Путешествие в Среднюю Азию: Киргизия (Телепрограмма 19.07.08), текст программы

     
   
     
 

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Здравствуйте. В эфире – «Православная энциклопедия». В прошлом году мы рассказали вам о Православии в Узбекистане, побывали в Ташкенте, Самарканде и Бухаре. Сегодня мы продолжим наше путешествие по Средней Азии и отправимся в Киргизию. В этой самой высокогорной стране Средней Азии, как и в Узбекистане, действует Среднеазиатская епархия Русской Православной Церкви.

Сюжет: «Православие в Киргизии»

Население Республики около 5 млн. чел. Киргизия – много национальное государство. Здесь живут киргизы и узбеки, русские и немцы, дуньгане (китайцы-мусульмане) и казахи.

Согласно мусульманскому преданию, родоначальником киргизского и всех тюркских народов, населявших в древности Среднюю Азию, был патриарх Тюрк, сын патриарха Иоафета, внук святого патриарха Ноя, который жил на побережье озера Иссыккуль. Эти имена хорошо известны нам по Библии.

А когда в Центральную Азию пришло Христианство? С этим вопросом мы обратились к митрополиту Ташкентскому и Среднеазиатскому Владимиру.

Митрополит Бишкекский и Среднеазиатский Владимир: – На территорию Центральной Азии христианство пришло в I в.н.э. Как известно, среди двенадцати учеников Христа был брошен жребий, и апостолу Фоме выпало проповедовать в индийских странах. Апостол Фома отправился по Великому Шелковому пути и прибыл в Самарканд, где рукоположил несколько епископов. Т.е. уже в I в.н.э. на территории Средней Азии было образовано несколько епархий. А в III и IV в. уже было 4 крупных митрополии: 2 на территории Узбекистана, 1 на территории Туркмении и 1 на территории Киргизии. Киргизской митрополии тогда также подчинялись приходы, расположеннее на территории современного Казахстана и юга Сибири.

К VII в. после Рождеста Христова кочевые народы Киргизии начали активно заселять Чуйскую долину, где сейчас находится современный Бишкек – столица Республики. Самым древним христианским памятником является небольшая церковь в средневековом Суябе – столице Тюрского государства того времени. Сейчас этот город выглядит как ряд глиняных холмов в урочище – все, что от него осталось, поглощено глиной. Раскопки здесь ведутся с 50-х гг. прошлого века, и христианский храм хорошо распознается среди древних стен средневековых улочек.

Валентина Грячева, к.и.н., археолог: – Первые христиане в Суябе появились уже в VII в. Раскопана первая несторианская церковь. Она была небольшой, по дворовой композиции типа первых сирийских церквей, размер 36х15 м, с алтарной частью и крещельней. Храм окружали кельи монахов. Найдена книга на пергаменте в деревянном окладе, по-видимому, Псалтирь, датируется она X в. Листы книги слипшиеся, подлежат реставрации, сейчас она хранится в Академии наук.

     
  Древний город Суяб в Чуйской долине  
 
Древний город Суяб в Чуйской долине
 
 

Первые христианские общины развивались спокойно. Христаинанам не нужно было скрываться. В древнем городе Невакете, руины которого находятся у Красной речки в 30 км от современного Бишкека в IX в. существовал цент Невакетской митрополии. Здесь действовала богословская школа, а на местном некрополе найдены огромные камни-кайраки с христианскими крестами.

В XI-XII вв. Сильные христианские общины располагались на озере Иссыкуль, где поселились сирийцы и армяне, бежавшиесюда от религиозных преследований. В последние годы здесь проводятся поводные археологические экспедиции под руководством академика Плоских. Многочисленные находки христианских нательных крестов. Монет и предметов утвари подтверждают предание о том. Что некогд здесь был могущественный армянский монастырь, где хранились мощи самого евангелиста Матфея.

     
  Надгробный камень кайрак  
 
Надгробный камень кайрак
 
 

Митрополит Бишкекский и Среднеазиатский Владимир: – По преданию, когда римские легионы пошли войной на Сирию, и в IV мощи были перевезены в Центральную Азию в армянский монастырь на берегу озера Иссыккуль, где и находились до XIV в. Почему именно туда? Потому что Центральная Азия считалась землей, где нет религиозных конфликтов. Там все жили вместе. В основном, в Центральной Азии тогда было распространено язычество, но язычники очень мирно и спокойно относились к христианам. Потом мощи покинули монастырь у Иссыкуля, и с этим согласны многие современные историки. Есть один ученый из Таджикистана, который утверждает, что ныне мощи апостола и евангелиста Матфея хранятся в где-то высоко в горах в пещере.

Судьба христиан-несториан впоследствии сложилась трагически. Из-за их вмешательства в политику местных киргизских племен и возникшие в итоге междоусобицы несторианская церковная организация была полностью уничтожена. Христианство после этого исчезло здесь н несколько веков.

Новое возрождение Христиансва на этих землях связано с Русской Православной Церковью, когда в середине XIX в. Кигизия вошла в состав Российской империи. Первым из русских окрестностей озера Иссыккуль достиг путешественник Петр Семенов-Тяньшанский. Было это в 1856 г.

Следом за ним эти земли начали осваивать русские крестьяне-переселенцы, приезжавшие сюда из Центральной России. Во всех русских селах начали строиться православные храмы. В 1869 г. Бароном Коальбарсом в восточной части побережья озера Иссыккуль был основан город Каракол как военно-административный центр на караванно пути в Афганистан. Впоследствии на вновь выделенные средства в 1895 г. Был построен этот деревянный храм святой Троицы, чудом дошедший до наших дней. Это – один из самых старых сохранившихся храмов в Киргизии.

Недалеко от Каракола в 1882 г. Епископом Туркестанским Александром (Тульчинским) был основан мужской Свято-Троицкий монастырь. Сегодня сохранились лишь следы этой обители. Только столетние тополя, некогда посаженные монахами на аллее, напоминают о прошлом. Ныне здесь находится частный детский дом «Мээрим Булагы», главный корпус которого еще в советское время перестроен из братского корпуса монастыря. Сам монастырь сильно пострадал от стихийных народных волнений в 1916 г. Многие монахи были убиты, храмы и кельи разорены.

     
  Ведуший программы протоиерей Алексий Уминский и Митрополит Бишкекский и Среднеазиатский Владимир  
 
Ведуший программы протоиерей Алексий Уминский и Митрополит Бишкекский и Среднеазиатский Владимир
 
 

Однако именно с этого момента начинается новая страница в жизни святого Ираклия, особо чтимого на Киргизской земле. Тогла он был послушником в монастыре. Когда в обитель нагрянули бандиты. Молодой послушник спрятался на колокольне, прикрывшись находившимися там кусками кровельного железа. Его не заметили, и, как только нападавшие покинули разоренный монастырь, Ираклий бжал в горы.В окрестных селах также свирепствовали банды. В Оксайском ущелье вместе с еще несколькими отшельниками он прожил в скиту до 1921 г. В конце 20-хх гг. его, ослабевшего и больного, нашел один из жителей села Ананьево. Ираклий обрел кров у бедного крестьянина Сергея Бочарникова. Власти так и не узнали о том, что Ираклий – бывший насельник разоренного монастыря. При различных обысках его, как правило, называли родственником или дядей. Молился он день и ночь. Люди ехали к нему со всех поселков за советом и помощью. Старец Ираклий скончался во время молитвы в 1938 г. На его похоры съехались жители всех окрестных сел, и, хотя время было страшное, когда старца понесли на местное кладбище. Люди шли и пели «Святый Боже». По благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия на Архиерейском соборе 2000 г. Он был прославлен как новомученник. А 13 сентября 2004 г. на кладбище села Ананьево в семейном захоронении Бачарниковых были обретены мощи преподобного, которые отные хранятся в Свято-Воскресенском соборе Бишкека.

     
  Храм в Киргизии  
 
Храм в Киргизии
 
 

Священник Павел Синегубов, ключарь свято-Воскресенского кафедральтного собора г.Бишкека: – Люди рассказывали, что на его могиле происходили многие чудеса. С очень серьезными жизненными проблемами приезжали к нему, и Бог, по его молитве, все разрешал. В прошлом году на Великой Пасхалной вечерне я проходил с кадилом мимо раки преподобного и услышал естественный живой голос среднего тембра: «Христос Воскресе!» Я знаю о таких случаях в истории нашей Церкви, в частности, происходивших в Киево-Печерской лавре, и вот, это случилось со мной у раки преподобного.

Свято-Троицкий мужской монастырь был окончательно закрыт большевиками в 1922 г. Большинство икон монастыря оказалось в Караколе, в том числе, и Тихвинский чудотворный образ Божией Матери, написанный на Афоне. О чудотворной силе этой иконы заговорили сразу после бунта 1916 г. Бандиты стреляли в образ, но пули отскакивали от него, оставиви только следы на иконе. Об истории удивительного спасения образа уже в советское время нам расскзаал настоятель храма святой Троицы в Караколе священник Сергий Чувичкин.

Священник Сергий Чувичкин, настоятель храма святой Троицы в г. Каракол: – Одна прихожанка рассказала, что ее родители Никита и Варвара спасли эту икону от уничтожения. Когда в 1932 г. имущество монастыря и все иконы были свезены на местную мебельную фабрику, где из этого всего делали ложки, Никита работал на этой фабрике. С одним старичком он решил спасти эту икону. А на фабричной проходной дежурили представители ОГПУ, которые имели право без суда и следствия расстреливать любого, кто хоть что-нибудь попытается вынести наружу из бывшего церковного имущества. Старичок сказал, что отвлечет дежурных, пока Никита унесет икону. Но никаких отвлечений не потребовалось, а помогла Сама Матерь Божия. Налетела сильная буря с ураганным ветром и проливным дождем, дежурные разбежались, и Никита со старичком спокойно вынесли икону с фабрики и принеси домой. Во дворе они выкопали в земле яму, закопали икону, а сверху поставили собачью конуру. Так икона была спасена от уничтожения. В 1944 г. открыли церковь, и Варвара сразу возвратила икону в храм. С тех пор икона пребывает в этом храме.

* * *
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Советская власть с жестокостью устанавливала на этой земле свои порядки. Тысячи киргизов погибли, обвиненные в байстве и сотрудничестве с контрреволюцией. Настоящий террор был развернут против православных верующих. В 20-30 гг. расстреливали епископов. Священников и церковнослужителей. Были закрыты все храмы и приходы.

Сюжет: «Православие в Киргизии в XX в.»

Ныне в память того страшного времени открыт мемориальный комплекс «Ата-Биит». В 90-е гг. здесь были обнаружены захоронения киргизов и русских, узбеков и китайцев. Здесь покоится прах новомучеников Киргызстана.

     
  Мемориал на месте массовых расстрелов в Киргизии  
 
Мемориал на месте массовых расстрелов в Киргизии
 
 

В годы гонений на Церковь многие православные общины стали тайными, молебны и требы справлялись на домах.

Лишь с началом Великой Отечественной войны власти сменили гнев на милость. Одним из первых был восстановлен и возобновил свою деятельность православный приход в стооице Киргизии в г. Фрунзе. Однако к тому моменту на территории города не осталось ни одного храма. В этой связи община обратилась к властям с просьбой о выделении подходящего помещения. Произошел уникальный случай: распоряжением горсовета впервые в истории СССР верующим был передан недостроенный дом культуры. Его здание было переконструировано под храм на средства государства. В 1952 г. Свято-Воскрсенский кафедральный собор был освящен. Сюда приходят сотни верующих со всех концов города.

     
  Елизавета Нарынбаева  
 
Елизавета Нарынбаева
 
 

Елизавета Нарынбаева, заслуженная артистка Киргизии: – Я сначала выучила молитвы «Отче наш» и «Богородице Дево». Почему именно этими молитвами мне хотелось молиться. Потом мы покрестились, и я была очень счастлива. Все сразу поменялось в момей жизни. Я на работе очень устаю, потому что отдаешь, а ничего взамен не получаешь, и образуется в душе пустота. А после того, как я стала ходить в храм (казалось бы, времени меньше остается), ездить на службы, руководить хором, я получла большое облегчение, и даже людям от общения со мной становится легче. Об этом мне говорили мои ученики.

* * *
Сюжет: «Интервью с митрополитом Ташкентским и Среднеазиатским Владимиром»
Протоиерей Алексей Уминский: – Какие тенденции сейчас в религиозной жизни Киргизии: что поменялось, приходит ли молодежь, не пустуют ли приходы?

     
  Православный храм в Киргизии  
 
Православный храм в Киргизии
 
 

Митрополит Бишкекский и Среднеазиатский Владимир: – Как правило, наши приходы не пустуют. Здесь все зависит от священников, но народ везде есть, хотя уже не так много, как в начале 1990-х гг. Ведь если до распада СССР в Киргизии жило больше миллиона русских, то сейчас где-то полумиллиона. Тенденция эмиграции русских из Киргизии продолжается. С этой точки зрения не очень хорошо, что Правительство России пригласило всех русских вернуться на родину. Потому что если бы здесь жило больше русских, русское влияние в Киргизии было бы заметнее. Но тут уже как сложилось, ведь человек предполагает, а Бог располагает. В Киргизии сейчас Православие исповедуют не только русские, но и другие национальности: киргизы, узбеки, таджики. Многие из коренного населения, которые вошли в какую-то протестантскую секту, не могут вернуться в ислам, а обращаются в Православие. Тут есть, конечно, свои трудности, ведь Православная Церковь это не секта, которая стремится охватить побольше мусульман. Мы хотим жить мирно и спокойно со всеми народами, не мешая друг другу, и поэтому, я думаю, что Церковь на этой земле была, есть и будет, потому что она должна там быть.

* * *
Сюжет: «Православные приходы Киргизии»

Во время нашей поездки мы познакомились со многими приходами Киргизии. На Иссык-Куле в г. Балыкчи в бывшем поселке Рыбачье мы побывали в гостях у протоиерея Валентина Никонова, который уже больше 35 лет служит в Киргизии. Несмотря на свой солидный возраст отец Валентин полон энергии. Свою службу здесь батюшка начинал со скромного храма, устроенного в обычном сельском доме. Он сумел не только собрать средства, но и построить за два с половиной года новый храм в честь блаженной Ксении Петербуржской.

     
  Протоиерей Валентин Никонов  
 
Протоиерей Валентин Никонов
 
 

Протоиерей Валентин Никонов: – Этот город раньше люди называли ветров, шоферов и безбожников. Здесь храма-то никогда и не было. Верующих было мало, но они очень желали, чтобы здесь был организован молитвенный дом, и помогли мне построить храм. А в дальнейшем – как Господь даст здоровья и сил. Будем трудиться, как говорилось в присяге: «Даю обещание служить Богу и людям до тех пор, пока не оставят меня силы». Пока я тружусь, и чувствую себя, слава Богу, хорошо. Приезжают ребята, чтобы потрудиться, помолиться при храме. Под моим руководством они молятся, трудятся, поближе к Богу становятся. В летнее время приезжает много детей, которые здесь получают большую радость и телесно отдыхают, и духовно. А главное, получают большие знания, которые необходимы для души и для Вечной жизни.

В 1996 г. недалеко от г.Карабалты по благословению владыки Владимира было создано подворье Ташкентского свято-Никольского женского монастыря. А через три г. подворье было преобразовано в самостоятельный монастырь в честь Казанской иконы Божией Матери.

Игумения Иоанна (Гусарова), настоятельница монастыря в честь Казанской иконы Божией Матери в с. Калининском: – Открытие монастыря состоялось 4 июля 1999 г. предстательством нашего владыки митрополита Владимира Бишкекского и Средеазиатского, решением Священного Синода и по благословению Патриарха. В 1935 г. здесь был молитвенный дом, куда ходили первые переселенцы из России, репрессированные, раскулаченные. С собой они привезли иконы Казанской Божией Матери и прп. Серафима Саровского. Когда открывалось подворье, и мы объявили сбор помощи, люди очень много принесли нам денег, много помогали. Мы за месяц организовали подворье.

Жизнь в обители еще только налаживается, однако она уже взяла на себя обязанность заботиться о сиротах. Сегодня в монастырском приюте воспитываются девочки-сироты и из неблагополучных семей.

Мы были в Киргизии в Светлые Пасхальные дни. Этот Праздник прошел здесь при огромном стечении верующих. В Свято-Воскресенском соборе до утра святили куличи. А через три дня владыка Владимир привез в Бишкек Благодатный огонь из Иерусалима.

     
  Принесение Благодатного огня  
 
Принесение Благодатного огня
 
 

Митрополит Бишкекский и Среднеазиатский Владимир: – Начиная с 2003 г. каждый год мы привозим Благодатный огонь на Святую Пасху. Я народу обещал, что пока я жив, буду привозить в Бишкек Благодатный огонь, который народ в Киргизии, и в Узбекистане, и в других странах встречает с очень большой радостью. Каждый раз заранее меня спрашивают, привезут ли Огонь. Отвечаю, что обязательно, как обещали, так и сделаем.

* * *

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Наше путешествие по Киргизии подошло к концу. Мы с вами увидели лишь малую часть жизни Среднеазиатской епархии Русской Православной Церкви. И в дальнейших выпусках мы продолжим свой рассказ о ней.

На сайте «Седмица.Ru» вы всегда можете познакомиться с электронной версией нашей программы, а также с новостями религиозной жизни со всего света.

В следующую субботу мы приглашаем вас в старинный русский город Переславль-Залесский. В годы духовного расцвета в Переславле действовало 14 монастырей. Сегодня в 4-х из них возрождена монашеская жизнь.

Всего вам доброго. Храни вас Господь!

     
   
     
 

Форумы