Патриаршее богослужение в день памяти великомученика Георгия Победоносца (комментарий в цифрах и фактах)

Св. вмч. Георгий Победоносец
Св. вмч. Георгий Победоносец

Почитание вмч. Георгия Победоносца в исламе

(Фрагмент статьи из X тома «Православной энциклопедии»)

В исламе вмч. Георгий (араб. Джирджис) – одна из главных некоранических фигур, пользующихся особым почитанием. От арабов-христиан его почитание перешло к арабам-мусульманам. Житие Георгия было переведено на араб. язык к нач. VIII в. В «Чуде об обращении сарацина» говорится о том, как христианский священник дал прочитать сарацину Житие Георгия на его родном языке. Житие Георгия в апокрифической редакции включено в «Историю пророков и царей» ат-Табари (ум. 923). Согласно этому тексту, Джирджис был учеником одного из апостолов Исы (Иисуса). Царь Мосула, идолопоклонник, подверг Джирджиса пыткам и казням, но Аллах каждый раз воскрешал его. Для него Аллах сотворил множество чудес, связанных с воскрешением людей и животных, что, вероятно, указывает на наличие в сказании о Джирджисе мотивов почитания ближневосточных умирающих и воскресающих божеств.

В Палестине насчитывается 22 культовых места, имеющие отношение к Георгию, из которых 5 христианско-мусульманских и 9 мусульманских: участки в мечетях Куббат ас-Сахра (Купол скалы) и аль-Акса в Иерусалиме, ряд местностей в Наблусе, в частности баня, которую, по преданию, святой посещал каждую пятницу, от чего вода в ней в этот день приобретала целительную силу. Наиболее известные христианские церкви и монастыри, посвященные вмч. Георгию (монастырь Мар Джирджис Хумейра (Сирия), церковь вмч. Георгия в Лидде, монастырь под Бейт-Джалой, у сел. Эль-Хадр, и др.) были центрами паломничества не только христиан, но и мусульман всех толков, от которых даже получали значительные пожертвования. Около пещерной церкви вмч. Георгия к северо-востоку от Бейрута (ныне в черте г. Джуния), согласно местному араб. преданию, произошел поединок Георгия со змеем.

На Ближнем Востоке существует почитание Георгия под именем аль-Хадр (аль-Хадер, аль-Хадир), к нему обращаются с просьбами о ниспослании дождя, ему дают обеты, испрашивая благополучие близким. Георгий особенно почитается в качестве целителя болезней, в первую очередь нервных и психических расстройств. Однако аль-Хадр, которому посвящено множество преданий и который считается одним из 4 «бессмертных» наряду с Исой, Ильясом и Идрисом, далеко не всегда и не во всех мусульманских преданиях может отождествляться с Георгием.

Источники: Мусульманское сказание о св. Георгии по ат-Табари. Пер. М. О. Аттая. Этногр. обозр. М., 1895. 3 (отд. изд.: М., 1896).

Литература: Canaan T. Mohammedan saints and sanctuaries in Palestine. JPOS. 1927. P. 120–125 (Ibid. L., 1927); Ислам: Энцикл. словарь. М., 1991. С. 66, 262.
К. А. Панченко

Форумы