Некняжеское церковное строительство в домонгольской Руси: Юг и Север (комментарий в зеркале СМИ)

Успенский собор Киево-Печерского монастыря. 1073-1078. Останки собора. Вид с западной стороны
Успенский собор Киево-Печерского монастыря. 1073-1078. Останки собора. Вид с западной стороны

Успенский собор Киево-Печерского монастыря. 1073-1078

Главный монастырский храм в честь Успения Божией Матери возведенный на территории Киево-Печерской лавры в 1073- 1078 годах византийскими зодчими. Успенский собор – крестово-купольный трехнефный шестистолпный храм. Конструктивно и технически постройка была упрощена по сравнению с ранними соборными церквами Киева и Чернигова. В этом памятнике возобладали тенденции к созданию простых объемов и лаконичных структур интерьера. Правда, здесь еще сохранился нартекс, но на хоры уже вела не винтовая лестница в специально пристроенной башне, а прямая лестница в толще западной стены. Храм завершался закомарами, основания которых располагались на одной высоте и венчались одной массивной главой.

Изменилась и техника строительства: вместо кладки со скрытым рядом стали использовать равнослойную с выходом всех рядов плинфы на наружную поверхность стены. Именно эта постройка стала образцом для домонгольского храмозодчества, оказав огромное влияние на принципы и приемы каменного строительства Древней Руси.

С храмом связано множество монастырских преданий о чудотворениях, которыми было освящено ее создание. Повесть о построении печерской церкви была составлена в 1220-х годов мнихом монастыря, впоследствии епископом владимирским и суздальским Симоном. Его сочинение послужило основой знаменитого «Киево-Печерского патерика». По нему монастырский собор в честь Успения Богородицы был заложен в 6581 (1073) г. В княжения Святослава, сына Ярослава Мудрого, который подарил 1 тысячу золотых гривен и сам начал копать ров для основания церкви. В фундамент были положены святые мощи, принесенные мастерами-греками.

В «Киево-Печерском патерике» рассказывается, как четырем царьградским «мастерам церковным» в Константинополе, во влахернском соборе, явилась Богоматерь и повелела им отправиться в далекий Киев к Антонию и Феодосию для строительства храма во имя свое. «Приду же и сама видети церкве и в ней хощу жити». И дала им Царица Небесная многие мощи святых мучеников, чтобы положить их в основания новой церкви, а также святую икону, которая должна была стать «наместной». При выходе из собора каменных дел мастерам была явлена на небе церковь, которую им предстояло строить. А варяг Шимон, по велению Божией Матери, принес в Печерский монастырь венец и золотой пояс Иисуса Христа, ставший мерой «широты и долготы и высоты тоя пречистыа церкви».

Чудесные знамения сопровождали и закладку храма. Когда константинопольские зодчие прибыли в монастырь, они попросили Антония указать место, где нужно возводить собор. Он же ответил: «Три дня будем молиться, и Господь обозначит нам». В первую же ночь Он явился Антонию, который попросил у Него: «Господи, если я обрел благодать перед тобой, пусть будет по всей земле роса, а место, которое тебе угодно осветить, пусть будет сухо». На утро по этому указанию свыше и нашли место для закладки. На другую ночь Антоний с молитвой попросил у Господа, чтобы по всей земле было сухо, а на святом месте выпала роса. И это чудо свершилось. На третий день разметили золотым поясом Христовым основание будущего монастырского собора. «И въздвигъ руце на небо Антоний, рече великым гласомь: «Послушай мене, Господи, днесь, послушай мене огнемъ, да разумеють вси, яко ты еси хотяй сему». И абие спаде огонь съ небесе и пожьже вся древа и терние, и росу полиза, долину створи, яко же ръвомъ подобно. Сущии же съ святыми от страха падоша яко мертвии. И оттуду начатокъ тоя божественыа церкве» (Киево-Печерский патерик / Подг. текста, пер. и ком. Л.Д. Дмитриева. // ПЛДР. XII века. – М., 1980. С.422.). В патериковом повествовании перемешены исторически достоверные реалии с метафактами. По «Повести временных лет» мы знаем, что церковь действительно закладывалась в 1073 г., но не при преподобном Антонии, который почил 7 мая 1073 г., а при Феодосии: «В се же лето основа бысть церквы Печерьская игуменом Феодосьем <…> Святославу Кыеве седящю» (Повесть временных лет / Подготовка текста, перевод, статьи и комментарии Д.С. Лихачева. Под ред. В.П. Адриановой-Перетц. – Изд. Второе. – СПб.: Наука, 1996. С. 422.).Строительство продолжалось долгие 16 лет: освещена церковь «Печерская святыя Богородица манастыря Феодосьева» в лето 6597 (1089).

По письменным источникам можно сделать заключение об одной исключительной особенности Успенского собора – общие размеры храма были заданы заранее и строители были вынуждены выполнить сложную работу по расчету размеров купола. Его диаметр пришлось увеличить для сохранности пропорций всего сооружения. Во время строительства собора большое внимание уделялось назначению сооружения для сугубо монашеских потребностей. Внутреннее пространство храма специально приспособлено для монастырского чина литургии. С 1082 до 1089 года храм расписывали фресками и украшали мозаиками греческие мастера. Вместе с ними, по церковной легенде, работали древнерусские иконники – знаменитый Алипий и Григорий, о которых сохранились рассказы в «Киево-Печерском патерике», но упоминаний об их работе в соборе патерик не содержит.

Главный храм Печерского монастыря – первый известный в Киевской Руси каменный собор во имя Успения Богородицы. Монастырь и его церковь со временем приобретают огромный авторитет и становятся излюбленным местом паломничества древнерусских христиан. Не случайно еще у современников строительства храм получил именование «Великой Успенской церкви».

Возможно, именно в Печерской обители вызрело представление об образе Успенского храма как святом месте, оберегаемом небесными силами. На протяжении многих столетий история Успенского собора повествует о многочисленных примерах защиты Богоматерью своей церкви. Со временем идея Божественного заступничества и покровительства монастырю или граду, где стоит Успенский собор, выходит за границы Киево-Печерского ареала и приобретает характер общенациональной убежденности. В древнерусский период кафедральные храмы почти всех новообразованных епархий посвящались Успению Пречистой Девы. Примеры тому Успенские соборы во Владимире Волынском, Владимире-на-Клязме, Ростове, Москве, Смоленске и др.

Печерский собор служил усыпальницей киевских князей, литовской и украинской шляхты, а также церковных деятелей. Вельможи всех времен стремились найти посмертное убежище на благостной земле Печерского монастыря, в особенности под сводами Успенского собора. Существовало широко распространенное поверие, что это место освобождает умерших от мирских грехов и предоставляет душам покой. Здесь похоронены сестра Владимира Мономаха Евпраксия Всеволодовна, митрополит Петр Могила и многие другие. Научно-технические исследования последних лет подтвердили, что территория монастыря и его главный храм, действительно обладают повышенной энергетикой.

В 1240 году храм был поврежден монголо-татарскими ордами, в 1482 году – крымскими татарами, а в 1718 году здание сильно погорело при огромнейшем монастырском пожаре. После восстановления собор значительно увеличился в размерах и потерял первоначальные формы. Его внутреннее и внешнее декоративное оформление было выполнено в стиле украинского барокко. Работы проводили известные украинские строители и живописцы: Степан Ковнир, Иосиф Белинский, Алимпий Галик.

В 1941 году Успенский собор был взорван во время оккупации Киева немецкими войсками. К 2000 году здание отстроили заново в барочных формах XVIII столетия.

Литература: Холостенко Н.В. Успенский собор Печерского монастыря // Стародавнiй Киϊв, 1975; Киево-Печерский патерик / Подг. текста, пер. и ком. Л.Д. Дмитриева. // Памятники литературы Древней Руси. XII век. – М., 1980; Комеч А.И. Древнерусское зодчество конца X – нач. XII в. – М.: Наука, 1987; Каргер М.К. Древний Киев: Очерки по истории материальной культуры древнерусского города. Т. 2. Памятники Киевского зодчества X- XIII вв. - М.; Л., 1961; Раппопорт П.А. Древнерусская архитектура. – СПб., 1993.

(По материалам сайта «Российский образовательный портал»)

Форумы