Почитание святителя Димитрия Ростовского

Свт. Димитрий Ростовский


Фрагмент статьи из т. 15 «Православной энциклопедии». Москва, 2007 г.

Почитание святителя началось сразу же после его кончины. К 1738 г. над местом его упокоения в Троицкой ц. Яковлевского мон-ря стояло надгробие с покровом и иконой Богоматери с Младенцем (Мельник А. Г. Надгробные комплексы ростовских святых в XVII - нач. XX в.: Осн. тенденции формирования // ИКРЗ, 2005. Ростов, 2006. С. 448). В сент. 1752 г. эконом Ростовского архиерейского дома игум. Геннадий доносил Ростовскому и Ярославскому митр. сщмч. Арсению (Мацеевичу) о том, что над погребением Д. просел пол, архиерей приказал провести ремонт. 21 сент., после того как пол был разобран, обнаружился деревянный гроб Д., сквозь сгнившую крышку к-рого были видны неистлевшие покров и одеяние святителя. Митр. Арсений прибыл в мон-рь и осмотрел мощи, также оказавшиеся нетленными. 27 сент. гроб святителя освидетельствовала комиссия местного духовенства во главе с игум. ярославского в честь Преображения Господня мон-ря Варфоломеем. 30 сент. члены комиссии представили митр. Арсению подробную «опись, в каком качестве явились мощи покойного преосвященного Димитрия, митрополита Ростовского» и акт об их освидетельствовании с подтверждением нетленности. Мощи Д. были переложены в новоустроенный гроб и помещены в каменную гробницу в Троицкой ц. 10 окт. митр. Арсений отправил соответствующее донесение в Синод. Вскоре для нового освидетельствования мощей Д. в Яковлевский мон-рь прибыли Суздальский митр. Сильвестр (Гловацкий) и архим. Чудова мон-ря Гавриил.

В июне-июле 1753 г. в Ростове находился Московский архиеп. Платон (Левшин), вновь свидетельствовавший мощи Д. Архиеп. Платон интересовался исцелениями, совершавшимися при гробе святителя, и выяснил, что их запись не ведется. Митр. Арсений дал распоряжение завести для этой цели тетрадь: грамотные богомольцы должны были сами записывать в ней случаи помощи им по молитвам к святителю, иноки мон-ря должны были фиксировать чудотворения, происходившие с неграмотными людьми. Спустя 3 года имп. Елизавета Петровна, почитавшая Д. и интересовавшаяся обстоятельствами дела, приказала своему духовнику прот. Ф. Я. Дубянскому выяснить, как совершаются записи о чудотворениях. К ответу на запрос Дубянского митр. Арсений приложил небольшое письмо об этом предмете, к-рое не удовлетворило императрицу.

Синод созвал комиссию, которая должна была опросить свидетелей для выяснения обстоятельств чудотворений. Указом от 17 дек. 1756 г. митр. Арсению было предписано посылать в Синод 3 раза в год обстоятельные рапорты о чудотворениях, доказательства исцелений должны были брать под присягой в присутствии архиерея. Сославшись на болезнь, митр. Арсений просил Синод о разрешении высылать отчет 1 раз в год и не присутствовать при присяге свидетелей. Синод удовлетворил просьбу. За 1757 г. была представлена тетрадь с записью 32 чудес, в 1758 г. было записано 36 чудес, в 1759 и 1760 гг.- по 30 чудотворений, в 1761 г.- 37, в 1762 г.- 38 чудотворений (см. «обстоятельные рапорты» в: «Подлинное дело» об обретении и открытии мощей Д., начатое 17 окт. 1752 г., законченное 14 марта 1763 г. (РГИА. Ф. 796 (Канцелярия Синода). Оп. 33. № 222. Л. 21-27, 218-224, 295-312 об., 395-538); см. также документы митр. Арсения (Мацеевича) о канонизации Д. с автографами 1757 г.: РЯАХМЗ. КП-10055/881 (Р-890)). В апр. 1757 г. Синод издал указ, по к-рому мощи Д. были признаны нетленными (почти одновременно митр. Арсений получил 2 распоряжения: «словесное объявление» имп. Елизаветы Петровны, посланное через Синод, и указ Синода). Тогда же были установлены дни празднования святителю: 21 сент.- в день обретения мощей, 28 окт.- в день преставления. Д. стал первым святым, канонизированным в синодальный период истории Русской Церкви, и единственным подвижником, прославленным к общерусскому почитанию в XVIII в.

Весной 1757 г. митр. Арсений получил распоряжение Синода написать службу Д. К этому времени Ростовский архиерей, вероятно, уже поручил ее составление архим. ярославского Толгского мон-ря Вонифатию (Борецкому), окончившему работу летом 1757 г. Митр. Арсений не был доволен результатом, архиерею не понравился также исправленный архим. Вонифатием вариант текста. В это время для молитвы перед мощами Д. в Ростов прибыл Переславский и Дмитровский еп. Амвросий (Зертис-Каменский), согласившийся написать службу новопрославленному святому. Произведение еп. Амвросия не понравилось Синоду, к-рый посчитал его службу «высоко и совсем почти аллегорически сочиненною да и простому народу невнятною и неудоборазумительною» (РГИА. Ф. 796. Оп. 33. № 222. Л. 314-316 об.). Служба Д. была издана в Синодальной типографии в апр. 1759 г. Вероятно, она представляет собой исправленный текст еп. Амвросия без тех частей, на к-рые автору указывал Синод. Предполагается, что автором службы Д. с акафистом, изданной Синодальной типографией в 1799 г., является Г. П. Гагарин.

Еп. Амвросий составил также Первую краткую редакцию Жития Д. (Там же. Л. 142 об.- 143), содержащую скупые известия о жизни святого и о сочинении им «Книги житий...», «Келейного летописца», «Розыска...», «Руна...». В 1757-1758 гг. митр. Арсений (Мацеевич) также составил Житие Д. и 25 июня 1758 г. представил его на рассмотрение Синода (Там же. Л. 342-352). Житие Д. в редакции митр. Арсения достаточно широко разошлось в рукописной традиции, издано в нач. XX в. (Протокол 84-го собрания Ярославской архивной комиссии. 1914. С. 113-128).

Житие Д. было впервые напечатано в Москве в 1786 г. (Собр. соч. Ч. 1. Л. 1-27), данная редакция текста получила название Синодальной. Ее составителем был Я. А. Татищев, инициатор 1-го издания сочинений святителя. Татищев воспользовался Житием Д., написанным митр. Арсением (Мацеевичем), дополнив его устными свидетельствами, сведениями из диплома-конклюзии (вручен от Славяно-греко-латинской академии Д. в 1707, к наст. времени утерян, текст известен по изд. Шляпкина и рукописной традиции, сохр. фотография конклюзии, сделанная в 1886: РНБ. Тит. № 3467), из завещания Д., из предисловий к «Книге житий...», из надгробной речи митр. Стефана (Яворского).

По-видимому, в период между написанием Жития митр. Арсением и созданием Синодальной редакции был составлен еще один вариант текста - Вторая краткая редакция - «Житие вкратце Димитриа Ростовскаго, новаго чюдотворца». Один из списков имеет запись, сделанную более поздним почерком: «Сочиненное настоятелем Лукой 1760 года» (РЯАХМЗ. КП-10055/923 (Р-932). Л. 1-1 об.; конволют 1760-1909 гг.). Вероятно, автором данной редакции был игум. Яковлевского мон-ря Лука (1760 - 30 сент. 1763).

В кон. XIX - нач. XX в. на основе Синодальной редакции были составлены многочисленные жизнеописания Д., дополненные информацией из новых источников, сведениями, почерпнутыми из сочинений святителя. В этот период были созданы: «Жизнь святого чудотворца Димитрия, митрополита Ростовского и Ярославского» Д. Приклонского; сочинение прот. И. Троицкого, преподавателя Ярославской ДС, вошедшее в поздние списки «Летописца о Ростовских архиереях» (Летописец о Ростовских архиереях. СПб., 1890. С. 23-36); «Краткое сказание о жизни, трудах и творениях свт. Димитрия, митр. Ростовского и чудотворца» иером. Пимена (Ярославль, 1884); «Воспоминание о жизни и трудах свт. Димитрия митрополита, Ростовского чудотворца» прот. Н. А. Тихвинского (Ростов, 1902, 1991р); «Житие св. Димитрия, митр. Ростовского» архиеп. Филарета (Гумилевского) (СПб., 1910); «Житие свт. Димитрия Ростовского», написанное А. Н. Муравьёвым (посл. изд.: Жития святых Российской Церкви. М., 2005. С. 665-703); «Житие св. Димитрия, митр. Ростовского», составленное А. А. Титовым (Ростов, 1902).

Главным центром почитания Д. в XVIII - нач. XX в. являлся Яковлевский мон-рь. Канонизация святителя, в к-рой решающую роль сыграло вмешательство имп. Елизаветы, почитание его имп. Екатериной II и мн. представителями петербургской и московской знати оказали решающее влияние на судьбу обители. В ходе секуляризации церковных имений в 1764 г. имп. Екатерина запретила упразднение Яковлевского мон-ря, хранящего мощи Д. Поначалу мон-рь был утвержден заштатным, 9 марта 1765 г. Высочайшим указом получил ставропигиальный статус, а его настоятель - титул архимандрита, 26 марта был причислен ко 2-му классу. В 30-х гг. XIX в. мон-рь стал первоклассным и был переименован в Спасо-Иаковлевский Димитриев.

В нач. XX в. в Зачатьевском соборе обители, где почивали мощи Д., хранились местночтимая Ватопедская икона Божией Матери - келейная икона святителя, привезенная им в Ростов, и Боголюбский образ Божией Матери, с к-рым жители Ростова встречали архиерея. В ризнице Спасо-Иаковлевского мон-ря находились митра, в к-рой были обретены мощи Д., и покров с его лица, серебряный ковчежец с перстом святителя, саккос, епитрахиль и посох архиерея, белое бумажное полотенце, присланное Д. из Иерусалима. Кроме того, в ризнице хранились связанные с ним документы: собственноручное письмо мон. Феологу, список проповеди, сказанной в Москве, экземпляр печатной «Книги житий...» с правкой Д., рукописная служба свт. Гурию Казанскому с поправками Д., диплом-конклюзия, выданный святителю московской Славяно-греко-латинской академией, неск. грамот и документов с его подписями и упоминаниями, подлинные акты о чудесах его.

Рака с мощами свт. Димитрия в ц. во имя свт. Иакова Ростовского Спасо-Иаковлевского мон-ря в Ростове. Фотография. 2007 г.

В кон. 70-х гг. XVIII в. настоятель Яковлевского мон-ря архим. Амфилохий направил в Синод просьбу о разрешении сооружения над юж. вратами обители храма во имя святителя, в 1777 г. Синод не разрешил строительство. Дозволение устроить в Яковлевском мон-ре каменную ц. во имя Д. последовало в 1794 г. Строительство осуществлялось на средства гр. Н. П. Шереметева, пожертвовавшего обители 90 тыс. р. 28 окт. 1801 г. величественный Димитриевский храм был освящен. Шереметев, владевший землями в Ростовском у. и горячо почитавший Д., выступил ктитором неск. посвященных святителю храмов в округе Ростова. В 1790 г. он ходатайствовал перед Ростовским архиепископом и С.-Петербургским митрополитом о строительстве по желанию крестьян в его вотчине (в дер. Вёске) Никольского храма с приделом во имя Д. В 1806-1807 гг. гр. Шереметев на свои средства возобновил одну из первых посвященных Д. в Ростовском у. церквей - в бывш. владении Ростовских митрополитов с. Песошни (основана в 1773, упразднена в кон. XVIII в.); расходы по содержанию храма несли неск. поколений рода Шереметевых до нач. XX в. (Виденеева А. Е. Н. П. Шереметев и Димитриевский храм с. Песошни Ростовского у. // СРМ. 2002. Вып. 12. С. 170-182).

Во 2-й пол. XVIII в. во имя Д. было освящено неск. приделов в московских храмах, часть - непосредственно после канонизации святителя: в ц. Похвалы Богородицы в Очакове (построена в 1757-1759), в храмах во имя мч. Иоанна Воина на Якиманке (придел освящен в 1760), свт. Николая в Звонарях (храм освящен в 1781), свт. Николая на Трех Горах (в Нов. Ваганькове, храм построен в 1762-1775), прп. Симеона Столпника за Яузой (храм построен в 1798), прп. Симеона Столпника на Поварской ул. (придел освящен во 2-й пол. XVIII в.), Св. Троицы в Хохлах (придел освящен во 2-й пол. XVIII в.). Одним из ранних посвящений святителю является храм в Тихвинской иконы Божией Матери жен. мон-ре в с. Вадинск Пензенской обл., построенный в 1762 г.

26 авг. 1874 г. было открыто ДУ в Ростове Ярославской губ., в честь Д. названное Димитриевским (ныне Ярославское ДУ). В 1883 г. в Ярославле было основано братство во имя Д., такое же братство существовало в Тобольске. В Сибири действовали храмы во имя Д., в частности в Барнауле (освящен в 1831), в 1994 г. Д. был посвящен восстановленный бывш. Казанский собор в Бийске.

В 1761 г. по указу имп. Елизаветы Петровны строившаяся на Дону крепость была наименована крепостью Св. Димитрия Ростовского (ныне Ростов-на-Дону). Д. считают покровителем Донской земли. К 250-летию Ростова-на-Дону (1997) в городе был воздвигнут памятник святителю (скульптор В. Г. Беляков). С 90-х гг. XX в. в Ростовской и Новочеркасской епархии РПЦ создаются храмы во имя Д. На нижнем этаже Иверского храма в ростовском в честь Иверской иконы Божией Матери жен. мон-ре (основан в нач. XX в., возобновлен в 1991) освящена ц. во имя Д. (не существовала в нач. XX в.). С марта 2006 г. посвященный Д. храм строится в г. Сальске Ростовской обл. При ростовском кафедральном соборе в честь Рождества Пресв. Богородицы с 1996 г. проводятся ежегодные Димитриевские образовательные чтения.

Д. был посвящен ряд научных конференций: Первые Димитриевские чтения, прошедшие в марте 1996 г. в РНБ (С.-Петербург), конференция «История и культура Ростовской земли», состоявшаяся в нояб. 2001 г. в Ростовском музее (Ярославская обл.), конференция, посвященная 250-летию канонизации святителя, к-рая прошла в апр. 2007 г. в Спасо-Иаковлевском мон-ре.

Соч. (помимо упомянутых в тексте): Молитва исповедания к Богу от человека, полагающая спасения начало. М., 1795; Богомысленное размышление о пресвятых Страстях Господа нашего Иисуса Христа. К., 1826; Врачество духовное на смущение помыслов. К., 1826; Плач на погребение Христово с прибавлением поклонения Св. Троице и поклонения Пресв. Богородице. К., 1826; Внутренний человек, в клети сердца своего уединен, поучающся и молящся в тайне. К., 1830; Размышление о смерти. К., 1846; Благодарственное Страстей Христовых воспоминание и молитвенное размышление, паче иных молитв зело полезное. К., 1847; Пять стихословий. СПб., 1850; Размышления с самим собою. СПб., 1850; О исповедании грехов и святом Причащении. СПб., 1858; Поклонение Пресв. Богородице. СПб., 1864; Письмо Феологу, 1702 г. // Ярославские ЕВ. Ч. неофиц. 1871. № 12. С. 93; Указ св. Димитрия Ростовского (нояб. 1703) // Там же. № 46. С. 371-372; Краткое учение о седми таинствах церковных свт. Димитрия, митр. Ростовского, исправленное его рукою: Фототип. воспроизв. оригинала рукописи / Ред.: А. А. титов. М., 1880; Педагогическая мера к обузданию своеволия школьников // ЧОИДР. 1883. Кн. 2. Отд. 5. С. 17-18; Молитвенная песнь. К., 1884; Слово на день Сошествия Св. Духа, на укр. наречии // ЧОИДР. 1884. Кн. 2. Отд. 2. С. 1-15; Како подобает всем христианом Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа, во Святых Тайнах на святом престоле сущее, всеусердно почитати всяким благовеенством. М., 1886; Из неизданных сочинений / Ред.: еп. Амфилохий (Сергиевский-Казанский). СПб., 1889; Псалмы, или духовные канты / Ред.: прот. А. Израилев. М., 1889; Стихи на Страсти Господни, или Стихи страстные. Ярославль, 1889; Проповеди, на укр. наречии / Ред.: А. А. Титов. М., 1909; «Рождественская драма» Димитрия Ростовского // Старинные действа и комедии петровского времени, извлеченные из рукописей / Ред.: И. А. Шляпкин. Пг., 1921. С. 151-159; Левашёв Е. М. Опыт реконструкции музыки «Рождественской драмы» Димитрия Ростовского // Musica Antiqua. Folia musica. Bydgoszcz, 1985. Vol. 3. N 8; Украïнська поезiя: Сер. XVII ст. К., 1992. С. 278-329; Духовное врачество против хульных помыслов: Из творений свт. Димитрия Ростовского. М., 1997; Федотова М. А. Эпистолярное наследие Димитрия Ростовского: Исслед. и тексты. М., 2005.

Источники: Житие иже во святых отца нашего Димитрия, митр. Ростовскаго, чудотворца // Житие... с приложением кр., но ясного истолкования всея грековосточные правосл. христ. веры. СПб., 1796. С. 1-56; Чудеса от мощей свт. Димитрия Ростовскаго и по молитве к нему // Ярославские ЕВ. Ч. неофиц. 1872. № 23-28, 33-34, 42. С. 183-339; 1876. № 10-19, 21, 23-34, 36-40, 42-46. С. 78-368; Обретение и открытие мощей свт. Димитрия, митр. Ростовского // Там же. 1879. С. 395-415; Протокол 84-го собрания Ярославской арх. комиссии, 3 марта 1913 г. // Тр. Ярославской губ. УАК. Ярославль, 1914. Кн. 7. Вып. 1. С. 103-106, 113-128 [Житие Д. в редакции митр. Арсения (Мацеевича)]; ОДДС. 1915. Т. 32. Стб. 583-592; Прил. XXIV-XXXIII. Стб. 983-1150.

Литература: Виссарион (Нечаев), еп. Св. Димитрий, митр. Ростовский. М., 1849; [Никольский Ф. Я.]. Ростовское училище при св. Димитрии митрополите // Ярославские ЕВ. Ч. неофиц. 1863. С. 231-438; Титов А. А. Новые данные о свт. Димитрии Ростовском. М., 1881; [Корсунский Н. Н.]. Мат-лы для истории училища свт. Димитрия Ростовского // Ярославские ЕВ. Ч. неофиц. 1883. № 44. С. 347-259; № 46. С. 363-365; Шляпкин И. А. Св. Димитрий Ростовский и его время (1651-1709). СПб., 1891. (ЗИФФ; 24); Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 270-276; Голубинский. Канонизация святых. С. 170-174, 475-484 [Прил. 15: Акты об открытии мощей]; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Окт. С. 196-209; Никольский А. И. Несколько слов о Житии и сочинениях св. Димитрия Ростовского // ИОРЯС. 1909. Т. 14. Кн. 1. С. 160-171; Титов Ф. И., прот. К истории КДА в XVII-XVIII вв.: Св. Димитрий, митр. Ростовский, бывш. ученик академии (1651-1709) // ТКДА. 1909. № 10. С. 173-240; Попов М. С., свящ. Свт. Димитрий Ростовский и его труды. М., 1910; Петров Н. И. Очерки из истории укр. лит-ры XVII-XVIII вв. К., 1911. С. 160-179; Абрамович Д. И. «Повесть о Варлааме и Иосафе» в Четьих-Минеях Димитрия Ростовского // Юбiл. зб. М. С. Грушевському. К., 1928. С. 729-734; он же. Лiтопiснi джерела Четьiх-Мiней Дмитра Ростовського // Науковий зб. за рiк 1929. К., 1929. С. 32-61; Dąbrowski Ks. R. Dimitr Rostowski jako obrońca prawd wiary nieuznawanych dziś przez prawosławie. Warsz., 1936; Дылевский Н. М. Дмитрий Ростовский (Даниил Туптало) и болгарское возрождение // Études balkaniques. 1966. Т. 2. N 4. P. 113-139; он же. Русская и укр. историография XVIII ст. и «История во кратце о болгарском народе славенском» Спиридона (1792) // XVIII век. Л., 1974. Сб. 10. С. 127-134; он же. Житие слав. первоучителей Мефодия и Кирилла в обработке Димитрия Ростовского // Études balkaniques. 1986. T. 22. N 1. Р. 105-113; Berndt M. Die Predigt Dimitrij Tuptalos: Studien zur ukrainischen und russischen Barockpredigt. Fr./M.; Bonn, 1975; Численко Н. Д. Сапфические ритмы в драмах Дмитрия Ростовского // ВЛУ. Сер. ист., яз. и лит. 1976. № 20. С. 91-98; Калугин В. В. «Келейный летописец» Димитрия Ростовского // Альм. библиофила. М., 1983. Вып. 15. С. 160-174; он же. Об одном источнике «Келейного летописца» Димитрия Ростовского // АЕ за 1982 г. М., 1983. С. 107-111; он же. Педагогическая деятельность Дмитрия Ростовского // Просвещение и пед. мысль Др. Руси. М., 1983. С. 76-84; он же. Автограф «Успенской драмы» Дмитрия Ростовского // ПКНО, 1985. М., 1987. С. 99-101; Софронова Л. А. «Рождественская драма» Дмитрия Ростовского // Духовная культура слав. народов: Литература. Фольклор. История. Л., 1983. С. 97-108; Янковска Л. А. (Jankowska L.). К исследованию писательского мастерства Димитрия Ростовского: Лит. обработка Жития Авраамия Ростовского // Slavika Orientalis. Warsz., 1984. Rocz. 28. N 3/4. S. 383-396; она же. Житие и труды св. Мефодия и св. Константина-Кирилла в Четьих-Минеях св. Димитрия Ростовского // Ibid. 1988. Rocz. 32. N 2. S. 179-221; она же. Малоизвестные факты пастырской и лит. деятельности свт. Димитрия Ростовского // ИКРЗ, 1991. Ростов, 1991. С. 37-40; eadem. Biblia w spuściźnie św. Dymitra Rostowskiego: Źródła biblijne w archiwum pisarza // Biblia a kultura Europy: (Materiały międzynar. konf. nauk., poświęconej 2000-leciu chrześcijaństwa). Lódź, 1992. T. 2. S. 200-212; eadem. Św. Dymitra z Rostowa przyczynek do zagadnień chronologii historycznej // Zeszyty naukowe Wydziału humanistycznego Uniwersytetu Gdańskiego: Sławistika. Gdańsk, 1992. N 6. S. 119-146; она же. Житие прп. Сергия Радонежского в обработке свт. Димитрия Ростовского // ИКРЗ, 1992. Ростов, 1993. С. 10-26; она же. Еще несколько замечаний по поводу проблемы источников и лит.-богосл. значения житий свв. Зосимы и Савватия Соловецких // Филевские чт. М., 1994. Вып. 9. С. 75-107; она же. Жития визант. песнотворцев в Четьих-Минеях св. Димитрия Ростовского // Acta Univ. N. Copernici: Nauki humanistyczno-spolecz. Toruń, 1994. Zesz. 281: Filologia rosyjska. S. 3-17; она же. Лит.-богосл. наследие свт. Димитрия Ростовского: восприятие иезуитской науки XVI-XVII вв.: АДД. М., 1994; она же. «Летопис келейный» св. Димитрия Ростовского из коллекции А. А. Титова в б-ке Высшей ДС в Люблине // ИКРЗ, 1994. Ростов, 1995. С. 27-36; она же. «О Русiи, отколи Русь почалася» в «Книге житий святых» и в «Летописе келейном» свт. Димитрия // Там же, 1997. Ростов, 1998. С. 179-185; Белоненко М. А., Енин Г. П. «Диариуш» Димитрия Ростовского // Исслед. памятников письменной культуры в собр. и архивах Отд. рукописей и редких книг: Восп. и дневники. Л., 1987. С. 7-21; Очерки истории школы и пед. мысли народов СССР с древнейших времен до кон. XVII в. М., 1989. С. 261-264; Росовецкая Т. Н. Лаврские издания «Книги житий святых» Димитрия Туптало и их распространение на Украине в 1-й пол. XVIII в. // Книга в России: Век Просвещения. Л., 1990. С. 58-59; Виденеева А. Е. К истории посвящений храмов Ростовского Спасо-Яковлевского Димитриева мон-ря // СРМ. 1991. Вып. 1. С. 74-119; она же. Свт. Димитрий Ростовский и Спасо-Яковлевский мон-рь // Учемский сб. Мышкин, 2001. Вып. 3. С. 43-48; она же. Ростовский архиерейский дом и система епарх. управления в России XVIII в. М., 2004 (по указ.); Brogi Bercoff G. The «Letopisec» of Dimitrij Tuptalo, the Metropolitan of Rostov, in the context of Western European culture // Ricerche slavistiche. R., 1992/1993. Vol. 39/40. P. 293-336; еаdem. A proposito di Dimitrij Tuptalo, Mitropolita di Rostov // Europa orientalis. Salerno, 1993. Vol. 12. P. 49-65; Жигулин Е. В. Московско-ростовский театральный круг свт. Димитрия // ГДРЛ. 1992. Сб. 4. С. 335-369; он же. Декламация «На Воскресение Христово» в ростовской школе свт. Димитрия // Филевские чт. 1994. Вып. 9. С. 137-162; он же. Источниковедение театра свт. Димитрия Ростовского // ИКРЗ, 1993. Ростов, 1994. С. 139-145; он же. Художественное своеобразие театра Димитрия Ростовского: АКД. М., 1995; Круминг А. А. Свт. Димитрий Ростовский: Точная дата рождения // СРМ. 1992. Вып. 3. С. 3-8; он же. Сб. произведений св. Димитрия Ростовского: (ркп. Ростовского музея № 828) // ИКРЗ, 1992. Ростов, 1993. С. 69-91; он же. Подлинные рукописи св. Димитрия Ростовского в собр. Ростова // Там же, 1993. Ростов, 1994. С. 18-24; он же. Четьи-Минеи св. Димитрия Ростовского: очерк истории издания // Филевские чт. 1994. Вып. 9. С. 5-52; он же. Книга св. Димитрия Ростовского «Руно орошенное» как лит. источник сюжетов в «Русских народных картинках» и иконописи // Филевские чт.: Тез. конф. 16-19 мая 1995 г. М., 1995. С. 41-44; он же. Иконы, принадлежавшие св. Димитрию Ростовскому // Филевские чт. 2003. Вып. 10. С. 383-399; он же. Первая книга св. Димитрия Ростовского в старообрядческих изданиях // Там же. С. 207-214; Федотова М. А. Димитрий // СККДР. Вып. 3. Ч. 1. С. 258-271 [Библиогр.]; она же. О двух источниках укр. проповедей Димитрия Ростовского: (Фома Млодзяновский и Корнелий а Лапиде) // ТОДРЛ. 1993. Т. 48. С. 343-350; она же. Ораторская проза Димитрия Ростовского: (укр. период: 1670-1700 гг.): АКД. СПб., 1995; она же. Сочинения Дидакуса де Беза - один из источников укр. проповедей Димитрия Ростовского // Первые Димитриевские чтения: Мат-лы науч. конф. [СПб.], 1996. С. 16-27; она же. Украинские проповеди Димитрия Ростовского (1670-1700 гг.) и их рукописная традиция // ТОДРЛ. 1999. Т. 51. С. 253-288; она же. Культ св. Варвары в творчестве Димитрия Ростовского // РЛ. 1999. № 4. С. 98-108; она же. Комментарии Корнелия а Ляпиде к библейским книгам и ранние проповеди Димитрия Ростовского // Перевод Библии в лит-рах народов России, стран СНГ и Балтии: Мат-лы конф. М., 2003. С. 425-443; она же. «Егда припомню много дѣл его благих...»: (к вопр. о биографии гетмана Мазепы и творчества Димитрия Ростовского) // Mazepa e il suo tempo: Storia, cultura, società / A cura di G. Siedina. Alessandria, 2004. P. 529-539; Поплавная В. А. Рукописный сб. 1-й четв. ХVIII в. из собр. св. Димитрия Ростовского // Книга в России: Из истории духовного просвещения: Науч. тр. СПб., 1993. С. 65-71; Боголюбов К. Л. «Внешнее учение» и лит. деятельность: О трех юго-западнорус. книжниках XVII-XVIII вв.: Димитрий Савич, Иоанн Величковский, Паисий Величковский // Филевские чт. 1994. Вып. 9. С. 177-202; Минеева С. В. Житие Зосимы и Савватия Соловецких в составе «Книги Житий Святых» Димитрия Ростовского (проблема источников) // Там же. С. 53-74; Широнин И. М. Образ и наследие св. Димитрия Ростовского в творчестве В. К. Кюхельбекера // Там же. С. 203-211; Вахрина В. И. «Православия ревнитель и раскола искоренитель»: (Свт. Димитрий Ростовский) // Она же. Спасо-Иаковлевский Димитриев мон-рь в Ростове Великом. М., 1994. С. 16-32; она же. Келейная икона свт. Димитрия Ростовского «Богоматерь Ватопедская» // ИКРЗ, 1994. Ростов, 1995. С. 104-114; Звездина Ю. Н. «Благодарственное Страстей Христовых воспоминание» св. Димитрия Ростовского и отражение его темы в культуре XVII в. // Там же, 1996. Ростов, 1997. С. 173-178; она же. «Слово на поминовение» св. Димитрия, митр. Ростовского: (особенности образного строя) // Там же. С. 143-147; она же. Аллегория у св. Димитрия Ростовского и эмблема у Антония Радивиловского // Там же, 1998. Ростов, 1999. С. 106-111; она же. «Поучение на Обрезание Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» св. Димитрия Ростовского и новое летоисчисление // Там же. С. 140-144; она же. Предмет и образ в проповеди свт. Димитрия Ростовского // Там же, 2000. Ростов, 2001. С. 135-140; она же. Слово на Св. Троицу свт. Димитрия, митр. Ростовского // Троицкие чт. Б. Вяземы, 2001. С. 69-75; она же. Два глобуса из имущества свт. Димитрия Ростовского и глобусы в духовной культуре XVII в. // ИКРЗ, 2001. Ростов, 2002. С. 260-264; она же. Образ сердца в духовной культуре XVII-XVIII вв.: (к гербу свт. Димитрия Ростовского) // Там же, 2002. Ростов, 2003. С. 42-47; Юхименко Е. М. Неизвестный источник «Розыска о раскольнической брынской вере» Димитрия Ростовского // Там же, 1996. Ростов, 1997. С. 155-161; Белоненко В. С. История и личность: (Новые мат-лы для изучения творчества свт. Димитрия Ростовского) // Русь и южные славяне: Сб. ст. СПб., 1998. С. 438-448; Болгарский Д. Пение и музыка в жизни свт. Димитрия Ростовского // Могилянськi читання, 1996-1997. К., 1998. С. 85-88; Васильев М. Памятные места, связанные с семьей Тупталов в Киеве // Там же. С. 91-93; Жиленко И. В. К вопросу о главном источнике первого тома Жития Святых св. Димитрия Туптала-Савича // Там же. С. 60-71; Кабанец Е. Неизвестное творение св. Димитрия Туптала Ростовского // Там же. С. 94-98; Марченко О. Произведения св. Димитрия Ростовского в фондах изданий старопечатных, редких и ценных книг Гос. ист. б-ки // Там же. С. 101-102; Дубова М. В. Изображение Cтрастей Христовых в молитвословии Димитрия Ростовского // II науч. чт. памяти И. П. Болотцевой: Сб. ст. ЯХМ. Ярославль, 1998. С. 108-120; Стрижёв А. Н. Свт. Димитрий, митр. Ростовский: Источники к библиогр. 1976-2003 // БТ. 2004. Сб. 39. С. 378-389; Игумнова Н. Д. Рукопись «Келейный летописец» Димитрия Ростовского в фонде Зональной науч. б-ки Иркутского гос. ун-та // V Макушинские чт.: Тез. докл. Новосиб., 2000. С. 42-44; Гладкова О. В. «Житие Евстафия Плакиды» в ред. св. Димитрия Ростовского // V Науч. чт. памяти И. П. Болотцевой. Ярославль, 2001. С. 110-121; Коробейникова Л. Н. Житие Галактиона и Епистимии в составе Четиих-Миней Димитрия Ростовского // Там же. С. 122-137; она же. «Житие святой Феклы» в редакции свт. Димитрия Ростовского // VII Науч. чт. памяти И. П. Болотцевой. Ярославль, 2003. С. 135-148; Голованова Н. Д. Проблематика и поэтика духовной драмы свт. Димитрия Ростовского: АКД. Ярославль, 2002; Иванова И. А. Барокът в ораторската проза и драматургията на св. Димитрий Ростовски: АДД. София, 2003; Державин А. М., прот. «Радуются верных сердца»: Четии-Минеи Димитрия, митр. Ростовского, как церк.-ист. и лит. памятник. М., 2006; Сазонова Л. И. Литературная культура России: Раннее Новое время. М., 2006 (по указ.).

     

М . А . Федотова

Форумы