"Постником и мучеником явился еси похвала, преподобне Евстратие"

10 апреля (28 марта) Русская Православная Церковь празднует память преподобномученика Евстратия Печерского.
Страдания прмч. Евстратия ПечерскогоПреподобномученик Евстратий Печерский

Статья из т. 17 «Православной энциклопедии». Москва, 2008 г.

(† 1097 или 1098), прмч., Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 28 марта, 28 сент.- в Соборе прп. отцов Ближних пещер, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских), постник.

Источники

Краткое Житие Е. («Слово о блаженем Евстратии Постнице») входит в состав Киево-Печерского патерика (в Кассиановской 2-й ред.- Слово 16) в числе 9, составленных в 1222-1226 гг. Владимирским еп. св. Симоном, бывш. насельником Киево-Печерского мон-ря. По мнению А. А. Шахматова (Шахматов А. А. Житие Антония и Печерская летопись // ЖМНП. 1898. Ч. 313. Март. Отд. 2. С. 108-109), одним из источников при написании Жития Е. послужило утраченное Житие прп. Антония Печерского 2-й пол. XI в. Ю. А. Артамонов полагает, что основным источником для Жития Е. помимо устной традиции стал монастырский синодик, о котором писал свт. Симон («поминание ваше»). М. Д. Присёлков считал, что первоначальное Житие Е. было составлено в Крыму на греческом языке (Присёлков М. Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X-XIII вв. СПб., 1913. С. 242-243. (ЗИФФ; 116)). Г. Г. Литаврин предполагает существование письменного источника Жития Е., составленного во 2-й пол. XII в. на основе древнерус. и греч. текстов о мученичестве Е. По мнению Л. А. Ольшевской, киевский вариант рассказа о гибели святого мог возникнуть или в 1097-1098 гг., до примирения Киево-Печерского мон-ря с кн. Святополком Изяславичем, опиравшимся на финансовую поддержку ростовщиков евреев, или вскоре после евр. погромов в Киеве в 1113 г.

Биография

С именем Евстратий в Киево-Печерском мон-ре принял монашество киевлянин, раздавший большую часть своего имущества бедным. Согласно Арсениевской редакции Киево-Печерского патерика (1406), Е. пришел к прп. Антонию († 1073), который, видимо, поручил совершить над ним монашеский постриг прп. Никону (из Жития прп. Феодосия Печерского известно, что прп. Антоний сам не совершал постриги, но поручал делать это прп. Никону). По словам агиографа, в монастыре Е. был «постник и послушник ко всем». Возможно, Е. стал монахом в юном возрасте («бе бо постник от млад ноготь»).

Е. был захвачен в плен половцами (большинство исследователей полагают, что это произошло во время нападения половецкого хана Боняка на Киево-Печерский мон-рь 20 июля 1096; см.: ПСРЛ. Т. 1. Стб. 232-233; согласно Литаврину, более вероятным временем пленения Е. было нач. марта 1097). Вместе с 50 др. плененными киевскими христианами (в т. ч. 30 монастырскими работниками) святой был продан некоему иудею-работорговцу в Корсуни (Херсонесе). Согласно патериковому рассказу, иудей принуждал пленников отречься от Христа (вероятно, потому, что в таком случае их можно было продать в Византийской империи, где торговля христианами была запрещена). Однако укрепленные назиданием и примером Е. киевляне приняли мученическую кончину, отказываясь от еды и воды. Через 14 дней в живых остался только Е., поскольку всю жизнь был строгим постником. В день празднования христ. Пасхи Е., обвиненный хозяином в гибели пленных, был распят иудеями. Оставаясь живым на кресте в продолжение 15 дней, мученик скончался, пронзенный копьем. Вскоре по царскому указу все местные иудеи были лишены имущества и принуждены принять христианство, их старейшины казнены, иудей, виновный в смерти Е., повешен. По мнению Литаврина, в этой части патерикового рассказа описаны последствия издания имп. Алексеем I Комнином в 1095 г. новеллы, согласно которой на территории империи полагалось освободить рабов, родившихся свободными, при наличии достойных доверия свидетелей. По всей видимости, этот указ «служил для властей Херсонеса юридическим основанием для принятия карательных мер против преступающих нормы права работорговцев». А. Ю. Карпов высказал предположение, что в Житии Е. отразилось одно из антииудейских выступлений, охвативших в 1096-1097 гг. Византию. Литаврин считает, что рассказ Киево-Печерского патерика о гибели Е. является одним из свидетельств всплеска антисемит. настроений в христ. мире, в т. ч. в Византии, в кон. XI в., в ходе 1-го крестового похода.

Согласно свт. Симону, тело Е. было брошено в море, где совершилось затем множество чудес. Христиане тогда безуспешно искали св. мощи Е. По преданию, они были обретены позднее и перенесены из Корсуни в Ближние пещеры Печерского монастыря (впервые зафиксированы на плане пещер 1744-1769 гг.). В Слове 17 Киево-Печерского патерика рассказывается о видении прп. Никону Сухому, претерпевавшему пытки в плену у половцев, распятого иудеями печерского монаха, к-рый предсказал прп. Никону близкое избавление. Этот монах ниже именуется Герасимом («оного же ради блаженаго мученика Герасима жидове крестишася»), что заставило Шахматова предположить, что Е. и Герасим одно и то же лицо, а 2-е из имен - мирское имя Е. По мнению Артамонова, в утраченном Житии прп. Антония содержался рассказ о прмч. Герасиме, обстоятельства кончины к-рого были сходны со смертью Е. и смерть которого, так же как гибель Е., повлекла крещение иудеев (см.: Артамонов. 2001. С. 8).

Почитание

В патериковом рассказе о мученической кончине Е. отразились сведения, к-рые могли быть получены только от греков - жителей Корсуни и современников событий, что заставляет полагать, что почитание Е. в Корсуни возникло уже в кон. XI в. Святой чтился греками, а затем и печерскими монахами с прозвищем Протостратор (в Византии - начальник царской конюшни); по-видимому, это связано с помещенной в патерике херсонесской легендой, по к-рой Е. вознесся на небо на огненной колеснице, при этом раздался глас, по-гречески сказавший: «Се добрый града небесного гражанин нареченый!»

Давнее местное почитание преподобных Печерских, в т. ч. Е., подтверждается составленным при митр. Киевском св. Петре (Могиле) ок. 1643 г. каноном преподобным отцам Печерским, автором к-рого считается Мелетий Сириг. Е. посвящен 3-й тропарь 6-й песни канона: «Распныйся умерщвлением плоти первее, от иудей же распныйся второе, крепкий Евстратие; и темже многое дерзновение у Христа обрет...» (Дива печер лаврських. К., 1997. С. 147). Имя Е. под 14 февр. и 28 марта имеется в месяцесловах, включенных в изданные в Киево-Печерском мон-ре «Анфологион» (К., 1619) и «Полуустав» (К., 1643), а также в рукописном Месяцеслове келаря Троице-Сергиева монастыря Симона (Азарьина) сер. 50-х гг. XVII в. (РГБ. МДА. № 201. Л. 312, 313 об.; ср.: ГИМ. Син. № 901. Л. 100 об., 122). В «Похвальном слове русским преподобным» 40-х гг. XVII в. соловецкого книжника Сергия (Шелонина) кратко пересказан патериковый сюжет и говорится о Е., что он «исповедания ради обличивша июдеом еже на Спаса неистовство» (Панченко О. В. Из археографических разысканий в области соловецкой книжности. I: «Похвальное слово русским преподобным» - соч. Сергия Шелонина: (Вопросы атрибуции, датировка, характеристика авторских редакций) // ТОДРЛ. 2003. Т. 53. С. 578). Е. как «вторый Илия колесничник» прославляется в 5-м тропаре 7-й песни канона преподобным отцам Ближних пещер кон. XVII в. (Службы преподобным отцам Печерским. К., 1763. Л. 54; Минея (МП). Сент. С. 827). Общецерковное почитание Е. установлено указами Святейшего Синода 1762, 1775 и 1784 гг., согласно к-рым разрешалось печатать службы Печерским преподобным и вносить их имена (в т. ч. Е.) в общецерковные московские месяцесловы. В 1843 г. установлено празднование Собору всех Киево-Печерских святых и святых, в Малой России просиявших. Память Е. празднуется особой службой с полиелеем (Минея (МП). Март. Ч. 2. С. 258-269).

Несмотря на то что в патерике дата кончины святого не названа, в церковной традиции днем памяти Е. (по крайней мере с XVII в.) считается 28 марта. Шахматов отметил, что на этот день Пасха во 2-й пол. XI в. приходилась в 1087, 1092 и 1098 гг. (Шахматов А. А. Разыскания о древнейших рус. летописных сводах. СПб., 1908. С. 276. Примеч. 1). Однако, как пишет Карпов, согласно патерику, «умер преподобный не в самый день распятия, а на 15-й день - 28 же марта ни при каких обстоятельствах не может быть 15-м днем после Пасхи» (Карпов. 1997. С. 10. Примеч. 9). В 1097 г. Пасха праздновалась 5 апр.


Ист.: Патерик Киевского Печерского мон-ря / Ред.: Д. И. Абрамович. К., 1911. С. 78-79; Абрамович Д. И. Киево-Печерский патерик. К., 1930. С. 106-108; Древнерус. патерики: Киево-Печерский патерик, Волоколамский патерик / Изд. подгот.: Л. А. Ольшевская, С. Н. Травников. М., 1999. С. 24-25. 

Литература: СИСПРЦ. С. 88; Филарет (Гумилевский). РСв. Март. С. 130-133; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 176; Описание о российских святых. С. 22; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 16-17; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Март. С. 179-182; Розанов С. П. К вопросу о Житии прп. Антония Печерского // ИОРЯС. 1914. Т. 19. Кн. 1. С. 38-42; Богданова Н. М. Херсон в X-XV вв.: Проблемы истории визант. города // Причерноморье в ср. века. М., 1991. С. 61-62; Карпов А. Ю. Несколько замечаний к Слову о прп. Евстратии Постнике // Россия и христ. Восток. М., 1997. Вып. 1. С. 7-16; Артамонов Ю. А. Проблема реконструкции древнейшего Жития Антония Печерского // Средневек. Русь. М., 2001. Вып. 3. С. 16-19; Литаврин Г. Г. Киево-Печерский Патерик о работорговцах-иудеях в Херсоне и мученичестве Евстратия Постника // он же. Византия и славяне: Сб. ст. СПб., 20012. С. 478-495; Жиленко I. В. Святиня: Iсторiя Києво-Печерьскоï лаври XI-XVII ст. К., 2005. С. 72-75. 

Е. В. Лопухина, М. В. П.

Форумы