Советы преподобного Амвросия (Гренкова)

   
   
     
 

Если оставим свои хотения и разумения и потщимся исполнить хотения и разумения Божия, то во всяком месте и во всяком состоянии спасемся. А если будем держаться своих хотений и разумений, то никакое место, никакое состояние нам не поможет. Ева и в раю преступила заповедь Божию, а Иуде злосчастному жизнь при самом Спасителе не принесла никакой пользы. Везде потребно терпение и понуждение к благочестивой жизни, как читаем в Святом Евангелии.

...Напрасно будем обвинять, что будто бы живущие с нами и окружающие нас мешают и препятствуют нашему спасению или совершенству духовному... неудовлетворительность наша душевная и духовная происходят от нас самих, от нашего неискусства и от неправильно составленного мнения, с которым никак не хотим расстаться. А оно-то и наводит на нас и смущение, и сомнение, и разное недоумение; а все это нас томит и отягощает, и приводит в безотрадное состояние. Хорошо было бы, если бы мы могли понять простое святоотеческое слово: аще смиримся, то на всяком месте обрящем покой, не обходя умом многие иные места, на которых может быть с нами то же, если не худшее.

Главное средство ко спасению — претерпевание многоразличных скорбей, кому какие пригодны, по сказанному в "Деяниях апостольских": "Многими скорбями подобает нам внити в Царствие Небесное"...

Хотящему спастись должно помнить и не забывать апостольскую заповедь: "друг друга тяготы носите, и тако исполните Закон Христов". Много других заповедей, но ни при одной такого добавления нет, то есть "так исполните Закон Христов". Великое значение имеет заповедь эта, и прежде других должно заботиться об исполнении оной.

...Многие желают хорошей духовной жизни в самой простой форме, но только не многие и редкие на самом деле исполняют благое свое пожелание — именно те, которые твердо держатся слов Священного Писания, что "многими скорбями подобает нам внити в Царство Небесное", и, призывая помощь Божию, стараются безропотно переносить постигающие их скорби и болезни и разные неудобства, содержа всегда в памяти слова Самого Господа: "аще хощещи внити в живот, соблюди заповеди".

А главные заповеди Господни: "не судите, и не судят вам; не осуждайте, да не осуждени будете; отпущайте и отпустится вам". Кроме этого, желающие спастись всегда должны содержать в памяти слова преподобного Петра Дамаскина, что творение совершается между страхом и надеждою.

Дело спасения нашего требует на всяком месте, где бы человек ни жил, исполнения заповедей Божиих и покорности воле Божией. Этим только приобретается мир душевный, а не чем иным, как сказано в псалмах: "мир мног любящим закон Твой, и несть им соблазна". А ты все ищешь мира внутреннего и успокоения душевного от внешних обстоятельств. Все кажется тебе, что ты не на том месте живешь, не с теми людьми водворилась, что сама не так распорядилась и что другие будто бы не так действовали. В Священном Писании сказано: "на всяком месте владычество Его", то есть Божие, и что для Бога дороже всех вещей целого мира спасение одной христианской души.

Господь готов помогать человеку в приобретении смирения, как и во всем добром, но нужно, чтобы и сам человек заботился о себе. Сказано у св. отцев: "дай кровь и приими дух". Это значит — потрудись до пролития крови и получишь духовное дарование. А ты дарований духовных ищешь и просишь, а кровь тебе проливать жаль, то есть все хочется тебе, чтобы тебя никто не трогал, не беспокоил. Да при спокойной жизни разве можно приобрести смирение? Ведь смирение состоит в том, когда человек видит себя худшим всех, не только людей, но и бессловесных животных и даже самих духов злобы. И вот, когда люди тревожат тебя, ты видишь, что не терпишь сего и гневаешься на людей, то поневоле будешь себя считать плохою... Если при этом будешь о плохоте своей сожалеть и укорять себя в неисправности, и искренно каяться в этом пред Богом и духовным отцем, то вот ты уже и на пути смирения... А если бы никто тебя не трогал, и ты оставалась бы в покое, как же бы ты могла сознать свою худость? Как могла бы увидеть свои пороки?.. Если стараются унизить — значит хотят смирить тебя; а ты сама просишь у Бога смирения. Зачем же после этого скорбеть на людей?

На вопрос: "Как себе внимать, с чего начинать?", последовал такой ответ: "Надо прежде записывать: как в церковь ходишь, как стоишь, как глядишь, как гордишься, как тщеславишься, как сердишься и прочее".

Кто имеет дурное сердце, не должен отчаиваться, потому что с Божией помощью человек может исправить свое сердце. Нужно только внимательно следить за собой и не упускать случая быть полезным ближним, часто открываться старцу и творить посильную милостыню. Этого, конечно, нельзя сделать вдруг, но Господь долго терпит. Он тогда только прекращает жизнь человека, когда видит его готовым к переходу в вечность или же когда не видит никакой надежды на его исправление.

Уча, что в духовной жизни нельзя пренебрегать и маловажными обстоятельствами, старец иногда говорил: "От грошевой свечи Москва сгорела".

Насчет осуждения и замечания чужих грехов и недостатков, батюшка сказал: "Нужно иметь внимание к своей внутренней жизни так, чтобы не замечать того, что делается вокруг тебя. Тогда осуждать не будешь".

Указывая, что человеку нечем гордиться, старец прибавлял: "Да и чем в самом деле человеку тут возноситься? Оборванный, ощипанный просит милостыни: помилуй, помилуй! А подастся ли милость, это еще кто знает".

Когда нападет гордость, скажи себе: "Чудачка ходит".

Батюшку спросили: "Такая-то долго не умирает, ей все представляются кошки и прочее. Почему так?" Ответ: "Всякий, хоть и маленький грешок надо записывать, как вспомнишь, а после каяться. Оттого некоторые долго не умирают, что задерживает какой-нибудь нераскаянный грех, а как покаются, так облегчаются... Непременно нужно грехи записывать, как вспомнишь, а то мы откладываем: то грех мал, то стыдно сказать или после скажу, а придем каяться и нечего сказать".

Три колечка цепляются друг за друга: ненависть от гнева, гнев от гордости.

"Отчего люди грешат?" — задавал иногда старец вопрос и сам же отвечал на него: "Или оттого, что не знают, что должно делать и чего избегать; или, если знают, то забывают; если же не забывают, то ленятся, унывают... Это три исполина — уныние или леность, забвение и неведение,— от которых связан весь род человеческий неразрешимыми узами. А затем уже следует нерадение со всем сонмищем злых страстей. Потому мы и молимся Царице Небесной: "Пресвятая Владычице моя Богородице, святыми Твоими и всесильными мольбами отжени от мене, смиреннаго и окаяннаго раба Твоего, уныние, забвение, неразумие, нерадение и вся скверная, лукавая и хульная помышления".

Не будь как докучливая муха, которая иногда без толку около летает, а иногда и кусает, и тем и другим надоедает; а будь как мудрая пчела, которая весной усердно дело свое начала и к осени кончила медовые соты, которые так хороши, как правильно изложенные ноты. Одно — сладко, а другое — приятно.

Когда старцу написали, что тяжело на свете, он ответил: "Потому она (земля) и называется юдоль плача; но люди одни плачут, а другие скачут, но последним будет нехорошо".

На вопрос: "Что значит жить по сердцу?", батюшка ответил: "Не вмешиваться в чужие дела и видеть в других все хорошее".

Батюшка говорил: "Мы должны жить на земле так, как колесо вертится, только чуть одной точкой касается земли, а остальными непрестанно вверх стремится; а мы, как заляжем на землю, и встать не можем".

На вопрос: "Как жить?", батюшка отвечал: "Жить — не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение".

Нужно жить нелицемерно и вести себя примерно, тогда наше дело будет верно, а иначе выйдет скверно.

Нужно заставлять себя, хотя и против воли, делать какое-нибудь добро врагам своим; а главное — не мстить им и быть осторожными, чтобы как-нибудь не обидеть их видом презрения и уничижения.

Чтобы люди не оставались в беспечности и не возлагали свою надежду на постороннюю молитвенную помощь, старец повторял обычную народную поговорку: "Боже-то поможи, — да и сам мужик не лежи". И прибавлял: "Вспомни, двенадцать апостолов просили Спасителя за жену хананеянку, но Он не услышал их; а сама стала просить, упросила".

Батюшка учил, что у спасения три степени. Сказано у св. Иоанна Златоуста: а) не грешить, б) согрешивши. каяться, в) кто плохо кается, тому терпеть находящие скорби.

Заговорили как-то о скорбях, одна и говорит: "Лучше болезни, чем скорби". Батюшка ответил: "Нет. В скорбях помолишься Богу и отойдут, а болезнь и палкой не отобьешь".

Когда найдет хандра, не забудь укорять себя: вспомни, сколько ты виновата пред Господом и пред собою, и сознай, что ты недостойна ничего лучшего, и ты тотчас почувствуешь облегчение. Сказано: "многи скорби праведным", и "многи раны грешным". Такова жизнь наша здесь,— все скорби и скорби; а ими-то и достигается Царствие Небесное. Когда будешь непокойна, повторяй чаще: "Взыщи мира и пожени и".

После приобщения надо просить Господа, чтобы дар сохранить достойно и чтобы подал Господь помощь не возвращаться назад, то есть прежние грехи.

Когда батюшку спросили: "Отчего после приобщения иногда чувствуешь утешение, а иногда холодность?", он ответил: "У того холодность бывает, кто ищет утешения от приобщения, а кто считает себя недостойным, у того остается благодать".

Смирение состоит в том, чтобы уступать другим и считать себя хуже всех. Это гораздо покойнее будет.

"Всегда лучше уступать, — говорил батюшка, — если будешь настаивать справедливо — это все равно, что рубль ассигнаций, а если уступишь — рубль серебром".

На вопрос "Как стяжать страх Божий?", батюшка отвечал: "Должно всегда иметь Бога пред собою. Предзрех Господа предо мною выну".

Когда тебе досаждают, не спрашивай никогда: "зачем" и "почему". Этого нет нигде в Писании. Там сказано напротив: "ударят тебя по правой щеке, подставь и левую", а это вот что значит: если бьют тебя за правду, то не ропщи и подставь левую, то есть вспомни свои неправые дела и увидишь, что достоин наказания. При этом батюшка прибавил: "Терпя потерпех Господа, и внят ми".

"Батюшка! научите меня терпению". — сказала одна сестра. "Учись, — ответил старец, — и начинай с терпения находящих и встречающихся неприятностей". — "Не могу понять, как можно не возмущаться обидами и несправедливостями". Ответ старца: "Будь сама справедлива и не обижай никого".

Батюшка говаривал: "Терпел Моисей, терпел Елисей, терпел Илия, буду же терпеть и я".

Старец часто приводил пословицу: "Побежишь от волка, нападешь на медведя". Остается одно — потерпеть и подождать, внимая себе и не осуждать других, и молясь Господу и Царице Небесной, да устрояет о тебе полезное, якоже Им угодно.

(Приводится по: «Советы Оптинских старцев христианам, живущим в миру»)

* * *

Приходское духовенство и монашество в XVIII — начале XX в. Старчество

При Петре I русское приходское духовенство окончательно сформировалось в особое и притом замкнутое сословие. В интересах государственной службы и тягла (оброка, подати. — Ред.) доступ в него лиц из других сословий — служилых и тягловых — был правительством практически закрыт. Приходские выборы были сведены в XVIII в. совсем на нет. Места церковных причетников могли теперь занимать только выпускники новоучрежденных духовных школ, куда детям представителей других сословий, кроме духовного, доступ оказался почти совсем закрытым.

При этом по своему правовому положению в XVIII в. духовенство мало чем отличалось от других «неблагородных» сословий. Так, до 1798 г. оно даже не было свободно от телесных наказаний по гражданскому суду. Приходское духовенство не было податным сословием, однако до 1764 г. несло тягло в пользу архиерейских домов. Но особенно тяжело сказывались на духовном сословии «разборы», проводившиеся с 1703 г. с целью удалить из него «лишних людей». К последним относились безместные священно-и церковнослужители, а также дети духовенства, уклонявшиеся от обучения в духовных школах. В лучшем случае их могли почислить в подушный оклад, а нередко забирали в солдаты. (До реформ императора Александра II солдатская служба в России длилась 25 лет.)

Хотя в XIX в. правовое положение русского духовенства заметно улучшилось, священники в целом в продолжение всего Синодального периода оказывались материально не обеспеченными. Это было связано с тем, что лишь сравнительно немногие храмы получили содержание от казны, большая же часть приходов содержалась за счет средств прихожан. Больше всего храмов находилось в селах и в основном с бедным крестьянским населением, поэтому в русском духовном сословии было немало нуждавшихся семей.

«Духовный регламент» Петра I ставил приходского священника в неестественное положение государственного чиновника и вменял ему в обязанность наблюдение не только за религиозным состоянием, но и за политической благонадежностью своих прихожан, однако множество русских священников оставались истинными пастырями, пользовавшимися любовью и доверием своих пасомых. В народной памяти сохранились имена многих пламенных проповедников слова Божия, мудрых духовных наставников, неутомимых общественных деятелей.

Наиболее благотворное влияние на жизнь Русской Церкви оказал расцвет русского православного монашества XIX в., так же как и подъем в духовной жизни страны, вопреки секулярным требованиям «Духовного регламента» и специальному указу о монашествующих 1724 г.

Большой ущерб русским монастырям нанесли секуляризация церковных имуществ в 1764 г. и введение штатов денежного жалованья духовенству. До введения штатов в России (не считая Украины) было 732 мужских и 222 женских монастыря. Одним росчерком пера императрица Екатерина II обрекла на уничтожение 754 древних обители, оставив ровно 200. Четыре пятых от общего числа русских монастырей было упразднено. «Екатерина явно гнала духовенство, — писал А. С. Пушкин, — но, лишив его независимого состояния и ограничив монастырские доходы, она нанесла сильный удар народному просвещению», ибо «мы обязаны монахам нашей историей, а следовательно, и просвещением».

Возрождение монашеской жизни со второй половины XVIII в. было связано с именем старца схиархимандрита преподобного Паисия Величковского. Около 1743 г. он прибыл на Святую Гору Афон и основал там Ильинский скит, затем ушел в Молдавию, где в Нямецкой Вознесенской Лавре устроил общежитие и ввел старчество, следуя древним образцам аскетического подвига.

Старец Паисий начал со своими учениками перевод святоотеческих творений с греческих и древних славянских списков и издание этих переводов. Наиболее известный их труд — «Добротолюбие» на славянском языке, изданный митрополитом Новгородским Гавриилом (Петровым; 26 января 1801). Для редактирования рукописей митрополит Гавриил привлек высокой духовной жизни старцев, в том числе и валаамского игумена Назария.

Особо прославились старчеством в XVIII— XIX вв. следующие обители.

Флорищева Успенская пустынь. Основана в 1655 г. святым Иларионом, возведенным в 1682 г. в сан митрополита Суздальского и Юрьевского (14 декабря 1707). Прославилась строгим общежительным уставом.

Саровская Успенская пустынь. Общежитие введено в 1706 г. иеросхимонахом Иоанном (1737). Там подвизались схимонах Марк Молчальник (1817) и преподобный Серафим Саровский (2 января 1833).

Голгофо-Распятский скит Соловецкого монастыря. Основан в 1715 г. на Анзерском острове Соловецкого архипелага преподобным Иисусом (1726). Иноки Голгофского скита способствовали духовному расцвету всего монастыря.

Валаамский Спасо-Преображенский монастырь *. Старчество и устав Саровской обители введены в этом монастыре игуменом Назарием (1782—1801), Саровским иноком. В 1793 г. десять иноков Валаамской Спасо-Преображенской обители, прошедших школу игумена Назария, были посланы с миссионерской проповедью на Аляску. В их числе был и преподобный Герман Аляскинский (1837), Небесный покровитель Автокефальной Православной Церкви в Америке. Иноками Валаамского монастыря была устроена в 1895 г. первая обитель на Дальнем Востоке — Уссурийский Свято-Троицкий Николаевский мужской монастырь.

Козельская Введенская Оптина пустынь ** Старчество введено с 1829 г Наиболее известные старцы: иеросхимонах Лев (Наголкин; 11 октября 1841), иеросхимонах Макарий (Иванов; 7 сентября 1860), схиархимандрит Моисей (16 апреля 1862), иеросхимонах святой Амвросий (Гренков; 10 октября 1891), иеросхимонах Иосиф (Литовкин; 1911), схиархимандрит Варсонофий (Плеханков; 1913), иеромонах Анатолий (Зерцалов; 1894), иеромонах Анатолий (Потапов; 1922), иеромонах Нектарий (1928). Их подвиг продолжал в наши дни совершавший пастырское служение в храме Рождества Пресвятой Богородицы в г. Караганде схиархимандрит Севастиан (Фомин; 19 апреля 1966).

С 1839 г. Оптина пустынь издавала на русском языке святоотеческие творения. Продолжая дело преподобного Паисия Величковского, братия пустыни переводили и издавали знаменитые творения великих врачевателей душ человеческих — преподобных Варсонофия Великого и Иоанна Пророка, аввы Дорофея, Петра Дамаскина и Иоанна Лествичника, Исаака Сирина, Симеона Нового Богослова, Феодора Студита, Анастасия Синаита, святителя Иоанна Златоуста, которыми руководствовались в духовной жизни многие поколения русских людей.

Митрополит Московский Филарет (Дроздов) и профессор Московской Духовной Академии протоиерей Феодор Голубинский, бывший цензором оптинских изданий, дали высокую научную оценку этим трудам оптинских старцев.

В Оптиной пустыни получили благодатный творческий импульс: архимандрит Леонид (Кавелин; 1891) — замечательный археограф, начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, впоследствии — настоятель Новоиерусалимского Воскресенского монастыря и затем наместник Троице-Сергиевой Лавры), священник Павел Флоренский (1943) — великий православный философ и богослов и другие деятели русской науки и культуры.

Скиты Троице-Сергиевой Лавры (Вифания, Гефсимания, Параклит, Киновия), а также Смоленской Зосимовой пустыни, основанные при участии митрополита Московского Филарета (Дроздова). Большим почитанием пользовались скитские старцы: схимонах Филипп (18 мая 1868), основавший Черниговские пещеры, и три его сына — иеросхимонахи Игнатий (1900), Порфирий (1905) и Василий (1 апреля 1915), игумен Варнава (1906), иеромонах Исидор (3 февраля 1908), схиигумен Герман, иеросхимонах Досифей и иеросхимонах Алексий, участвовавший во Всероссийском Поместном Соборе 1917—1918 гг. в избрании Святейшего Патриарха Тихона, и многие другие. В скиту Параклит в 1927 г. принял пострижение в монашество Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен.

Введенская Оптина пустынь и афонский Русский Пантелеймонов монастырь, а также Глинская пустынь Рождества Пресвятой Богородицы содействовали возрождению не только в среде монашества, но и в миру делания непрестанной умной молитвы. Старцы воспитали многих опытных духовников Русской Церкви.

Возрождение духовной жизни в древних обителях православной Руси имело следствием другое замечательное явление в Русской Церкви — расцвет богословской науки в духовных школах (Академиях и Семинариях), чему способствовала самоотверженная научная деятельность ученого монашества и лучших представителей духовенства.

Не только для трудов академических богословов Русской Православной Церкви, но и широких общественных кругов России имели большое значение святые обители. Через обширную патристическую литературу, изданную преимущественно в Оптиной пустыни, и журналы Духовных Академий, соприкоснувшись с живым святоотеческим преданием Православной Церкви, нашли свой путь в философии русские религиозные философы (или, как их иногда называют, «богословы в миру») Иван Васильевич Киреевский (1856), Алексей Степанович Хомяков (1860), Юрий Федорович Самарин (1876), Иван Сергеевич Аксаков (1886), Константин Никонович Леонтьев (в монашестве — Климент; 1891) и многие другие мыслители и славянофилы. Они содействовали национальному возрождению самосознания и культуры славян, в том числе и на Балканах.

В период русско-турецкой войны 1877—1878 гг. Русская Православная Церковь проявила всю силу своего духа и глубокую заботу о национальных интересах Родины — России и братских славянских народов.

Еще в начале 1878 г., вскоре после антитурецкого народного восстания в Боснии и Герцеговине, Святейший Синод уполномочил духовенство и монастыри проводить сбор средств в пользу жертв восстания. В женских монастырях уже тогда стали готовить отряды сестер милосердия для обслуживания лазаретов.

Многочисленные архипастырские воззвания и пастырские проповеди всколыхнули всю страну от Петербурга и Москвы до отдаленнейших приходов и привлекли в Славянские комитеты *** значительные пожертвования. Московские монастыри и духовенство во главе со святителем Иннокентием, митрополитом Московским (1879), за две недели собрали и послали в Черногорию более 30 000 рублей.

«Голос русской народной совести говорит: мы, русские, прежде всего и больше всех должны помочь страдающим христианам на Востоке, — отмечал ректор Петербургской Духовной Академии протопресвитер Иоанн Янышев, — Русская Церковь, некогда дщерь, а ныне сестра Восточных Церквей не забыла о вовеки неразрывной духовной связи со страждущими восточными членами того же самого Единого Вселенского Тела Христова».

Вновь, как в дни великих народных испытаний — Куликовской битвы, польского нашествия, Отечественной войны 1812 г., Церковь благословила русское воинство, шедшее на брань с врагами мира и любви. Церковь разделила с государством бремя материальных расходов в связи с освободительной войной на Балканах. В день объявления войны Святейший Синод выделил на санитарное обслуживание действующей армии 100 000 рублей. Все члены Синода решили на период войны отчислять все свое содержание на военные нужды. В отчете Главного общества попечения о раненых и больных воинах названа сумма денежных пожертвований, собранных Церковью, —11 млн золотых рублей.

Всенародное движение в поддержку южных славян, возглавлявшееся Русской Церковью, показало возросшее значение Церкви в общественной жизни страны.

Таким образом, Русская Православная Церковь продолжала свое служение, свою светлую и созидательную миссию. Именно в недрах Русской Церкви в Синодальный период совершалось возрождение Православия во всей его глубине и силе. Показателем этого возрождения является сонм подвижников Православия, включающий десятки имен, прославленных за XVIII—XIX вв.

Соборность Церкви оказалась силой, способной устоять в необычных исторических условиях. Спасительное делание Церкви совершалось через духовное собирание, возделывание и претворение в жизнь всего истинного и вечного.

* * *

Примечания

* Валаамский монастырь возвращен Русской Православной Церкви в декабре 1988 года — Ред.

** Оптина пустынь (ныне ставропигиальная) возвращена Русской Православной Церкви в декабре 1987 года — Ред.

*** Организации в России в сер. XIX — нач. XX в.; оказывали различную помощь славянским народам, находившимся под турецким и австро-венгерским игом. — Ред.

(Приводится по изданию: Русская Православная Церковь, 988-1988. Очерки истории I-XIX вв. М.: Изд. Московской Патриархии, 1988, вып. 1.)

Форумы