Священство и царство в деле Патриарха Никона (Телепрограмма 30.06.07) (комментарий в свете веры)

Патриарх Никон, парсуна XVII в.
Патриарх Никон, парсуна XVII в.

Телепрограмма «Православная энциклопедия»

(Прямой эфир на канале ТВЦ 30.06.07)

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Здравствуйте, в прямом эфире «Православная энциклопедия».

В этом году исполняется 355 лет интронизации Патриарха Никона. XVII век был одним из самых сложных периодов русской истории, а Патриарх Никон стал знаковой фигурой этого времени. В истории Русской Церкви были иерархи, чье влияние на жизнь государства, на правителей было очень велико, - даже более, чем у Никона. Это – и святитель Алексий, митрополит Московский, опекун Дмитрия Донского, реальный правитель Руси при малолетнем князе. Это – и митрополит Московский Макарий, обладавший колоссальным влиянием на Ивана Грозного. Именно с кончиной святителя Макария многие историки связывают начало безумства опричнины. Это и отец царя Михаила Федоровича Романова, «великий государь и отец наш», Патриарх Филарет. Но почему именно Никон до сегодняшнего дня вызывает такой интерес и вот уже почти четыре столетия непрекращающиеся споры?

Наш гость - главный научный сотрудник отдела рукописей Государственного исторического музея Елена Юхименко. Но в начале – Новости.

* * *

Внутренний вид Алексеевской церкви Чудова монастыря в Московском Кремле (худ. Шустов, 1866)
Внутренний вид Алексеевской церкви Чудова монастыря в Московском Кремле (худ. Шустов, 1866)

Сюжет: Иконописцы царя Михаила Романова

29 июня в Одностолпной палате Музеев Московского Кремля открылась выставка «Иконописцы царя Михаила Романова». На ней впервые представлены только что прошедшие реставрацию произведения кремлевских мастеров первой половины XVII века.

После окончания смуты, избранный на российский престол царь Михаил Романов начинает восстанавливать соборы Московского Кремля. В Москве были собраны лучшие художники и ремесленники из старинных русских городов. Иконописцы расписывали храмы и терема, создавали иконы, рисунки для вышивальщиц и мастеров Серебряной палаты, писали миниатюры и рукописные книги.

Выставке предшествовала большая многолетняя работа реставраторов и исследователей древнерусской иконописи. Изучение икон позволило впервые определить ряд авторов. Это иконописцы Истома Савин и его сыновья Никифор и Назарий, Третьяк Кущников, Марк Матвеев и Яков Казанец. В экспозиции представлены иконостасы бывшего собора Чудова монастыря и церкви Ризоположения, иконы Архангельского и Успенского соборов.

* * *

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Патриарх Никон - одна из самых ярких, но и самых сложных фигур в российской истории. Родился 400 лет назад, всего шесть лет пробыл на высшей ступени церковной иерархии, но до сих пор о нем спорят, а отголоски его кипучей деятельности слышны и сегодня.

* * *

Патриарх Никон (худ. О.Гроссе)
Патриарх Никон (худ. О.Гроссе)

Сюжет: Патриарх Никон

Шестой Российский Патриарх, в миру Никита Минов, родился в селе Вельдеманово под Нижним Новгородом в 1605-м году. С юным царем Алексеем Михайловичем Никита Минов, познакомился будучи уже игуменом северного Кожеозерского монастыря. Сорокалетний игумен так обаял набожного и впечатлительного монарха, что по царскому велению становится сначала архимандритом Ново-Спасского монастыря, затем митрополитом Новгородским, а вскоре и Патриархом. Никон пользуется огромным доверием царя, который теперь советуется с ним не только по делам духовным, но и государственным, называет его «собинным» (то есть особенным) другом. Предложив Алексею Михайловичу перенести из Соловков мощи митрополита Филиппа, Никон заставляет царя каяться за грехи своего деда - Ивана Грозного, по приказу которого был убит святитель. Написав слова покаянной грамоты: «преклоняю пред тобою честь моего царства», русский государь как бы соглашался с идеей Никона, что «священство выше царства».

В 1653 году Патриарх и царь вместе начинают богослужебную реформу, которая в результате приводит к церковному расколу. Своим безраздельным влиянием на царя, Никон восстановил против себя и бояр, и духовенство.

10 июля 1658 года Никон публично отказывается от патриаршества и удаляется в Воскресенский монастырь. Несколько раз царь пытается примириться, но безуспешно.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: – Противостояние царя и Никона имело трагические последствия для России. И у государства, и у Церкви есть и бывали общие задачи, когда надо объединить усилия. Но сливаться с государственной властью Церковь не должна.

В декабре 1666 года в Кремле с участием вселенских патриархов собрался Церковный Собор. В приговоре, который был прочитан на двух языках, - греческом и русском, Патриарх обвинялся в том, что он хулил государя, бояр и Русскую Церковь, наказывал подчиненных кнутом, палками, а иногда и пытал огнем. Собор приговорил Никона к извержению из сана. С него сняли клобук и панагию. Царь прислал Никону деньги и меховую одежду, просил прощения и благословения. Никон от подарков отказался со словами: «Будем ждать суда Божия!»
15 лет низложенный Патриарх пробыл в ссылке, – сначала в Ферапонтовом монастыре, а потом – в Кирилло-Белозерском.
В 1676 году умер Алексей Михайлович. Вернуться из ссылки Никону разрешил уже новый царь – Федор Алексеевич. К этому времени Никон принял схиму и тяжело болел. На лодке бывший Патриарх доплыл до Ярославля. На берегах собрался народ, прося благословения. Не достигнув конца пути, Никон причастился, и на следующий день умер, – под звон колоколов, звавших народ к вечерне. Похоронили его, как он завещал, в Новоиерусалимском Воскресенском монастыре в приделе Иоанна Предтечи.

* * *

Новый Иерусалим
Новый Иерусалим

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Гость нашей программы – главный научный сотрудник отдела рукописей Государственного исторического музея, доктор филологических наук, Елена Юхименко. Здравствуйте, Елена Михайловна.

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Историки, как светские, так и церковные, зачастую дают Никону прямо противоположные характеристики. Одни считают его виновным не только в расколе, но и во всех бедах России. Другие, наоборот, – выдающейся личностью, гением русской истории. А некоторые, к примеру, митрополит Антоний (Храповицкий) вообще называли его святым. Каким Патриарх Никон был на самом деле?

Елена Юхименко: – На этот вопрос сложно ответить однозначно. Безусловно одно, это была очень яркая личность. Он был одаренный, энергичный, деятельный человек, но были у Патриарха Никона и такие черты, которые способствовали произошедшей трагедии. Мы должны оценивать его по большей части как церковного деятеля. И здесь нельзя не учитывать, что именно личностные черты Никона способствовали тому, что произошел раскол Русской Церкви, разделивший дотоле единое тело Православной Церкви, и, в некоторой перспективе, произошло упразднение Патриаршества и последующее учреждение Синода.

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Казалось бы, церковная реформа, предпринятая царем и Патриархом, касалась только обрядовой стороны церковной жизни: двуперстное крестное знамение вместо трехперстного, отмена хождения посолонь, исправление ошибок в богослужебных книгах и так далее. Почему, как Вам кажется, эта реформа имела такие далеко идущие последствия, что до сих пор мы слышим ее отголоски?

Елена Юхименко: – Здесь стоит сказать, что речь идет не только об обрядах. Позволю себе сослаться на статью последнего обер-прокурора Святейшего Синода А. В. Карташева о старообрядчестве, в которой он пишет, что в самом расколе отразилась религиозная русская ментальность, которая подходила к обряду не просто как действу, а чувствовала глубокий символический смысл церковных вещей. И когда это было резко и настойчиво заменено, то вызвало протест у части верующих. Ведь изменились не только обряды, а и некоторое духовное содержание.

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Патриарха Никона обвиняют в том, что он один виноват в страшном расколе Русской Церкви, даже сегодня нас всех называют никонианами. Насколько исторически оправдана позиция: во всех гонениях на старообрядцев виноват именно Никон.

Елена Юхименко: – Конечно, он не может быть ответственным за три последующих века существования разделенной Церкви. Но инициатором был непосредственно Патриарх Никон. Существует его письмо к Константинопольскому Патриарху 1654 года, в котором Никон спрашивает о том, может ли Поместная Церковь иметь некоторые различия в обрядах. И ответом было, что может, с точки зрения допустимого церковными канонами. Думаю, что можно было бы не столь резко вести дело, к примеру, не трогать двоеперстие и т.д.

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Но ведь церковные реформы были необходимостью церковной жизни того времени, которая требовала исправления ошибок и обновления.
Елена Юхименко: – Конечно, Вы правы. Но в то же время, в русском обществе второй половины XVII в. старообрядцев называли «раскольниками», а это слово имеет негативную эмоциональную окраску.
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – И в этой связи хочется оспорить утверждение, что у Русской Церкви руки по локоть в крови, т.к. она одна виновна в гонениях на старообрядцев...
Елена Юхименко: – Да, государство тоже во многом было причастно к репрессиям среди противников реформы, ведь именно оно преследовало и казнило старообрядцев.
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Наверное, с Патриарха Никона могло бы быть снято категоричное обвинение в том, что именно он повинен в гонениях на старообрядцев. Как по Вашему?
Елена Юхименко: – Это – сложный вопрос, однозначно ответить на него я затрудняюсь.
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Как бы не оценивали Никона, по мощности своей личности, по своим дарованиям, это была фигура гигантских масштабов. И зримые доказательства тому, - и сегодня поражающие воображение памятники церковной архитектуры.
* * *

Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря
Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря

Сюжет: Новый Иерусалим

Патриарха Никона еще при жизни называли храмоздателем. Первый храм он построил в Москве, когда стал архимандритом Ново-Спасского монастыря. Тогда же он заказал на Афоне список с чудотворной Иверской иконы Божией Матери. Во время войны с Польшей царь брал ее с собой в поход. Второй список иконы, тоже привезенный с Афона, царь пожаловал Иверскому монастырю, который Никон построил на Валдае в 1653-м году, уже будучи Патриархом. Через три года он основывает еще один монастырь – Кийский Крестный, - на месте своего чудесного спасения на Белом море. Специально для этого монастыря Никон заказал в Палестине кипарисовый крест, - «в меру и длину Голгофского» и сам «сребром и златом и драгоценными камнями, и бисером его украсил. И положил в нем святых мощей до трех ста».

Но главным детищем Патриарха Никона стал Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, – точная копия Святой Земли. Здесь появились и гора Сион, и Гефсиманский сад, и Капернаум, и река Иордан, а главное, – храм Гроба Господня. Его Никон построил по обмерам и описанию иеромонаха Арсения Суханова, ездившего для этого специально на Святую Землю, и по макету, привезенному в Москву иерусалимским Патриархом Паисием.

Никон строил собор 8 лет, - с того момента, как покинул Патриарший престол и до своего низложения. Возобновилось строительство уже после смерти Никона, при царе Федоре Алексеевиче. После революции монастырь закрыли. В декабре 41-го года его взорвали немцы. Но уже в 43-м был создан проект реставрации.

В 1994 году Воскресенский собор передали Церкви и сейчас в нем идут богослужения. А на территории монастыря благополучно существуют монастырь и музей, усилиями работников которого были сохранены многие святыни Никоновского времени. Часть из них передана Церкви, часть еще находится в музее и реставрируется.

Спустя три столетия, русский историк митрополит Макарий (Булгаков) называл три монастыря Патриарха Никона тремя памятниками его чрезвычайного могущества.

* * *

Патриарх Никон (Хромолитография по оригиналу С.Д.Милорадовича, кон. XIX - нач. XX вв)
Патриарх Никон (Хромолитография по оригиналу С.Д.Милорадовича, кон. XIX - нач. XX вв)

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Когда я смотрю на памятники, оставленные Патриархом Никоном, меня переполняет восхищение его личностью. Я представляю, каких масштабов был этот человек. Неудивительно, что Никон имел огромное влияние на Алексея Михайловича. У меня создается впечатление, что царь сам и с удовольствием отдал бразды правления в руки Патриарха. Как Вы считаете?

Елена Юхименко: – Действительно, был период, когда Алексей Михъайлович, отправляясь с польский поход, оставил на Патриарха и свою семью, и власть. Тогда разразилась моровая язва, и Патриарх проявил себя очень достойно: он перевез царскую семью в Коломну и мудро управлял государством. Но когда Алексей Михайлович вернулся. Никону, наверное, надо было бы проявить больше такта и вернуть все полномочия законному владельцу.

Господь Вседержитель с припадающими свт. Филиппом и Патриархом Никоном (Ново-Иерусалимский монастырь, 1667 г.)
Господь Вседержитель с припадающими свт. Филиппом и Патриархом Никоном (Ново-Иерусалимский монастырь, 1667 г.)

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Но ведь Никон никогда не скрывал, что считает царство ниже, чем священство. И Алексей Михайлович, по крайней мере, поначалу, с этим соглашался. Почему не получилось симфонии, почему не реализовалась мечта, описанная еще Юстинианом, о православной монархии?

Елена Юхименко: – Мне кажется, здесь сыграли свою отрицательную роль некоторые личные качества Патриарха, который был гордым и амбициозным человеком. Собственно, он и Патриарший престол оставил так, что это оскорбило царя. Никон, можно сказать, «пошел ва-банк», он ожидал, что его вернут на Патриарший престол, однако этого не случилось. Дальнейшие его действия также выглядят не очень красиво как по политической, так и по церковной меркам. То Никон говорил, что согласен с любым выбором царя, потом стал требовать личного участия в выборе кандидата и настаивал на том, чтобы благословлять будущего Патриарха. Когда дело дошло до необходимости обращаться к вселенским Патриархам, Никон начал обвинять царя, и потом эти документы фигурировали на деле 1766 г.

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Елена Михайловна, но ведь Патриарх Никона во многом был оклеветан. Раздоры между царем и Патриархом были вызваны недовольством светской и церковной иерархии, которая стремилась свести на нет влияние Никона на Алексея Михайловича, причем влияние благотворное и созидательное для России и Русской Церкви.

Елена Юхименко: – Возможно, подоплека была именно такова, но в документах это не нашло прямого отражения. Мы можем говорить так или иначе, но есть собственноручные письма Патриарха к царю, к вселенским патриархам, которые и стали главным доказательством вины Никона на суде 1766 г.

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Но ведь на этом суде Никона обвиняли даже в убийстве, а это, конечно, клевета.

Елена Юхименко: – Да, он изверг из сана Павла Коломенского, но, конечно, не убивал его.

Возвращаясь к документам, можно привести реальные примеры недостойного поведения Никона. К примеру, в одном из писем к царю в 1759 г. Никон довольно резко писал, что царь позволил себе дерзости (именно в таком словоупотреблении) и вмешался в церковные дела. Гневный протест Никона вызвало то, что в знаменитом по тем временам шествии «на осляти» вместо него, оставившего престол, принял участие митрополит Крутицкий Питирим. Вряд ли царю нравился тон патриарших посланий.

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Т.е., можно сказать, что произошло столкновение двух амбиций, которое столь трагично отразилось потом в истории России. Сын «Тишайшего» Алексея Михайловича Петр Первый упразднил патриаршество. Можно ли это событие рассматривать как следствие конфликта между Патриархом Никоном и Алексеем Михайловичем? Создается впечатление, что Петр Алексеевич боялся патриаршества.

Елена Юхименко: – Конечно, на решение Петра об упразднении патриаршества главным образом повлияла история взаимоотношений между Патриархом Никоном и царем. За 8-летний период после Никона, когда во главе Церкви стояла формальная фигура, светская власть поняла, что она вполне может сама справиться с церковными делами. Собственно, учреждение Синода, как государственного учреждения – прямое следствие этой ситуации.

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Однако, государственное управление нашей Церкви не пошло во благо. Елена Михайловна, с точки зрения историка, какой главный урок мы должны извлечь из истории взаимоотношений царя Алексея Михайловича и Патриарха Никона?

Елена Юхименко: – Этот урок сформулировал Святейший Патриарх Алексий в сюжете, который был показан в начале передачи. Действительно, церковная и светская власть должны быть разграничены, каждая должна занимать свое достойное место в жизни общества.

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Мне кажется, сегодня эту мысль очень важно донести до умов многих политиков, которые хотят использовать Церковь в своих интересах, и многим деятелям Церкви, пытающимся опираться на светскую власть в решении церковных проблем. Спасибо Вам большое, Елена Михайловна, за то, что Вы нашли время и пришли к нам в студию.

Пришло время нашей рубрики «История России в Историческом музее». Ее автор и ведущий – доктор исторических наук Вадим Леонидович Егоров.

Рубрика «История России в Историческом музее»: Правление Екатерины II

Передача 16-я.

Вадим Леонидович Егоров: – Правление Екатерины II называют временем «просвещенного абсолютизма». Царские указы, касающиеся различных сторон жизни общества, должны были способствовать всеобщему процветанию народов Российской империи.

Образ заботливой матушки-императрицы и благодарных подданных отражает эта многофигурная фарфоровая группа – подарок Фридриха II. Престол Екатерины окружали блестящие вельможи, - братья Орловы, светлейший князь Потемкин-Таврический, чей расшитый золотыми нитями портфель выставлен в одной из витрин.

При Екатерине расцвел талант Державина, Карамзина, Фонвизина, Хераскова, Сумарокова. А в этих очках Императрица писала сама.

Картину имперского благоденствия нарушило восстание под предводительством донского казака Емельяна Пугачева в 1773-75 годах. Это его прижизненный портрет. Знамя бунтовщиков, их оружие. Клетка, в которой Пугачева везли на казнь. Кандалы.

А это письмо, вырезанное на моржовом клыке, рассказывает об открытой при Екатерине Аляске. Купец Шелихов основал там новые поселения.

Возросшая мощь российской армии и флота позволяют России вести победоносную войну с Турцией, наиболее важным результатом которой стало присоединение Крыма.

Штурм Перекопа 14 июня 1771 года изобразил один из участников этого события. Здесь же трофейное турецкое оружие и знак власти турецкого паши – бунчук.

В честь поездки императрицы в присоединенный Крым была отчеканена памятная медаль.

За победы российские полководцы получали почетные приставки к своим фамилиям: Орлов-Чесменский, Румянцев-Задунайский, Суворов-Рымникский. Эта звезда и лента ордена святого Георгия принадлежали Суворову. Здесь же его рукопись - «Наука побеждать».

Знаки высших орденов Империи – святого Георгия, Андрея Первозванного, Александра Невского украшали столовые сервизы.

Сменивший на престоле Екатерину Павел I был ярым поклонником прусского короля Фридриха II, что привело к крупным изменениям во внешней политике России. Русские армия и флот в составе антифранцузской коалиции оказались далеко от рубежей Родины.

Эту медаль в честь адмирал Ушакова, штурмовавшего в 1799 году французскую крепость Корфу, выпустили благодарные греки. А на гравюре изображен один из эпизодов альпийского похода Суворова, - бой за Чертов мост. Подарок императора: табакерка с собственным портретом и надписью: «За очищение Италии от французов и переход через Сен-Готард генералиссимусу Суворову на память».

Через два года после славных военных походов трагически закончится жизнь императора Павла I, а сама Российская Империя окажется на пороге грозных и трагических потрясений. Но об этом в следующем выпуске нашей рубрики «История России в Историческом музее».

* * *

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Наша программа подошла к концу. Ее электронную версию вы всегда найдете на нашем сайте «Седмица.Ru». Там же вы узнаете и много интересного из религиозной жизни со всего света.
В следующей нашей программе мы расскажем о Кипрской Православной Церкви и совершим паломничество по святым местам этой страны. А сейчас я прощаюсь с Вами. Всего Вам доброго! Храни Вас, Господь!

Ссылки по теме
Последние публикации раздела
Форумы