К празднику свт. Николая Чудотворца (комментарий в интересах нации)

Колокольня Николо-Угрешского монастыря
Колокольня Николо-Угрешского монастыря

Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь

Николо-Угрешский мужской монастырь имеет статус cтавропигиального, его cвященноархимандритом является Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Николо–Угрешский мужской монастырь на протяжении всей своей 600–летней истории теснейшими узами был связан со столицей. Современная граница Москвы почти вплотную приблизилась к монастырю, но в момент основания его отделяли от Москвы 15 верст.

Это было живописное место, где в 1380 году по пути на Куликово поле войско святого великого князя Димитрия Ивановича остановилось на отдых. Именно здесь явилась благоверному князю Димитрию икона Святителя и Чудотворца Николая, укрепила князя верой и надеждой и «сия вся угреша сердце его». С тех пор место это называется Угреша. Возвращаясь с Куликовской битвы, отслужили молебен на месте чудесного явления иконы, и благоверный князь Димитрий повелел воздвигнуть здесь храм и иноческую обитель во имя Святителя Николая. «И воздвигну ту обитель славну, и удовольствова ю к пропитанию всеми потребны нескудно», – сообщает старинная рукопись. Из монастырских синодиков известны имена первых игуменов – Сергий и Иона.

Подобно многим монастырям, расположенным близ столицы, Николо–Угрешский монастырь испытал немало бедствий в тяжелые для нашего Отечества годы – горел и разорялся, но потом вновь возрождался и благоукрашался. Богатству и славе монастыря способствовало то, что находился он поблизости от дворцового села Остров, любимого и часто посещаемого московскими царями. По дороге сюда из Москвы царская семья непременно совершала «угрешский поход» в обитель со всей своей свитой. Царь Михаил Федорович Романов сделал таких походов девять, а его сын, царь Алексей Михайлович, – тринадцать. Во время одного из самых замечательных «угрешских походов» царя Алексея Михайловича, 11 июля 1668 года, Угрешу посетили сразу три Патриарха: Паисий Александрийский, Макарий Антиохийский и Иоасаф Московский. Не раз монастырские стены видели вражеские полчища: татарскую конницу, литовцев, поляков, французов. В 1521 году монастырь был сожжен дотла при набеге на Москву крымского хана Мехмет–Гирея. Но всего несколько десятилетий понадобилось обители, чтобы возродиться, – в 1611 году воевода Прокопий Ляпунов сделал монастырь местом сбора первого народного ополчения перед походом на Москву, занятую поляками.

После петровских реформ начала XVIII века обитель начинает испытывать трудности. В 1721 году продается монастырское подворье в Москве из-за невозможности содержать его, лошади из угрешской конюшни отправляются в вотчины Чудова монастыря. В начале 60-х годов XVIII века Угрешский монастырь лишается всех земельных владений и крепостных. Когда в 1770 г. в Москву проникает моровая язва, власти распоряжаются открыть в Николо-Угрешском монастыре лазарет, а братию перевести в Николо-Перервинский обитель. Упадок монастыря усугубили половодье 1806 года, буря 1824 года и нашествие наполеоновских войск в 1812 году. В 1833 году в монастыре осталось лишь шесть человек братии, и встал вопрос об упразднении Угрешской обители и передаче ее под начало соседней церкви в селе Капотня.

В своих воспоминаниях о тех временах святой преподобный Пимен Угрешский писал: "К упадку обители служили также и оскудение средств монастырских по причине тяжелых налогов, недобросовестность и злоупотребления светских и духовных правителей, постоянные колебания в управлении монастырскими имуществами, переход управления от духовной власти к гражданской и частая перемена настоятелей… В 1834 году гостиницы при дворе уже не было. Монастырь был уже очень редко посещаем, и потому, вероятно, эта гостиница, как ненужная, и была упразднена и обращена в конюшню, а верх - в сеновал. С северной стороны зимней церкви и колокольни была, говорят, прежде березовая роща, которую в 1820-х годах игумен Израиль спилил на дрова… Там, где оканчивается братский корпус, на протяжении 20 сажен были высокие бугры щебня, поросшие травою и березками, остатки разобранных зданий, равно и вся монастырская площадь была усеяна кучами старого мусора, давно поросшего густым дерном… Ризница обиходная была очень скудна..."

Возрождение Угрешского монастыря начинается с 1840 года, когда настоятелем стал святой преподобный Пимен Угрешский. Преподобный Пимен (в миру Петр Дмитриевич Мясников) родился 10 августа 1810 года в городе Вологде. Достигнув семнадцатилетнего возраста, Петр окончательно утвердился в мысли отказаться от мира. 26 марта 1838 года он принял постриг с именем Пимен в Николо-Угрешском монастыре. В 1840 г. была обновлена древнейшая постройка обители, возведенная еще в XVI веке - Свято-Никольский собор. Обитель наняла владимирскую артель из 12 лучших каменщиков. Как писал преподобный Пимен, работники "одеты были и грязно, и бедно, едва не в рубищах с заплатами, казались неуклюжими, речь их была грубая", но "оказались не только работяжными и мастерами, но даже великими художниками в своем деле". В ходе работ обрушился свод над алтарем, каменщики возвели новый свод и перестроили колокольню. "Кирпичи брали в Коломне и на Боровском переходе, - пишет преподобный Пимен. - Известь... в Мячкове... Белый камень мячковский трехчетвертной... Решетки в окна куплены старые из дома Румянцева на Маросейке... Иконостас... весь вновь вызолочен, но стены паперти не расписаны и оставались в таком виде до 1848 года. Икон не возобновляли, но выписали искусных иконописцев из Владимира, и они на месте иконы вычистили, олифу сняли и вновь покрыли".

Преподобный Пимен велел организовать при обители свечное и просфорное производство, удачно разместил часть средств монастырской казны, нашел благотворителей, произвел ревизию монастырского имущества, часть из которого, не могущая более служить обители, была продана. На вырученные средства за 30 лет своего игуменства св. Пимен Угрешский практически заново отстроил монастырь. 16 октября 1853 года стараниями отца Пимена при поддержке святого митрополита Московского Филарета Николо-Угрешский монастырь был преобразован в общежительный, а иеромонах Пимен был возведен в сан игумена и назначен настоятелем обители. 24 августа 1858 года за выдающиеся заслуги по устроению монастыря Митрополит Московский Филарет возвел игумена Пимена в сан архимандрита. В 1869 году архимандрит Пимен был назначен благочинным общежительных монастырей Московской епархии. Праведная кончина архимандрита Пимена последовала 17 августа 1880 года. В 2000 году решением Синодальной комиссии по канонизации святых архимандрит Пимен (Мясников) был причислен к лику святых. Торжественное прославление святого совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II 28 мая 2000 года в день освящения возрожденного Спасо-Преображенского собора.

В 1880–1894 годах доминантой монастырского ансамбля стал Преображенский собор, крупнейший из храмов Москвы и Московской области, сооруженный архитектором А.С. Каминским. Неоднократно обитель посещал Святейший Патриарх Тихон. Последний раз святитель был здесь в 1924 году.

На колокольне Преображенского собора было 18 колоколов: "самый большой... благовестник висит в третьем ярусе, на нем, кроме священных изображений, отлиты портреты.., слит сей колокол... в лето Господне... 1878 года... месяца июля в 31-й день, ...вылит в царствующем граде в Москве, в заводе купца Николая Дмитриевича Финляндского, весу... 1230 пудов, лил мастер Ксенофонт Веревкин". Монастырский двор был вымощен "диким" камнем, по которому проложены "битые дорожки", обсаженные акациями, "стриженными наподобие стены". В композицию обновленного монастыря гармонично вписываются ранее выстроенные Государевы и Патриаршие палаты с Успенской церковью, а также ряд башен ограды. Монастырь вновь стал одним из самых посещаемых, и было решено восстановить гостиницы для паломников.

Советская атеистическая кампания принесла монастырю новые испытания. В 1920-х годах обитель была упразднена, а на ее территории разместились трудовая колония для беспризорников, которая затем была преобразована в трудовую коммуну им.Ф.Э.Дзержинского, фабрика-кухня, школа, гостиница. Братские корпуса были переделаны под жилые дома. В 1930 году храм Святого Духа при Духовном училище был разрушен вместе с училищем. В 1940 году Свято-Никольский собор и ряд монастырских построек были уничтожены. В 1970 году сгорел храм преподобного Сергия Радонежского при Архиерейском доме.

Монастырь был передан Московской Патриархии в 1991 году в руинированном состоянии. С тех пор в нем ведутся масштабные восстановительные работы. Завершена реставрация Спасо–Преображенского собора обители; в мае 2000 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил возрожденный собор. Восстановлены Успенская церковь, церковь во имя Петра и Павла, часовня на месте явления иконы Святителя Николая. Вновь построены церкви в честь икон Божией Матери - «Всех скорбящих Радость» и Казанской.

22 мая 2000 года в Угрешский монастырь была привезена частица мощей Святителя Николая Чудотворца. Ковчег с частицей мощей и икону св. Николая передал Преосвященнейший Дамаскин, епископ Диавлийский (Элладская Православная Церковь), который привез святыню из монастыря Иоанна Предтечи на полуострове Пелопоннес, где с XI века пребывает часть руки Святителя. В Угрешском монастыре хранится ковчег с частицами мощей Киево-Печерских святых: преподобных Прохора чудотворца, Иоанна постника, княгини Иулиании Ольшанской, архимандрита Поликарпа, игумена Варлаама, Дамиана Целебника, Никодима Просфорника, епископа Туровского Лаврентия, Афанасия Затворника, Еразма, Агапита Врача, Феофила, Иоанна, Нектария, Григория Иконописца, Саввы, Сергия Послушливого, Пимена Многоболезненного, Нестора Летописца, Иоанна Многострадального, Марка Гробокопателя, Николы Святоши, Исаии Чудотоврца, Авраамия Трудолюбивого, архиепископа Новгородского Нифонта, Сильвестра Чудотворца, Пимена Постника, Анатолия Затворника, Алипия Иконописца, Спиридона Просфорника, Онисифора Исповедника, епископа Суздальского Симона, игумена Никона, Феодосия Постника, Макария Постника, Илии Муромца, Никона Сухого, епископа Переяславского Ефрема, иеромонаха Тита, Моисея Чудотворца, Лаврентия Затворника, Илариона Схимника, Мартирия диакона, князя Острожского Феодора, Зинона Постника, епископа Новгородского Феофила, Григория Затворника, Ипатия Целебника, Иосифа Многоболезненного, Павла Послушливого, Сисоя Схимника, Нестора Некнижного, Феодора Молчаливого, Вениамина Затворника, Арсения Трудолюбивого, Евфимия Схимника, Тита Воина, Ахилы диакона, Паисия, Меркурия Постника, Макария диакона, Пимена Постника, Леонтия и Геронтия канонархов, Захария Постника, Силуана Схимника, Агафона Чудотворца, архимандрита Игнатия, Лонгина Вратарника; преподобномучеников Василия, Феодора, Евстратия, Моисея Угрина, Григория Чудотворца, Анастасия диакона, Исаакия Затворника; священномучеников Кукши, Лукиана, Владимира; мученика Иоанна Младенца; святителя Филарета Киевского; 12 мастеров зодчих. Среди особо почитаемых святынь Николо-Угрешской обители - ковчег с частицей мощей святителя Игнатия (Брянчанинова), Тихвинская икона Божией Матери и образ священномученика и целителя Пантелеимона.

В 1998 году при монастыре открыто Духовное училище, преобразованное в 1999 году в Николо–Угрешскую Духовную семинарию. Ректором семинарии является наместник обители епископ Люберецкий Вениамин (Зарицкий), викарий Московской епархии, проректором – иеромонах Иоанн (Рубин). В 2000 году семинария получила лицензию государственного образца. Форма обучения – очная, во время обучения семинаристы проживают на территории обители. При монастыре действуют воскресная школа, библиотека и издательство.

Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь
Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь

Летопись Николо-Угрешского монастыря

1380 г. По преданию, в этом году основан Николо-Угрешский монастырь великим князем Московским, святым благоверным Димитрием Ивановичем Донским на месте чудесного явления иконы Святителя Николая. Дата основания 9(22) августа.

14?? г . Открыто Подворье Николо-Угрешского монастыря в Московском Кремле.

Между 1425 и 1462 годами великий князь Московский Василий II Васильевич Темный, внук Димитрия Ивановича Донского, пожертвовал в монастырь селения Капотня и Жирошкино в Московском уезде.

Угрешский игумен Иона между 1432 и 1443 гг., по благословению троицкого игумена Зиновия, собственноручно переписал книгу житий святых с древнего оригинала. Книга хранилась в библиотеке Троице-Сергиевой Лавры.

1479 г. Первое упоминание Николо-Угрешского монастыря в летописях – он имел свой двор (т.е. подворье) в Кремле. 9 сентября Подворье сгорело.

1491 г. В ноябре угрешский игумен Авраамий хиротонисан во епископа Коломенского.
1493 г. В мае угрешский игумен Силуан хиротонисан во епископа Крутицкого.
1519 г. Николо-Угрешский монастырь посетил великий князь Московский Василий III Иоаннович – отец царя Иоанна Грозного.

1520 г. В феврале угрешский игумен Тихон I был хиротонисан во епископа Коломенского.

1521 г. Николо-Угрешский монастырь был сожжен во время набега крымского хана Махмет-Гирея.

1541 г. Написана икона «Положение во Гроб Спасителя». Передана в дар обители Петром Емельяновичем Шпарыкиным.

1545 г. Великий князь и государь Иван IV Васильевич даровал Николо-Угрешскому монастырю жалованную грамоту, закрепившую за обителью право на владения четырнадцатью селами в четырех уездах, и запрещавшую кому бы то ни было ездить в леса и рощи монастырские и производить в них порубки.

1546 г. Угрешская обитель впервые упоминается как место государева богомолья. 6 мая 1546 года, под Николин день (9/22 мая), Иван IV Васильевич отправился по Москве-реке в Николо-Угрешский монастырь помолиться у иконы Николая Чудотворца. А уже из Угреши Иван IV отправился в Коломну, к своему войску, готовившемуся выступить против крымского хана Девлет-Гирея, хотевшему появиться в русских пределах.
1555 г. 29 июня в монастыре встретчали чудотворный образ Николы Великорецкого, который речным путем переправлялся из Вятки в Москву для поновления. Икону встречал младший брат государя Ивана IV Юрий Васильевич.

1567 г. Царь Иван IV своей жалованной грамотой подтвердил право Николо-Угрешского монастыря на владение рыбными ловлями в Нижнем Новгороде. Из этой же грамоты мы узнаем, что Угрешская обитель была освобождена от таможенных пошлин на все монастырские товары по всему государству, кроме Нижнего Новгорода.

1575 г. Игумен Тихон II стал архиепископом Казанским и Астраханским. Он же участвовал в Церковном Соборе, который решал вопрос о четвертой женитьбе царя Ивана IV Васильевича Грозного.

1587 г. Царь Федор Иванович подтвердил жалованную грамоту царя Ивана IV, по которой тот освобождал монастырскую торговлю от таможенных пошлин на все монастырские товары по всему государству, кроме Нижнего Новгорода.

1589 г. Угрешский настоятель Лаврентий участвовал в Церковном соборе, на котором была совершена первая Российская интронизация Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Иова.

1598 г. 17 февраля Земской (или Великий) собор избрал Бориса Годунова на царство. Игумены Угрешские Елеазар и Тихон поставили свои подписи под грамотой собора.

1599 г. Царь Борис Годунов даровал монастырю подтвердительную жалованную грамоту на беспошлинный провоз товаров по всей России (кроме Нижнего Новгорода).

1606 г. 17-19 мая состоялось избрание князя Василия Шуйского на царство. Игумен Угрешский (имя осталось неизвестным) принимал участие в венчании на царство князя Василия. Он подавал избранному царю золотой крест.

Царь Василий Иванович Шуйский подтвердил жалованную грамоту царя Ивана IV, по которой тот освобождал монастырскую торговлю от таможенных пошлин на все монастырские товары по всему государству, кроме Нижнего Новгорода.

1610 г. Николо-Угрешский монастырь становится местом пребывания царя-самозванца Лжедмитрия II , который бежал из-под Коломенского. В Никольский монастырь приходили польские послы, склоняя его отказаться от притязаний на русский престол, но Лжедмитрий II отказался. Тогда к монастырским стенам направились соединенные русские и польские рати. Самозванец в страхе бежал из Угрешской обители в Калугу.
В сентябре из Москвы к польскому королевичу Владиславу отправилось русское посольство во главе с митрополитом Ростовским Филаретом Романовым. В составе делегации был игумен угрешский Иона. Послы оказались в польском плену. Игумен Иона умер в заточении.

Весной 1611 года Николо-Угрешский монастырь становится одним из мест сбора русских войск, которые отозвались на призыв патриарха Гермогена встать на защиту России от польских интервентов. 27 марта 1611 года сюда сошлись отряды изо всех русских городов: Ляпунов — из Коломны, Заруцкий — из Тулы, пришли и другие воеводы со своими отрядами. Соединившись, русские рати двинулись из Угрешской обители на Москву. Под стенами Москвы появилось Первое ополчение.

1612 г. Разорено Подворье Николо-Угрешского монастыря в Московском Кремле при его осаде.

Николо-Угрешский монастырь
Николо-Угрешский монастырь

1613 г. 15 апреля царь Михаил Федорович подтвердил жалованную грамоту Николо-Угрешскому монастырю на воды и рыбные ловли в Нижнем Новгороде.

5 мая 1614 года, в преддверие дня Святителя Николая Чудотворца Михаил Федорович впервые посетил обитель. Его посещение совпало с освящением каменного Николаевского собора монастыря. С этого времени царские выезды на богомолье в Николо-Угрешский монастырь на Николин день стали постоянными и продолжались на протяжении всего XVII столетия.

Царский выезд на богомолье (Угрешский поход) государя Михаила Федоровича Романова на весеннюю память Свт. Николая.

Обновлен древний Никольский собор.

1616 г. Угрешский поход царя Михаила Федоровича на весеннюю память Свт. Николая.

1618 г. Вклад в монастырь, в память о родителях, осуществила мать государя Михаила Федоровича, инокиня Марфа — рукописный «Толковый Апостол», в кожаном переплете с медным гербом, на котором было изображено крылатое животное (возможно, грифон).

1620 г. Угрешский поход царя Михаила Федоровича на весеннюю память Свт. Николая. В этом году государь вместе со своей матерью инокиней Марфой совершил паломничество пешком. Царем был пожалован воздух и два покровца красного атласа. На воздухе крест и слова, вышитые золотом, а на покровцах вынизаны мелким жемчугом: «7128. Июня 23 дня сии покровцы положил в дом великому Чудотворцу Николаю, что на Угреши, Государь Царь и Великий Князь Михаил Федорович всеа Русии Самодержец в седьмое лето государства своего».

1622 г. Угрешский поход царя Михаила Федоровича на весеннюю память Свт. Николая.

1623 г. Угрешский поход царя Михаила Федоровича на весеннюю память Свт. Николая. Государь вложил в монастырь восьмиконечный серебряный с позолотой напрестольный крест, украшенный жемчугом, с шестнадцатью частицами святых мощей.

Царь Михаил Федорович дал Угрешской обители жалованную грамоту, по которой освобождал монастырскую торговлю от таможенных сборов, а также оградил монастырь и его вотчины от каких-либо притязаний со стороны государевых людей.

1625 г. Угрешский поход царя Михаила Федоровича на весеннюю память Свт. Николая.

1628 г. Угрешский поход царя Михаила Федоровича на весеннюю память Свт. Николая.

1629 г. Угрешский поход царя Михаила Федоровича на весеннюю память Свт. Николая.

Сделан поминальный вклад за дворянина Петра Никитича Бунакова. Обители передан был воздух (покровец), вышитый шелками.

1634 г. В июле состоялся Угрешский поход царя Михаила Федоровича.

1639 г. Восстановлено Подворье Николо-Угрешского монастыря в Московском Кремле площадью в 9 квадратных сажень.

1645 г. 28 сентября Угрешский игумен Дионисий участвовал на обряде венчания на царство Алексея Михайловича в Успенском соборе Московского Кремля, а затем присутствовал на торжественном обеде в Грановитой палате. В период царствования Алексея Михайловича Николо-Угрешский монастырь находился на этапе своего расцвета.
Князь Александр Львович Шляков подарил большое серебряное кадило.

1646 г. Государь Алексей Михайлович даровал обители жалованную грамоту на рыбные ловли в Курмышском уезде.

1647 г. 8 мая состоялся первый в царском сане Угрешский поход государя Алексея Михайловича.

1648 г. Угрешский поход царя Алексея Михайловича.

1651 г. По государевой жалованной грамоте, вместо изъятой из собственности Угрешского монастыря Дюдиковой пустыни близ Вологды, обители был приписан Кременской посад в Боровском уезде.

1655 г. От морового поветрия (чумы) умерло более 50 угрешских иноков.

1657 г. Расширена на 4 сажени площадь Кремлевского Подворья Николо-Угрешского монастыря.

1662 г. В Николо-Угрешский монастырь для допросов привезли арестованных зачинщиков знаменитого Медного бунта.

1663 г. Угрешский поход царя Алексея Михайловича.

1664 г. Угрешский поход царя Алексея Михайловича.

1665 г. В монастырь сделан вклад – икона «Алексий, человек Божий», писанная знаменитым иконописцем Симоном Ушаковым.

1666 г. С 14 мая в монастыре в заключении семнадцать недель содержался протопоп Аввакум. С ним были заключены также поп Никита Добрынин (Пустосвят) и диакон Федор Иванов.

26 августа царь Алексей Михайлович, обрадованный рождением сына Ивана, приказал освободить раскаявшихся Федора и бывшего попа Никиту из темницы и привезти в Москву.

1668 г. 5 июня в Москве состоялся первый этап торжественных проводов Антиохийского патриарха Макария (который прибыл в столицу в конце 1666 г.) сопровождавшихся крестным ходом. В этих торжествах приняли участие патриархи Московский и всея Руси Иоасаф и Александрийский Паисий, 5 митрополитов, епископ, 11 архимандритов, 7 игуменов, протопопы всех соборов и ряд других священников. Следует отметить, что третьим среди игуменов, шел настоятель Николо-Угрешского монастыря Викентий.

11 июня состоялся Угрешский поход царя Алексея Михайловича. В этом походе участвовали патриархи Александрийский Паисий, Антиохийский Макарий и Московский и всея Руси Иоасаф. Обедню в этот день служили патриархи Александрийский и Московский. После обедни царь, патриархи, светские и духовные власти отправились в село Остров, где их ждал дававшийся в честь патриархов царский стол.

12 июня 1668 года царь вернулся в столицу.

1669 г. 9 мая состоялся Угрешский поход царя Алексея Михайловича. Этот поход был в отличие от предыдущего самым скромным. Как известно, незадолго до этого 4 марта умерла царская жена Мария Ильинична. Поэтому царь и наследники еще носили по царице траур. В богомольном походе 1669 года царя сопровождал его сын царевич Федор Алексеевич.

1671 г. Государь Алексей Михайлович подарил Николо-Угрешскому монастырю «Житие и Чудеса Святителя Николая в лицах». Житие было написано полууставом на 421 листе, переплетено в синий бархат с серебряными застежками и содержало 407 изображений, писанных красками и золотом.

1672 г. В четырехъярусный резной золоченый иконостас Никольского собора была включена местная икона Спаса Нерукотворного, кисти того же мастера – Симона Ушакова.

Игумен монастыря Викентий, склонивший к раскаянию предводителей раскольников попа Никиту Добрынина (Пустосвята) и диакона Федора Иванова, в сане архимандрита был переведен в Рождественский Владимирский монастырь, а с 1674 года двадцать лет начальствовал в Троице-Сергиевой Лавре.

1675 г. 17 мая состоялся последний официальным Угрешский поход государя Алексея Михайловича. Из высших чиновных людей государя сопровождали 4 боярина, 2 окольничих, 2 думных дворянина и 1 думный дьяк Дементий Башмаков. Царь пробыл в селе Остров с посещениями Николо-Угрешского монастыря до 19 мая, когда в Москву пришли тревожные вести из Киева от воеводы боярина А.А. Голицына. Затем гонец от Голицына немедленно был направлен к царю в Угрешу. Алексей Михайлович принял решение о срочном созыве Думы. Сам государь, наспех собравшись и прервав свой Угрешский поход, выехал к столице, куда прибыл в седьмом часу дня и был встречен у Земляного города традиционным эскортом.

1676 г. При венчании на царство Федора Алексеевича, присутствовал угрешский игумен Герасим, который подавал скипетр патриарху. Этот факт говорит о том, что монастырь и его игумены занимали высокое положение в стране и были весьма уважаемы при дворе.

1678 г. Царь Федор Алексеевич подтвердил жалованную грамоту своего деда Михаила Федоровича Романова, по которой тот освобождал монастырскую торговлю от таможенных сборов.

1682 г. Венчание на царство малолетних Ивана и Петра Алексеевичей. Во время торжественной церемонии Угрешский игумен Иосиф ( или Иоасаф? ) подавал бармы царя Ивана.

Юный царь Петр в этот год побывал в Николо-Угрешском монастыре.

1683 г. Царь Петр снова прибыл в монастырь на богомолье, причем этот и следующий поход он совершил на ботах и яхте под парусами.

1690 г. Царь Петр в третий раз посетил Угрешскую обитель.

1697 г. Игумен Трифиллий, бывший настоятелем обители с 1691 по 1692 гг., поставлен митрополитом на Нижегородскую кафедру.

1698 г. Угрешская обитель стала одним из мест заключения для мятежных стрельцов, выступивших против молодого царя Петра.

1737 г. Игумен Варлаам II подал в Синод доношение о ветхостях зданий, На этот рапорт ответа не последовало.

1739 г. В мае обитель пострадала от сильнейшей бури. Ветер сорвал крыши со многих зданий и поломал кресты.

В монастырь прибыл архитектор И. Мичурин, осмотревший строения Николо-Угрешского монастыря и составивший смету необходимых расходов на ремонт.
1742 г. Из Синода были отпущены средства на обновление монастырских построек. За прошедшие годы некоторые строения уже обрушились, и в результате многие каменные здания были разобраны и заменены деревянными.

1750 г. Упоминание о храме во имя Спаса Нерукотворного, в котором за ветхостью нет службы.

1753 г. Бывший игумен Угрешский Феофан, к тому времени наместник Троице-Сергиевой Лавры, был хиротонисан во епископа Нижегородского.

1754 г. Построена часовня во имя Святителя Николая при святых вратах.

1755 г. В башню Святых ворот встроена часовня во имя Святителя Николая Чудотворца.

1757 г. Прекратилось совершение богослужений в церкви Спаса Нерукотворного из-за возможности обрушения здания.

1758 г. Начата постройка колокольни при игумене Варлааме. Достроена после 1778 года.

1761 г. Построена трехъярусная колокольня по проекту архитектора И. Жеребцова.

1763 г. Возведена и освящена каменная Успенская церковь. В этом храме, как главная святыня, почиталась чудотворная Угрешская икона Божией Матери «Взыграние».

В обители разместили отставных солдат, получавших жалование от монастыря.

1764 г. Николо-Угрешский монастырь отнесен к штатным монастырям III-го класса. В штате обители могло одновременно находиться не более 12 монахов, включая настоятеля, на содержание которых из государственной казны выделялось 950 рублей в год.

1771 г. Устроен лазарет для людей, зараженных моровым поветрием (эпидемия чумы). Братия монастыря на это время переведена в ближайший от Угреши Николо-Перервинский монастырь.

В связи со строительством Московсокго Кремлевского дворца В.И.Баженова упразднено подворье Николо-Угрешского монастыря.

1775 г. Игумен Ириней Братанович, бывший настоятелем обители с 1759 по 1762 гг., хиротонисан во епископа Вологодского.

1778 г. Освящена Успенская церковь Платоном, архиепископом Московским.

1791 г. На деньги, пожертвованные императрицей Екатериной II перелит колокол весом в 301 пуд (около 4 т 800 кг).

1795 г. Получил общецерковное прославление чудотворный образ иконы Божией Матери «Взыграние», день памяти — 7 (20) ноября. Ныне подлинная икона Божией Матери «Взыграние» находится в музее «Коломенское».

1810 г. 10(23) августа родился Петр Дмитриевич Мясников, будущий архимандрит Пимен, настоятель Николо-Угрешского монастыря. С его именем связано возрождение обители в XIX веке. Архимандрит Пимен прославлен в лике преподобных в Соборе Московских святых Русской Православной Церковью 28 мая 2000 года. Память 17(30) августа. Мощи преподобного Пимена почивают в Преображенском соборе обители.

1812 г. Монастырь подвергся нападению французов, один из отрядов которых пребывал некоторое время на территории обители. Монастырская ризница не пострадала, так как была заблаговременно вывезена в Вологду.

1818 г. Бывший игумен Угрешский Евгений (Казанцев) был хиротонисан во епископа Курского. Позже, в 1822 году он был архиепископом Псковским, 1825 – Тобольским, 1831 – Рязанским, 1837– архиепископом Ярославским.

1819 г. В марте бывший игумен Угрешский Иннокентий (Смирнов, ум.1819) был хиротонисан во епископа Пензенского и Саратовского. Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 года епископ Иннокентий причислен к лику святых. Память 10(23) октября. В монастыре находится частица мощей Святителя Иннокентия.

1820 г. Вне ограды монастыря построен деревянный гостиный двор.

1821 г. Архиепископом Московским становится Святитель Филарет (Дроздов, 1782-1867).
Позже – митрополит Крутицкий и Коломенский. Святитель Филарет принимал непосредственное участие в жизни обители, ни одна постройка, ни одно административное решение не совершались без его благословения. Митрополит Филарет канонизирован Русской Православной Церковью в 1994 году. В 2004 году его мощи перенесены из Троице-Сергиевой Лавры в Храм Христа Спасителя. День памяти: 19 ноября (2 декабря). В монастыре находится частица мощей Святителя Филарета.
1833 г.

Игуменом Николо-Угрешского монастыря назначен известнейший русский святой и духовный писатель, Святитель Игнатий Брянчанинов, бывший строитель Лопотова монастыря. Получив назначение в Николо-Угрешский монастырь, Святитель Игнатий без вступления в должность был вызван в Петербург, где ему по Высочайшему распоряжению поручили стать архимандритом Троице-Сергиевой пустыни под Санкт-Петербургом. В 1857 году архимандрит Игнатий рукоположен во епископа Кавказского и Черноморского. Канонизирован Русской Православной Церковью в 1988 году. День памяти: 30 апреля (13 мая). В монастыре находится частица мощей Святителя Игнатия.

1840 г. Под колокольней в палатке устроен придел во имя Усекновения Честной Главы Иоанна Предтечи на средства московского купца И.П. Пятницкого.

С благословения митрополита Филарета (Дроздова) и утверждения соответствующими ведомствами началось возобновление Никольской соборной церкви обители по плану губернского архитектора Дмитрия Фомича Борисова. Средства пожертвованы благочестивой старицей Авдотьей Ивановной Рыбниковой.

1843 г. Закончено возобновление и перестройка соборного Никольского храма, в котором, к тому же, вызолотили иконостас.

1847 г. Святитель Игнатий Брянчанинов посетил Николо-Угрешский монастырь, где имел продолжительную беседу и с игуменом Иларием (по рекомендации Святителя Игнатия Брянчанинова, митрополит Московский и Коломенский Святитель Филарет поставил иеромонаха Илария настоятелем Николо-Угрешского монастыря), и с иеромонахом Пименом (в то время уже казначеем обители).

1848 г. 2 сентября в обитель прибыл Святитель Филарет. В этот день слушал всенощное бдение у себя в Игуменских келиях.

3 сентября митрополит Филарет в сослужении духовенства совершил освящение соборной Никольской церкви. Откушав в келиях, вечером уехал в Перервинский монастырь.

1849 г. На средства московской купеческой жены А.М. Зубовой расписан Никольский собор.

1850 г. 1(14) мая совершена закладка храма преподобной Марии Египетской. Строительство велось на средства благотворителей супругов Александровых.

1851 г. 16(29) сентября совершено освящение храма преподобной Марии Египетской Святителем Филаретом (Дроздовым). На трапезе по этому поводу присутствовало около 8 000 человек.

9(22) августа святую обитель прибыл митрополит Филарет (Дроздов) для освящения Успенской церкви. В этот день владыка произнес исторические слова, обращенные к меценату П.А. Александрову: «Мы обязаны молить Бога за Ваши благодеяния: Вы не только исправили нужды монастырския, Вы сделали из Угреши вторую Лавру» _ftn1.
10(23) августа после обновления заново освящена Успенская церковь. В монастырь стеклось до 12 000 богомольцев. Была обновлена и ризница. Все расходы велись за счет Павла Матвеевича Александрова.

16(29) ноября исправляющим должность настоятеля по уходу на покой игумена Илария (ум.1863) назначен иеромонах Пимен (Мясников), возобновитель Угрешской обители.

1853 г. 16 октября в Николо-Угрешском монастыре был введен общежительный устав. На Всенощное бдение 15 октября прибыл митрополит Филарет, служивший соборне в Успенской трапезной церкви. А на Божественной Литургии утром 16 октября, которую также соборне служил митрополит Филарет, казначей Пимен (Мясников) был возведен во игумены.

1853 г. Освящена церковь при братской трапезе святых апостола Матфея и мученицы Параскевы. Храм устроен усердием благотворителей Александровых в память их родителей. По завещанию Петра Матвеевича в этой церкви должны были совершаться заупокойные литургии, на что была выделена особая сумма денег.

1855 г. На пожертвования П.М. Александрова вокруг монастыря началось возведение новой каменной стены протяженностью 1700 м и высотой 5–6,5 м, с 16 башнями и 8 воротами. Вместе со строительством стены была подновлена часовня во имя Святителя Николая, встроенная в башню святых ворот.

1858 г. Игумен Пимен (Мясников), настоятель обители, возведен в сан архимандрита.
Во время молитвы перед иконой Святителя Николая исцеление болезни ног получила молодая крестьянка Матрона из деревни Богданово.

1859 г. На средства П.М. Александрова, надстроена до 6-ти ярусов монастырская колокольня, которая достигла высоты в 77 метров. На колокольне было 18 колоколов, самый большой из которых, «Благовестник», висевший в третьем ярусе, весил 19,7 тонны. В четвертом ярусе висели еще четыре мощных колокола — «Полиелейный» (10,7 т), «Вседневный» (5,7 т), «Невеликопостный» (2,7 т) и «Пяток» (1,8 т).

13 (26) марта, в пяток на Крестопоклонной неделе скончался на 68 году жизни благодетель обители Петр Матвеевич Александров и был похоронен в монастырских пределах — в склепе под алтарем церкви Апостола Матфея и великомученицы Параскевы.
В мае приступили к разборке верхнего яруса колокольни и строительству новой.

30 сентября(13 октября) окончена кладка колокольни, что ознаменовалось благовестом и благодарственным молебном в Успенской церкви, на котором присутствовала вся братия обители.

18(31) октября совершена закладка церкви Петра и Павла. Средства пожертвовал Петр Иванович Куманин.

24 октября(16 ноября) на колокольне была покрыта глава и поставлен крест. В этот же день Государь Император соизволил утвердить за монастырем пожертвованный П.М. Александровым дом на Таганке.

1860 г. К июлю закончено строительство Скорбященской церкви в здании монастырской больницы по усердию Александровых. Архитекторы А.С. Каминский и М.Д. Быковский.
23 июля(5 августа) в обитель прибыл митрополит Филарет, совершил литургию и всенощное бдение с литией.

24 июля(6 августа) совершено освящение церкви в честь иконы Матери Божией «Всех скорбящих Радость».

14(27) сентября пополудни в обитель прибыл митрополит Филарет, совершил всенощное бдение в церкви Петра и Павла, готовой к освящению. Праздничная лития была совершена на улице в специально устроенной шатровой палатке перед храмом.

15(28) сентября совершено освящение Петропавловского храма. Владыка сам ходил крестным ходом за мощами в Никольский соборный храм. В 4 часа дня митрополит вернулся в Москву. Это было его последнее посещение монастыря. Храм Петра и Павла располагался на территории новоустроенного скита. В течение трех дней скит оставался открытым для женщин, а в четвертый день после вечерни его затворили.

16(29) сентября в обитель приехал преосвященный Леонид (Краснопевков, ум.1876), викарий Московской епархии, совершил всенощное бдение и на следующий день литургию.

1861 г. В Николо-Угрешской обители вновь побывал святитель Игнатий (Брянчанинов).

1862 г. 15(28) апреля скончалась супруга и благодетельница монастыря Мария Григорьевна Александровна. В честь своей небесной покровительницы, прп. Марии Египетской, она устроила придел в Успенской церкви обители.

1(14) мая, в 11-м часу вечера из-за сильного дождя переполнился верхний пруд и вода, прорвав плотину, разрушила часть монастырской стены и ворвалась в обитель. Из-за чего был переполнен нижний пруд и вода через нижние ворота и промоину в противоположной стене вышла к берегу Моквы-реки. Обитель понесла ущерб на сумму около 6 000 рублей. Человеческих жертв не было.

1863 г. Монастырю Высочайше пожалована лесная дача в Рузском уезде Московской губернии (136 десятин).

1865 г. 26 мая(8 июня) на 72-м году от рождения скончался Петр Иванович Куманин, благотворитель монастыря. Его попечением был устроен скит с церковью в честь его небесных покровителей Петра и Павла. Петр Иванович погребен под алтарем Петропавловской церкви.

1866 г. Закончено строительство «Палестинской» («Иерусалимской») стены, являющейся уникальным художественным памятником строительного искусства. В проектировании и строительстве стены принимал участие архитектор А.С. Каминский.

При монастыре открыто третьеклассное училище для крестьянских детей.

1867 г. Скончался святитель Филарет (Дроздов). Архимандрит Пимен принял непосредственное участие в похоронах любимого митрополита, которые совершены были в Троице-Сергиевой Лавре.

Послушником монастыря стал историк и духовный писатель Дмитрий Дмитриевич Благово (в монашестве – Пимен). Д.Д. Благово, исполняя послушание, данное ему архимандритом Пименом, стал историком Николо-Угрешской обители, написал и издал несколько основательных работ на эту тему, которые до сих пор служат одними из главных материалов по истории Угрешской обители. Кроме того, Д.Д. Благово стал записчиком «Воспоминаний» архимандрита Пимена

1868 г. На частные вклады богомольцев на братском кладбище была построена деревянная часовня во имя Знамения Креста на Небеси. На потолке из разных сортов дерева было резное изображение Святого града Иерусалима.

1869 г. В июне архимандрит Пимен назначен благочинным над всеми общежительными монастырями Московской епархии, в его подчинении оказались 10 мужских и 5 женских обителей.

1870 г. Освящена теплая Казанская церковь, при богадельне, устроенная усердием московского почетного гражданина Рогаткина.

Освящена крестовая церковь Преподобного Сергия Радонежского в Архиерейских палатах, с колокольней, материал к которой был приобретен в селе Остров.

Святейший Синод дал разрешение увеличить штат монастыря с 12 до 92 человек. К 1875 году общее число монашествующих и бельцов в обители достигло 130 человек.

Монастырю Высочайше пожалована лесная дача в Александровском уезде Владимирской губернии (240 десятин).

Когда Казначей Сергий (Свешников) направлен строителем Старо-Голутвина монастыря в Коломне, а затем — настоятелем Троицкого Ново-Голутвина монастыря.

1870-92 г. Вдоль южной границы обители построен двухэтажный кирпичный корпус, в котором находилась богадельня на 50 человек, основанная П.М. Александровым на свой вклад.

1871 г. В связи с эпидемией холеры в г. Москве в помощь московским священникам для напутствия больных и умирающих и для отпевания умерших был направлен игумен Антоний (Бочков), бывший настоятель Череменецкого монастыря.

Освящена церковь во имя Сошествия Святого Духа на апостолов, в здании училища, с колокольней.

1873 г. Когда и кто? В училище для крестьянских детей освящен храм во имя Сошествия Святого Духа на апостолов. Церковь имела деревянный крашенный иконостас с золочеными обводами и с иконами фряжеского письма без окладов. Вместо паникадила висела большая бронзовая люстра. При храме была колокольня с особым звоном колоколов.

1875 г. Освящена теплая церковь во имя преподобного Василия, исповедника, епископа Парийского, при богадельне (внизу, под Казанской), построенная на средства московского купца Василия Лукича Васильева.

1876 г. Народное училище, существовавшее при монастыре более 10 лет, передано в ведение Министерства народного просвещения.

1877-78 гг. Во время русско-турецкой войны в монастырской больнице лечились раненые русские воины.

1875 г. К этому времени в монастыре насчитывалось 11 престолов.

1879 г. Скончался святитель Иннокентий (Попов-Вениаминов), принимавший живое участие в жизни обители. Митрополит Иннокентий канонизирован Русской Православной Церковью в 1977 году. Его мощи почивают в Троице-Сергиевой Лавре. Дни памяти: 31 марта (13 апреля), 23 сентября (6 октября). В монастыре находится частица мощей Святителя Иннокентия.

На Московскую кафедру возведен архиепископ Литовский и Виленский Макарий (Булгаков). В этом же году митрополит Макарий посетил Угрешскую обитель.

8 ноября получено благословение митрополита Макария на строительство нового Спасо-Преображенского собора.

1880 г. 9(22) августа Николо-Угрешский монастырь отпраздновал знаменательную дату – 500 лет со дня основания. Торжественное богослужение в обители возглавил митрополит Крутицкий и Коломенский Макарий. Архимандрит Пимен не смог принять полноценного участия в торжествах из-за своей болезни. После литургии началась закладка Спасо-Преображенского собора, в которой принял участие московский градоначальник генерал-губернатор Владимир Андреевич Долгорукий. Архитекторы собора знаменитые московские архитекторы Александр Степанович Каминский (1829-1897) и Борис (Бернгардт) Викторович Фрейденберг (около 1850 после 1897).

В ночь на 17(30) августа почил о Бозе преподобный Пимен (Мясников), настоятель Николо-Угрешского монастыря.

Настоятелем монастыря назначен бывший насельник Николо-Угрешского монастыря игумен и строитель Берлюковской пустыни игумен Нил (Сафонов).

1887 г. Игумена Нила, настоятеля монастыря, возвели в сан архимандрита.

На месте, где стояла сосна, на которой великому была явлена икона Святителя Николая Чудотворца, заложена памятная часовня. Архитектор – А.С. Каминский.

1893 г. Скончался архимандрит Нил, настоятель обители. Отца Нила похоронили в склепе под алтарем еще не освященного Спасо-Преображенского собора.

Настоятелем монастыря назначен насельник Николо-Угрешского монастыря с 1856 года архимандрит Валентин (Смирнов).

Скончался Владимир Васильевич Пегов, благотворитель обители. Погребен в склепе под Преображенским собором монастыря.

19 сентября завершено строительство и совершено освящение часовни в память явления иконы Святителя Николая Дмитрию Донскому на том самом месте, где она по преданию явилась благоверному князю. Архитектор А.С. Каминский. Средства пожертвованы Осиновой и другими богомольцами.

1894 г. 20 июля освящены приделы Спасо-Преображенского собора: правый ? во имя равноапостольного великого князя Владимира, левый ? равноапостольной великой княгини Российской Ольги.

24 июля при большом стечении паломников был освящен собор во имя Преображения Господня. Деньги на строительство (около 400 000) были пожертвованы Владимиром Васильевичем Пеговым. Высота собора от земли до верха креста на главном куполе составляла 77 метров. Внутреннюю роспись выполнил иконописец М.Н. Сафонов по рисункам А.С. Каминского. Он же написал иконы для пятиярусного иконостаса (высота иконостаса 23,5 м, ширина ? 25, 7 м). Сам иконостас был ручной работы, золоченый, выполненный художником по резьбе В.А. Астафьевым. Внутренние пространства собора были столь огромны, что для их освещения использовалось шесть бронзовых золоченых паникадил.

1896 г. 16 апреля скончался архиепископ Донской и Новочеркасский Донат (Бабинский-Соколов). Похоронен под жертвенником Преображенского собора монастыря.

1897 г. 29 декабря умер Александр Степанович Каминский, выдающийся московский архитектор, соавтор проекта Преображенского собора, Скорбященской церкви, Палестинской стены, внутреннего убранства храмов обители.

1903 г. На верхнем ярусе колокольни установлены часы с боем курантов. После закрытия монастыря новые часы на восстановленной колокольне возобновили свой ход в 2003 году.

1905 г. Скончался архимандрит Валентин, настоятель обители. Архимандрит Валентин похоронен в склепе под алтарем Спасо-Преображенского собора.

Настоятелем монастыря назначен насельник Николо-Угрешского монастыря с 1883 года иеромонах, впоследствии архимандрит Макарий (Ятров).

1913 г. Устроена Гермогеновская (Гермогенова) пустынь, располагавшаяся в 19 верстах северо-западнее Троице-Сергиевой Лавры, в лесу Николо-Угрешского монастыря, на берегу речки Вели, в районе деревни Алферьево. Церковь пустыни была посвящена святителю Гермогену, Патриарху Московскому. В управлении монастыря находилась также Николо-Берлюковская пустынь в Рузском уезде Московской губернии.

В странноприимном доме монастыря было призреваемо 12200 лиц мужского пола и 6400 лиц женского пола. До 5600 человек в год бесплатно получали советы и лекарства в монастырской больнице. Для нужд богомольцев свои двери открывали три гостиницы. Обитель владела немалой недвижимостью в Москве, лесными дачами в Московской и Владимирской губерниях.

1917 г. Митрополит Крутицкий и Коломенский Макарий (Невский, ум.1926) после отставки прибывает на жительство в Николо-Угрешский монастырь.

5 (18) ноября храме Христа Спасителя Патриархом Московским и всея Руси избран Тихон (Беллавин, ум.1925), митрополит Московский и Коломенский. 21 ноября (4 декабря) новоизбранного Патриарха Тихона торжественно возвели на престол в Успенском соборе Московского Кремля.

1917 г. Попытка большевиков изъять монастырских лошадей привела к бунту крестьян окрестных деревень.

В обитель был выслан вооруженный отряд, который силой изъял некоторые церковные ценности.

У монастыря отняли жилые и хозяйственные постройки в пользу Наркомфина для устройства детской колонии и дома отдыха. Монашествующие разместились в скитских помещениях и в двухэтажном кирпичном корпусе с Успенской церковью. В ограде монастыря осталось семь храмов, в которых продолжались совершаться богослужения.
1919 г.

1 июля в целях сохранения монастыря и хозяйственных владений была образована трудовая артель монахов, получившая название «Николо-Угрешской трудовой общины», во главе которой встал настоятель, архимандрит Макарий. Община монахов существовала на территории монастыря одновременно с детской колонией Наркомфина, которой было передано большинство бывших монастырских зданий и земельных владений.

Пострадало от сильного пожара здание народного училища с церковью во имя Сошествия Святого Духа на апостолов.

Иконописный образ Святителя Николая, главную святыню обители, передали в церковь села Коломенское, затем в государственные реставрационные мастерские.

1922 г. 19 мая арестован Патриарх Тихона и помещен на территории Донского монастыря.
В обители проводится большая реквизиция под предлогом изъятия церковных ценностей в фонд борьбы с голодом.

1924 г. 22 мая, в престольный праздник Николо-Угрешского монастыря — день перенесения мощей Святителя Николая Чудотворца — число паломников достигло небывалого для тех лет числа в 14 000 человек, а службы велись во всех действующих тогда храмах.

21-22 августа на празднование явления иконы Святителя Николая великому князю Дмитрию Донскому в обитель прибыл Святейший Патриарх Московский и всея Руси Тихон, который совершил последнее торжественное богослужение в Спасо-Преображенском соборе монастыря.

В мае и августе Постановлениями Моссовета все строения, земли, имущество бывшей детской колонии Наркомпроса и трудовой общины монахов были переданы в Московский отдел народного образования (МОНО) для создания новой детской колонии «Красный детский городок».

1925 г. 28 февраля Президиум Моссовета принял решение освободить территорию Николо-Угрешского монастыря от монахов. Часть угрешской братии перешла в Гермогеновскую пустынь.

7 апреля скончался Святейший Патриарх Московский и всея Руси Тихон. В 1989 году патриарх Тихон был причислен к лику святых. Его мощи почивают в Московском Донском монастыре. Дни памяти: 25 марта (7 апреля), 26 сентября (9 октября).

26 мая Постановлением Президиума Моссовета принято решение о закрытии церквей Николо-Угрешского монастыря кроме Петропавловской церкви, располагающейся на территории бывшего скита.

1926 г. 17 февраля на 91 году закончил свою жизнь митрополит Макарий, находившийся в это время в близлежащем селе Котельники. При его кончине присутствовал архиепископ Серпуховской Арсений (Жадановский).

1928 г. Закрыт Петропавловский храм – последняя действующая церковь обители.
Снесена кладбищенская часовня, в которой покоились останки преподобного Пимена Угрешского, а само кладбище, осквернив, закрыли.

На территории бывшей Николо-Угрешской обители образована Трудовая коммуна №2, находившаяся в подчинении ОГПУ. В Угрешу перевезли 1300 беспризорников.
1929 г. В январе закрыта Гермогенова пустынь.

1930 г. Монастырские ценности и церковное имущество, хранившиеся в Никольском и Спасо-Преображенском соборах окончательно вывезли в Государственный музей «Коломенское».

1931 г. Сгорел клуб, устроенный в Спасо-Преображенском соборе обители. После этого в соборе находились сначала столовая, а позднее ? заводской цех.

1932 г. Началась массовая застройка близлежащей к монастырю территории жилыми домами, культурными и производственными зданиями. Были построены и работали 5 заводов.

1934 г. Иконописный образ Святителя Николая передан в Третьяковскую галерею.

1936 г. Трудовой коммуне №2 было присвоено имя Ф.Э. Дзержинского. Через 2 года в ней насчитывалось около 14 000 человек. В результате, образовался целый поселок.

1938 г. Закрыта трудовая коммуна, весь комплекс старых и новых построек объединен в поселок имени Дзержинского.

1940 г. Окончательно разобрано древнейшее монастырское здание ? уже очень ветхий к тому времени Никольский собор. В декабре 2003 года начались работы по восстановлению Никольского собора.

1941 г. В начале Великой Отечественной войны снесены два верхних яруса колокольни из-за опасения, что высокая колокольня может стать ориентиром для фашистской авиации, которая бомбила Москву.

1945 г. 4 февраля на Поместном Соборе Русской Православной Церкви в Москве избран Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I.

1957 г. В апреле Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I (Симанский) благословил перенести останки митрополита Макария из подмосковного села Котельники в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру для перезахоронения их в крипте Успенского собора, где они находятся по сей день. Тело владыки оказалось нетленным. В 2000 году Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви прославил митрополита Московского, Алтайского Макария (Невского) в лике святых. День памяти: 16 февраля (1 марта). В 2002-03 годах в г. Дзержинском впервые на территории России был построен храм в честь святителя Макария.

1960 г. Под давлением ВООПИиК вышло постановление о государственной охране Николо-Угрешского монастыря.

1970 г. На территории Николо-Угрешского монастыря начались реставрационные работы, в ходе которых была отреставрирована «Палестинская» стена.

1977 г. Во время реставрационных работ полностью сгорели архиерейские палаты.

1981 г. Поселок им. Ф.Э. Дзержинского преобразован в город Дзержинский.

Второе рождение. 1990 — 1991 гг.

Бог поругаем не бывает... Множество бед пришлось пережить Русской Православной Церкви в XX столетии. Бесчисленное число гонений обрушилось на православных людей... Но вера православная оставалась жить в их сердцах. Но надежда на Промысел Божий продолжала согревать их души. Но Любовь Христова помогала преодолевать все невзгоды и страдания. И пришло время возрождения. И вновь озарили землю Русскую золотые купола православных храмов, осененные величественными крестами. И снова заблаговестили по всей России колокола, призывая народ в Церковь Божию.

«Сия вся угреша сердце мое», — сказал когда-то, согласно древнему преданию, святой благоверный князь Димитрий Иванович Донской. И разве могли оставаться холодными сердца потомков великого князя, спасителя Русской земли? Разве могли они, проживая рядом с обителью, основанной Димитрием Ивановичем, оставаться безучастными к ее судьбе, ходить мимо разрушенных храмов и стен, взирать на поруганные святыни? Не могло быть такого! Ведь душа наша — христианка, просто мы, грешные, часто забываем об этом...

Все началось в 1990 году. Именно тогда в г. Дзержинском была создана инициативная группа по возобновлению богослужения в Николо-Угрешском монастыре, которую возглавила Таисия Даниловна Сычева, а ее помощницей стала Анна Мироновна Курских. Были собраны несколько сот подписей под обращением к властям с просьбой об открытии прихода на территории разрушенной обители. Это обращение было поддержано городской властью, и в конце 1990 года Дзержинский городской Совет народных депутатов принял решение передать Церкви помещение Успенского храма бывшего Николо-Угрешского монастыря. В скором времени документы были переданы в Московский Патриархат. Даже по тем временам, это было дело еще небывалое — городские власти по требованию горожан сами возвращали храм в лоно Церкви!

Уже 18 ноября 1990 года Московский Патриархат направил в монастырь батюшку — отца Вениамина (Зарицкого), а 15 декабря в стенах бывшего монастыря прошел молебен с акафистом. В тот день молящихся не пустили в Успенскую церковь, якобы, из соображений пожарной безопасности, поэтому службу проводили прямо на улице перед ее стенами. А 19 декабря, в день памяти Святителя Николая Чудотворца, небесного покровителя Николо-Угрешской обители, в Успенском храме состоялась и первая после разрушения обители Божественная литургия. И сам храм, и площадь перед ним были заполнены народом, казалось, что собрался весь город, столь нужно было людям это возрождение обители, столь ждали все этого праздника. И, казалось, искренняя сердечная молитва возносилась прямо в небеса, а над площадью будто бы разлился небесный свет. Да и не могло быть иначе, ведь в тот день причастились около 300 человек.

И соборная молитва была услышана. Господь вновь, уже в который раз, не оставил без помощи Николо-Угрешскую обитель. Уже 30 января 1991 года состоялось решение Мособлсовета о возвращении Русской Православной Церкви Николо-Угрешского монастыря. В свою очередь, решением Московского Патриархата монастырь был не просто возрожден, но и возведен в новый, высокий статус, которого до того не имел никогда — стал ставропигиальным. Священноархимандритом обители стал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II , наместником — архимандрит Вениамин (Зарицкий) (с 2003 г. — епископ Люберецкий, викарий Московской епархии). Так, спустя 610 лет со дня основания обители, свершилось новое, второе рождение Свято-Никольского Угрешского ставропигиального мужского монастыря.

— внесшим неоценимый вклад в восстановление обители наместнику Вениамину, В. И. Доркину и И. М. Козлову.

Труды по возрождению обители не утихают ни на один день. 21 августа 2000 года, во время празднования 620-летия основания монастыря, был заложен и торжественно освящен закладной камень на месте, где когда-то стоял древнейший Никольский собор. В декабре 2003 года здесь начались работы по восстановлению Никольского собора. В 2001 году было закончено строительство часовни в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших», вставшей возле среднего пруда. 22 сентября 2002 года состоялось торжественное освящение Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II храма во имя преподобного Пимена Угрешского, построенного при содействии Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации. В 2003 году на одной из площадей города Дзержинского была построена и освящена церковь во имя Святителя Московского, Алтайского Макария (Невского). В ноябре 2003 года в Спасо-Преображенском соборе соорудили престол из оникса. Осенью 2002 года начались, а 24 июля 2003 года закончились работы по восстановлению двух верхних ярусов и купола с крестом монастырской колокольни, которая теперь, как и в былые времена, взметнулась в небеса более чем на 90 метров. А на колокольне установили часы с боем курантов. Завершены работы по восстановлению храма во имя Казанской иконы Божией Матери и находящейся под ней нижней церкви во имя преподобного Василия, епископа Парийского. В 2004 году закончилось строительство храма-часовни в честь Страстей Господних.

В августе 2003 года Николо-Угрешский монастырь посетила еще одна радость. 14 августа 2003 года в Храме Христа Спасителя в Москве состоялась хиротония архимандрита Вениамина во епископа Люберецкого, викария Московской епархии.

Сделано очень, очень много. Но сколько еще впереди! И вот что очень важно. В Николо-Угрешской обители помнят завет преподобного Пимена Угрешского о том, что не одним обширным строительством добывается слава и честь монастыря, но благочестивой духовной жизнью, устремлением к святости, сердечным служением Господу нашему Иисусу Христу. Поэтому наместник монастыря и братия всячески стремятся к тому, чтобы их обитель стала истинным духовным центром современной православной жизни.
Уже сейчас в обители пребывает немало православных святынь. В 1999 году игуменья Макрина, настоятельница монастыря Дау в Греции, преподнесла в дар Угрешской обители частицу мощей Иоанна Предтечи, которая помещена на иконе святого. 22 мая 2000 года епископ Диавлийский Дамаскин доставил в дар Николо-Угрешскому монастырю частицу мощей Святителя Николая Чудотворца, происходящую из монастыря Иоанна Предтечи, что на полуострове Пелопоннес. В Успенском храме находятся икона святого великомученика и целителя Пантелеимона с частицей мощей, большой позолоченный и украшенный ковчег с мощами 82 преподобных Киево-Печерских отцов, в числе которых и мощи преподобного Илии Муромца, прославившегося не только своими богатырскими победами, но и великими подвигами во имя Господа. На каждом богослужении верующие имеют возможность приложиться к частице мощей святителя Игнатия Брянчанинова, хранящейся в небольшом ковчеге. В обители пребывают частица мощей сорока мучеников Севастийских, частицы мощей святителей Филарета Московского, Иннокентия Пензенского, Иннокентия Московского, преподобных Симеона Верхотурского и Иоанна Тульского. Одной из главных святынь монастыря являются мощи преподобного Пимена Угрешского. Весной 2003 года в монастырь была доставлена частица мощей святой Людмилы.

Как и в прежние времена, обитель ныне славится своими иконами, в том числе Тихвинской иконой Божией Матери, подаренной монастырю в 1991 году Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. В сентябре 2003 года в обитель была торжественно принесена икона Святителя Николая — список с чудотворной иконы, которая явилась святому благоверному князю Димитрию Донскому.
И множатся, множатся чудеса в Николо-Угрешской обители. И в прежние годы, и за годы, протекшие со дня канонизации преподобного Пимена Угрешского прихожане и братия монастыря неоднократно свидетельствовали о многочисленных знамениях и чудесах по молитвам угодника Божия. Расскажем только о некоторых из них.

В октябре 1998 года, совершая паломничество по святым местам Подмосковья, в Николо-Угрешский монастырь приехала монахиня Феофания (Тарасова). Утром 7 ноября матушка потеряла сознание и в очень тяжелом состоянии была доставлена в неврологическое отделение Дзержинской больницы. Матушка не могла ни говорить, ни двигаться. По мнению врачей, это было следствием острого нарушения мозгового кровообращения, и надежды на ее выздоровление почти не было. Предполагалось перед кончиной постричь матушку в великую схиму. Близкие ее горячо молились о выздоровлении матушки, заказывали молебны о здравии в Николо-Угрешской обители и просили помощи болящей, молитвенно обращаясь к архимандриту Пимену. Неоднократно священнослужители монастыря по просьбе ее близких служили по нему панихиды. К удивлению врачей, восьмидесятилетняя матушка начала быстро поправляться, речь ее вновь стала четкой, и 27 ноября она ушла из больницы здоровой. Близкие матушке люди видят в этом чуде исцеления несомненное заступничество архимандрита Пимена.

В другой раз инок Угрешской обители Герман, в критический момент его жизни, во время приступа мочекаменной болезни, приложился к раке с мощами святого и усердно помолился преподобному Пимену об избавлении от боли. По милости Божией боль неожиданно и заметно уменьшилась.

10 августа 2002 года во время совершения проскомидии за ранней Литургией в Успенском храме было замечено появление мира на иконе преподобного Пимена Угрешского — множество мелких и среднего размера маслянистых капель покрыли икону. После службы было отмечено, что количество капель заметно увеличилось. В этот же день был отслужен молебен с акафистом преподобному Пимену, и трое иноков обители освидетельствовали факт мироточения. По окончании молебна присутствующие в храме прихожане пожелали поклониться мощам преподобного, пребывающим в Преображенском соборе, и приложить к ним свои иконки. В один из моментов, когда иконки прикладывали к раке, присутствующие в соборе увидели сияние в возглавии раки. От неожиданности многие растерялись и говорили, что ничего подобного не видели, и что это явное чудо Божие.
Необычно было создание раки для мощей преподобного Пимена. Когда стоял вопрос, как лучше изготовить раку, неожиданно в монастырь было пожертвовано серебро, которого как раз хватило на изготовление серебряной раки. В этом братия увидела, несомненно, Промысел Божий в прославлении святого угодника.

Особой милостью Божией является быстро построенный храм в честь преподобного Пимена. Решение о строительстве храма было принято неожиданно для всех. В один день несколько благотворителей прибыли в монастырь и высказали желание построить храм в честь святого. Само строительство было столь необычно, что многие люди удивлялись тому, как быстро создается прекрасный храм. Во всем чувствовалось особое покровительство преподобного Пимена. Господь посылал людей, которые помогали своим трудом и пожертвованиями, и уже через год после закладки камня новый храм поражал всех своей красотой и изяществом.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II имя преподобного Пимена Угрешского было внесено в церковный календарь Русской Православной Церкви. Почитание преподобного Пимена год от года неуклонно растет, очень частыми стали паломничества к его святым мощам.

В стены Николо-Угрешского монастыря все чаще доставляются великие святыни, которые на это время становятся предметом поклонения верующих православных людей, со всех мест приезжающих в обитель. Небывалым праздником стало пребывание в монастыре 19—22 июля 2000 года доставленных из Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря мощей святого великомученика и целителя Пантелеимона. В те дни святым мощам пришли поклониться около 50 000 человек.

С 15 марта по 9 апреля 2004 года, в дни Великого поста в Николо-Угрешской обители пребывали святыни, хранящиеся в Успенском соборе Московского Кремля: Гвоздь от Креста Господня, а также частицы мощей святого Иоанна Предтечи и святого великомученика Георгия Победоносца. Встреченные братией монастыря и студентами Духовной семинарии, эти святыни были торжественно, с пением внесены в пределы Успенской церкви, где состоялся праздничный молебен. И снова тысячи паломников пришли к величайшим православным святыням. Потому для всеобщего поклонения, святыни перенесли в Спасо-Преображенский собор.

И каждый паломник не просто приходит в Угрешу, чтобы прикоснуться к святыням, но и приносит в монастырь частичку своего сердца, своей души, укрепляет обитель своей верой, что крепче всякой самой крепкой, мощной и высокой стены ограждает монастырь и всех нас от бед и невзгод, от происков зла, от пагубности мирских соблазнов.

«...Московский автобус останавливается у самых стен монастыря. Входим в высокие врата, и после пыльной шумной Москвы все здесь дышит тишиной и покоем. Воздух прозрачен, и в ослепительной сини неба сияют, купаясь в лучах июльского солнца, лазоревые с золотыми звездами купола Преображенского собора...

Медленно идем по мощеной дорожке, проходим под высокой колокольней — среди осыпавшейся штукатурки еще можно различить потемневшую роспись, и уже видна маленькая часовенка под таким же радостно лазоревым куполом...

Останавливаемся, крестимся, кланяемся. Тихо-тихо входим. И с первой минуты волна благоговейного трепета и почти ликующего благодарения охватывает душу. Благодать незрима, но настолько ощутима, что, кажется, ею пронизано все вокруг: и воды живоносного источника, и свет, падающий на потемневший от времени строгий лик Святителя на аналойной иконе, и самый воздух...

Угреша!.. Только один-единственный раз в жизни довелось мне испытать подобное чувство — в Дальних пещерах Киево-Печерской Лавры, у гроба преподобного Феодосия Печерского... Но о Дальних пещерах я знала с детства, а эту тихую, такую родную, такую близкую (всего лишь в часе езды от дома!) радость Господь сокрыл для меня до сего дня...»

Московская жительница Александра Немтина, написавшая эти слова после своего первого посещения Николо-Угрешской обители, открывшего ей столь близкую радость Господа, совершенно права: Благодать в Угреше «незрима, но настолько ощутима...».

Великие святыни, пребывающие в монастыре постоянно или временно, строгая монашеская жизнь братии, неустанная каждодневная братская молитва, возносимая в возрожденных монастырских храмах, постоянные труды по восстановлению обители и духовному воспитанию юных поколений — вот, что самое главное и важное, вот, что внушает нам надежду на светлое и благодатное будущее Николо-Угрешского монастыря. Но многократно эта надежда усиливается, когда к благоверным трудам насельников обители присовокупляется и наша общая искренняя вера, которую мы, миряне, приносим в Угрешскую обитель, наша сердечная молитва, которую мы, миряне, возносим пред святыми угрешскими алтарями.

Будущее

С.В. Перевезенцев

Город Дзержинский возник в XX веке именно на том месте, которое, по преданию, «угрело сердце» великого князя Димитрия Ивановича Донского, когда явился ему образ Святителя Николы Чудотворца по дороге на Куликово поле. Явился и укрепил сердце и волю князя перед самым великим и самым главным днем в истории Руси.

И с тех пор это место всегда было, есть и будет местом царским, державным. И тогда, когда Димитрий основал здесь Николо-Угрешский монастырь, ставший средоточием духовной и государевой жизни. И затем, когда многие пути русских царей пролегали через Угрешу, к монастырю. Почитали и ценили его русские правители, приходили сюда на богомолье.

Дух и душа города держится за Свято-Никольский Угрешский монастырь. Благодаря монастырю и город обрел своего небесного покровителя — Святителя Николая Чудотворца. Благодаря монастырю это место оказалось освящено великими именами и деяниями святого благоверного князя Димитрия Донского и Преподобного Сергия Радонежского, Святителей Филарета Московского и Иннокентия Пензенского, Игнатия Брянчанинова и Иннокентия Московского, Святейшего Патриарха Тихона и Макария (Невского). А недавно и монастырь, и город обрели еще одного своего небесного заступника — преподобного Пимена Угрешского. Угрешская обитель согревает сердце города, крепит его надеждой на то, что жизнь наша ненапрасная, неслучайный дар, а дана в продолжение жизни наших предков. Да и не только одного города, но всей нашей великой России! Ибо благодатное будущее Николо-Угрешского монастыря — это и одно из условий благодатного будущего всего нашего Отечества.

И, кажется — сама Святая Русь избрала Угрешу одним из мест своего пребывания! А что такое наша Россия без Святой Руси — так, одна география... Без Святой Руси — нет и самой России. Святая Русь — это небесный щит, небесный Покров России, ибо великие русские праведники, мученики и страстотерпцы молят Господа о защите и спасении России. Святая Русь — это особое благодатное свойство русского народа, сделавшее его оплотом христианской веры во всем мире. Святая Русь — это и жертвенное служение православным идеалам, и сердечное следование Христовым заповедям, и стяжание Духа Святаго, и устремленность к покаянию и совершенству. Святая Русь — это идеал, но это и земная реальность России, выраженная в духовных подвигах русских святых. И, главное, Святая Русь — это важнейшее условие исторического развития России, ибо без веры в Святую Русь и без небесного заступничества Святой Руси, Россия просто не может благодатно двигаться по историческим дорогам. В Святой Руси — наша надежда на благодатное будущее.

А Русская Православная Церковь, прославив Собор новомучеников и исповедников Российских, вновь указала русскому народу путь к спасению, придав глубинный, божественный смысл всему XX столетию, столь трагическому в истории России.
Теперь мы можем быть уверены, что величайшие страдания русского народа в этом веке не были бессмысленными, они были посланы нам как испытание в борьбе с Мировым Злом во имя Господа нашего. И величайший Собор святых ныне освящает не только прошлое, но и будущее России.

«Николо–Угрешский монастырь»

Ссылки по теме
Форумы