Сказание о чудесах от икон Богородицы в Успенском девичьем монастыре Александровой слободы (комментарий в зеркале СМИ)

Белокаменная резьба западного портала Троицкого собора Александровской слободы. Начало XVI в.
Белокаменная резьба западного портала Троицкого собора Александровской слободы. Начало XVI в.

О фондах музея-заповедника «Александровская слобода»

Музей-заповедник «Александровская слобода» расположен на территории Александровского кремля - старейшей загородной резиденции московских государей. Она навсегда вошла в российскую историю как знаменитая Александровская Слобода - опричная столица Ивана Грозного.

Фондовые коллекции музея комплектовались в течение 80 лет. Они отражают яркую, самобытную историю и культуру средневековой Александровской Слободы - политического и культурного центра России XVI века. Они также дают представление о развитии русской провинции в XIX в. Коллекции, относящиеся к XX столетию, рассказывают о наиболее значимых событиях и явлениях века, отраженных в жизни среднерусского города.

Коллекция изразцов и белого камня состоит в основном из предметов, обнаруженных при архитектурно-археологических исследованиях памятников Александровского кремля и его заповедной территории в 40-90-е годы нашего столетия.

Разрозненные уникальные белокаменные детали дают некоторое представление о роскошном убранстве дворцовых построек Александровской Слободы. Белокаменные резные розетки украшали своды дворцовых палат. «Моллюски», изготовленные из того же материала, завершали резное украшение портала домового храма царя. Домовый храм великой княгини также отличался великолепным белокаменным узором, фрагменты которого хранятся в коллекции.

В основном в коллекции представлены печные изразцы. К ним относятся: красноглинянные - XVI в., в том числе и поясковые; муравленые - XVII - XVIII вв., включающие, так называемые, изразцы «большой» и «малой» руки; полихромные - XVII - XVIII вв., «ценинные», из которых большей частью были сложены печи в Слободы. И поныне печи из изразцов XVII - XVIII вв. украшают музейные экспозиции. В коллекции есть и белые изразцы XVII - XIX вв. с эффектным синим рисунком. Среди них красуется довольно редкий экземпляр - подписной изразец.

коллекции книг и документов выделяется несколько примечательных памятников русского книжного мастерства XVII в.

Поражает своими размерами «Евангелие напрестольное» (1689 г.), отпечатанное на полном «Александрийском листе» (61,7 х 37,1 см.). Оно было издано небольшим тиражом - 150 экземпляров, 10 из которых предназначались царской семье и расписывались золотом и красками от руки.

Ко времени расцвета Московского печатного двора относится первое русское издание "Лествицы" (1647 г.). Привлекают внимание богатством оформления, впервые напечатанные по-славянски, записки Иоанна Лествичника (VI - VII вв.), игумена Синайского монастыря.
В коллекции хранятся книги, напечатанные в Верхней типографии, основанной Симеоном Полоцким, наставником царских детей. Наиболее интересно издание – «Повесть о Варлааме и Иоасафе». Это была практически светская книга для занимательного и поучительного чтения. Гравюры к ней выполнены по рисункам прославленного художника Оружейной палаты Симона Ушакова.

В документальном фонде особый интерес представляют найденный в 1990-е годы польско-литовский документ о событиях смутного времени в Александровской Слободе и архив Зубовых, представителей древнего знатного рода.

реди произведений изобразительного искусства замечательна небольшая коллекция икон. В ней имеются редкие образцы столичной и провинциальной иконописи XVII - XIX вв. Сохранились отдельные иконы из иконостаса дворцового храма Александровской слободы - Троицкого собора, выполненные мастерами Оружейной палаты, вероятнее всего, по заказу царя Алексея Михайловича в первой половине XVII в. Особенно впечатляют иконы деисусного ряда.

К числу первоклассных образцов русской иконописи XVII в. относится трехстворчатый изысканный складень в басменном окладе и 2 иконы с изображениями небесных покровителей царской семьи Романовых. В русской живописи такие иконы сыграли важную роль, явившись в какой-то мере своеобразным портретом. Иконы «Избранные святые» экспонировались на первой зарубежной выставке древнерусской живописи в Германии в 1929 году.

Находящиеся в коллекции музея произведения провинциальных мастеров отличаются самобытностью и отражают народный тип мышления. Иконы Кирилла Сивкова середины XVIII в.: Никола с житием и страстной ряд - выполнены ярко и лаконично. Необычайно выразителен Страстной ряд, раскрывающий тему жертвы Христа и его крестного пути.

Музей-заповедник «Александровская Слобода» обладает единственной известной в настоящее время житийной иконой Преподобного Стефана Махрищского. Это современник Преподобного Сергия Радонежского , его собеседник, оказавший заметное влияние на развитие духовной культуры Московской Руси. В клеймах жития Преподобного Стефана представлены основные эпизоды его подвижнической жизни, в том числе основание Стефано-Махрищского монастыря вблизи Александровской Слободы.

В коллекции имеются редкие произведения парсунной (портретной) живописи XVII века, первого светского жанра в русском искусстве. Это парсуны царей Ивана IV Грозного и Алексея Михайловича. Выполненное в условной манере, изображение царя Ивана IV отражает представление народа о нем, как о добром царе-батюшке.

екоративно-прикладное искусство представлено, в основном, памятниками XVII-XIX вв. Это высокохудожественные предметы работы русских и западноевропейских мастеров: кубки, тарели, чарки, оклады книг, икон, украшенные чеканными, гравированными орнаментами, эмалью. Коллекция включает образцы русской скани. Особо выделяется сканная лампада 1830 года. Плавный, спокойный ажурный рисунок сканного орнамента удачно сочетается с чеканными вставками, придавая произведению изящество и совершенство.

Коллекцию украшают оловянная тарель царевны Софьи, сестры Петра I. Необыкновенно интересен сосуд «Сова» XVII века, чаша которого изготовлена из кокосового ореха. Голова, хвост и ноги фигуры птицы, а также поддон покрыты тонкой резьбой - искусной работы серебренников. Примечателен чеканный кубок западноевропейской работы XVII века в виде ананаса на тонкой ножке-стволе с сидящим на нем дровосеком.

Коллекция тканей и шитья представлена драгоценными тканями XVII-XVIII вв. иноземного и российского производства, одеждой XIX-XX вв., вышивкой XX в., собранием хлопчатобумажных тканей XIX-XX столетий.

В музее хранятся драгоценные ткани западноевропейского и восточного производства - парча, бархаты, шелковые ткани XVII-XVIII вв. Русские драгоценные ткани относятся к концу XVIII века и XIX столетию. В собрании имеется образец редчайшего шитья "под аксамит" работы русских мастериц XVIII века.

Особое место в коллекции отведено лицевому шитью жемчугом, бисером, золотыми нитями.

Собрание хлопчатобумажных тканей производства старейших александровских мануфактур XIX-XX вв. дает представление о становлении в России на промышленную основу искусства набивания тканей.

Гордостью коллекции является полное собрание продукции старейшего предприятия радиопромышленности страны Александровского радиозавода, который был основан в 1932 году.

Широкому кругу населения продукция с маркой Александровского радиозавода стала известна с 1936 года, когда появились первые высококачественные радиоприемники типа СВД, не уступавшие своими параметрами мировым стандартам. Тысячи таких приемников различной модификации (СВД-1, СВД-9, СВД-2 и другие) сошли с конвейера завода в конце 30-х годов. Коллекция дает возможность познакомиться с радиоприемниками типа СВД и с радиолами.

В 1939 году на радиозаводе изготовили опытную партию абонентских телевизионных приемников АТП-1, качество которых было выше зарубежных телевизоров фирмы «Арсей».

В коллекции музея имеются первые отечественные телевизоры массового выпуска «КВН-49», все телеприемники марки «Рекорд» (с 1957 года по 1990-е годы), мониторы цветного и черно-белого изображения, которые изготавливались для оснащения Космического Центра управления полетами.

В музее-заповеднике имеются также небольшие, но интересные археологические коллекции, фотодокументы, собрания изделий из металла и стекла, фарфора и дерева.

(По материалам сайта «Православие.Ru»)

Форумы