыркова на плахисказнить» (Копанев А. И. Пинежский летописец XVII в. // Рукописное наследие Древней Руси. По материалам Пушкинского дома. А., 1972. С. 77).

39. Скрынников Р. Г. Трагедия Новгорода. С. 161. Некоторое художественное осмысление судеб трагической судьбы рода Сырковых см.: Толстой М. Владимир Сырков. Исторический рассказ из времен Грозного царя. М., 1878. Автор вкладывает в уста Федора Сыркова перед его гибелью следующие слова, обращенные к царю: «Но ты, государь, помни, что кровь наша падет на твою голову. Как ты лишил меня детей и истребил весь род мой, и тебя покарает Господь Бог в твоем потомстве и истребит корень твой с лица земли. Не сидеть внукам твоим на престоле царском!» (там же. С. 20). Заканчивается повествование описанием прибытия посольства из Пскова в 1581 г., среди которого был внук Ф. Сыркова Владимир. Он стал очевидцем гибели царевича Иоанна Иоанновича (там же. С. 56).

40. Гордиенко Э. А. Новгород в XVI веке... С. 120.

Источник: Богословский вестник 2004. Т. 4. № 4. С. 254-264.

Ссылки по теме
Форумы