Донской монастырь

Большой собор Донского монастыря.


По материалам статьи из т. XV «Православной Энциклопедии», Москва. 2007 г.


Донской иконы Божией Матери московский мужской монастырь - ставропигиальный мужской монастырь Русской Православной Церкви Московского Патриархата, находится на юго-востоке Москвы.

Основан царем Феодором Иоанновичем и боярином Борисом Феодоровичем Годуновым в 1591–1592 гг. в память избавления Москвы от нашествия крымского хана Казы-Гирея, во славу чудес, совершившихся при этом от Донской иконы Божией Матери.

В июне 1591 г. войска хана подступили к Москве. К этому времени город был основательно укреплен, а монастыри – Новоспасский, Данилов, Новодевичий – послужили линией крепостей. Оставалось незащищенным пространство между Даниловым монастырем и Воробьёвыми горами – между Тульской и Калужской дорогами. Именно здесь расположился главный стан русского войска. В обозе был устроен т.н. Гуляй-город – передвижная, на телегах, крепость, в которой поставлена полотняная походная церковь во имя прп. Сергия Радонежского. В то время как под началом правителя государства Б. Ф. Годунова сооружались укрепления, царь Феодор Иоаннович молился в Благовещенском соборе Московского Кремля перед чудотворным Донским образом Божией Матери (XIV в.; ГТГ). По инициативе государя 2 июля 1591 г. был совершен крестный ход: еп. Суздальский и Тарусский Иов обнес Донскую икону по городовым стенам Москвы и затем, обойдя воинский обоз, поставил образ в походной Сергиевской церкви. Царь Феодор Иоаннович слезно молился перед Донской иконой о спасении Москвы от «нахождения иноплеменных варвар». В видении государю открылось, что он одержит победу «силою Христа и предстательством Его Матери» (ПСРЛ. Т. 14. С. 12). 4 июля хан Казы-Гирей, остановившийся со своими главными силами у с. Котлы, выслал к обозу небольшие отряды, изнурявшие русское войско утомительными мелкими стычками. Конница татар ударила с 2 сторон – от с. Котлы и от Воробьёвых гор. Передовые отряды русских также выступили из стана на крымцев, и начался бой. Одновременно открыла огонь по неприятелю артиллерия стана и укрепленных монастырей. Целый день продолжалась битва, в которой ни та, ни другая сторона не могла одержать верх, главные силы крымцев и русских так и не вступили в бой. Но хан дрогнул перед отпором и на другой день, 5 июля, за час до рассвета, в панике бежал.

1-е упоминание о монастыре содержится в «Житии царя и великого князя Федора Иоановича», составленном в начале XVII в. (до 1605) Патриархом Иовом. Согласно «Житию...», на том месте, где в обозе стояла походная Сергиевская церковь с чудотворной Донской иконой, царь Феодор Иоаннович «повеле устроити» общежительный монастырь (Там же. С. 43). Донской монастырь был основан вскоре после победы над Казы-Гиреем – «по прихожении же единаго лета или мало вяще», т. е. в 1591 или 1592 г. (Там же. С. 15). Возведенная в монастыре церковь первоначально была названа «во имя Пречистыя Богородицы и славныя Ея Похвалы» (Там же). Тогда же для нее был выполнен список «подобие пречюдные иконы Пречистые Богородицы Донския» (Там же). В память избавления от врагов был установлен крестный ход в Донской монастырь, который первоначально совершался 3 января.

В Смутное время Донской монстырь был разорен, у стен обители произошло несколько сражений, в т. ч. в 1612 г. войск под командованием князя Д. М. Пожарского с отрядами гетмана Г. А. Ходкевича, полков князя Д. Т. Трубецкого с польск. отрядами (РИБ. Т. 13. Стб. 1216–1217). С воцарением Михаила Феодоровича Романова возобновилась память о монастыре как о государевом строении. В 1622 г. государь пожаловал в Донской монастырь служебные печатные Минеи.

В XVII–XVIII вв. к Донской иконе обращались во время опасности вражеского нашествия. Во время нападения крымских татар на окраинные южные русские земли царь Алексей Михайлович 2 января 1646 г. молился перед Донской иконой в Благовещенском соборе, а 3 января крестным ходом с Донской иконой посетил Донской монастырь. Когда нападение «агарян» было отбито, 12 июля царь снова ходил крестным ходом к литургии в Донской монастырь. (Забелин. 1893. С. 8–12). 30 мая 1647 г. крымский хан готовился к очередному набегу на пограничные земли Русского государства, и царь Алексей Михайлович вновь молился за литургией в Донском монастыре. Особый крестный ход в монастырь состоялся 15 мая 1654 г., перед войной с Речью Посполитой. В поход царь Алексей Михайлович взял чудотворный Иверский образ Божией Матери. С крестным ходом, сопровождаемая войсками и народом, эта икона была перенесена в Донской монастырь, где состоялся напутственный молебен. С 1649 г. помимо чрезвычайных установился уже постоянный крестный ход в Донской монастырь, который стал совершаться ежегодно 19 августа, но иногда по разным обстоятельствам он происходил 20 августа (1652 и 1653), и 25 авг. (1665).

С особым торжеством в Донском монастыре праздновали в 1675 г. именины 3-летнего царевича Петра Алексеевича, будущего императора Петра I. 29 июня в монастырь к литургии пожаловали государь с царевичем Феодором Алексеевичем в сопровождении бояр и всего двора (сам малолетний именинник оставался с матерью Натальей Кирилловной в царском дворце в с. Воробьёве). После окончания литургии, которую совершал Патриарх Иоаким, государь пригласил все духовенство «к столу» в Воробьёво. Поэтому не случайно, что в том же году крестный ход наименован в дворцовых записках большим, – в нем участвовали Патриарх, митрополит, 2 архиепископа, архимандриты, игумены и весь священнический чин. 18 и 19 августа 1689 г. по случаю Престольного праздника царь Иоанн и царевна Софья присутствовали в Донском монастыре на богослужениях. Когда спустя 20 дней сводный брат царевны Петр I отрешил ее от управления государством, для Донского монастыря наступило неблагоприятное время – сократилась помощь казны, и начатое строительство было приостановлено.

Донской монастырь неоднократно посещали Патриархи Московские: 7 августа 1637 г. Патриарх служил заупокойную обедню по своим родителям, в дни 19 августа (1655, 1677, 1678, 1680, 1681, 1683, 1685, 1686, 1695), Патриархи посещали обитель с крестным ходом, на пути раздавая милостыню нищим и денежное пожалование духовенству. В 1685 г. Патриарх Иоаким после литургии в Донском монастыре посещал дворцовое с. Троицкое, что на Сетуни, с. Дмитровское на Истре и Новоиерусалимский в честь Воскресения Господня монастырь, также раздавая милостыню. 5 сентября 1694 г. Патриарх Адриан присутствовал при погребении в обители схим. Иова (Кириллова Якова Аверкиевича, думного дьяка, благотворителя Донского монастыря).

К 1650 г. Донской монастырь был приписан к новому, Андреевскому московскому монастырю, 20 ноября 1678 г. стал самостоятельным с игуменским управлением, в концу 1683 г. по ходатайству царевны Софьи Алексеевны в обители введена архимандрития. После того как настоятель (1720–1721) архим. Иерофей 25 января 1721 г. был назначен советником Святейшего Синода, 22 февраля того же года Донской монастырь поступил в непосредственное ведение Синода, с 1 июля 1745 г. стал ставропигиальным. В лествице ставропигиальных монастырей занимал 6-е место.

В 1771 г. Донской монастырь стал средоточием событий Чумного бунта в Москве. Толпа решила расправиться с архиеп. Московским Амвросием (Зертис-Каменским), по одной версии, за то, что он распорядился опечатать кружку у чудотворной Боголюбской иконы Божией Матери для употребления денег на богоугодные дела, по другой, – за то, что ввиду эпидемии чумы намеревался убрать чудотворный Боголюбский образ, вокруг которого собирался народ. Узнав о предстоящей расправе, архиеп. Амвросий, бежал из резиденции в Чудовом монастыре в Донской монастырь. Утром 16 сентября 1771 г. толпа ворвалась в обитель. Архиерей молился за обедней в соборе. Увидев, что бунтари вошли в храм, он, предчувствуя неминуемую кончину, исповедался и причастился Святых Таин. Мятежники вывели владыку из храма и зверски убили у врат колокольни. Архиепископ Амвросий был погребен в Малом соборе Донского монастыря, против северной алтарной двери. На месте расправы с ним был поставлен каменный крест, а на могиле установлен гранитный памятник, на котором помещена митра и дикирий с трикирием. После подавления бунта убийцы были найдены, трое из них повешены на месте совершения злодеяния, против западных ворот монастыря.

В 1812 г. перед нашествием французских войск большая часть насельников разошлась по другим обителям, оставшиеся заготовили припасы и заперли монастырские ворота. Ценные вещи из ризницы были ранее вывезены в Вологду, но Донская икона Божией Матери оставлена в монастыре. 3 сентября французские солдаты потребовали открыть ворота обители, выдать хлеб и вино, затем подожгли калитку монастырских ворот, ворвались в обитель, в ночь на 4 сентября разграбили кельи, 5 сентября – храмы. Поселившийся в настоятельских покоях французский генерал разрешил братии проживать в монастыре и беспрепятственно совершать богослужение. Но когда монахи привели в порядок церковь и собирались служить в ней часы, ворвались солдаты и заняли храм для постоя и заставили иноков исполнять черную работу. В 20-х числах сентября в Донской монастырь прибыл Наполеон I, после отъезда которого французские солдаты распространяли среди братии ложные слухи о том, что вся Россия уже завоевана. Однако вскоре монахов ободрил пришедший к ним служка Троице-Сергиевой лавры, сообщивший, что неприятель продвинулся по Троицкой дороге только на 7 верст и что в Малых Мытищах стоят казаки. Монахи стали уходить из монастыря, так что к 27 сентября в Донском монастыре осталось только 2 инока. Вскоре в обитель вернулся наместник. Когда 7 октября Наполеон с главной армией оставил Москву, французские солдаты ушли из обители. Наместник с 2 насельниками отслужил благодарственный молебен. После пребывания французов в Донском монастыре исчезли антиминсы и ценные предметы утвари, была разрушена церковь во имя святых Захарии и Елисаветы, в колокольне, в кельях разобраны полы. Однако пожар Москвы 1812 г. не коснулся Донского монастыря.

В XIX – нач. XX вв. Донской монастырь оставался ставропигиальным, т. е. подчинялся Московской конторе Святейшего Синода в лице благочинного ставропигиальных монастырей.

     
  Малый собор Донского монастыря  
 
Малый собор Донского монастыря
 
 

Настоятели и братия

В Донском монастыре настоятельствовали игумены (1-й известный игумен Гурий упоминается в 1598), с 1683 г.– архимандриты, в т. ч. в 1721–1727 гг. будущий епископ Воронежский Иоаким (Струков), в 1728–1732 гг. будущий архиепископ Черниговский Иларион (Рогалевский), в 1747–1748 гг. будущий епископ Белгородский Порфирий (Крайский), в 1748–1753 гг. будущий епископ Переяславский Иоанн (Козлович), в 1774–1776 гг. будущий епископ Коломенский Феофилакт (Горский), в 1776–1778 гг.– будущий архиепископ Казанский Павел (Зернов), в 1792–1794 гг. будущий архиепископ Екатеринославский Платон (Любарский), в 1794–1795 гг. будущий архиепископ Подольский Иоанникий (Никифорович-Полонский), в 1797–1801 гг. будущий епископ Калужский Евлампий (Введенский), в 1814–1816 гг. будущий архиепископ Ярославский Симеон (Крылов-Платонов), в 1816–1817 гг. будущий архиепископ Тобольский Амвросий (Рождественский-Вещезеров), в 1817–1818 гг. будущий архиепископ Ярославский Евгений (Казанцев), в 1818–1819 гг. будущий архиепископ Екатеринославский Феофил (Татарский), в 1819–1821 гг. будущий архиепископ Владимирский Парфений (Чертков), в 1821–1823 гг. будущий епископ Пермский Дионисий (Цветаев). В 1854–1871 гг. Донским монастырем управлял архиепископ Евгений (Казанцев), в 1879–1883 гг .– епископ Хрисанф (Ретивцев), в 1886–1895 гг. – епископ Кавказский Герман (Осецкий), в 1910–1914 гг. – архиепископ Тверской Алексий (Опоцкий).

Грамотой митрополита Рязанского и Муромского Стефана (Яворского) от 13 ноября 1715 г. архимандритам Донского монастыря дозволялось служить в митре, с рипидами, с палицей, с орлецом и с осенением, а посох иметь с сулком. 14 апреля 1731 г. указом имп. Анны Иоанновны архимандриту Илариону (Рогалевскому) – первому из русских архимандритов – пожалованы панагия, мантия с красными бархатными скрижалями, а также было дано право совершать Богослужение с осенением «трехплетенной свечой». В 1778 г. архимандрит Аввакум (Миланкович) был награжден бриллиантовой панагией, украшенной изумрудами.

В 1651 г. в Донском монастыре проживали игумен, иеромонах, 6 монахов и служка, в 1664 г. в штате Донского монастыря находились священник, уставщик-подкеларник, 2 диака, пономарь, 2 работника и служка, в 1730 г. – 70 монашествующих; в 1735 г. было 63 насельника. С кон. XVIII в. в Донской монастырь направляли московских клириков для исправления или «в надежде пострига». Случалось, количество бельцов составляло треть или более всей братии. В 1774 г. в Донском монастыре проживало 9 иноков и 8 белых священников, хотя должно было находиться, по штатам, 33 чел. (РГАДА. Ф. 1183. Оп. 1. 1774 г. Д. 2. Л. 6–6 об.). Эта ситуация неблагополучно сказывалась на внутренней жизни обители. Так, свящ. Тимофей Иванов 5 недель Великого поста 1778 г. пьянствовал, а все попытки вразумить его оказались безуспешными. Несколькими годами ранее овдовевший псаломщик Иван Алексеев, решив принять постриг в Донском монастыре, также впал в этот грех. Не помогало ни заключение, ни оковы, и в 1779 г. он был изгнан из монастыря (РГАДА. Ф. 1184. Оп. 1. Д. 428, 1779 г.). Согласно перечню блюд, в 1758 г. в монастыре почти ежедневно каждому насельнику во время трапезы выдавалось по рюмке водки, стакану меду и ушату пива. Если не было водки, то ее заменяла сивуха (РГАДА. Ф. 421. Оп. 1. Д. 4213).

В кон. XIX – нач. ХХ в. в Донском монастыре проживало от 30 до 40 чел., в 1914 г. – 20 иеромонахов, 13 иеродиаконов, 3 инока и 4 послушника (ЦГИАМ. Ф. 421. Оп. 1. Д. 7211), а также управляющий монастырем в сане епископа и его наместник в сане архимандрита. В 1898–1918 гг. в монастыре на покое пребывали епископ Антоний (Флоренсов), выдающийся духовник, окормлявший многих представителей русской интеллигенции, архиепископ Донской Афанасий (Пархомович) и епископ Архангельский Иоанникий (Казанский).

     
  Колокольня Донского монастыря  
 
Колокольня Донского монастыря
 
 

Духовное просвещение, социальное служение

В 1737 г., после того как в Заиконоспасском монастыре сгорело здание Славяно-греко-латинской академии, ее предполагалось перевести в стены Донского монастыря, однако в обители не оказалось свободных помещений, да и кельи были признаны ветхими и небезопасными для новых обитателей. С 1799 по 1827 г. в Донском монастыре размещался Духовно-цензурный комитет. Просмотр и одобрение рукописей духовного содержания осуществляли 10 соборных иеромонахов обители, на содержание которых выделялись отдельные средства.

В 1835 г. настоятель Донского монастыря церковный композитор архимандрит Феофан (Александров) по примеру митрополита Московского Платона (Левшина) учредившего Вифанскую духовную семинарию, предоставил здание, где прежде находился Цензурный комитет, для размещения Донского духовного училища, открытие которого состоялось 12 мая того же года. В 1909 г. в Донском монастыре была учреждена послушническая школа, в которой изучали в объеме курса 2-классной церковноприходской школы Священную историю Ветхого и Нового заветов, катехизис, церковный устав и церковную историю, а также специальные предметы – краткую историю Донского монастыря и учение о монашестве.

В соборе Донского монастыря произнес 3 слова святитель Димитрий (Туптало), митрополит Ростовский. Талантливым проповедником был и архимандрит Феофан (Александров), издавший 4 тома поучений. В Донском монастыре имелась библиотека, начало которой положил управлявший обителью в 1884–1885 гг. епископ Иаков (Кротков). При нем в Донском монастыре проводились богословские и исторические внебогослужебные чтения. В начале чтений, в перерывах и по окончании монастырский хор исполнял церковные песнопения.

В 1914–1917 гг. Донской монастырь содержал госпиталь на 45 человек, оборудованный Московской городской управой, и тратил на него 600 р. в месяц. Братия жертвовала средства на теплые вещи солдатам, на лазарет Романовской больницы (8 тыс. р.), на содержание монастырей, эвакуированных из западных губерний России (Там же. Д. 7682. Л. 1об.– 2).

Особенности устава

Среди особых богослужений Донского монастыря примечательным было празднование в честь Донской иконы Божией Матери. Накануне, 18 августа, в 15 ч. служилась малая вечерня и повечерие, в 18 ч. – Всенощная. Чудотворный образ выносили на престол, затем при выходе на молебен (после малой вечерни) его ставили на аналой посреди Большого собора. 19 августа перед поздней Божественной литургией в Большом соборе служили молебен с водосвятием, после чтения часов и блаженных совершался выход для встречи крестного хода, который в это время направлялся к Донскому монастырю из Успенского собора Кремля по Донской ул. Крестный ход с хоругвями встречал митрополит Московский с викарными епископами. Во время совершения поздней литургии, при пении «Отче наш» звучала «повестка» к сбору – 20 ударов в большой колокол. После службы владыка и братия направлялись в покой настоятеля, где произносился отпуст, завершаемый многолетием. В тот же день в 16 ч. совершалась вечерня, 20 августа – литургия по праздничному чину. В эти дни певчим (приглашался Синодальный хор) рекомендовалось «стоять чинно, петь скромно, без выкрикивания» (Там же. Д. 6656. Л. 1–4). Количество причастников в Донском монастыре колебалось от 11 человек (в дек. 1887) до 150 (11 марта 1888) (Там же. Д. 6674).

Братия Донского монастыря служила не только в самой обители, но и в нескольких церквах Москвы, хотя официально служение черного духовенства на приходах не поощрялось. Так, иеромонахи монастыря служили в Троицкой церкви на Шаболовке, в Никольской церкви в Голутвине, в церкви Несвижского полка в Хамовнических казармах, в Покровском храме в Левшине и др. (Там же. Д. 6656).

К началу XX в. братия трапезничала 2 раза в день, спиртное (в отличие от сер. XVIII в.) допускалось только на Пасху, Рождество и в царские дни. Если двунадесятый праздник выпадал на среду и пятницу, братия вкушала рыбу. Как видно из перечисления блюд для братии, сухоядения и полного невкушения пищи не было. Так, 24 декабря 1881 г., в сочельник, подавался винегрет, щи и лапша с грибами, жареный картофель, то же подавалось и в Крещенский сочельник 5 января. 1-я седмица Великого поста была наиболее строгой, но пища вкушалась ежедневно. Трапезы не было в понедельник, вторник и четверг, но братии выдавались из кухни хлеб, квас, огурцы, капуста и редька. В среду и пятницу на трапезе подавались щи с грибами и каша без масла.

Материальное положение

Царь Феодор Иоаннович для содержания братии пожаловал Донскому монастырю близлежащее сельцо Семёновское. Согласно переписи земель Подмосковья 1627–1629 гг., в сельце Семёновском находилось 16 дворов с 23 крестьянами (в 1646 – 27 дворов), а также монастырский двор для управления хозяйством. За Донским монастырем числилось «828 четей с осминой» (ок. 414 дес.) земли, «а в дву по тому же; сена 448 копен, и леса 25 десятин». В середине XVII в. Донской монастырь владел 32 дворами. В конце 1683 г. по ходатайству царевны Софьи Алексеевны Донскому монастырю было выделено во владение 20 десятин из городской выгонной близлежащей земли, к обители были приписаны и некоторые монастыри со всеми их вотчинами. В 1699 г. Донскому монастырю принадлежало 1223 крестьянских двора, в 1700 г.– 1510, т. о. монастырь стал одним из богатейших в России.

К 1755 г. Донской монастырь владел селами Семёновское, Посевьево, Рождествено в Молоцком стане Московского уезда, Борево Замыцкой волости, Андреевское Галичского уезда Костромской губернии с близлежащими деревнями, а также деревней Ельцыно Комельской волости, селом Сокольи Горы Казанского уезда и др. К Донскому монастырю были приписаны Медведева Богородице-Рождественская пустынь, Тихонова Калужская в честь Успения Пресвятой Богородицы пустынь, Шаровкин Успенский и Жиздринский Троицкий монастыри Московской губернии, Видогощенский Николаевский монастырь Тверской губернии с владениями. Всего в 1741 г. Донскому монастырю принадлежало 6957 крестьян, в 1755 г.– 6982. К 1764 г. у монастыря было, более 7 тысяч, владения Донского монастыря располагались в 13 уездах России (13 тысяч десятин земли).

Согласно записке о выдаваемой руге из дворцовых сумм, в 1699 г. архимандриту полагалось 6 р. 12 алтын; священнику, диакону, просвирнику – по 3 р. 10 алтын, 8 старцам – по 22 алтына. Большая часть руги выдавалась ради праздника в честь Донской иконы Божией Матери – 150 р.

В конце XIX в. Донской монастырь владел землями, расположенными в непосредственной близи, – 47 десятин 1051 кв. сажень, 24 десятин луговой земли при селе Рыболове и деревне Морозовой Бронницкого уезда, 14 десятин пахотной земли при сельце Семёновском и селе Раменки. Большая часть земли сдавалась в аренду местным крестьянам. Водяная мельница с каменной плотиной при деревне Чащино также сдавалась в аренду Ф. И. Рейнгаму – хозяину сукновального заведения. В полном владении и пользовании Донского монастыря оставалось рыболовное озеро при селе Бисерове Бронницкого уезда и 93 десятин близлежащей земли, которыми распоряжалась сама обитель (Там же. Д. 6915). В начале XX в. по совокупному капиталу (673881 р.) Донской монастырь был одним из богатейших монастырей России.

Благотворителями Донского монастыря помимо царствующих особ были канцлер граф Н.П. Румянцев, пожертвовавший в 1823 г. драгоценную панагию с бриллиантовыми украшениями на помин своей матери Е. М. Румянцевой (РГАДА. Ф. 1183. Оп. 1042. Д. 6. Л. 1–2, 1823 г.), вдова потомственного почетного гражданина В.А. Алексеева, завещавшая обители 21 тыс. р., фабрикант С.С. Мешков, «построивший» облачения для Донского монастыря на 1 тыс. р. (ЦГИАМ. Ф. 421. Оп. 1. Д. 7081) и др. Среди поминавшихся во время заупокойных литургий и панихид жертвователей – также представители княжеских фамилий Щербатовых, Голицыных, Оболенских, московский генерал-губернатор Д.В. Голицын, граф А.А. Бобринский и др.

Святыни

Главной святыней Донского монастыря является Донская икона Божией Матери 1591–1598 гг. («древнейшего московского письма»), хранящаяся в Большом соборе. Первоначально по повелению царя Феодора Иоанновича икона была украшена «золотом и драгоценными каменьями», к началу XX в.– сребропозлащенной ризой (в высоту 1 аршин 9 вершков, в ширину 1 аршин 33/8 вершка) с бриллиантами (из них, в частности, была изготовлена корона), яхонтами, сапфирами, аметистами, бирюзой, жемчугом. Вокруг иконы тщанием благотворителя Алексеева были сделаны поля, обложенные сребропозлащенной ризой, с изображением Господа Саваофа, св. праотцов и пророков. В начале ХХ в. украшения на иконе были оценены в 6242 р. 20 к. В 1922 и 1927 гг. золотые и серебряные украшения с образа были изъяты комиссией Замоскворецкого района. В Малом соборе слева от царских врат находился другой почитаемый список Донской иконы – 1668 г. письма Симона Ушакова (ГТГ; Антонова, Мнёва. Каталог. Т. 2. С. 413. Кат. № 913).

Согласно описи 1908 г., в Большом соборе за правым клиросом находился сребропозлащенный ковчег в виде ларца, в котором хранились частицы мощей 195 святых (ЦГИАМ. Ф. 421. Оп. 1. Д. 7336. Л. 30–36). Также в соборе находились ковчежцы с частицами мощей свт. Николая Чудотворца и вмц. Варвары, с частицами ризы Спасителя и Божией Матери, мощей святых царевича Димитрия, Иоанна Воина, Алексия, митр. Московского, мч. Иоанна Милостивого (пожертвованы в начале XIX в. архимандритом Виктором (Прокоповичем-Антонским)), свт. Григория Богослова, прп. Михаила Малеина, святителей Гурия и Варсонофия Казанских, мч. Вавилы, равноап. царя Константина, благоверных князей Феодора, Давида, Константина Ярославских, прп. Авраамия Ростовского. Частица мощей св. Иоанна Предтечи была помещена в его образ (Там же. Л. 36 об.– 37 об.). В позлащенном кресте покоились частицы мощей святых Макария, митр. Киевского, Симеона, еп. Суздальского, Ефрема, еп. Переяславского; преподобных Нифонта, игум. Печерского, Поликарпа, архим. Печерского, Иоанна Многострадального, Феодора, кн. Острожского, Евфросинии Полоцкой, Илии Муромца (Там же. Л. 38–38 об.).

Летом 1914 г. в Донском монастыре временно находились мощи прмч. Афанасия (Филипповича) (Там же. Д. 7646. Л. 2).

Ризница и книгохранилище

В начале XX в. в ризнице Донского монастыря находились 17 напрестольных Евангелией (1681–1894), обложенных серебром, 10 «малых» Евангелий, 16 напрестольных крестов, 13 молебенных крестов (все серебряные), 16 серебряных потиров с дискосами, звездицами и блюдами, 10 ковшей для теплоты, 10 напрестольных ковчегов, 12 кадил, 2 рипиды, 20 панагий (в т. ч. богато украшенная панагия – вклад канцлера гр. Румянцева 1823 г.). В ризнице находились также 21 наперсный крест (из них один из золота, украшенный драгоценными камнями и оцененный в 237 р.), 2 плащаницы, 9 воздухов. Главная опись 1908 г. отмечает также 8 саккосов «с принадлежностями», 23 митры. Из последних особо выделялась одна, шитая сплошь мелким жемчугом по золотому глазету, украшенная образами и драгоценными камнями (оценена в 733 р.). Среди облачений «шедевром» считалась парчовая риза с золотыми разводами «по разводам виноградные кисти и серебряные колосья». Риза была украшена жемчугом и драгоценными камнями (оценена в 895 р.). В ризнице были также 136 икон в драгоценных окладах, 24 серебряные лампады и др. (Там же. Л. 183 – 393 об.).

К началу XX в. книгохранилище насчитывало 255 книг различного содержания. Среди 19 рукописных книг хранились Евангелие начала XV в. «большую четверть, писанное полууставом в два столбца, заставками, рисованными красками» (ГИМ. Дон. № 1), Евангелие 1-й четверти XVI в. с изображениями евангелистов (Там же. № 2), вкладная книга Донского монастыря, начатая в 1692 г. (Там же. № 18), отписные и отказные книги 1678 г. в копии XVIII в. (Там же. № 20). К 2007 г. часть архива Донском монастыре находится в ЦГИАМ (Ф. 421), РГАДА (Ф. 1629) Небольшое рукописное собрание (22 рукописи XV–XIX вв.) в 1908 г. было передано в Московскую Синодальную библиотеку, в составе которой в 1920 г. поступило в ОР ГИМ, где оно образовало единый фонд с рукописями собраний Новоспасского и Симонова московских монастырей.

     
  Казанская церковь в селе Узком. Фото А.Шипилина  
 
Казанская церковь в селе Узком. Фото А.Шипилина
 
 

Храмы и др. постройки.

Малый собор в честь Донской иконы Божией Матери, возведенный в 1591–1592 гг. предположительно по заказу Б.Ф. Годунова (Временник Ивана Тимофеева. М.; Л., 1951. С. 43; Баталов. 1996. С. 42) является древнейшим храмом Донского монастыря. Первоначальное посвящение храма – «во имя Пречистыя Богородицы и славныя Ея Похвалы» (ПСРЛ. Т. 14. С. 15), но «постепенно вошло в обычай звать эту церковь не по престолу, а по чтимой иконе, так что и день 19 августа стал называться праздником Донской Богоматери» (Сорок сороков. Т. 1. С. 252). Малый собор – небольшой бесстолпный четверик, перекрытый крещатым сводом; это единственный в XVI в. бесстолпный монастырский соборный храм. А.Л. Баталов объясняет это тем, что храм «строился как собор только что основанного общежительного монастыря, вероятно, с небольшой по составу братией. Несмотря на его мемориальный характер, статус этой загородной новоустроенной обители не был высоким, судя по тому, что она управлялась игуменом» (Баталов. 1996. С. 127). В храме использована разновидность крещатого свода со ступенчатыми распалубками, впервые примененная в приделе св. Василия Блаженного (1588) собора Покрова на Рву, затем в надвратной церкви Происхождения Честных Древ Креста Господня московского Симонова монастыря (1591–1593), построенной, как и собор Донского монастыря, в честь победы над Казы-Гиреем (Там же. С. 170–171), а также, точно повторяя вариант Донского монастыря, в т. ч. уникальные машикули в основании сводиков нижних распалубок, в Троицкой церкви в Хорошеве (освящена, вероятно, в 1598: Там же. С. 57); последний крещатый свод со ступенчатыми распалубками был возведен в Покровской церкви в Рубцове (после 1619 – до 1626), построенной царем Михаилом Феодоровичем в своем родовом имении по образцу годуновских храмов. Снаружи свод оформлен 3-ярусной горкой кокошников, глава была шлемовидной. Алтарь 3-частный, с несколько большей центральной апсидой. Фасады разбиты пилястрами на 3 прясла, которым в интерьере соответствуют арочные ниши, устроенные по сторонам от северных, южных и западных входов. Частично сохранился изысканный итальянизирующий декор с элементами ордерных форм, отличающий лучшие постройки годуновского времени. Храм был расписан, но сведения о первоначальной росписи скудны. По словам дьяка И. Тимофеева, честолюбивый Борис Годунов распорядился поместить на стенах «образ своего подобия и имени» (Временник Ивана Тимофеева. С. 208); это сообщение представляется малодостоверным (Баталов. С. 330). Древний иконостас собора утрачен.

В 1677–1678 гг. в память о победе над турками под Чигирином по распоряжению царя Феодора Алексеевича были построены 2-столпная трапезная и 2 придела: южный – во имя прп. Сергия Радонежского, в память о походной полотняной церкви, стоявшей в 1591 г. на этом месте посреди воинского обоза, северный – во имя вмч. Феодора Стратилата, тезоименитого государю святого. В 1679 г. была сооружена шатровая колокольня. Все постройки выдержаны в скромном варианте стилистики узорочья. Вместе с приделами собор получил новую зеленую черепичную кровлю, замененную, вероятно, в XVIII в. Известно, что царь Феодор Иоаннович «пречудно украсил ее всякими изрядными лепотами». Расписывали собор и приделы мастера Оружейной палаты Леонтий Чулков, Феодор Евтихев, однако открытые в 1948 г. росписи стен выполнены в 80-х гг. XVIII в. В начале XIX в. были уничтожены украшавшие входы перспективные порталы, срублены внутренние выступы стен, растесаны окна. Многие части храма восстановлены в 1948–1950 гг., уровень пола поднят над древним примерно на 50 см.

Храм сильно пострадал при пожаре 1992 г., когда выгорела почти вся его трапезная. При восстановлении были расписаны стены трапезной, восстановлены иконы, киоты и вся церковная утварь, реконструированы и обновлены печь с чашей для Мироварения.

В Малом соборе были погребены многие выдающиеся деятели Церкви и Российского государства, в т.ч. схим. Иов (в миру думный дьяк Яков Аверкиевич Кириллов, благотворитель обители), архиеп. Московский Амвросий (Зертис-Каменский), архим. Аввакум (Миланкович), серб по национальности, главнокомандующий в Москве М.М. Измайлов, графиня Е.М. Румянцева – супруга фельдмаршала П.А. Румянцева-Задунайского, генерал-аншеф П.И. Стрешнев.

Большой собор в честь Донской иконы Божией Матери был заложен в 1684 г. по обету старшей сестры царя Петра I царевны Екатерины Алексеевны. Собор, сложенный до глав в 1686 г., по кончине храмоздательницы оставался недостроенным. Главы и иконостас были поставлены в 1692 г., при архим. Антонии (Одиновиче), иждивением думного дьяка Я.А. Кириллова и его жены Ирины Симоновны. 21 авг. 1698 г. собор был освящен митр. Сарским и Подонским Тихоном.

Этот собор Донского монастыря уникальное для русcкой архитектуры сооружение. Он является примером переноса на русскую почву типа т.н. 5-банного (т. е. с 5 высокими главами-банями) храма, характерного для каменного зодчества Левобережной Украины 2-й пол. XVII в. 1-й попыткой такого переноса была церковь Воскресения Господня на Пресне (1681), не осуществленная из-за болезни и смерти заказчика царя Феодора Алексеевича. И.Л. Бусева-Давыдова связывает замысел ее строительства с поездкой на Украину иконописца Оружейной палаты Карпа Золотарёва, предпринятой по поручению царя специально «для описания церковных чертежей». Он посетил Киев, Переяславль, Нежин, Батурин, Глухов и другие украинские города, где мог видеть многочисленные 5-банные храмы, в т.ч. и Никольский собор в Нежине (1668), к которому близка пресненская постройка. По мнению Бусевой-Давыдовой, собор Донского монастыря был возведен, с небольшими изменениями, именно по подготовленным для Воскресенской церкви строительным документам (Бусева-Давыдова. 1985. С. 220–226). Отметим, что композиция собора не прижилась в русской архитектуре и была воспроизведена – с перестановкой глав по диагонали – лишь в церкви Воскресения (Тихвинской иконы Божией Матери) в подмосковном Бурцеве (1730–1733).

Большой собор Донского монастыря, как и его украинские прототипы,– крестообразный, с ориентированными по сторонам света рукавами креста (скругленной, а не граненой, как на Украине, формы) и дополнительными, изначально пониженными компартиментами между ними. Массивные главы на высоких (изначально, по всей видимости, граненых) световых барабанах расположены по странам света: большая – в центре, меньшие – над каждым из рукавов креста. Последние трактовались, т.о., как отдельные объемы, что характерно для украинской архитектурной традиции; после изменения формы кровли с надкладкой угловых компартиментов до высоты рукавов в 1-й половины XIX в. этот эффект исчез. Диаконник и жертвенник получили в Донском монастыре скругленные формы (соответствующие западные компартименты – квадратные в плане), благодаря чему образовался традиционный для русской архитектуры 3-апсидный алтарь. Большие прямоугольные оконные проемы рукавов креста и угловых компартиментов расположены в 2 ряда, разделенные профилированной тягой. Декор аскетичен: окна верхнего яруса имеют прямоугольные наличники, нижнего – с треугольными разорванными фронтончиками, типичные для нарышкинского стиля. Над верхним центральным окном каждого из рукавов креста находятся оформленные колонками киоты. На кровле, вокруг главного купола, первоначально было устроено гульбище с балюстрадой. Крестообразный периметр стен был завершен живописным фризом с орнаментом из желтых виноградных листьев на зеленом фоне. Изначально наружные стены собора были выбелены, детали расцвечены; нынешнюю красную окраску с белыми деталями собор получил не ранее 1825 г. Собор со всех сторон окружен галереей со входами с запада, севера и юга; в XIX в. ее аркада была застеклена; декор близок к декору допетровских традиций. В 1740 г. по проекту В.С. Обухова между южным крыльцом и юго-восточной галереей была встроена небольшая 2-этажная ризница в скромных барочных формах.

Интерьер собора – сообразно русской монастырской традиции – 4-столпный. Столбы цилиндрические, относительно тонкие, сильно сдвинуты к углам храма; восточная пара скрыта иконостасом. В верхней части интерьера четко прочитывается крестообразность. В целом мастерам Донского монастыря удалось воссоздать свойственное украинским бесстолпным образцам ясное, залитое светом пространство.

Собор, как и остальные сооружения обители конца XVII – начала XVIII в., строился на щедрые пожертвования. Среди вкладчиков – боярин Артамон Матвеев и основатель московской Оружейной палаты Б.М. Хитрово. Пожертвование в 90-х гг. XVII в. сделали и члены семьи казненного бунтовщика Степана Разина. По записи в числе лиц, за которых следовало молиться, упомянуты Степан и Фрол Разины (Аренкова, Мехова. 1970. С. 18). Иконостас собора, как и его здание, был построен в несколько приемов. Еще в 1688 г. последовал царский указ о сооружении иконостаса мастерами Оружейной палаты. Лишь в 1695 г. в основном на пожертвования, золотописец Посольского приказа Карп Золотарёв соорудил 2 нижних яруса – местный чин с царскими вратами и праздничный ряд. Затем в 1695–1696 гг. «резного дела мастер» Абрам Андреев и столяр Григорий Алексеев воздвигли апостольский ярус. Только в 1699 г. иконостас был окончательно завершен Г. Алексеевым, Ильей Фёдоровым, а также белорусским мастером из Почепа Евстафием Ивановым. К концу XVII в. были расписаны только столпы собора. Росписи же на внутренних стенах в 1782–1785 гг. выполнил по «заданной идее» архитектора Василия Баженова итальянский художник Антонио Клаудо. Образа же на темы сюжетов из ВЗ и НЗ были помещены в живописные рамы и расположены в 4 ярусах. В 1789 г. стены галерей были расписаны, но в 1867 г. росписи XVIII в. были сбиты и паперти расписаны вновь. В 1935 г., когда там разместили экспозицию Музея архитектуры, росписи были забелены и частично уничтожены. С 1996 г. ведется их реставрация.

До 1922 г. многие иконы, находящиеся как в иконостасе, так и в приделах собора имели серебряные ризы и украшения. Риза на Донской образ была выполнена после нашествия французов из монастырского серебра и в середине XIX в. украшена «строением» архим. Феофана, ризы на других местных образах выполнены на средства графа М.И. Платова. Он доставил в Донской монастырь 10 пудов серебра из сокровищ, похищенных неприятелем в 1812 г. и потом отбитых донскими казаками. Имя другог начальника Донского войска – генерального атамана Даниила Ефремовича – сохранилось в надписи устроенного им серебряного паникадила (1750), находившегося перед царскими вратами, которое сохранилось до настоящего времени. В 1752 г. на вклады купца Кузьмы Замятина в соборе были постланы чугунные полы.

Церковь в честь Сретения Господня была устроена в 1712 г. в подклете Большого собора имеретинским царем Арчилом Вахтанговичем (1647–1713) над могилами его сыновей Александра, Матвея и Давида, которые в 1711 г. были похоронены в склепе под соборным алтарем. Там же в разное время были погребены сам Арчил, его супруга царица Кетеван, царь Бакар (сын царя Вахтанга VI Багратиони), царевна Дарья Арчиловна, царица Русудан (супруга царя Вахтанга VI), царевич Леван (Леон) Бакарович, генерал Георгий Багратиони, царевна Анна Георгиевна и другие представители грузинской царской династии и княжеских родов Грузии – всего 63 чел. В 1729 г. дочь царя Арчила царевна Дарья назначила натуральное и денежное вознаграждение иеромонахам монастыря, совершавшим богослужение в Сретенской церкви. В 1729–1730 гг. царевна Дарья расширила храм и перестроила его алтарь, пол был выложен чугунными плитами. Во 2-й пол. XVIII в. был установлен иконостас по проекту архитектора И.Р. Залусского (не сохранился). В 1815 г. храм был перестроен, в середине XIX в. княгиня А.И. Багратион украсила усыпальницу имеретинского царственного дома и особ знатнейших грузинских фамилий новым иконостасом, причем написанные на меди иконы были тогда поновлены.

Ограда обители первоначально была деревянной. В кон. 70-х гг. XVII в. с севера и запада были построены 3-пролетные каменные ворота, к-рые завершались «палатками» с главами («палатка» над сев. св. воротами имела 3 главы), обитыми «белым железом»; ворота покрывала зеленая черепица. С 1686 г. (с перерывами) за счет царской казны возводилась новая каменная ограда. В 1697 г. строительство возобновилось на щедрые пожертвования вдовы дьяка Я.А. Кириллова (в постриге Иова) и закончилось в 1711 г. Ограда Донского монастыря в плане представляет собой квадрат с воротами по центру северной и западных стен, 4 круглыми башнями по углам и 8 квадратными башнями. Первоначально по центру восточной стены существовала «полубашня», снесенная в 1804 г. Архитектура башен, особенно венчающие их кирпичные короны с белокаменными деталями (восстановлены А.П. Поповым в конце XIX в.), напоминает облик ограды московского Новодевичьего монастыря, возведенной в 80-х гг. XVII в.; некоторые исследователи считают их постройками одной и той же артели (Памятники. С. 279).

Местоположение каменных северных ворот 70-х гг. XVII в. не установлено. Предполагается, что при строительстве каменных стен они оказались внутри монастырской территории, были перестроены и вскоре разобраны, причем почти весь их декор был заново использован в новых воротах. Последние, построенные в 1693 г. ярославской артелью под рук. Алексея Григорьева при участии «монастырского обжигальщика» Михаила Андреева, полностью повторяли композицию предшествующих.

На широком гульбище ворот в 1713–1714 гг. на средства вдовы царя Иоанна V Алексеевича Прасковьи Феодоровны (урожденной Салтыковой) и ее дочери Екатерины была построена и освящена Рязанским и Муромским митр. Стефаном (Яворским) церковь в честь Тихвинской иконы Божией Матери. В 1716 г. был устроен открытый всход на гульбище со стороны монастыря, а «с Москвы» возведена высокая ограда с решеткой, перестроенные в 1734 г. на средства императрицы Анны Иоанновны. В 1782 г. на средства А.Ф. Татищевой был поставлен новый иконостас. Надвратная Тихвинская церковь – 3-ярусный храм «под колоколы», близкий к целому ряду храмов нарышкинского стиля, но имеющий ряд черт петровской барочной архитектуры. Нижний ярус – круглый в плане изнутри, имеющий 8-лепестковую форму снаружи; расположенные по сторонам света большие «лепестки», снабжены т.н. полуглавиями (полуциркульными или лучковыми, как в данном случае, фронтонами, не отделенными – чаще всего и в данном случае тоже – карнизом от поля стены; характерны для русской барочной архитектуры). Вход расположен с южной стороны. Дверной проем с граненым завершением, 8-гранное окно над ним и массивные фланкирующие пилястры (а также пилястры, разделяющие «лепестки») характерны для нарышкинского стиля. Большие окна остальных «лепестков» обрамлены завитковыми наличниками. 2-й ярус ротондальный, с окнами и полуглавиями по сторонам света, его декор более плоскостный. Храм завершен открытым ярусом звона и причудливой главкой украинского типа (относится ко 2-й пол. XVIII в.) на высоком барабане. Шедевр церкви – кованая чугунная решетка, ограждающая паперть с северной стороны, – одно из немногих сохранившихся подобных произведений 1-й трети XVIII в.

В 1730–1733 гг. по проекту П.А. Трезини под наблюдением Г.И. Шеделя были построены западные ворота Донского монастыря на месте обветшавших (70-х гг. XVII в.); подрядчиком был Матвей Говоров. Но надвратная колокольня была возведена только в 1750–1753 гг. по проекту А.П. Евлашева под надзором его ученика К.И. Бланка. В мае 1755 г. в ее нижнем ярусе была освящена церковь во имя святых праведных Захарии и Елисаветы, упраздненная в 1812 г. Позже в помещении храма разместились архив монастыря и библиотека. Колокольня представляет собой характерное произведение скромного варианта елизаветинского барокко. Нижний ярус – четвериковый, украшен портиками с раскрепованными фронтонами на спаренных колоннах; верхний ярус – восьмериковый, завершен высокой барочной кровлей с люкарнами, увенчанной фигурной главкой на тонком граненом барабане с открытыми проемами; ярус декорирован плоскими пилястрами. Отделка колокольни не была окончена: не выполнены белокаменная резьба капителей, скульптуры в нишах и завершение в виде ангела с крестом. Самым большим из 10 колоколов был колокол, весом в 700 пудов (или 11 тонн), отлитый в 1754 г. мастером Константином Михайловым Слизовым на пожертвования купцов Федора и Кузьмы Замятиных. Другой колокол, весом 193 пуда, предназначался для Исаакиевского собора Санкт-Петербурга, но 24 декабря 1730 г. императрица Анна Иоанновна подарила его Донскому монастырю.

После 1917 г. помещения храма были приспособлены под жилье, его объем был разделен на 2 этажа. Реставрационные работы, начатые еще Музеем архитектуры, вернули ему первоначальный облик, и с 1996 г. в нем совершаются богослужения.

Церковь во имя архангела Михаила (1714) была построена в юго-западном углу монастыря стольником И.И. Дурново и первоначально освящена во имя прп. Евфимия Великого, тезоименитого умершему сыну стольника майору Ефиму Дурново. Это был небольшой храм с одностолпной трапезной, соединенный проемом в западной стене с корпусом больничных келий (расширены в 1796 перестроены в 80-х гг. XIX в.). В 1806–1809 гг. церковь была перестроена в стилистике ампира по заказу князей Голицыных (предположительно по проекту архитектора И.В. Еготова) и освящена во имя архангела Михаила (тезоименитого погребенному здесь генерал-лейтенанту князю М.М. Голицыну), став храмом-усыпальницей рода. Центральный объем получил полусферический купол на невысоком барабане, опирающемся на 4 столба. Сеерный вход оформили портиком с треугольным фронтоном и 2 парами колонн, фланкирующими дверной проем, завершенный полуциркульным окном.

В 1895 г. с севера к трапезной было пристроено крыльцо (в русском стиле), в 1897 г. было устроено крыльцо с южной стороны церкви для входа в подклет, где находилась усыпальница князей Голицыных (ЦГИАМ. Ф. 421. Оп. 1. Д. 7336. Л. 102–104). Здесь были похоронены бывшие московские военные генерал-губернаторы – князь Д.В. Голицын с матерью Натальей Петровной († 1837) и князь А.Г. Щербатов († 1848).

Михайловская церковь, в которую перенесли многие надгробия из Малого собора, является богатейшим собранием русской мемориальной скульптуры: Сохранились надгробие М.П. Собакиной, выполненное в 1782 г. И.П. Мартосом, надгробие – Н.М. Голицыной (скульптор Ф.Г. Гордеев – 1780), изображает ставшую впоследствии традиционной плакальщицу, облокотившуюся об урну и держащую щит с вензелями. Другой тип надгробий – с пирамидой – представлен в храме памятником с могилы М.М. Измайлова (1722–1780) и его жены М.А. Измайловой (1730–1800), а также памятником М.М. Голицыну (1731–1802; скульптор С.С. Пименов). В Михайловский храм из Малого собора перенесено и надгробие П.М. Голицына (скульптор Я.И. Земельгак; 1775) – самое известное из скульптурных надгробий Донского монастыря. Композиционно близки между собой вмонтированные в стену церкви горельефные надгробия В.М. Голицына (1731–1797; скульптор Э. де Педри) и А.В. Римского-Корсакова (1729–1781).

При реставрации Михайловского храма были раскрыты росписи 1889 г. (автор А.В. Попов), являющиеся образцом академической живописи конца XIX в. В алтаре установлена сень конца XVII в., которая ранее находилась в Большом соборе. Сень, также как и весь интерьер храма, были отреставрированы в 1996 г. Богослужения в храме были возобновлены 21 ноября 1991 г., после возвращения Донского монастыря Церкви. Вблизи храма по оригинальному проекту архитектора И.Вихляева на месте утраченной деревянной беседки над колодцем построена новая, водосвятная часовня.

Церковь во имя прп. Александра Свирского (1796–1798; автор проекта неизвестен) возведена к востоку от Большого собора на средства сенатора графа Н.А. Зубова как фамильная усыпальница. После разорения Донского монастыря в 1812 г. храм был возобновлен лишь в 1820 г. графиней Н.А. Зубовой (впоследствии ремонтировался Зубовыми в 1863 и 1903). Храм представляет собой небольшую классицистическую ротонду (диаметр около 7 м; Там же. Л. 139), перекрытую полусферическим куполом. Стены декорированы плоскими пилястрами с тонко прорисованными капителями.

Церковь во имя свт. Иоанна Златоуста (1887–1891) построена по проекту А.Г. Венсана вдовой фабриканта Первушина Екатериной Александровной и ее сыновьями как фамильная усыпальница, однако в таком качестве не использовалась. Редкой особенностью храма является 2-ярусное основание: в его верхней части располагалась освещенная небольшими окнами церковь св. вмц. Екатерины с наружным входом с юга, в нижней – подклет, предназначенный для усыпальницы. Храм построен в византийском стиле, одноглавый, крестообразный (рукава завершены конхами), с невысокой колокольней над западным входом. Лестница в верхнюю церковь сделана из финляндского гранита, нижний этаж храма облицован плитами тарусского камня, а нижний этаж колокольни – жерновным камнем (Там же. Л. 152–153). При храме с западной стороны существовала звонница с 17 колоколами, отлитыми на московском заводе Самгина (Там же. Л. 158 об.). После 1917 г. в храме размещались различные учреждения, а с конца 40-х гг.– фонды Музея архитектуры. В 1991–1993 гг. храм был восстановлен, художники-реставраторы воссоздали первоначальные росписи; алтарь был заново расписан архимандритом Зиноном (Теодором). За современным иконостасом бережно сохраняются остатки мраморного иконостаса конца XIX в., выполненного в технике флорентийской мозаики.

Церковь во имя прп. Иоанна Лествичника построена в 1896–1897 гг. на средства генерал-майора И.Ф. Терещенко первоначально как часовня-усыпальница для семьи; в 1898 г. переоборудована в церковь. Небольшой храм сооружен в русском стиле: центральный шатровый восьмерик фланкирован 4 меньшими подобными объемами, расположенными по сторонам света, диагональные углы основного объема оформлены бочками. Реставрация 1991–1992 гг. вернула церкви первозданный облик; был выполнен новый иконостас, возобновлены богослужения.

Новые постройки монастыря

В 1997 г. в Донском монастыре была построена церковь во имя свт. Тихона, Патриарха Всероссийского. Нижний храм освящен во имя небесного покровителя донатора храма св. блгв. кн. Вячеслава Чешского. Иконостас выполнен в традициях древнерусского искусства. Рядом с Тихоновским храмом возведена церковь во имя вмч. Георгия Победоносца, основанная в память 2000-летия Рождества Христова и 10-летия возвращения Донского монастыря Русской Православной Церкви. Среди новых построек монастыря – святой колодец, возведенный по образцу существовавшего в XIX в. деревянного.

В 70-х гг. XVII в. к югу от западных ворот было построено караульное помещение, а к северу – «палаты над погребами». Первое было надстроено в 1718 г.; в конце XVIII – начале XIX в. верхний этаж занимал наместник, нижний – казначейство, из-за чего здание стало называться канцелярией; оно сохранило допетровский декор. Второе было включено в объем здания ДУ (1873–1875, 80-е гг. XIX в.), исказившего западный фасад монастыря. Не позднее 1693 г. при северных воротах была построена караульня, в 1713–1714 г. надстроенная 2-м этажом. Позже кельи у северных ворот вместе с примыкавшим крыльцом были включены в объем нового жилого корпуса, сооруженного в скромной стилистике барокко, вероятно, по проекту И.Ф. Мичурина. В 80-х гг. XVIII в. здесь временно жил настоятель, затем размещалась монастырская канцелярия. Впоследствии в нем жили на покое настоятели московских монастырей. В 1749–1750 гг. были построены архимандричьи покои у северных ворот и расположенная неподалеку настоятельская. Согласно архивным документам, новые покои были пышно украшены лепниной, изразцовыми печами, картинами и шпалерами. В 1779–1781 гг. 2-й, деревянный этаж возводится заново архитектором И.Р. Залусским; примечательна парадная лестница. Покои, кухня (позже баня) и сад представляют собой усадебный комплекс, характерный для Москвы XVIII в. В 1758–1762 гг. был построен удлиненный корпус братских келий, в 1880–1882 гг. надстроенный 2-м этажом (архитектор А.П. Попов) и обращенный в монастырскую гостиницу. Крупные барочные наличники здания являются примером удачной стилизации; в трапезной при реставрации открыты росписи на сюжеты из истории основания Донского монастыря. К 2007 г. здесь находятся библиотека и воскресная школа, проживают насельники. Между братскими кельями и западной стеной монастыря расположены здания каретника, конюшни и квасоварни конца XVIII в., впоследствии надстроенные и приспособленные под жилье.

Некрополь

До конца XVII – начала XVIII в. братию Донского монастыря хоронили, вероятно, в Андреевском монастыре, к которому обитель была приписана. Затем у стен Малого собора Донского монастыря возникло кладбище, занимавшее к концу того же века почти всю юго-восточную часть территории монастыя, – т.н. Старое Донское кладбище. К 2007 г. его территория чуть более 2 га от Михайловской церкви – усыпальницы князей Голицыных, к Большому и Малому соборам и далее в юго-восточную часть Донского монастыря. В некрополе Донского монастыря похоронены архиеп. Московский Амвросий (Зертис-Каменский), еп. Агапит (Вознесенский), архимандриты Аввакум (Миланкович), Афанасий (Петрашвили), Кирилл (Иерусалимит; † 1747), Варлаам (Лещевский; † 1774), Симон († 1852), игумении московского Зачатиевского монастыря Валентина (1840–1883) и Валерия (Хвостова; 1811–1884), протопр. Александр Киселёв († 2001), обер-прокурор Святейшего Синода Н.А. Протасов († 1855). В некрополе Донского монастыря похоронены также многие русские государственные и общественные деятели, в т.ч. московские генерал-губернаторы гр. П.Д. Киселёв, В.А. Черкасский, А.А. Щербатов, И.А. Тутолмин, военачальники – участники Отечественной войны 1812 г., Крымской войны 1853–1856 гг. и обороны Севастополя (1854–1856), декабристы, литераторы А.П. Сумароков, М.М. Херасков, В.Л. Пушкин – дядя А.С. Пушкина, В.Ф. Одоевский, В.И. Майков (1728–1778), И.И. Дмитриев (1760–1837), архитекторы О.И. Бове, В.О. Шервуд, С.М. Соловьёв, архитекторы-реставраторы П.Д. Барановский, Н.Н. Соболев (1906–1980), философ П.Я. Чаадаев, историки Д.Н. Бантыш-Каменский, В.О. Ключевский. В Большом соборе и на кладбище Донского монастыря погребены многие грузинские государственные и общественные деятели. На кладбище Донского монастыря были перезахоронены: в 2000 г.– И.С. Шмелёв с супругой, в 2005 г. – И.А. Ильин с супругой, генерал А.И. Деникин с супругой.

Некрополь Донского монастыря является богатейшим собранием монументальной надгробной скульптуры, включает белокаменные саркофаги с пышным барочным декором, строгие надгробия классицизма, украшенные тончайшим резным орнаментом, типовые надгробия. Ряд надгробий выполнен выдающимися русскими скульпторами И.П. Мартосом, В.И. Демут-Малиновским, И.П. Витали и другими.

В начале XX в. у южной стены Донского монастыря образовалось т.н. Новое Донское кладбище. На нем похоронены историк Москвы П.В. Сытин (1885–1968), архитектор И.Е. Бондаренко, деятели науки, искусства. На Новом кладбище был устроен 1-й в столице мемориальный комплекс «Вечный огонь» (1959–1960), охвативший в основном братские могилы воинов, погибших под Москвой в 1941–1942 гг. В 1904–1914 гг. по проекту и под наблюдением З.И. Иванова здесь была построена церковь во имя прп. Серафима Саровского и блгв. кнг. Анны Кашинской с приделами во имя Успения Богородицы и равноап. Марии Магдалины и Сошествия Святого Духа и Всех святых. Под храмом в 3 яруса находились склепы. В 1925–1927 гг. храм был переделан в 1-й в Москве крематорий (закрыт в 1973). Ныне храм передан Донскому монастырю и вновь освящен в 1998 г.

1918–2007 гг.

После революции в соответствии с Декретом об отделении Церкви от государства все движимое и недвижимое имущество Донского монастыря перешло в собственность государства, которое в свою очередь предоставило обители право безвозмездного пользования имуществом и заключило договор с монастырской общиной. Братия отнеслась к Декрету терпимо, что отразилось в типичном ответе иером. Саввы на вопросы анкеты об отношении братии к советской власти и к ее Декрету: «Православное государство вместе со Школами и Православной Церковью должны быть неделимы на благо народа и ненасилуемы» (ЦГИАМ. Ф. 1215. Оп. 3. Д. 27. Л. 5 об.). Игум. Иона охарактеризовал свое отношение к Декрету как «безразличное» (Там же. Л. 6 об.). «Сожалею», – кратко ответил иеродиак. Марк, иные писали: «Признаю, служу и повинуюсь».

С 1922 г. в Донском монастыре происходило изъятие церковных ценностей – все предметы из золота и серебра, драгоценные камни были конфискованы государством «в пользу голодающих». К середине 20-х гг. в обители оставались только ковчег с частицами святых мощей, 5 потиров, 7 напрестольных крестов, 11 Евангелий, дароносица для причащения болящих, 6 наперсных крестов, а также ковчежец с мощами прмч. Афанасия Брестского, 42 саккоса, 200 фелоней, 180 стихарей, 10 колоколов (Там же).

19 мая 1922 г. в Донской монастырь из московского Троицкого подворья, захваченного сторонниками обновленчества, в качестве узника прибыл Патриарх Тихон. Святитель жил в монастыре под домашним арестом в 2 комнатах монашеских келий. 1 июня 1923 г. он возглавил богослужение, на которое пришло много народу. 23 августа того же года в Донском монастыре Патриарх принял покаяние митрополита Владимирского Сергия (Страгородского), уклонившегося на короткий срок в обновленчество. 21 октября того же года в Михайловской церкви Донского монастыря в присутствии 30 архиереев Патриарх Тихон совершил наречение во епископа Лужского архимандрита Мануила (Лемешевского). 9 декабря 1924 г. 2 злоумышленника проникли в домик у ворот, где жил Патриарх Тихон. Заметив келейника Якова Полозова, преградившего путь в келью, один из нападавших бросился на него с ножом и убил. Смерть келейника потрясла Патриарха, и он собрался похоронить его в Малом соборе Донского монастыря. Однако власти не дали на это разрешения, и келейник был похоронен у южной стены храма. Патриарх Тихон скончался 7 апреля 1925 г. На погребении в Малом соборе обители 12 апреля присутствовало много иерархов и около 300 тысяч мирян. Художник П.Д. Корин, пораженный отпеванием и похоронами Патриарха, задумал главную, но так и не выполненную картину «Русь уходящая». В бывших покоях Патриарха Тихона (слева от надвратного Тихвинского храма) открыт мемориальный музей, где хранится облачение святителя – саккос, митра, четки и другие предметы, найденные в его могиле при обретении мощей.

С 1922 г. настоятелем Донского монастыря был архим. Алексий (Палицын). На 1927 г. в обители было 24 человека, из них 4 – «служители культа» (Там же. Л. 12 об.– 13). С 1924 г. часть помещений Донского монастыря занимала детская трудовая колония, районный подотдел по борьбе с огородными вредителями, а также созданный в 1929 г. Антирелигиозный музей, в который свозились иконы и священные предметы из закрытых и разрушенных храмов столицы. Так, на стенах Донского монастыря были помещены барельефы взорванного в 1931 г. храма Христа Спасителя и другие фрагменты архитектуры снесенных зданий Москвы. В конце 20-х гг. дирекция музея неоднократно обращалась в Московский отдел народного образования с жалобами на то, что на территории монастыря «ведется торговля святой водой, образами, поповской дореволюционной литературой» (Там же. Л. 14). Музей также преградил доступ к южной колокольне, сданной Донскому монастырю в бесплатное пользование.

Одновременно в 1925–1928 гг. Донской монастырь был резиденцией т.н. григорианского раскола. Именно в Донском монастыре с согласия ОГПУ 22 декабря 1925 г. состоялось совещание 10 архиереев, которые, игнорируя переход высшей церковной власти к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Сергию (Страгородскому), образовали т.н. Временный Высший Церковный Совет (ВВЦС) под председательством архиепископа Свердловского Григория (Яцковского). Раскольникам были переданы 2 храма из 4, действовавших в то время на территории обители (ЦГИАМ. Ф. 1215. Оп. 3. Д. 2. Л. 85 об).

В начале 30-х гг. Донской монастырь был окончательно закрыт, в 1934 г. в монастыре был организован Музей архитектуры. В 1946 г. Малый собор Донского монастыря был открыт как приходский храм. С этого времени в нем совершается чин Мироварения (каждые 3–4 года). Подготовка к Мироварению начинается на Крестопоклонной неделе, после молитвословий. В среду в соборе совершается малое водоосвящение и окропляются святой водою вещества и коренья, из которых готовятся благовонные настои. Торжественное начало Мироварению полагается в Великий понедельник; в этот день котел наполняется необходимыми веществами, огонь для Мироварения возжигается трикирием. Во время варки (с Великого понедельника до среды) священнослужители непрерывно читают Евангелия. В среду в Донском соборе назначенный иерарх (или Патриарх) благословляет сосуды с благовониями, в которые добавляется елей и вино. Освящение нового Мира происходило и происходит в Великий четверг в Богоявленском Патриаршем соборе. Обряд освящения совершает Патриарх по окончании Евхаристического канона (Нефедов Г., прот., Соколов Ф., диак. Чин Мироварения и освящение Мира // ЖМП. 1984. № 6. С. 8–9; Бондарев И., свящ. Освящение новоприготовленного Мира // Там же. № 9. С. 79–80).

С 1949 г. до начала 60-х гг. Малый собор был открыт ежедневно. С сентября 1949 г. в нем служил свящ. Николай Голубцов (брат архиепископа Новгородского Сергия) – составитель службы с акафистом Донской иконе Божией Матери. На Благовещение в Малом соборе у могилы свт. Тихона Патриархи Московские служили литию. Во время гонений на Церковь в 60-х гг. собор не закрыли, объединив его с приходом близлежащей Ризоположенской церкви на Донской улице. Службы в соборе совершались накануне и в дни Великих и престольных праздников. Пел только левый, любительский клирос Ризположенской церкви.

17 июля 1989 г. в Донском монастыре перед скульптурами из храма Христа Спасителя состоялся молебен новомученикам Российским, в сентябре того же года – молебен в годовщину убийства П.А. Столыпина. 30 октября 1990 г. в соответствии с решением исполкома Моссовета 7 храмов Донского монастыря были переданы Русской Православной Церкви. Решением Священного Синода от 7 мая 1991 г. Донской монастырь был возвращен Церкви, наместником обители стал архимандрит Агафодор (Маркевич). 18 августа того же года был освящен Большой собор Донского монастыря. 19 февраля 1992 г. в Малом соборе были обретены мощи св. Тихона, Патриарха Московского, в 1998 г. перенесенные в Большой собор.

К 2007 г. отреставрированы и открыты все храмы Донского монастыря, построены новые церкви.

К Донскому монастырю приписан храм в честь Иверской иконы Божией Матери, который находится в здании, построенном в 1911 г. по проекту архитектора Г.А. Гельфрейха для Московского общества призрения, воспитания и обучения слепых детей (проспект Мира, 13). В здании приюта до 1917 г. находилась домовая церковь во имя равноап. Марии Магдалины, впоследствии уничтоженная. В 1996 г. здание приюта было отреставрировано, возобновленный храм освящен в честь Иверской иконы Божией Матери и стал реликварием Донского монастыря; большинство икон храма имеет ковчеги с частицами мощей. Ежегодно в день праздника Донской иконы Божией Матери (19 августа/ 1 сентября) в Донской монастырь из Государственной Третьяковской Галереи (ГТГ) приносят Донскую икону. 7 апреля, в праздник Благовещения, в Донском монастыре совершается Патриаршее служение у раки с мощами свт. Тихона в память его кончины.

Источники: Чекунова А. Е. Документы о хозяйственном положении Донского монастыря в конца XVII – начала XVIII в. // СА. 1984. № 1. С. 43–46; она же. Источники о состоянии зернового хозяйства в монастырских вотчинах 1-й четверти XVIII в.: (По материалам Донского монастыря) // Тр. МГИАИ. М., 1974. Т. 30. Вып. 1. С. 149–156.

Литература: Горчаков Н. Д. Описание Донского монастыря в Москве. [М., 1842]; Дмитриев Н. В. Донской монастырь. М., 1857; Забелин И. Е. Историческое описание Московского ставропигиального Донского монастыря. М., 1893 (2); И. К. Донской монастырь в Москве. М., 1896 (2); Доброумов С. И. Донской монастырь в Москве. М., [1913]; Гренберг Ю. И. Надвратная колокольня Донского монастыря в Москве // Памятники культуры: Исследование и реставрация. М., 1963. Вып. 4. С. 75–106; Аренкова Ю. И., Мехова Г. И. Донской монастырь: [Фотоальбом]. М., 1970; они же. Донской монастырь: Ист.-архит. очерк. М., 1971; Чекунова А. Е. Владения Донского монастыря в кон. XVII в. // Вопросы истории хозяйства и населения России XVII в. М., 1974. С. 308–310; она же. Урожайность зерновых культур в монастырском хозяйстве 1-й четв. XVIII в.: (По фондам Донского монастыря) // Проблемы аграрной истории. Минск, 1978. Ч. 1: (С древнейших времен до XVIII в.). С. 36–45; она же. Вотчинное хозяйство и крестьяне в кон. XVII – 1-й четв. XVIII в.: (По материалам Донского монастыря): АКД. М., 1979; Налетов А. Г. Государство и монастыри во 2-й пол. XVII – 1-й четв. XVIII в.: (По материалам моск. Донского монастыря) // ВМУ: Ист. 1977. № 4. С. 53–62; он же. Слобода Донского монастыря во 2-й пол. XVII – 1-й четв. XVIII в. // Там же. 1981. № 1. С. 51–63; он же. К истории создания иконостаса нового собора Донского монастыря // Там же. 1985. № 2. С. 65–76; он же. Усыпальница Зубовых в Московском Донском монастыре // Моск. журнал. 1993. № 1. С. 37–39; Бусева-Давыдова И. Л. Об истоках композиционного типа «восьмерик на четверике» в рус. архитектуре кон. XVII в. // Архит. наследство. М., 1985. № 33. С. 220–226; она же. Царские усадьбы XVII в. и их место в истории рус. архитектуры // Архитектура рус. усадьбы. М., 1998. С. 38–49; Артамонов М. Д. Кладбище Донского мон-ря // Памятники Отечества. М., 1986. №1(13). С. 95–104; Некрополь Донского мон-ря / Авт.-сост.: С. В. Гераскин, А. Н. Луппол. М., 1986 (1987); Герои Отечественной войны 1812 г.: Путев. по некрополю Донского мон-ря / Авт.-сост.: А. Н. Луппол. М., 1988; Вишнева М. М. «Эта память о днях в Донском…» (осень 1922 – весна 1923) // Юность. 1990. № 9. С. 77–83; Трубникова О. А. Новые композиционно-пространственные решения 80-х гг. XVII в. на примере архитектуры ансамблей моск. Новодевичьего и Донского мон-рей // Коломенское: Мат-лы и исслед. М., 1992. Вып. 3. С. 142–152; Иванова Л. В. «Старая Москва» и увековечение памяти В. О. Ключевского // АЕ за 1991 г. М., 1994. С. 200–202; Александров Ю. Н. Донской ставропигиальный мон-рь // Наше наследие. 1995. № 35/36. С. 53–63; Баталов А. Л. Московское каменное зодчество кон. XVI в. М., 1996; Домбровский И. Е. О тургеневском некрополе в Донском мон-ре // Моск. некрополь: История. Археология. Искусство. Охрана: Мат-лы науч.-практ. конф. М., 1996. С. 91–92; «Выработать условия передачи» [о передаче Донского мон-ря в Москве РПЦ]; // Источник. 1997. № 4. С. 79–82; Прохоров М. Ф., Чекунова А. Е. Вотчинное хозяйство Донского мон-ря в XVII–XVIII вв. // Мон-ри в жизни России: Мат-лы науч. конф. Калуга; Боровск, 1997. С. 60–65; Романюк С. К. Москва прирастала слободами: Слободы Шаболовская и Донская // Наука и жизнь. 1997. № 12. С. 76–83; Рязанов А. М. Усыпальница князей Голицыных в ц. Архангела Михаила на территории Донского мон-ря // Мон-ри в жизни России: Мат-лы науч. конф. Калуга; Боровск, 1997. С. 115–120; Компанец С. Некрополь Донского мон-ря // Вышенский паломник. 1998. № 3. С. 92–99; Федотов А. Я. Греч. некрополь 2-й пол. XVIII – 1-й пол. XIX в. на территории Донского мон-ря в Москве: Описание и опыт атрибуции эпиграфики // Греч. культура в России XVII–XX вв.: [Сб. ст.]. М., 1999. С. 21–25; Кутищева А. В. Некрополь грузинских гос. и политических деятелей в Донском мон-ре // Макариевские чтения: Мон-ри России. Можайск, 2000. Вып. 7. С. 351–367; Памятники архитектуры Москвы: Юго-вост. и юж. части территории между Садовым кольцом и границами города XVIII в. (от Земляного до Камер-Коллежского вала) / Науч. ред.: А. И. Комеч. М., 2000. С. 270–295; Божухина Т. Д. Донской ставропигиальный мон-рь: Буклет. М., 2001; Донской ставропигиальный муж. мон-рь. М., 2006.

А. Н. Казакевич

Форумы