Иконография, посвященная свт. Димитрию Ростовскому

Свт. Димитрий Ростовский


Фрагмент статьи из т. 15 «Православной энциклопедии». Москва, 2007 г.

Иконописная традиция изображения Д. сформировалась на основе портретов святителя и их живописных повторений, многие из к-рых были созданы после его канонизации (иконы-портреты). В ряду изображений др. святых, прославленных в Новое время, иконография Д. выделяется богатством и многообразием изводов, получивших распространение в разных видах искусства. Благодаря влиянию портретного жанра и соответствующей атрибутике в иконах Д. ярко выражен образ церковного ученого, автора богословских сочинений.

Очевидно, при жизни Д. был создан портрет-парсуна нач. XVIII в. (?) из архиерейского дома в Ростове, к-рый в 1884 г. из Спасо-Иаковлевского Димитриева мон-ря передан в Ростовский музей церковных древностей (в 1934 поступил в Ивановский обл. музей, с 1966 в собр. МПИ - Братчикова. 1993. С. 436-440). Святитель представлен по пояс, вполоборота влево, в саккосе, омофоре и митре с опушкой, с благословляющей именословно десницей и высоким жезлом без сулока в левой руке, на груди - крест и панагия с образом Спаса Нерукотворного, вверху надпись: «Персона преосв[я]щеннаго Димитрiа / митрополита Ростовскаго и Ярославскаго». Лик святого сохраняет характерные портретные особенности, в фигуре заметна сутулость, что соответствует описаниям его внешности в последние годы жизни: «Сам святитель в это время был белокурый с проседью, худенький человек небольшого роста, сгорбленный, с маленькой клинообразной бородкой, в очках, ходивший обыкновенно в шерстяной ряске любимого темно-зеленого цвета» (Шляпкин И. А. Св. Димитрий Ростовский и его время (1651-1709). СПб., 1891. С. 355. (ЗИФФ; 24)). Портрет-«персона» Д. был воспроизведен в черно-белом варианте в изданиях кон. XIX в. (Летописец о ростовских архиереях. СПб., 1890. С. XI), тогда же появились иконы, повторяющие его иконографию и детали облачения (образ кон. XIX - нач. XX в. на золотом фоне, с частицей мощей святого, из Преображенского собора Нововалаамского мон-ря в Финляндии).

Сохранились упоминания о др. ранних портретах Д. на холсте, в частности нач. XVIII в. из ц. Благовещения Богородицы Александро-Невской лавры (работа лаврского иером. Ионы?) - святитель был представлен в келье, вверху «5 купидонов с книгами в руках», у одного свиток с виршами: «Жизнь святых пространна...» (Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 1. Стб. 696; фотография фрагмента портрета - Лушев А. М. Ист. альбом портретов известных лиц XVI-XVIII вв. СПб., 1870. С. 9; гравюра работы Л. А. Серякова с портрета - Полевой П. Н. История рус. лит-ры в очерках и биографиях (862-1852). СПб., 1872. С. VIII, 187). Нек-рые из них впосл. были переданы в храмы и почитались в качестве икон, напр. портрет, подаренный самим Д. тамбовскому помещику К. Ф. Ушакову, «обращен в образ и поставлен в церкви села Нестерова Елатомского уезда» (копия с него хранилась в собр. М. П. Погодина в Москве - Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 4. Стб. 239), а дар святителя П. И. Никитину вложен в ц. во имя св. блж. Николая Кочанова в Новгороде (РНБ. Тит. № 2647. Л. 172-172 об.). Прижизненный портрет Д. (его подарок «некоему Брылкину») находился в приделе во имя Д. ц. прп. Симеона Столпника на Поварской ул. в Москве (Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 1. Стб. 696, назван «иконой-портретом»).

Еще одно прижизненное изображение Д. было передано из Киева духовнику императрицы прот. Ф. Я. Дубянскому, с него написана копия (РГАДА. Ф. 18. Оп. 1. № 116). На портрете из Троицкой ц. Кирилловского мон-ря в Киеве («простой живописи, на холсте, во весь рост») Д. был представлен в архиерейской мантии и клобуке, рядом икона Божией Матери, присланная в мон-рь самим святителем, и портрет его отца (Круминг А. А. Иконы, принадлежавшие св. Димитрию Ростовскому // Филевские чт. М., 2003. Вып. 10. С. 387-388). Один из портретов на холсте был создан переписчиком трудов Д. «бельцом» С. Яковлевым (в 1886 хранился в Ростовском музее церковных древностей).

Живописный портрет-икона Д. (ЦАК МДА) - поясное изображение вполоборота влево, в архиерейской мантии и белом клобуке с крестом, с панагией на груди, с благословляющей десницей и жезлом в левой руке, черты лица в точности совпадают с указанной «персоной»,- по преданию, сообщенному дарителем С. П. Фортинским, хранился в семье Шереметевых, потом в ц. прп. Симеона Столпника на Поварской ул. Однако первоначальная живопись, по мнению специалистов, датируется не ранее посл. трети XVIII в., в нач. XIX в. портрет был поновлен (см.: Духовные светочи России. С. 32). Неск. живописных изображений на холсте 2-й пол. XVIII в. (НКПИКЗ - из Китаевской пуст. в Киеве?, ГМЗРК, ц. Толгской иконы Божией Матери в Ростове) того же извода, с немного иной, «смягченной» портретной характеристикой, восходят, несомненно, к одному образцу. На них, как правило, есть нимб и надпись, в левом верхнем углу помещен келейный образ Д.- Ватопедская икона Божией Матери, ставшая важным дополнением его иконографии.

Принадлежавший святителю Ватопедский образ Божией Матери, созданный рус. мастером в сер.- 2-й пол. XVI в., был помещен возле гроба Д. после его кончины (с 1997 находится возле раки святого в ц. свт. Иакова Ростовского Спасо-Иаковлевского мон-ря, см.: Вахрина В. И. Келейная икона свт. Димитрия Ростовского «Богоматерь Ватопедская» // ИКРЗ, 1994. Ростов, 1995. С. 104-114). Иконография келейного образа достаточно точно воспроизводилась на живописных списках портретов и на иконах Д. (иногда - в «зеркальном» варианте), но, как правило, без учета колористических особенностей оригинала, написанного на зеленом фоне (возможно, потому, что икона была закрыта жемчужной ризой с драгоценными камнями - вкладом А. А. Орловой-Чесменской).

Наиболее ранние датированные иконы Д. представляют его в мантии и клобуке, что подтверждает наличие портретов-образцов этого извода. Небольшой по размерам образ из собр. П. И. Щукина (ГИМ), согласно надписи на обороте, 1 мая 1757 г. (вскоре после канонизации Д.) был послан из Москвы кн. И. Трубецким «во благословение» сыну Николаю. Святитель представлен в рост, в интерьере, с иконой Спасителя и стоящим на столе Распятием Христовым, раскрытой книгой и четками. Несмотря на иконописную технику исполнения и наличие нимба, надпись гласит: «Изображение преосвященаго Димитрия Рос», т. е. произведение относится ко времени разработки иконографиии нового чудотворца. К первым паломническим иконкам этого типа, предназначавшимся для именитых гостей, принадлежит и маленький образ «на кипарисной доске» кон. 50-х гг. XVIII в. в серебряном золоченом окладе работы придворного мастера М. Ш. Дюбюлона (ГЭ), происходящий из Большого собора Зимнего дворца в С.-Петербурге.

В период формирования иконографии Д. создана икона 1759 г. работы В. Н. Вощина из ц. свт. Николая Чудотворца с. Сидоровского Костромской обл. (КГОХМ, см.: Комашко Н. И., Каткова С. С. Костромская икона XIII-XIX вв. М., 2004. С. 594. Кат. 229. Ил. 354). Фигура святителя в малом архиерейском облачении (в клобуке, мантии и розовом омофоре) помещена в интерьере с пространственной глубиной, обращена вправо, на столе те же атрибуты - Распятие, книга, четки, свеча. Такой тип одеяния Д. практически не встречается на иконах, за редким исключением - напр. образ посл. трети XVIII в. (частное собр.) на условном темном фоне, с Ватопедской иконой Богородицы в перспективном ракурсе и рядом книг за плечом святого.

Поясной образ Д., в мантии и клобуке, в молении Иисусу Христу в облаках, вырезан на водосвятной чаше 1759 г., изготовленной на московской фабрике В. М. Кункина (ГМЗРК, см.: Федорова. 1991. С. 55. Рис. 4). Д. А. Ровинский выделил группу гравюр с изображением Д. в келье в «домашнем одеянии», куда включены 3 эстампа 3-й четв. XVIII в. данного извода в технике черной манеры, исполненные на московской фабрике М. Артемьева, один с датой 1760 г. (РНБ). Поколенная гравюра 3-й четв. XVIII в. Ф. Лебедева (РНБ, ЦАК МДА) по типу изображения и деталям облачения близка портрету еп. Гедеона (Криновского), созданному П. Дружининым на той же фабрике Артемьева (ГИМ, см.: История РЦ. Кн. 8. Ч. 2. С. 29), однако облик Д. индивидуализирован, дополнен нимбом, композиция включает также архиерейский герб, Распятие на столе, адресованные святому вирши. Уже в кон. XIX в. этот лист считался редким (Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 4. Стб. 585).

Неск. икон 2-й пол. XVIII в. (2 в ЦМиАР, частные собр.) повторяют тип поясных живописных портретов (как из ЦАК МДА) с использованием конкретных деталей: навершия жезла в виде посоха, панагии или наперсного креста (при освидетельствовании мощей на шее святого обнаружен «крест святый медный позлащенный»). В 1759 г. написана икона из придела во имя Д. ц. мч. Иоанна Воина на Якиманке (храмовый образ из иконостаса этого придела - в рост, с прописями кон. XIX в.), в 1760 г. Яковом Соколовым создана икона в сканном окладе, с употреблением слова «новоявленный» в подписи (СПГИАХМЗ). Впосл. этот извод продолжал существовать, хотя и не получил большого распространения,- образ кон. XVIII в., принадлежавший А. Я. Жмакину, затем в собр. ЦАМ СПбДА (Покровский Н. В. Церковно-археол. музей СПбДА: 1879-1909. СПб., 1909. С. 129), икона нач. XIX в. (собор Богоявления в Елохове, Москва), иконный образец В. Ф. Архиповского (см.: Архиповские) 20-х гг. XIX в. (ГИМ), икона 40-х гг. XIX в. (ОМИИ), эстамп 1857 г., изданный И. Покровским (ЦАК МДА),- Д. в рост, в рамке со Св. Троицей Новозаветной, ангелами и архиерейскими атрибутами. На иконе 1765 г. (Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования. 2003. № 3/4 (6). С. 58) первоначальное облачение - архиерейская мантия - дополнено на окладе митрой (вероятно, по желанию заказчика).

Келейное одеяние святого (ряса и клобук) использовано в одном из сюжетных изображений - Д. с пером в руке за письменным столом во время работы над агиографическим сводом, как на уникальном образе нач. XIX в. (ГМЗРК), где изображены 2 иконы Божией Матери - Ватопедская и Боголюбская с Ростовскими чудотворцами (последней святитель был встречен по прибытии на кафедру). К этому кругу памятников относится гравюра 3-й четв. XVIII в. (РНБ), включающая текст «Духовного завещания» Д. (занимает основную часть листа, почти дословно совпадает с текстом грамоты 1707), его начальная строка воспроизведена и в книге на изображении. На акварельном рисунке в рукописи «Келейного летописца» кон. XVIII в. (РНБ. ОЛДП. F. 4. Л. 1 об.) фигура в зеленой рясе и клобуке, с нимбом заключена в овал на постаменте, вверху те же Богородичные иконы, текст в книге - эпиграф из «Келейного летописца».

Наиболее распространенный извод на живописных иконах-портретах и традиц. иконах Д.- парадное изображение в богослужебном облачении, саккосе, омофоре и митре, с наперсным крестом и панагией (в таком одеянии «гвоздичного цвета» с желтой палицей, в митре с горностаевой опушкой святитель был погребен, в ногах положен орлец, см., напр.: Голубинский. Канонизация святых. С. 307, 481). Существует 2 варианта репрезентативных живописных изображений Д., восходящих к ранним оригиналам (очевидно, не сохр.). На нек-рых портретах сер.- 2-й пол. XVIII в. большого размера (НКПИКЗ, НХМУ, ГТГ - с текстом в книге «Розыск о раскольнической брынской вере») святитель показан в рост, вполоборота вправо, в интерьере с окном, гербом, с Распятием на столе и др. Указание на прототип можно обнаружить на резцовой гравюре Д. 1825 г., напечатанной в Киево-Печерской лавре (выделена Ровинским в отдельный тип; оттиски на шелке - ЦАК МДА, ГМЗРК) с подписью: «Изображенiе... снятое с давняго портрета его находящагося в церкви бывшаго Кириловскаго монастыря». Особенностью иконографии является крест в левой руке святителя и жезл в его деснице (возможно, результат «зеркальной» передачи оригинала) и необычная форма митры. Вместе с тем иконы Д., смотрящего вправо, встречаются редко, одно из исключений - образ 2-й пол. XVIII в. (ГМИР) с гербом и большим пространством интерьера, куда введен иконописный сюжет - облако с восседающим Спасителем и слетающим голубем (Тарасов О. Ю. Икона и благочестие: Очерки иконного дела в имп. России. М., 1995. С. 370-373. Ил. 167, [12]).

Др. вариант - с левым поворотом фигуры - представлен на неск. ростовых или поколенных иконах-портретах Д. сер.- 2-й пол. XVIII в. (ГМЗРК - из Димитриевского духовного уч-ща, НХМУ - из военного Никольского собора в Киеве, Введенский собор Оптиной пуст.) с нимбом и гербом, с похожей орнаментикой облачений, на омофоре изображены Воскресение Христово, Успение Богородицы (престольный праздник главного собора Ростовской митрополии) и местная Ростовская икона Божией Матери. Святитель стоит возле стола с книгами, поименованы все сочинения святого (в т. ч. написанные в Ростове), текст в раскрытой книге содержит, как правило, эпиграф из «Келейного летописца» (Пс 76. 6). По мнению П. А. Белецкого, в основе подобных изображений - гравюра на меди свящ. Г. К. Левицкого (Национальная б-ка в Варшаве), работавшего в Киеве (Белецкий. 1981. С. 122-124). Однако, несомненно, создатель портрета-образца был хорошо осведомлен о ростовских реалиях жизни святителя. Иначе решены орнаменты одеяния на полотне XVIII в., поступившем в собрание ЦАМ КДА, по-видимому, из митрополичьего дома при соборе Св. Софии в Киеве (НХМУ, см.: Каталог збережених пам'яток Киïвського ЦАМ: 1872-1922 рр. / НКПИКЗ. К., 2002. С. 45-46, 157. Кат. 102).

Гравированное изображение Д. 3-й четв. XVIII в. в технике меццо-тинто (РНБ) в точности воспроизводит все детали подобных портретов (вплоть до композиций на омофоре и образа Божией Матери «Знамение» на панагии, кроме окна-«ведуты»), внизу вирши: «Первосвященникъ се! Святыи изображенъ, что Духомъ Божiим измлада вдохновенъ...» Более 10 гравюр относятся к этому типу, в т. ч. в овалах: выполненная пунктиром гравером И. Розоновым ок. 1786 г. (ГИМ), резцовая гравюра нач. XIX в. (без подписи, РГБ), куда введен иконный элемент - луч света, падающий на лицо святителя; работы К. Милославского, Г. Т. Харитонова, А. Афанасьева и др. (Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 1. Стб. 698-699).

Немало икон 2-й пол. XVIII - нач. XX в. являются близкими аналогиями икон-портретов данного извода, причем повторяют не только рисунок, но и колорит облачений и атрибутов. Сравнительно небольшой образ кон. XVIII - нач. XIX в. (НКПИКЗ) с гербом и виршами прот. Ф. Я. Дубянского (были написаны на портрете из Спасо-Иаковлевского мон-ря, см.: Круминг А. А. Сб. произведений св. Димитрия Ростовского: (Рукопись Ростовского музея № 828) // ИКРЗ, 1992. Ростов, 1993. С. 69-91) отличается от полотен только тем, что создан на доске и дополнен накладной серебряной митрой. Нек-рые иконы даже упрощенного письма (нач. XIX в., частное собр.) сохраняют цветовой ритм книг на столе, узор покрывала, орнаменты облачений; значит, живописные списки были распространены и известны иконописцам. Ростовые, поколенные и поясные типы изображений отмечены острой портретной характеристикой Д., вниманием художников к реликвиям, запечатленным на портретах и обнаруженным на мощах (икона кон. XVIII - нач. XIX в. из частного собр.).

Др. иконы представляют творческие варианты. Так, кинешемский мастер А. Турунтаев на иконе 1768 г. (частное собр.) использовал иконографию и праздничный колорит портретов, по-своему трактуя детали: Ватопедскую икону Божией Матери поддерживают ангелы, Евангелие открыто на «святительском» чтении, орлец выходит на иконное поле, по-другому решены орнаменты на тканях. Иные цвета облачений святого (зеленый омофор) встречаются на иконах кон. XVIII в. (НКПИКЗ, частное собр.), на образе в чеканном окладе 1777 г. работы С. Петрова (СПГИАХМЗ, с 1857 находился в усыпальнице под Успенским собором ТСЛ), на московской иконе 1781 г. (частное собр.). Фигура Д. на иконе с частицей мощей (2-я пол. XVIII в., Троицкий собор Ионовского мон-ря в Киеве) отличается не только охристым цветом облачений, но и жестом правой руки с четками. Автор иконы кон. XVIII в. из Елецкого Успенского мон-ря в Чернигове исключил все подробности интерьера, написав образ Иисуса Христа в облаках, а в книге на столе - тропарь святителю. На поясном образе 2-й пол. XVIII в. (РГИАХМЗ) Д. держит руку на Евангелии, раскрытом на словах Послания ап. Павла к Евреям (Евр 5. 4). В ростовских произведениях (настенный образ Д. в рост, на дереве, нач. XIX в., поновлен в 1875 г. А. Н. Бубновым, из храма свт. Димитрия Ростовского Спасо-Иаковлевского мон-ря), особенно в нач. XX в. заметно стремление к точному воспроизведению ранних прототипов, украшенных элементами стиля «модерн» (поясная икона из Спасо-Иаковлевского мон-ря).

Известная икона-образец Д. в фигурной серебряной раме - дар имп. Екатерины II к св. мощам нового чудотворца - была написана в 1759 г. итальянским худож. П. А. Ротари (местонахождение неизв., сохр. фотографии раки с иконой 20-х гг. XX в., см.: Мельник А. Г. Надгробные комплексы ростовских святых в XVII - нач. XX в.: Осн. тенденции формирования // ИКРЗ, 2005. Ростов, 2006. С. 465, 474. Ил. 12, 30). В том же году Яковом Васильевым образ был скопирован и переведен в резцовую гравюру (ГИМ, см.: Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 4. Стб. 384, 503). Погрудное изображение Д. вполоборота влево, в саккосе, омофоре и митре, с лучеобразным нимбом, заключено в традиц. для гравированных портретов этого времени овал на постаменте, к-рого не было на оригинале. По классификации Ровинского, 6 гравюр относятся к «типу Ротари», в т. ч. 1763-1765 гг. работы Е. Г. Виноградова (оттиск кон. 80-х гг. XVIII в.- ЦАК МДА), свящ. Д. Пастухова, П. А. Антипьева, А. А. Осипова, И. Розонова (нач. XIX в., РГБ) с аналогичным орнаментом облачений. Существовали живописные копии с образца на холсте (XIX в.?, ГМЗРК), иконы и эмалевые образки с близким типом изображения лица, где в отличие от гравюр дописаны руки (нач. XIX в., частное собр.). В Спасо-Иаковлевском мон-ре на создании копий специализировался живописец В. А. Птичников. Бытовали также литографии с оплечным образом Д., напр. сер. XIX в., издание И. Х. Дациаро (Адарюков, Обольянинов. Словарь портретов. С. 287-288).

Более поздний по исполнению образ Д. на металле в академической живописной манере, созданный худож. В. К. Шебуевым по заказу графини А. А. Орловой-Чесменской в нач. XIX в. (ГМЗРК, первоначально считался работой В. Л. Боровиковского), почти не имеет живописных и графических повторений. Исключением является икона 1-й трети XIX в. (ГМЗРК), автор к-рой попытался усилить индивидуальные черты в образе Д. и добавил на столе Распятие вместо свечи как привычный атрибут его иконографии. Уже в 60-х гг. XIX в. были написаны «портреты» Д. для серий изображений выдающихся деятелей рус. гос-ва и Церкви в Румянцевском музее в Москве и конгрегационном зале КДА (Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 4. Стб. 229, 293). Почитание святителя выразилось также в распространении живописных списков и эстампов с портретов его «благочестивого родителя» Саввы Туптало (музеи Киева, ГМЗРК, литографии сер. XIX в. и 1871 г. в ЦАК МДА).

Вскоре после канонизации Д. появились его изображения в полном архиерейском облачении на фоне пейзажа, иногда с видом храма. На вологодской иконе 2-й пол. XVIII в. (ВГИАХМЗ) святой стоит на церковном орлеце, обращен к Спасителю в облачном сегменте, пейзаж с горками. Образ 2-й пол. XVIII в. (ЯХМ) представляет Д. с Евангелием в правой руке, в молении Ватопедской иконе Божией Матери, слева вдали - монастырский 5-главый собор Зачатия прав. Анны (Похвала Богоматери: Иконы Ярославля XIII-XX вв. из собр. ЯХМ: Кат. выст. М., 2003. С. 56-57. Кат. 20). На иконе посл. трети XVIII в. из имения Петровское под Рыбинском (РГИАХМЗ) - фронтальное изображение святого с благословляющей десницей и Евангелием, с условным видом церкви справа. Д. на фоне града Ростова с храмами и колокольнями - иконография эстампа 1850 г. мастерской А. Логинова (РГБ), разработана на основе более ранних вариантов (в подписи употреблено слово «новоявленный»). Известны иконы Д. с довольно точным воспроизведением архитектурного облика Спасо-Иаковлевской обители (нач. XX в., ГМЗРК).

Особый извод составляют иконы и гравюры, где рядом с фигурой Д. помещена композиция обретения его мощей. Такие произведения, преимущественно ростовского, ярославского, московского происхождения, распространенные во 2-й пол. XVIII в. (ГТГ, ЯХМ - см.: Кузнецова О. Б., Федорчук А. В. Иконы Ярославля XVI-XIX вв. ЯХМ: Кат. выст. М., 2002. С. 82-83. Кат. 40), включают вид Зачатьевского собора с мощами святителя в приделе (храм показан снаружи, придел с ракой - изнутри) и группой богомольцев. Более традиц. иконописный вариант представлен на образе кон. XVIII в. из собр. А. А. Титова (ГМЗРК). На иконе посл. трети XVIII в. из ц. прп. Сергия Радонежского в Пушкарях в Москве (ГМИР) изображен интерьер храма с пилястрами и сводами.

Свт. Димитрий Ростовский, с 36 клеймами чудес. Икона. Кон. XVIII в. (Мышкинский народный музей)

Образ кон. 50-х гг. XVIII в. (Самарский епархиальный церковно-исторический музей) выделяется правым поворотом фигуры Д. (в левой руке - раскрытая книга и жезл) и пространными сопроводительными текстами в картушах (тропарь, кондак, краткая биография святого, рассказ об обретении мощей). На иконе посл. четв. XVIII в. (ГМЗРК) показано явление святителя (в зеленой рясе, архиерейской мантии и клобуке, в тексте на иконе - «в монашеском одеянии») сибир. жителю, мусульманину Стефану, к-рый получил наставление принять крещение (чудо произошло 7 нояб. 1758). Подписной образ кон. XVIII в. иконописца Евфимия Денисова из Вязников (ГМЗК, из Симонова мон-ря в Москве) содержит 3 житийных сюжета, расположенные в обратной последовательности: преставление святого, обретение его мощей, Д. «труждашеся о сочинении книг житие святых».

Отдельные композиции обретения мощей Д. с фигурой склонившегося ко гробу архипастыря (сщмч. Арсений (Мацеевич), митр. Ростовский) представлены на рельефе 1799-1801 гг. И. Фохта на тимпане сев. портика храма во имя Д. в Спасо-Иаковлевском мон-ре, на вышитом оплечье фелони с живописными ликами кон. XVIII в. из монастырской ризницы (ГМЗРК). Такая икона нач. XIX в. (поновлена в 1870 А. Н. Бубновым) находилась на вост. грани юж. столпа в трапезной части Димитриевского собора (Буцких Е. В. Об интерьере Димитриевского храма Ростовского Спасо-Яковлевского мон-ря // СРМ. 1991. Вып. 2. С. 34). Образцы финифти с этим сюжетом кон. XVIII - 1-й четв. XIX в., возможно, являлись фрагментами нек-рых циклов (ГЭ, ГМЗРК, МЗДК). Сохранилось редкое изображение погребения Д. посл. трети XVIII в. в технике гризайли (ГМЗРК, ср. картину с обретением мощей: Вахрина. 2002. С. 27). Картина погребения Д. в 1880 г. была передана П. И. Протасьевой в Спасо-Иаковлевский мон-рь (воспроизведена на эстампе кон. XIX в., ЦАК МДА). В 1890 г. в Ростовский музей церковных древностей А. И. Верре передал полотно с изображением серебряной раки Д. и стоящего у мощей старца иером. Амфилохия (Яковлева) (ср. картину из собр. музея при ПСТГУ).

Первые гравированные листы с рассказом о Д. появились довольно рано, в Москве в 1760 г., «без апробации и позволения», когда Синод еще не «упорядочил чудеса» для издания, поэтому их продажа была запрещена (Ровинский. Народные картинки. Кн. 4. С. 751; Ярославские ЕВ. 1893. № 29. С. 455-459). Сохранилось более 10 различных по иконографии гравюр с элементами стилистики барокко, к-рые использовались мастерами в качестве иконописных образцов. Скорее всего от портретов и гл. обр. гравюр в иконы перешла традиция помещения текстов с небольшой биографией нового чудотворца, датами обретения и открытия мощей, упоминанием имен царствующих особ, а также тропаря и кондака святому. На нек-рых живописных иконах-портретах, финифтяных образках указан только год обретения мощей Д. (1752), а не прославления в лике святых. Редкая по сюжету гравюра «О брадах» 3-й четв. XVIII в. (РНБ) показывает беседу Д. со старообрядцами в 1705 г. в Ярославле (случай описан в «Розыске») тоже с подробным комментарием.

Неск. гравированных листов 3-й четв. XVIII в. из собрания А. Олсуфьева (РНБ) посвящены рассказу о чудесах и исцелениях, совершенных Д. после обретения его св. мощей. Так, в круглых клеймах одного эстампа представлены 37 чудес, на др.- 40 сюжетов, из них 4 над средником относятся к житию святого: рождение, крещение, пострижение в монахи и обретение мощей. Еще один лист с изображением Д. содержит текст о 30 чудесах без их иллюстраций (по-видимому, такие произведения использовались в качестве источника информации, своего рода житийной лит-ры). Тогда же появилась гравюра с 7 «типовыми» сюжетами жития святого (РНБ): рождение, крещение, монашеский постриг, поставление во иерея, возведение в сан архимандрита и епископская хиротония (читаются слева направо, снизу вверх, по принципу восхождения), как венец жизни Д. вверху помещена композиция его погребения.

Большая гравюра с 36 клеймами исцелений (РНБ), расположенных вокруг средника в 2 ряда (даже без сюжета обретения мощей), была выполнена до 1761 г., т. к. в тропаре содержится пожелание многолетия имп. Елизавете Петровне. В среднике иконы - изображение Д. в рост, вполоборота вправо, с жезлом в правой руке, левая прижата к груди. Схематичные композиции с фигурами молящихся справа или слева у мощей сопровождаются записями о чудесах, с указанием (заимствованы из рукописных источников) имен и фамилий людей, их социального статуса, места жительства, подробностей болезни и исцеления. На редкой иконе «Свт. Димитрий Ростовский, с 36 клеймами чудес» кон. XVIII в. из ц. в честь Вознесения Господня с. Охотина (Круглицы) Ярославской обл. (Мышкинский народный музей), датированной на основе надписи в картуше с именем имп. Павла I годами его царствования (1796-1801), в точности повторяются и рисунок средника, и расположение клейм, и композиция каждого клейма, отличие лишь в пропорциях фигур и деталях рисунка. Мастер создал иконописный вариант интерпретации лубочного листа, не совпадающий с оригиналом в манере исполнения.

К 1861 г. относятся цензорские разрешения 2 литографий, вышедших из мастерских И. А. Голышева во Мстёре и А. В. Морозова в Москве (РГБ), к-рые включают 7 сюжетов вокруг средника: монашеский постриг святого, видение вмц. Варвары, явление мч. Ореста, благословение патриарха Иоакима на создание «Книги житий святых» (фигура имп. Петра I и его имя в подписи, к-рые имеются на листе Голышева, отсутствуют в издании Морозова), беседа со старообрядцами о брадобритии, Д. «во время болезни приказал петь пять раз в честь язв Господних», преставление святителя во время молитвы. Попытка показать важные события жизни и служения Д. заметна и в др. произведении - на эмалевой иконе с 12 клеймами его жития 2-й пол. XIX в. (ГМЗРК), в составе к-рой преобладают «исторические» сюжеты (пострижение в монашество, посвящение во диакона, во пресвитера, во игумена, архиерейская хиротония, поставление в митрополиты, преставление, погребение), но присутствуют и «чудесные» (явление мч. Ореста, исцеление расслабленного), одно из клейм отдано научным занятиям святителя (подпись: «Летопись с. Димитр[ия]»). Однако, несмотря на наличие неск. сюжетных гравюр и литографий, житийные иконы Д. встречаются исключительно редко.

Известно 2 уникальных аллегорических изображения Д. В 1707 г. на Рождественские торжества от Славяно-греко-латинской академии в Москве учителем философии иеродиак. Стефаном (Прибыловичем) святителю была поднесена конклюзия-диплом на лат. языке (Шляпкин И. А. Св. Димитрий Ростовский. 1891. С. 42-52). Текст «похвалы» был награвирован на атласе рядом с необычным изображением Д. в богослужебном облачении, сидящего на сфере (земном шаре) в окружении: вверху - Св. Троицы Новозаветной, чинов ангелов и святых (в т. ч. небесных покровителей в миру и монашестве - прор. Даниила и вмч. Димитрия Солунского), по сторонам - царя и народа, аллегорических фигур («труд» и «терпение»). Гравюра хранилась в ризнице Спасо-Иаковлевского мон-ря в Ростове, запечатлена на фотографии 1886 г. Лопатиным (вложена в ркп.: РНБ. Тит. № 3467 - Федотова М. А. Эпистолярное наследие Димитрия Ростовского: Исслед. и тексты. М., 2005. Рис. 25), вместе с личными вещами Д.- на фотографии 1911 г. С. М. Прокудиным-Горским (Б-ка Конгресса США). Фигура Д. повторена в рукописи «Келейного летописца» XVIII в. (РНБ. Тит. № 3467. Л. 19 - Федотова М. А. Эпистолярное наследие. 2005. Рис. 37), вся композиция - на гравюре Н. Рыжова для изд.: Амфилохий (Сергиевский-Казанцев), еп. Летописец, списанный св. Димитрием в Украйне, с готового 2-й ред. до 1617 г. М., 1892. По сообщению еп. Амфилохия, диплом был воспроизведен в росписи Зачатьевской ц. в нижней части зап. грани сев. столпа (очевидно, стенопись исполнена в 1754 к переосвящению храма при сщмч. митр. Арсении, не сохр.).

К прославляющим Д. произведениям, созданным во время подготовки его канонизации, относится икона-«конклюзия» «Свт. Димитрий Ростовский, сеющий семена благочестия» сер. 50-х гг. XVIII в. (частное собр.). Д. изображен в саккосе, омофоре и митре, идущим по полю, бросающим семена в землю; перед ним ангелы, вскапывающие почву, позади - ангел, собирающий цветы на возделанной земле. От Господа Саваофа слетает ангел с венцом-митрой в руках, из уст к-рого исходит строка текста: «Приимеши венец доброты [от] ру[ки] Г(с)дня». В небе, на облаках, восседают прор. Даниил со свитком («Сеющии радостию пожнут») и вмч. Димитрий Солунский. От Бога Отца исходят тексты «одесную» и «ошуюю»: «Пшеницу соберите в житницу Мою [...]» и «Соберите плевелы яко со... [со]жещи я». Вдали ангелы трудятся над сбором пшеницы и сжиганием плевел (справа), как образ житницы показан вертеп и Рождество Христово (слева).

В нижней части иконы дано название образа «Семена бл[а]гочестия», Д. именуется просто «преосвященнейшим митрополитом». В центре - родовой герб святителя, запечатленный на портретах его отца в раме с архиерейскими регалиями (отличается от архиерейского герба Д. с изображением сердца и орудий страстей). Большие хвалебные надписи на слав. и лат. языках слева и справа - фрагмент конклюзии-диплома 1707 г., где говорится именно о сеянии («...всеваеши (благоразумие), основание добродетелей, всеваеши чистоту, украшение души, всеваеши воздержание, росу духовную, всеваеши любовь к ближнему, совершенство правды, всеваеши любовь к Богу, венец благочестия...» - Шляпкин И. А. Св. Димитрий Ростовский. 1891. С. 49-50). Слав. перевод конклюзии был выполнен в 1755 г. ко дню памяти Д. и поднесен сщмч. митр. Арсению, к-рый, очевидно, являлся заказчиком иконописного произведения. Образ, напоминающий о плодотворных святительских трудах Д., создан до принятия решения о его канонизации (нимб приписан позднее), но в иконописной технике и стилистике.

Вскоре после прославления Д. появились его иконы с Ростовскими и избранными святыми, тезоименными заказчикам, напр. образ 80-х гг. XVIII в. в окладе мастера С. П. Кузова (СПГИАХМЗ, находился в усыпальнице под Успенским собором ТСЛ), икона XIX в. (частное собр.), «Владимирская икона Божией Матери, с избранными и ростовскими святыми» 1855 г. письма А. Ф. Крылова (ГМЗРК). Вероятно, как новопрославленный святой Д. представлен венчающим левую группу на иконе «Иисус Христос Великий Архиерей, с Вологодскими чудотворцами» 3-й четв. XVIII в. (ВГИАХМЗ). Икона святителя 2-й пол. XVIII в. (ц. в честь Смоленской иконы Божией Матери в пос. Выездное близ Арзамаса) включает клейма с 2 иконами Божией Матери, избранными праздниками, святым и тропарем в картушах.

Несмотря на традиц. стиль исполнения образа избранных святых в петербургском окладе 1833 г. (ЦМиАР, в центре - свт. Митрофан Воронежский), сохраняется крест в деснице Д. как отсылка к его портретам. Вместе с Московскими святителями и свт. Митрофаном Д. был изображен на ярославской иконе 30-х гг. XIX в. (ЯХМ). Очевидно, частным заказом объясняется иконография эмалевой иконы нач. XX в. мастера А. А. Назарова (ГМЗРК) - коленопреклоненные равноап. кнг. Ольга и Д. перед изображением Покрова Богородицы. Вместе со свт. Иаковом Ростовским Д. представлен молящимся в облаках над фигурами избранных святых (эмаль 2-й пол. XIX в., ЦМиАР). Необычны по иконографии иконописные образы Д. кон. XVIII в. (МПИ), 30-х гг. XIX в. работы художников арзамасской школы из придела в честь Покрова Богородицы Воскресенского собора в Арзамасе и ц. Смоленской иконы Божией Матери в Выездном.

Изображения Д. в составе Собора Ростовских чудотворцев известны со 2-й пол. XVIII в. (икона из ГРМ - «Пречистому образу Твоему поклоняемся...» - Образ Богоматери в произведениях из собр. Рус. музея / ГРМ. СПб., 1995. С. 230. Кат. 145). В нек-рых произведениях святитель представлен в центре композиции, напр. на иконе со мн. местночтимыми святыми 1838 г. (Д. вполоборота вправо, в омофоре под архиерейской мантией и в клобуке, с крестом и развернутым свитком) и кон. XIX - нач. XX в. (обе в ц. Толгской иконы Божией Матери в Ростове) - прямолично, в богослужебном облачении, с благословляющей десницей и высоким жезлом в левой руке (Вахрина В. И. Изображения местночтимых Ростовских святых в иконописи // ИКРЗ, 2002. Ростов, 2003. С. 214-223). Эта иконография получила распространение в финифти - образок кон. XVIII - нач. XIX в. (А. И. Всесвяцкий?, ГИМ), 2-й пол. XIX в. (ЦМиАР), складень «Ростовские чудотворцы» кон. XIX в. из собр. А. А. Титова (ГМЗРК) и др. Часто писались совместные иконы Д. и свт. Иакова Ростовского - покровителей Спасо-Иаковлевского мон-ря, особенно монастырскими мастерами или по заказам обители (икона 1-й пол. XIX в., эмали XIX в., ГМЗРК).

Образ нового чудотворца встречается в книжной миниатюре (Собрание проповедей Д. 1759 г.- ГИМ. Увар. № 183), в редкой технике живописи на стекле - икона 1758 г. (частное собр.), написанная ко дню памяти святителя 28 окт., с ростовым изображением и текстами в картушах; тогда же выполнен погрудный образ Д. на стекле в монохромном колорите в графической манере (ГМЗРК). Шитый покров на раку святителя 2-й пол. XVIII в. и летняя рака с др. покровом запечатлены на фотографиях 1911 г. Прокудиным-Горским (Б-ка Конгресса США), 20-х гг. XX в. (ГМЗРК). Сохранилось неск. шитых пелен с ростовым прямоличным образом Д. XIX в., в т. ч. с разведенными руками (ГМЗРК, возможно, предназначались для раки святого), его ростовым изображением 2-й пол. XVIII в. (ЦМиАР, иконография близка к иконам-портретам), фигурой святого в коленопреклоненном молении с живописным ликом 1-й трети XIX в. (ГМЗРК). На оплечье фелони XIX в. из Спасо-Иаковлевского мон-ря (ГМЗРК) вышиты фигуры свт. Иакова Ростовского, Д. и его небесных покровителей (прор. Даниила и вмч. Димитрия Солунского) под Ватопедской иконой Божией Матери.

Поскольку Ростов являлся центром производства финифтяных образков, сохранилось множество изображений Д. 2-й пол. XVIII - нач. XX в. в этом виде художественного творчества (ГИМ, ЦМиАР, ГМЗРК, ЯИАМЗ, частные собр.). Нек-рые из них являлись мощевиками или реликвариями для хранения святынь (образок кон. XVIII в., ЦАК МДА). Художники-эмальеры, как правило, предпочитали поясные изображения святого вполоборота влево, в саккосе, омофоре и митре, нередко с элементами интерьера и келейной иконой (образок 2-й пол. XIX в., ЦМиАР), иногда - с преувеличенно большой благословляющей десницей (миниатюрная икона 3-й четв. XVIII в., ГМЗРК), на обороте писались даты преставления и обретения мощей. Встречаются иконки с поясным изводом Д. в мантии и клобуке (икона 60-х гг. XIX в., ГМЗРК), отдельную группу составляют эмали с видами Ростовского кремля или Спасо-Иаковлевского монастыря с молящимися на коленях в небесах Ростовскими чудотворцами (образки 1-й пол., кон. XIX в., ЦМиАР, ГМЗРК).

В коленопреклоненном молении на облаках за город и обитель Д. представлен на рельефной костяной иконке 2-й пол. XVIII в. (ГИМ) с топографическим обозначением местности («Ростовъ гратъ», «озеро Ростовское», «Яковлевскои манастырь»), ангел держит перед ним Распятие Христово. Изображение святителя в резьбе по кости не исключение, имеется неск. памятников кон. XVIII - нач. XIX в. разных изводов: ростовой образ в интерьере (ГМЗРК, ЦАК МДА), крупное изображение в раме под стеклом со слетающим голубем и кадильницей с фимиамом (Елецкий краеведческий музей), образок Д. вместе со свт. Николаем Чудотворцем (ЦАК МДА). Существовали изображения Д., вышитые стеклярусом (нач. XIX в., ГМЗРК).

Образ Д. начал вводиться в иконографические программы росписей церквей непосредственно со времени канонизации (работы ярославских мастеров 1756-1757 гг. в ц. Казанской иконы Божией Матери в Устюжне, 1765-1766 гг. в Успенском соборе Тулы). В росписи Димитриевского собора Спасо-Иаковлевского мон-ря нач. XIX в. ростовского худож. П. С. Рябова (поновлялась в кон. 60-х - нач. 70-х гг. XIX в. местными художниками И. Н. и А. Н. Бубновыми) Д. представлен в алтаре с большой раскрытой книгой в левой руке («Елижды же воззритъ Господь Богъ на святый сей храм...»). В трапезной части храма 2 сюжетные композиции - пострижение в монашество на зап. стене и посвящение во епископа на своде. В росписи храма Христа Спасителя над юж. дверями находилась икона на холсте с образами 3 святых - свт. Филиппа Московского, прп. Сергия Радонежского и Д. В группе подвижников XVIII в. (по времени преставления) Д. изображен в стенописи галереи, ведущей в пещерную церковь прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре, кон. 60-70-х гг. XIX в. (работа иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлялась в 70-х гг. XX в.). Образ святителя писали мастера, работавшие в рус. провинции и деревенских храмах (напр., фигура Д. на юго-вост. грани алтаря Воскресенской ц. дер. Сулега Бежецкого р-на Тверской обл., 40-е гг. XIX в.).

Бронзовый горельеф с изображением Д. был помещен на центральных дверях юж. стороны храма Христа Спасителя (скульптор Ф. П. Толстой, сер. XIX в.), а также в группе просветителей (скульптор М. А. Чижов) в нижнем ярусе памятника, посвященного 1000-летию России, возведенного в 1862 г. в Новгороде по проекту М. О. Микешина. К 200-летию со дня преставления святого в 1909 г. была выпущена хромолитография И. Д. Сытина с изображениями Д. и крестного хода с его мощами (РГБ). К этой теме обращались и рус. художники, в частности В. И. Суриков в эскизе «Моление при перенесении мощей свт. Димитрия Ростовского» 1912 г. (ГМИР).

Согласно рекомендации под 21 сент. «академического» иконописного подлинника 1910 г., Д. следует писать: «...малороссийскаго типа (сын казака), 58 лет, ростом высок; лицо худое и продолговатое, глаза карие, нос с горбиной, больше средней величины; борода узкая, клинообразная, небольшая, волосы густые, по плечам, темные, с проседью. Выражение лица - кроткое, внимательное, доброе и милостивое. На нем - саккос, омофор, митра и панагия, или мантия с источниками и белый клобук с крестом. В руках книга, как у составителя Четьи-Миней, или хартия с его изречением...» (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 22).

В XX - нач. XXI в. иконография Д. развивалась преимущественно в рамках традиц. иконописной стилистики. Напр., на иконах письма мон. Иулиании (Соколовой) «Все святые, в земле Русской просиявшие» кон. 20-х - нач. 30-х гг., 50-х гг. XX в. (ризница ТСЛ, Данилов муж. мон-рь в Москве) и «Собор святителей, в земли Российстей просиявших» сер. XX в. из митрополичьих палат ТСЛ (Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 230-239) Д.- среди Ростовских чудотворцев, держит в руках Четьи-Минеи. Святитель изображен под 21 сент. (с благословляющей десницей и жезлом) и под 28 окт. (на фоне храма, с книгой в руках) на лицевых святцах Русских святых, созданных мон. Иулианией после 1959 г. в виде прорисей (частное собр.), на рисунке для Минеи (МП) прот. Вячеслава Савиных и Н. Шелягиной (Изображения Божией Матери и святых правосл. Церкви. М., 2001. С. 51). В Спасо-Иаковлевском монастыре несколько совр. икон Д. выполнены иконописцем З. И. Боровских.

Литература: Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 577-593. № 1429-1442; Кн. 4. С. 751-752; он же. Словарь гравированных портретов. Т. 1. Стб. 696-700; Т. 4. Стб. 145, 229, 238-239, 272, 297-298, 384, 503, 585; Амфилохий (Сергиевский-Казанцев), еп. Летописец, списанный св. Димитрием в Украйне, с готового 2-й ред. до 1617 г. М., 1892. С. II-IV. Вкл.; Адарюков, Обольянинов. Словарь портретов. С. 287-288; Малков Ю. Г. Портрет Димитрия, митр. Ростовского, из собр. ГТГ // Рус. искусство XVIII в.: Мат-лы и исслед. / Ред.: Т. В. Алексеева. М., 1973. С. 136-140; Белецкий П. А. Укр. портретная живопись XVII-XVIII вв. М., 1981. С. 120-124. Ил. 107; 1000-летие рус. худож. культуры. М., 1988. С. 266, 269, 402. Кат. 371, 372; Кузнецова О. Б. Иконы св. Димитрия, митр. Ростовского, в собр. ЯХМ // ИКРЗ. 1991. С. 41-43; Федорова М. М. Димитрий Ростовский: Иконография в собр. Ростовского музея // СРМ. 1991. Вып. 2. С. 48-70; Братчикова Е. К. Парсуна «Димитрий, митр. Ростовский и Ярославский» // ТОДРЛ. 1993. Т. 46. С. 436-440; Рус. эмаль XVII - нач. XX в. из собр. ЦМиАР. М., 1994. С. 109, 124-125, 147, 150-151, 153. Кат. 135, 158, 190, 193, 195, 196; Icona Russa: Llonja, [17] maig - [30] juny 1994: [La cataleg de l'exposicio «Icones de les Colleccions Privades de Moscou Segles XV-XIX»] / Conselleria de Cultura, Educacio i Esports de Govern Balear; Introd. M. Alpatov, G. Vzdornov. Palma de Mallorca, 1994. P. 90-91. N 71, 72; Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя / [Сост. заключ. части: Б. Споров]. М., 1996п. С. 41, 63; Пархоменко I. Портретнi зображення Димитрiя Ростовського ХVIII ст.: (Iз зб. Нац. худож. музею) // Могилянськi читання: Мат-ли щорiчних наук. конф. 1996-1997 pp. К., 1998. С. 103-107; Иконография ростовских святых: Кат. выст. / ГМЗРК. Ростов, 1998. С. 43-47, 51, 53, 61-63. Кат. 24-27, 31, 33, 41, 42; Духовные светочи России. С. 31-39. Кат. 1-13; Мельник А. Г. Икона Димитрия Ростовского с 36 клеймами посмертных чудес // Учемский сб. Мышкин, 2000. Вып. 2: Мат-лы 2-й науч. конф. «На земле св. Кассиана». С. 35-44; он же. Уникальная икона Димитрия Ростовского // ДРВМ. 2001. № 1(3). С. 89-98; Россия, Православие, культура: Кат. выст. / ГИМ. М., 2000. С. 71, 73, 179, 231. Кат. 209-211, 490, 562; Синай, Византия, Русь: Правосл. искусство с VI до нач. XX в.: Кат. выст. / Мон-рь cв. Екатерины на Синае, ГЭ. [СПб.], 2000. С. 342-343, 392-393. Кат. R-113, R-176; Вахрина В. И. Спасо-Яковлевский Димитриев мон-рь. М., 20022; она же. Иконы Ростова Великого / ГМЗРК. М., 2003. С. 370-375. Кат. 114, 115; Колбасова Т. В. Портретная галерея Ростовского Спасо-Яковлевского мон-ря // СРМ. 2002. Вып. 12. С. 231-267; она же. К иконографии гробового иером. Ростовского Спасо-Яковлевского Димитриева мон-ря Амфилохия: Портреты из собр. Ростовского музея // ИКРЗ, 2005. Ростов, 2006. С. 97-98, 103; Хохлова И. Л. Иконы Рыбинского музея / РИАХМЗ. М., 2005. С. 90-93. Кат. 29, 30; Шитова Л. А. Рус. иконы в драгоценных окладах: Кон. XVII - нач. XX в. Серг. П., 2005. С. 119, 130-131, 156, 238, 241, 247; Комашко Н. И. Рус. икона XVIII в. М., 2006. С. 82, 123-125, 162-163, 212-213, 322, 324, 326, 330. Кат. 58, 96-98, 133, 184; Зеленина Я. Э. Житие и чудеса свт. Димитрия Ростовского в иконописи и печатной графике // Ростовский Архиерейский дом и рус. худож. культура 2-й пол. XVII в.: (Мат-лы конф. 21-23 сент. 2005 г.) / ГМЗРК, НИИ РАХ. Ростов, 2006. С. 318-337; Рус. искусство из собр. ГМИР. М., 2006. С. 99, 283. Кат. 130, 419.

Я . Э . Зеленина

Форумы