Память прп. Антония Дымского

30 января (17 янв. - ст. ст.) исполняется 785 лет со дня обретения мощей преподобного Антония Дымского
 

Прп. Антоний Дымский. Современная икона


Антоний Дымский

По материалам статьи из т. 2 «Православной энциклопедии». Москва, 2001 г.

Антоний Дымский (XIII в.), прп. (пам. 17 янв., 24 июня). Сведения о жизни святого содержатся в 2 редакциях его жития. Ранняя (известна в 13 списках; самый ранний в сб.- БАН. Мордв. № 11, кон. XVII в.) появилась в кон. XVII в. скорее всего в Антониевом Дымском монре на основе местных преданий и новгородской житийной традиции. Поздняя редакция (известна в 17 единичных списках) также была создана в Дымском монре в кон. XVIII - нач. XIX в.; ее сведения, особенно даты, не могут считаться достоверными. В ранней редакции жития не назван год рождения святого, нет описания его детства, сведений о месте и времени пострига. Скудость сведений составитель жития объясняет тем, что «преподобный Антоний, Дымския обители начальник... не желая славы от человек, все свое благое по Бозе житие, и крепкое пребывание, и всякую добродетель ни во что же вмени. И не токмо сие, но и преставление свое и вечную память непамятно всем учини». К тому же «от велия забвения и нерадения все истребися, еще же и от бывших пожаров, и всяких воинских людей буести и находов и от своих, во обители живущих, всякия скудости и простоты» (Белоброва. С. 289). Обе редакции называют А. Д. современником прп. Варлаама Хутынского (поздняя сообщает год - 1206-й - и место рождения преподобного - Вел. Новгород). Житие сообщает, что по воле прп. Варлаама А. Д. ходил к К-польскому Патриарху Афанасию (имя недостоверно) «некиих ради церковных вин» или «потреб». При описании «хожения» составитель ранней редакции использовал «Паломник Антония Новгородского в Царьград», устные новгородские предания и допустил ряд анахронизмов, приписав А. Д. факты путешествия Новгородского архиеп. Антония. В обеих редакциях рассказывается, что прп. Варлаам перед смертью благословил А. Д. быть игуменом Хутынского монря (годом преставления Варлаама назван 1243-й вместо 1192-го). Ок. 1243 г. А. Д. удалился в уединенные и глухие места на берегу Дымского оз. (в ранней редакции говорится, что это был погост на Тихвине). Поселившись здесь, А. Д. (по сообщению поздней редакции) ископал пещеру, поставил келью и стал подвизаться, изнуряя плоть ношением железной шляпы.
Прп. Антоний ДымскийСогласно житию ранней редакции, А. Д. поставил 2-этажную деревянную ц. во имя прп. Антония Великого с верхней ц. в честь свт. Николая Чудотворца (в поздней редакции названа верхняя ц. в честь Покрова Божией Матери). «Во общее упокоение братии» А. Д. поставил др. храм (теплый с трапезной) во имя Рождества св. Иоанна Предтечи. Кроме того, святой устроил еще одну малую обитель - Вырдомскую пуст. (о ней см.: Мордвинов И. П. Письмо в редакцию // Новгородский Север. 1915. № 33).

Поразному редакции жития сообщают о кончине преподобного. В ранней редакции не названа дата преставления. В поздней редакции сказано, что святой преставился 24 июня 1273 г. в возрасте 67 лет. Только в этой редакции говорится об обретении мощей святого - через 97 лет после преставления, т. е. в 1370 г., в «княжение великаго князя Иоанна Даниловича» (вероятно, день памяти 17 янв. связан с этим событием). Из поздней редакции узнаем также, что в 1409 г. при вел. кн. Василии I Димитриевиче, во время нашествия татар, мощи А. Д. предали земле («да не поругаеми будут от врагов»), а церковную утварь, колокола и железную шляпу преподобного опустили в Дымское оз.

Во 2й пол. XVII в. была составлена ранняя редакция жития святого (самое раннее чудо в этой редакции датируется 1671), кроме того, во 2-й пол. XVII в. появились изображения А. Д. в рост на фоне Дымского монря. В 1655 г. в монре был построен СвятоТроицкий собор, в кром под спудом в приделе прп. Антония Дымского находились мощи святого. В 1744 г. петербургский купец Калитин, получивший избавление от болезни у мощей А. Д., устроил раку над мощами святого и иконостасы в Троицком храме. У раки хранилась железная шляпа А. Д. (весом более 3 кг), широкие поля крой были прибиты к тулье толстыми гвоздями. Ежегодно 24 июня, в день преставления преподобного, в Дымском монре совершался крестный ход на озеро.

В 1800-1803 гг. строителем Дымского монря был Герасим (Гайдуков), в 1806 г. переведен в тотемский Суморин монрь. Возможно, что Герасим с целью привлечь внимание к заброшенной Дымской обители и составил новую (позднюю) редакцию жития основателя монря, крую дополнил чудесами за 1744, 1796, 1800 и 1802 гг. Предположение об авторстве основано на том, что поздняя редакция жития А. Д. составлена по образцу «Жития преподобнаго отца нашего Феодосия пореклу Суморина, Тотемскаго новаго чудотворца» (М., 1846. Л. 38-48), т. е. она возникла под пером человека, знакомого как с тотемским Сумориным монрем, так и с Дымской обителью.

Источники: Ранняя редакция жития: Новгородские ЕВ. 1898. № 12. Ч. неофиц. С. 725-733; Белоброва О. А. Две редакции Жития Антония Дымского // ТОДРЛ. 1997. Т. 50. С. 281-292; поздняя редакция жития: Житие прп. отца нашего Антония Дымския обители начальника. СПб., 1858. Новгород, 19019; Молитва прп. отца нашего Антония Дымского. СПб., 1881; Нов¬город, 1881. СПб., 1883; Служба прп. отцу нашему Антонию, Дымские обители начальнику. СПб., 1865.

Литература: Иоанн, иером. Историкостатистическое описание Дымского монастыря. СПб., 1861; Тихвин, 190612; СИСПРЦ. С. 27-28; Ключевский В. О. Древнерусские жития. С. 144, 349; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 44; Филарет (Гумилевский). РСв. Янв.-апр. С. 74-75; Голубинский. Канонизация святых. Т. 1. Ч. 2. С. 637-638; Леонид (Кавелин). Святая Русь. С. 48-49, 52-53; Мордвинов И. П. Старый Тихвин и Нагорное Обонежье. Тихвин, 1925. С. 13; Мильчик М. И., Варакин Е. П. Иконография деревянного Антониева монастыря и его графическая реконструкция // Народное зодчество: Сб. науч. тр. Петрозаводск, 1992. С. 141-154; они же. Иконография АнтониевоДымского монастыря // Чтения по иссле¬дованию и реставрации памятников худож. культуры Сев. Руси, посвящ. памяти художникареставратора Н. В. Перцева (1902-1981). Архангельск, 1992. С. 137-154.

О. А. Белоброва

Ссылки по теме
Форумы