К 135-летию со Дня рождения царственной страстотерпицы Александры Феодоровны (комментарий в аспекте культуры)

Икона Царственных мучеников
Икона Царственных мучеников

Олег Стародубцев – кандидат богословия, преподаватель Сретенской духовной семинарии

К вопросу об иконографии образа «Царственных страстотерпцев»

«Русская Газета» №12 (31)

Создание новых иконографий всегда было делом трудным и очень ответственным. Сегодня мы все становимся свидетелями создания иконографии святых нового времени. Самый обширный пласт новой иконографии составляют образы новомучеников. За период с 1988 года и до настоящего времени в Русской Православной Церкви был прославлен сонм святых. Только на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года были причислены к лику святых 1154 новомученика. По традиции, при канонизации каждому святому пишется икона, но для многих новопрославленных святых еще не найдено общепризнанного образа, а те иконы, которые все-таки пишутся, не всегда удовлетворяют каноническим и художественным требованиям.

Каждая икона, вне зависимости от того, старая она или новая, может быть названа православною только в том случае, если с точки зрения композиции и художественного исполнения удовлетворяет догматико-каноническим, историческим и иконографическим требованиям.

Очертив круг наиболее важных требований, которые предъявляются к традиционной русской иконописи, попытаемся рассмотреть несколько образов иконографии «Царственных страстотерпцев», столь широко ныне почитаемых.

Один из первых и наиболее известных сегодня образов Царя Николая II пришел к нам из Зарубежной Церкви. На иконе изображен Николай II со скипетром и державою, в одеяниях, свойственных одежде русских царей в ХVI-ХVII веках. Главу Николая II покрывает царская шапка с крестом; на груди – массивный крест. При более тщательном рассмотрении иконы нетрудно обнаружить несколько противоречий принципиального характера и множество – не столь принципиальных. Остановимся на главных.

Следует отметить, что икона написана с нарушением исторической правдивости изображения. Во-первых, это касается одеяний Императора. Николай II, как известно, на Всероссийский престол был коронован в 1896 году. Коронация происходила по установившейся традиции. При коронации получил символы царской власти: скипетр и державу, и облачен он был в парадный военный мундир и горностаевую мантию. Впервые данная атрибутика была использована во время провозглашения императором Петра I, но ко времени вступления на престол Николая II превратилась в своего рода закон. Одежд русских царей XVI-XVII веков Император Николай II не носил и во все время своего дальнейшего правления.

Следующая и весьма существенная историческая погрешность в изображении заключается в том, что святой Николай изображен со скипетром и державой в руках, как неотторжимыми символами русского самодержца. Не вдаваясь в дебаты, «как» и «отчего» это произошло, остановимся на бесспорном: Государь добровольно отрекся от Престола, сложив тем самым с себя монаршую власть. Возможность отречения российского Государя от Престола, по какой бы то ни было причине, не предусматривалась Актом о Престолонаследии, и, в этой связи, отречение Императора Николая II от государственной власти явилось беспрецедентным событием в государственной жизни России. Изображение на иконе Царя-страстотерпца этих символов власти, ни с какой точки зрения не может быть расценено как исторически обоснованное. Вместе с тем, иконографический канон строго определяет усвоение мученикам и страстотерпцам, как действительно неотъемлемого символа, мученического креста в деснице – но этого нет в рассматриваемом образе.

Среди других, наиболее известных икон с изображением Царской семьи обращает внимание икона «Собор новомучеников и исповедников Российских за Христа пострадавших явленных и неявленных» из Храма Христа Спасителя. Средник этой иконы очень известен, благодаря многократному литографическому тиражированию.

В нижней центральной части средника изображена Царская семья. И, в первую очередь, обращает на себя внимание все та же историческая ошибка. Император, Императрица и все члены Царской семьи изображены в стилизованных облачениях, напоминающих облачения русских царей и княжон ХVI-ХVШ веков. Вызывает недоумение, почему царь Николай II и царица Александра изображены на втором плане семифигурной композиции. В иконографических традициях ключевые фигуры святых изображаются в центре, обозначая, тем самым, композиционный и смысловой центр. Возможно, что иконописцы поместили их в глубину композиции с целью избежать некоторых проблем, связанных с детализацией изображения образов. Но, так или иначе, произошло это в нарушение существующих иконописных канонов.

В последнее время широкое распространение получила икона «Святые Царственные мученики». Икона выполнена в живописной манере письма, если не считать изображения в верхней части иконы двух ангелов, несущих «Державную» икону Богоматери, выполненную в сугубо иконописной технике. Подобное смешение стилей является невозможным для православной иконы, но, к сожалению, в иконе есть и другие, еще более серьезные противоречия.

В древней традиции православной иконописи через написание святых, а не через портретную схожесть, написанному образу усвояется статус иконы для поклонения и почитания. В данном случае икона надписана как «Царственные мученики». Согласно определению Освященного Архиерейского Собора 2000 года, прославившего Царскую семью, говорится: «прославить как страстотерпцев в сонме новомучеников и исповедников Российских». Слово «страстотерпец» восходит к посланиям апостола Павла (2 Тим. 2:3,5; Евр. 10, 32), причем в послании к Евреям говорится о стойкости (слав. терпение) в перенесении страданий. В истории Русской Церкви такими страстотерпцами были святые Борис и Глеб (1015 г.), Игорь Черниговский (1147 г.), Андрей Боголюбский (1174 г.), Михаил Тверской (1319 г.), которые, в строгом смысле, не были мучениками за христианскую веру, но завершили свою жизнь от рук гонителей веры и убийц. Все они своим подвигом страстотерпцев явили высокий образец христианской нравственности, терпения и личного мужества. Тем самым, чтобы не нарушать разницу в сложившихся понятиях, надписание икон должно строго следовать определению канонизации.

В древней иконографии встречаются примеры, когда страстотерпцам, как и мученикам, усвояются в правую руку мученические кресты (как, например, на иконе святых Бориса и Глеба – первая половина XIV в.). Святые изображены с мученическими крестами в правой руке и с мечами – в левой. На иконе «Царственные мученики» все члены Царской семьи имеют в руках мученические кресты, причем у святого Николая и святой Александры – один крест, значительно больших размеров, и святой Николай держит его в левой руке.

Среди часто и большим тиражом издаваемых икон есть и иконы и изображения непосредственно святого царя Николая П. В целом, им, как правило, присущи те же иконографические противоречия, о которых говорилось выше. Хотя считаем необходимым обратить внимание на то, что изображение святого не в окружении членов Царской семьи все-таки тоже выходит за рамки канона. В иконографической традиции, конечно, есть примеры, когда из собора святых изображались соборы единопрославленных святых: «40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся», «Священномученики в Херсонесе епископствовавшие» и другие.

Таким образом, кратко обозначив круг основных требований иконографического канона и рассмотрев на общеизвестных примерах основные противоречия, существующие в современной иконографии «Царственных страстотерпцев», попытаемся определить, что же включает в себя исторически обоснованное и иконографически верное иконописное изображение.

Первоочередным здесь выступает требование следовать строго иконографическим традициям русской иконописи, не смешивая стили и художественные решения. С точки зрения иконографии нам представляется наиболее обоснованным следующее решение.

В центральной части образа в полный рост помещаются фигуры царя Николая II, царицы Александры и царевича Алексия. Композицию дополняют фигуры великих княжон: Ольги, Татианы, Марии и Анастасии.

Исторически обоснованным должно быть изображение одеяний святых. Как свидетельствует житие святого царя Николая и его семьи, после отречения от Престола и до часа своей кончины царь носил военный мундир (без погон), на груди – Георгиевский крест. Похоже одевался и царевич Алексий. Скромны были одеяния и головной убор царицы Александры. Скромны и просты были одежды великих княжон. Головы великих княжон были непокрыты. Соблюдая иконографические каноны, но сохраняя черты исторической реальности, вероятно, наиболее обоснованным было бы изображать Царскую семью именно в таких одеяниях.

Портретные черты изображаемых могут быть весьма условны. Иконописный канон ориентирован на обобщенный, символический образ, в котором индивидуальные черты едва намечены, настолько, чтобы образ был узнаваем, чтобы он вычленялся из общего сонма.

Каждому святому должен усвояться в правую руку мученический крест, свидетельствующий о его личном подвиге.

Совершенно справедливо и оправдано, как с иконографической, так и с исторической точки зрения, изображение царских мученических венцов над головами изображенных. В акте отречения Николая II говорится: «...признали Мы за благо отречься от Престола Государства Российского и сложить с Себя верховную власть», но это сложение верховной власти. С церковной же точки зрения факт отречения Государя не является каноническим нарушением, потому что не было соборно принятых Православной Церковью установлений. Более того, к моменту своей кончины святой Николай оставался единственным законно поставленным Государем, единственным помазанником. В России помазание Святым миром на царство было воспринято из традиции Византийской империи, но восходило ко временам Ветхозаветной Истории (вспомним помазание на царство царя Давида (1 Пар. 16,1.12)). Согласно учению Церкви Дары Духа Святого, которые подаются через таинство миропомазания, неизгладимы, и даже добровольно оставивший Престол святой царь Николай оставался единственным законным правителем.

Завершить композицию иконы «Царственных страстотерпцев», с нашей точки зрения, необходимо изображением в верхней ее части образа Иисуса Христа с благословляющей десницей или двух ангелов, несущих образ Богородицы, именуемой «Державная». Икона Царской семьи, как определено в акте о канонизации, должна быть надписана «Царственные страстотерпцы» с перечислением имен всех членов семьи.

Иконографически справедливым будет, с учетом сказанного, изображать Царскую семью и в соборе новомучеников и исповедников Российских, где Царской семье по праву должно быть отведено центральное место.

Иконопись, бесспорно, является верной хранительницей преемственности священных традиций. Эту мысль отразили в своих определениях Отцы VII Вселенского Собора, и эту мысль необходимо продолжать во исполнение догматической и исторической истины.

Форумы