100-летию со дня прославления преподобного Серафима Саровского. (Телепрограмма 09.08.03)

     
  Икона прп. Серафима Саровского с житием  
 
Икона прп. Серафима Саровского с житием
 
 


Ведущий Н.И.Державин: — Доброе утро! С вами – «Православная Энциклопедия».

Сегодня мы посвятили нашу программу 100-летию со дня прославления преподобного Серафима Саровского. Вы услышите удивительный рассказ архиепископа Истринского Арсения о втором обретении мощей преподобного Серафима и увидите сюжеты на эту же тему. Хочу поздравить вас и с завтрашним праздником, установленном в честь Смоленской иконы Божьей Матери – одного из самых почитаемых на Руси образов Богородицы. В этот день свой Престольный праздник отмечает Московский Новодевичий монастырь, ведь его полное название - Монастырь в честь иконы Божьей матери «Смоленская».

Видеосюжет: «Второе обретение мощей преп. Серафима Саровского»
Под покровом батюшки Серафима живет весь православный мир. Жители Петербурга счастливы еще и тем, что здесь произошло одно из важнейших событий в жизни Русской Православной Церкви XX века – второе обретение мощей великого угодника Божия, святого преподобного Серафима Саровского. В 1989 году Государственный музей истории религии и атеизма, который размещался в Казанском соборе Санкт-Петербурга, начал подготовку к передаче Церкви предметов богослужебного назначения по просьбам различных религиозных объединений и общин. В начале ноября 1990 года в дальнем углу хранилища был обнаружен прямоугольный предмет длиной свыше полутора метров, обшитый грубой тканью.
Протоиерей Павел Красноцветов, настоятель Казанского собора: — Именно здесь, в этих помещениях, хранились и были обнаружены в ноябре 1990 года мощи преподобного Серафима Саровского: служащие случайно обратили внимание на ящик с надписью «Серафим Саровский».
Научный сотрудник государственного музея истории религии Павлов: – Проверка велась особенно тщательно, и один из сотрудников моего отдела предложил посмотреть, что находится внутри. Отпороли край ткани, и стало ясно: перед нами мощи. На голове была черная скуфья. На груди покоился медный наперсный крест. На руках – поручи и белые атласные рукавички, на которых золотом было вышито «Святый отче Серафиме» и «моли Бога о нас».
Протоиерей Павел Красноцветов, настоятель Казанского собора: — Не было печали, а была радость, что нашли, наконец, мощи, о которых сам преподобный Серафим говорил, что они будут вторично обретены и станут на место, которое он им уготовал в Дивеевском монастыре. Нам всем было радостно, что мы их нашли, и они вернутся в храм, что люди вновь будут им поклоняться и молиться, прославляя Имя Божие».
В январе 1991 года состоялась торжественная передача Церкви мощей преподобного Серафима Саровского. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II прибыл в Санкт-Петербург для принятия мощей.
Святейший Патриарх Алексий: — То, о чем долгие и тяжелые годы сожалели тысячи православных христиан, сегодня здесь перед нами. Преподобный Серафим Саровский не только духом, но и останками своими с нами.
Отсюда, от стен Казанского кафедрального собора, в ту пору еще Государственного Музея религии и атеизма, мощи преподобного Серафима Саровского начали свой путь к месту своего постоянного пребывания в Дивеево.
(«Православная студия Петербурга» специально для программы «Православная энциклопедия»)

Н.И.Державин: — Вероятно, вы увидели в этом сюжете нынешнего архиепископа Истринского Арсения – он принимал участие в 1991 году в обретении и торжественном перенесении мощей преподобного Серафима Саровского. На днях нам удалось побеседовать с Владыкой о событиях тех лет. Предлагаем вашему вниманию этот подробный и удивительный рассказ.

Беседа с архиепископом Арсением

Н.И.Державин: — Владыко, только что завершились торжества, посвященные 100-летию канонизации преподобного Серафима Саровского, и все мы пребываем под впечатлением от этих торжеств. Вы – свидетель и непосредственный участник событий 1991 года, когда были повторно обретены мощи преподобного Серафима Саровского. Расскажите, пожалуйста, как это было.

   
   
     
 

Архиепископ Арсений: — Я хотел бы начать свой рассказ с воспоминания о событиях 1987 года, когда архимандрит Евгений (Ждан) был назначен епископом Тамбовским и Мичуринским. Когда он после своей епископской хиротонии приехал в Тамбов, владыка Евгений занялся изучением истории епархии. Он рассмотрел архивные документы, относящиеся ко времени закрытия Спасо-Преображенского кафедрального собора и устроения в нем музея. Владыка искал материалы, подтверждающие факт изъятия или ликвидации мощей святителя Питирима Тамбовского. Однажды ему случайно удалось увидеть и акт о вскрытии мощей преподобного Серафима Саровского, под которым стояло несколько подписей, в том числе, одного священнослужителя из Саровского монастыря.
Конечно, вскрытие и изъятие мощей батюшки Серафима – это была трагедия для всей Церкви. Но с другой стороны, мы должны быть благодарны тем, кто так тщательно и досконально описывал вскрытие и сами мощи преподобного Серафима. В акте было подробно указано, сколько позвонков и прочих костей от мощей преподобного покоилось в раке в Саровском монастыре. Владыка Евгений, конечно, не оставил без внимания такой важнейший документ.
Одновременно Святейший Патриарх (а тогда – митрополит Ленинградский и Новгородский) Алексий несколько раз встречался с директором Музея истории религии Станиславом Алексеевичем Кучинским. Они достигли договоренности о том, что мощи святых угодников не могут быть экспонатами каких-либо музеев уже хотя бы постольку, поскольку являются частями человеческих тел. В результате этой договоренности музей передал Церкви мощи преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких, мощи святого благоверного князя Александра Невского. В 1990 году, уже после избрания митрополита Алексия Патриархом Московским и всея Руси, примерно в ноябре, Станислав Алексеевич Кучинский позвонил в Патриархию и сказал: «Ваше Святейшество, я хотел бы Вас порадовать, но у меня очень большие сомнения, потому что никаких документальных свидетельств нет. При разборе хранилищ в одном из гобеленов был обнаружен большой сверток. Когда мы его развернули, то обнаружили там скелет человека с надетыми на руки рукавичками. На одной было вышито: «Преподобне отче Серафиме», на другой «Моли Бога о нас».

Н.И.Державин: — Владыка, как отреагировал Патриарх?

Архиепископ Арсений: — Его Святейшество спросил: «Что же мы можем привести во свидетельство? Как нам установить подлинность мощей?» Предстоятель благословил найти в архивах все документы, связанные с мощами преподобного Серафима, и тогда я вспомнил рассказ Преосвященного Владыки Тамбовского Евгения о найденном им акте вскрытия честных останков Саровского старца. Святейший Патриарх Алексий связался с Владыкой Евгением, который ему подробно рассказал о своих изысканиях в архивах. Предстоятель благословил образовать специальную комиссию по установлению подлинности мощей преподобного Серафима Саровского. Председателем комиссии стал Владыка Евгений, я был назначен ему в помощники. В комиссию также вошли несколько представителей духовенства Санкт-Петербургской епархии.

Н.И.Державин: — Вы поехали в Санкт-Петербург?

Архиепископ Арсений: — Да, 25 декабря мы прибыли в Петербург (тогда еще – Ленинград) и встретились с директором Музея истории религии и атеизма и его помощниками. Нас провели в хранилище, где были обнаружены мощи преподобного Серафима. Вспоминая этот эпизод, я еще раз хочу сказать огромное спасибо тем, кто не поленился очень подробно описать все части костей, которые присутствовали в скелете преподобного Серафима.

Н.И.Державин: — И все совпало?

Архиепископ Арсений: — Вот именно, все совпало настолько, что не требовалось еще каких-то документальных свидетельств. Мы доложили Святейшему Патриарху: «Ваше Святейшество, нет никаких сомнений: это, действительно, мощи преподобного Серафима». Святейший Патриарх, конечно, очень обрадовался. И, совершая торжественную вечерню на Рождество Христово, в своем Первосвятительском слове Его Святейшество поделился новостью с народом Божиим. Он сказал: «Хочу вам рассказать еще об одной радости: обретены мощи преподобного Серафима!» Все, кто молился тогда в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове, одновременно вздохнули, по всему храму пронеслась волна особой, всеобщей, духовной радости. Это были не просто слезы умиления, но и внутренне торжество, ликование, молитва и славословие Господу за Его милости.

Н.И.Державин: — Вы помните, как мощи были доставлены из Петербурга в Москву?

Архиепископ Арсений: — Не только помню, но, думаю, что и другие участники событий 6 февраля 1991 года в Троицком соборе Александро-Невской Лавры никогда этого не забудут. Был поздний вечер. Тысячи людей со свечами в руках, поющих «Преподобне отче Серафиме, моли Бога о нас!» и «Ублажаем тя, преподобне отче Серафиме!», шествовали к Московскому вокзалу, где стоял специальный вагон для доставки мощей в Москву. Люди заполнили всю территорию вокзала, они пели и молились, даже многие из пассажиров молились и радовались вместе с нами. Вагон с мощами преподобного Серафима был последним в составе поезда. Когда поезд тронулся, народ Ленинграда, стоящий на перроне, на вокзале и даже на всей привокзальной площади, опустился на колени, – это, конечно, был самый трогательный момент. Я не могу передать словами всей радости, что переполняла нас тогда.

Н.И.Державин: — Я знаю, что в эту ночь в поезде совершались молебны…

Архиепископ Арсений: — Всю ночь у мощей совершали молебное пение с акафистом, и так утром прибыли в Москву.
В Москве старались избежать большого скопления людей, что могло затруднить работу вокзала, и просили не афишировать прибытие поезда с честными мощами. Но народ Божий неведомыми путями эту информацию все же узнал. Когда московское духовенство пришло на перрон Ленинградского вокзала, оно просто было испугано огромной массой благочестивых верующих, которые также встречали великую святыню. 7 февраля большим торжественным крестным ходом от перрона Ленинградского вокзала мощи преподобного Серафима при множестве архипастырей и пастырей были перенесены в Богоявленский кафедральный собор города Москвы.
В середине июля, после Сергиева дня, начался большой крестный ход с мощами преподобного Серафима из Москвы в Дивеево. Тогда с особой полнотой была явлена вся сила благочестия и веры нашего народа. Люди выходили на обочины дорог, обкладывали их цветами, выносили иконы, молились коленопреклоненно. Всех особенно поразили жители города Лакинска Владимирской области: когда кортеж с мощами прибыл к их городу, начался страшный ливень, и, тем не менее, множество людей с хоругвями и иконами, встали на колени.
Далее – города Вязники, Гороховец, Нижний Новгород, дорога из Арзамаса в Дивеево. Жители всех близлежащих к дороге поселений выходили крестными ходами навстречу мощам. Невозможно было останавливаться у каждого села, но, я думаю, что сама мысль об обретении честных останков преподобного Серафима и возможность поклониться святыне на расстоянии, давали людям много радости и утешения.

Н.И.Державин: — Владыко, большое спасибо Вам за живое свидетельство об этом уникальном историческом событии, за Ваши воспоминания! Вы говорили столь эмоционально, с таким особым чувством и отношением.

Архиепископ Арсений: — Пожалуйста, во славу Божию.

Н.И.Державин: — А сейчас речь пойдет об уникальных документах, связанных с прославлением преподобного Серафима Саровского. Они хранятся в Государственном архиве России.

     
  Николай II в Сарове. 1903 г.  
 
Николай II в Сарове. 1903 г.
 
 

Видеосюжет: « Канонизация преподобного Серафима Саровского (из Государственного архива Российской Федерации)»
Директор Государственного архива Российской Федерации С.В.Мироненко: — 27 июля 1902 года в газете «Правительственный вестник» появилась небольшая заметка о том, что 19 июля, в день рождения старца Серафима Саровского, государь император Николай II молился, вспоминал его, и что Святейший Синод по указанию Николая II продолжил работу по канонизации старца.
Канонизация была назначена на 1903 год, но именно с лета 1902 года началась тщательная подготовка к торжественному обретению мощей старца. Здесь находятся две большие папки, в которых собраны документы, посвященные этой подготовке. В нее были вовлечены разные министерства. Ожидалось до 200 тысяч паломников. Представляете, что такое, по тем временам, 200 тысяч человек, которые должны были приехать в Саров и в Дивеевский монастырь? Думали даже первоначально построить железнодорожную ветку от Арзамаса до Дивеева. Но владельцы Казанской железной дороги не поверили, что строительство вскоре окупится благодаря огромным массам паломников, и не согласились с предложением правительства. До Дивеева вела грунтовая дорога. Император Николай II, описывая свою поездку в Саров, записал в своем дневнике, что едет по пыльной дороге. Крестьяне встречали государя у околиц своих деревень, и император написал, что это – очень красивое зрелище, когда мужчины, женщины, юноши, девушки в национальных костюмах выходят из села и машут, приветствуют его. Как ему это тогда нравилось… Знал бы он, что произойдет там десять-тринадцать лет спустя, когда тот же самый народ, который так его приветствовал, потом будет с равнодушием смотреть на его отречение.
Подготовка к канонизации включала в себя массу вещей. Прежде всего надо было решить, где поселить богомольцев. Нужны были деньги. Предполагалось, что все – строительство ночлежных бараков, приемных покоев (на 30 человек) и отхожих мест (на 14 тысяч человек) – обойдется казне в 124 тысячи рублей. Прежде, чем приступить к собственно строительству, составлялась очень подробная смета, но по ходу дела стало ясно, что запланированных денег не хватает. Государь император распорядился, чтобы государственное казначейство выделило недостающие средства. Государственный контролер написал, что он не будет возражать, если с этих сумм не будут брать пошлины, налоги, – ну, все почти как сейчас. Победоносцев, обер-прокурор Святейшего Синода, писал тогда министру финансов: «Деньги выделены. Хорошо было бы еще дать монастырю 20 тысяч рублей на проведение его благоустройства». Министр финансов ответил, что деньги – 124 тысячи – выделены именно на то, чтобы все было благоустроено, и отказал Победоносцеву.
Архивные документы рассказывают нам, что каждый барак тогда стоил 865 рублей. Всего пытались построить 100 таких бараков, был израсходован 86561 рубль.
После празднования полиция оценила свою помощь в 34 тысячи рублей. Эти деньги были выплачены полностью. Но был ли порядок? Был. Были какие-то злоупотребления? Конечно, были. С тех пор прошло сто лет, изменилось ли что-либо? К примеру, в отчете представителя Департамента полиции говорится о том, что богомольцев возмущало взяточничество стражников, которые, не стесняясь, за деньги пропускали к раке тех, кто не желал ожидать в очереди. Что же касается выставления караула к мощам, то, по словам отца Иерофея, это было вызвано силою обстоятельств, так как монахи не могли справиться с толпой. Итак, – лето, жара, толпа, которая рвется поклониться святыне, слухи, которые несутся в этой толпе. Однажды, к примеру, разнесся слух, что мощи будут выставлены для поклонения только 40 дней – можно себе представить реакцию людей. Но праздник все же был. Был большой, всероссийский, всенародный праздник: прославление одного из самых великих святых Руси – святого преподобного Серафима Саровского.

Н.И.Державин: — Участникам викторины пришло время проверить свои знания. Вопрос сегодня звучал так: «Кто из поэтов серебряного века посвятил поэму св. Серафиму Саровскому?»

Видеосюжет: «Поэма «Святой Серафим»
Жизнь и духовное подвижничество Прохора Мошнина, будущего русского святого, описал в поэме «Святой Серафим» поэт и художник Максимилиан Волошин. Над поэмой он работал с 1919-го года 1929-й: во время гражданской войны и тотального террора ВЧК. Поэт пишет о том времени в своем дневнике: «Вернувшись весною 17-го года в Крым, я уже более не покидаю его: ни от кого не спасаюсь, никуда не эмигрирую… В 17-м я не смог написать ни одного стихотворения, дар речи возвращается ко мне только после Октября… Темой моей является Россия во всем ее историческом единстве». Только в конце XX века стало доступно все поэтическое творчество поэта, его дневники. И только тогда узнали о религиозности Волошина. Поэт, в юности «примерявший» все мировые религии, под конец жизни вернулся «домой», к Православию. В этот период он пишет стихи «Владимирская Богоматерь», «Сказание об иноке Епифании», «Протопоп Аввакум», «Неопалимая Купина», «Путями Каина» и поэму «Святой Серафим». А в 1918-м году в газете «Таврический голос» он даже опубликовал статью «Вся власть – Патриарху». Это была его попытка указать единственный, на его взгляд, путь к примирению.

Н.И.Державин: — На этом я прощаюсь с вами до следующей субботы.

Форумы