Священство и царство в деле Патриарха Никона (Телепрограмма 30.06.07) (комментарий в цифрах и фактах)

Царь Алексей Михайлович
Царь Алексей Михайлович

Из шведского донесения, посланного из Нарвы, о ссоре Царя Алексея Михайловича с Патриархом Никоном. 1658 г., 9 августа

Приводится по изданию: Лобачев С.В. Патриарх Никон. СПб, «Искусство-СПб», 2003. Приложение 6. С.375-376

Во время русско-шведской войны 1656—1658 гг. в Швеции издавались многочисленные брошюры и бюллетени с информацией о ходе военных действий. Так, в 1657 г. в Риге была отпечатана реляция об осаде города Риги царем Алексеем Михайловичем (Grundliche und warhastige Relation von der Belagerung der Konigl. Stadt Riga in Liefland. Riga, 1657). В небольших по объему бюллетенях публиковались выдержки из писем и донесений шведских дипломатов о делах, касающихся внутренней и внешней политики России. В библиотеке Уппсальского университета хранится подлинник одного из таких бюллетеней, в котором помещена короткая выдержка из шведского донесения, посланного из Нарвы, о ссоре царя с патриархом (Extract Skrifwelse othur Narfwen then 9 Augusti // Post & Inkires Tidningar. 1658). Донесение датировано 9 августа 1658 г., то есть было написано через месяц после оставления Никоном патриаршего престола. Сведения, заключенные в нем, дополняют известную из русских источников картину последних дней пребывания Никона у власти.
Перевод со старошведского выполнен в Языковом центре Санкт-Петербургского государственного университета.

Выдержка из донесения из Нарвы от 9 августа
Тогда дело с патриархом дошло до того, что простые люди, долго бывшие недовольными его действиями, написали царю прошение, в котором называли патриарха еретиком, содомитом и возмутителем спокойствия, исказившим религию, древние церковные одежды и обряды, и скорбно просили нового патриарха, благочестивого и истинного христианина.
Но поскольку никто не решался передать прошение, то его положили в такое место, где оно попало в руки патриарха, который впал в сильный гнев и пришел к царю, требуя тотчас сыскать авторов, используя пытки и прочие подобные средства. Царь, напротив, сказал, что в этом деле надо разобраться, но подойти к нему со всей осторожностью, чтобы не вызвать бунта. Патриарх, будучи этим недоволен, тотчас собрался и отправился из Москвы. Царь попытался через князя Трубецкого и еще одного знатного господина отговорить его, но поскольку это не помогло, то он послал несколько сот стрельцов привезти его обратно и содержать под стражей, в то время как московское духовенство обязали расследовать это дело. Никто не верил, что он легко отделается, ибо вся страна ненавидела его. А если бы кто-то попытался обелить его, это вызвало бы, Бог его знает, недовольство или мятеж. Так говорили все. В Новгороде я записал со слов одного верного человека, что там произошло чудо, случившееся под Псковом, где три дня подряд земля покрывалась кровью, а ночью в церквах горел свет и появлялись два неизвестных человека, которые ни с кем не желали разговаривать, а ходили через моря и озера, и повсюду.

Форумы