Памяти Георгия Свиридова (Телепрограмма 09.12.06, текст передачи)

     
  Композитор Георгий Свиридов  
 
Композитор Георгий Свиридов
 
 

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Здравствуйте! В прямом эфире – «Православная энциклопедия». Много ли мы знаем о людях, добившихся в советское время больших успехов и признания? И много, и мало. Например, Георгий Свиридов, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственных премий, всемирно известный композитор… И в то же время глубоко верующий человек, христианин и патриот. О его судьбе мы сегодня побеседуем с нашим гостем, руководителем Московского камерного хора народным артистом Советского Союза Владимиром Мининым. Звоните в студию, присоединяйтесь к беседе. Но сначала мы с вами снова вспомним великий церковный праздник, которым началась прошедшая неделя.

     
  Фото Ю.Клиценко, Седмица.Ru  
 
Фото Ю.Клиценко, Седмица.Ru
 
 

Сюжет: Праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы

4 декабря, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Божественную литургию и молебен в Успенском соборе Московского Кремля. В проповеди Его Святейшество напомнил, что в этот праздник впервые поется Рождественское песнопение «Христос с небес, славите».

Святейший Патриарх Алексий: – Дай Бог, чтобы для каждого из нас Рождественский пост стал временем духовного совершенствования и возрастания о Господе.

Для Введенского Владычного монастыря в Серпухове праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы – престольный, поэтому здесь его встречают особенно торжественно. В 2006 году этот праздник радостен вдвойне. Исполнилось 5 лет со дня основания при монастыре православной гимназии. Именно в день Введения во храм Пресвятой Богородицы в гимназии устраивается праздник посвящения в гимназисты.

Ангелина Ратундалова, ученица гимназии: – Когда Марии было три года, Ее ввели в Храм. И для меня в этот день произошло важное событие – принятие в число гимназисток первого класса. Это происходило в очень торжественной обстановке.

* * *

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Страшная трагедия произошла неделю назад в Тверской области. В своем доме сгорела заживо семья сельского священника Андрея Николаева. Праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы пришелся на третий день после гибели. Завтра, в воскресенье, – девятый день со дня их кончины. В нашей Церкви, наверное, нет сейчас такого человека, который не поминал бы новопреставленных иерея Андрея, Ксению, отроков Давида и Анну, младенца Анастасию. Все чаще можно услышать слова о том, что смерть отца Андрея была мученической.

     
  Семья священника Андрея Николаева  
 
Семья священника Андрея Николаева
 
 

Сюжет: Похороны погибшей семьи священника

Отпевали семью священника Андрея Николаева 5 декабря в Тверском селе Василькове. Служба длилась долго, ведь соединились три чина погребения: священника – самого отца Андрея, мирян – матушки Ксении и старших двух детей Давида и Анны, и чин погребения младенца (младшей дочери Анастасии было всего 4 года).

Никольский храм в селе Василькове был первым храмом в жизни отца Андрея. Здесь он венчался со своей будущей супругой, здесь же принял для себя решение стать священником. Сразу после рукоположения, отцу Андрею дали два прихода неподалеку. В селах Прямухино и Заовражье. Молодой батюшка ревностно принялся за устроение приходской жизни, поднимал из руин храмы, организовал воскресную школу.

Протоиерей Анатолий Волгин, благочинный Осташковского округа: – Он направлял и оплачивал учебу девочек в Торжке, где они учились на златошвей. Сам привозил их на занятия к моей супруге, которая обучала их лицевому шитью. Кроме того, отец Андрей ездил с воскресной школой в паломничества по святым местам. То есть он очень много внимания уделял духовному воспитанию детей.

     
  Протоиерей Анатолий Волгин  
 
Протоиерей Анатолий Волгин
 
 

В Осташковском благочинии отец Андрей был чуть ли не единственным священником из местных. При этом он был непримиримым борцом за трезвый образ жизни. Решение не употреблять спиртное он принял еще в юности. Все это не вызывало одобрения у некоторых местных жителей.

Сергей Яковлев, житель г. Кувшинова: – Я сам был свидетелем, того, как подходит к нему какая-то пьянь и хватает его за грудки. Отец Андрей, если учитывать его громадную силу, мог его одним ударом сбить с ног, но священник есть священник, он спокойно с ним разговаривал, объяснял, что так вести себя нельзя. Дикость – руки поднимать на священника. Кроме того, скорее всего зависть и злоба проявились в этом преступлении.

За последние два года у отца Андрея были сожжены дом, баня, постройка с церковной утварью. Последняя трагедия случилась в ночь с 1-го на 2-е декабря. Примерно в час ночи загорелся новый дом отца Андрея, где находилась вся его семья. По неизвестному пока стечению обстоятельств люди не смогли из него вовремя выйти. Следствие отрабатывает разные версии: от неисправности проводки в доме, который отапливался ТЭНами, до действий сатанистов, ведь не так давно ими была подожжена церковь прп. Серафима Саровского в Твери.

Зинаида Жирнова, казначей Никольского храма в с. Васильково: – Отец Андрей говорил, что ему серьезно угрожают. Я предлагала оставить у меня детей на время. Но отец Андрей считал, что если что-нибудь случится, то семья должна быть вместе.

     
  Зинаида Жирнова  
 
Зинаида Жирнова
 
 

Татьяна Иванова, жительница Москвы: – Отец Андрей и его семья явила пример настоящей, не формальной христианской жизни. И вера их грела людей, окружавших их, о чем я могу судить по своему собственному опыту.

Люди взволнованы. Отца Андрея многие знали и любили.

Любовь Камлюшова, жительница с.Васильково: – Когда у меня внук родился, батюшка вещи детские для нас собрал, продукты давал. Отец Андрей вообще много помогал нам и другим жителям деревни.

Прокуратура Кувшиновского района Тверской области возбудила уголовное дело по статье «Убийство, совершенное общеопасным способом». К расследованию подключены специалисты из центрального аппарата МВД.

     
  Священник Андрей Николаев  
 
Священник Андрей Николаев
 
 

* * *

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Во все времена жили и будут жить на земле люди, рядом с которыми окружающие становятся лучше, благороднее, чище. Иногда примером для них становится сама жизнь этих людей, иногда дело, которому они служат. «Георгий Васильевич Свиридов – русский гений. Его творчество будет иметь огромное значение в грядущем возрождении русской культуры», – писал о Свиридове Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Моя музыка – маленькая свеча «из телесного воска», горящая в бездонном мире преисподней», – говорил о себе сам композитор.

     
  Композитор Г. Свиридов во время концерта  
 
Композитор Г. Свиридов во время концерта
 
 

Сюжет: Композитор Георгий Свиридов

Детство Георгия Свиридова, автора знаменитой «Метели», «Патетической оратории», сюиты «Время, вперед!», которая и сегодня открывает программу «Время», прошло в Курске.

«В Курске, – вспоминал Г.Свиридов, – было много церквей – одна красивей другой. В церковь я ходил большею частью с бабушкой… Особенно я любил службу Чистого четверга. Улица вся была полна людей с фонариками. По возвращении домой бабушка делала при помощи этого фонарика копотью от свечи кресты на всех дверях».

14-летним подростком с шестьюдесятью рублями в кармане будущий композитор приезжает в Ленинград. Днем учится в консерватории, а вечерами подрабатывает, играя в кинотеатрах и ресторанах. В 20 лет пишет цикл романсов на стихи Пушкина и становится знаменитым.

Духовная музыка Свиридова впервые прозвучала в 1973-м году в спектакле Малого театра «Царь Федор Иоаннович». Написал он ее давно, но ноты много лет пролежали у композитора дома, так как такого рода музыку исполнять в те времена было нельзя.

Юрий Соломин, народный артист СССР: – Когда мы были с Малым театром на гастролях в Греции, рядом со зданием театра, где мы выступали, стоял большой храм. Спектакль начинался с известнейшей теперь музыки Свиридова. Сложилось так, что сначала зазвенели колокола храма. А потом, после них, зазвучала музыка. Музыка Георгия Свиридова в сочетании с мощным, настоящим, благородным колокольным звоном произвел такое впечатление на зрителей, что весь зал встал в почтении и благоговении. Все это создало огромный успех нашим спектаклям.

Александр Ведерников познакомился со Свиридовым, когда мировая слава композитора была еще впереди.

Александр Ведерников, народный артист СССР: – Эта встреча потрясла меня. Своим друзьям я говорил: «Я в первый раз встретил гения»!

     
  Александр Ведерников  
 
Александр Ведерников
 
 

Многие свои сочинения Георгий Васильевич отдавал Ведерникову для первого исполнения. И часто сам аккомпанировал ему на рояле. Вся его музыка пронизана христианской идеей – идеей любви. Взять, к примеру, притчу «Любовь» на стихи Есенина.

Свиридов писал: «Я хочу говорить так, чтобы меня понимали. Стучусь в равнодушные сердца, до них хочу достучаться, разбудить их к жизни, сказать о ней свои слова, о том, что в ней много скрыто хорошего, благородного, чистого. Но слушать не хотят…»

В последние годы Георгий Свиридов много и подолгу болел. Умер он 6 января 1998 года в канун Рождества, в сочельник, после третьего обширного инфаркта. В это время он заканчивал свое последнее сочинение – «Песнопения и молитвы», над которым работал 17 лет.

* * *

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Гость нашей программы – художественный руководитель Московского камерного хора Владимир Минин. Здравствуйте, Владимир Николаевич!

Владимир Минин: – Здравствуйте!

Владимир Николаевич Минин

Родился 10 января 1929.
Учился в Хоровом училище в классе 1945 г. выпуска.
1945, поступил в Московскую консерваторию;
1949, приглашён хормейстером в Государственный Академический русский хор СССР;
1951, назначен художественным руководителем и главным дирижером Ансамбля песни и пляски Советской армии в Польше;
1954, поступил в аспирантуру Московской консерватории;
1958–1963, возглавлял Государственную заслуженную капеллу Молдавии «Дойна»;
1965–1967, художественный руководитель и главный дирижёр Ленинградской Капеллы;
1972, создал самодеятельный хор студентов и педагогов института им. Гнесиных, преобразованный в 1973 в профессиональный коллектив – Московский Государственный Академический Камерный Хор. Руководит им до настоящего времени.

     
  Владимир Минин  
 
Владимир Минин
 
 

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Владимир Николаевич, Вы были близки с Георгием Васильевичем Свиридовым не только творчески, но и лично. К нему благоволила власть: лауреат Сталинской, Ленинской и Государственной премий, Герой Соцтруда, член Верховного Совета, Председатель Союза композиторов. А какой это был человек на самом деле?

Владимир Минин: – Юрий Васильевич, а именно так он просил себя называть, был личностью масштабной, прямо скажем гигантской. Я так говорю о нем не только как о композиторе, но и как о человеке, который истово любил Россию. Вместе с этим в нем можно было наблюдать наивность в ряде вопросов, не только бытовых, но и, например, политических. Так он питал поначалу большие надежды относительно новой власти в лице Горбачева. И на одном из торжественных собраний, когда ему предоставилась возможность познакомиться с Горбачевым лично, то последний сказал Свиридову: «Я Вашу музыку люблю». И не взирая на обласканность власть предержащими, это признание подействовало на Юрия Васильевича как-то ободряюще. При чем не потому, что его музыку любит первый человек в стране, а потому что «наконец-то в СССР к власти пришел человек, который просто знает мою музыку». Однако культуры, которую предполагал увидеть Свиридов, у этого человека не оказалось, да и не могло быть такой глубокой культуры у Горбачева.

Что касается «глыбистости» Свиридова, то здесь надо сказать следующее. После открытия «железного занавеса», многие, советские тогда еще, композиторы стали писать так, как писали музыку на Западе. А он не бросился также писать, потому что у него были свои взгляды на то, что такое музыка в России и убеждения относительно ее сущности и значения. Он считал, что музыка должна быть проникнута религиозным духом, но не в смысле ее церковности, а как сказал в сюжете Александр Ведерников (гиг и антский, надо сказать, талант), – музыка должна нести человеку светоч добра и любви. Это Свиридов и называл религиозностью.

Я спросил его однажды, уже после развенчания всяких культов, в связи с чем у него возникло желание написать на стихи Маяковского «Песню о Ленине»? Он ответил, что представлял себе, что в Россию после Октябрьского переворота пришла новая религия, которая должна эту страну вывести на какой-то новый этап жизни.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – А кто из современников Георгия Васильевича оказывал на него духовное влияние?

Владимир Минин: – Я не могу сказать здесь однозначно о какой-либо конкретной личности. В первую очередь, необходимо отметить, что Свиридов был человеком энциклопедических знаний. Он много читал. Но одно из важнейших благотворных и творчески плодотворных воздействий на него оказало общение с Твардовским, Беловым, Распутиным и др. писателями, которые знают, что такое глубина России.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – А Вам известно, какие храмы Москвы он любил посещать?

Владимир Минин: – Нет, этого я, к сожалению, не знаю.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Сейчас стало известно, что в последние годы Свиридов много писал на тексты из Псалтыри, из Евангелия. Он эту музыку писал для исполнения в храме? Это церковная музыка?

Владимир Минин: – Я не могу знать, о чем думал Юрий Васильевич, когда сочинял эту музыку. Но когда все эти сочинения были написаны, то они оказались непригодными ни для храмового исполнения, ни для исполнения с концертной эстрады, потому что это музыка исповедальная. Знаете, бывало я приеду к нему на дачу, подойду к дому и вижу: он сидит один и играет эти песнопения. Мне представлялось, что Свиридов как бы отдает свой жизненный долг или просто выражает какую-то свою внутреннюю потребность.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Это, наверное, можно сопоставить с молитвой, с самим его обращением к Господу.

Владимир Минин: – Да, скорее всего, Вы правы. Это было что-то близкое молитве.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Спасибо, Владимир Николаевич за Ваше участие в нашей программе. Всего Вам доброго.

Владимир Минин: – Всего доброго.

* * *

Георгий Свиридов жил и творил в те времена, когда открыто говорить о своей вере было почти невозможно. Но были люди, которые вопреки всему это делали… И среди них – знаменитый философ Алексей Федорович Лосев.

     
  Алексей Федорович Лосев  
 
Алексей Федорович Лосев
 
 

Сюжет: Алексей Федорович Лосев

Два месяца назад сотрудники библиотеки «Дом А.Ф.Лосева» составили философскую карту Арбата. В центре ее – дом Лосева, ученого, философа, филолога, богослова и писателя. Век двадцатый часто называют веком Лосева. В самом деле, первая работа молодого ученого вышла девяносто лет назад, еще до революции, а последняя – весной 1988 года, накануне 1000-летнего юбилея Крещения Руси.

Родился Алексей Федорович в 1893 году на Дону, в Новочеркасске. Крестил его дед, настоятель храма Михаила Архангела. От него и от матери Алеша унаследовал глубокую, настоящую веру. А интерес к науке у него появился не сразу. В первых классах гимназии Алексей учился плохо, и вдруг, в 14 лет с радостью набросился на учебу. После гимназии легко поступил в Московский университет, и окончил сразу два отделения: философии и классической филологии. В 26 лет, уже в Советской России, стал профессором. А спустя два года женился. Венчал Алексея и Валентину Лосевых знаменитый священник, философ и энциклопедист – Павел Флоренский.

В июне 1929 года произошло событие, которое вплоть до конца века оставалось тайной для всех. Лосевы приняли тайное монашество с именами Андроник и Афанасия. Обряд совершил их духовный отец архимандрит Давид (Мухранов).

Аза Тахо-Годи, заслуженный профессор МГУ им. М.В.Ломоносова: – Алексей Федорович вообще хотел бросить науку, и удалиться от мирской жизни. А отец Давид ему сказал: Ты страсти свои брось, а науку не бросай!

Верующий ученый во время великого перелома – это был вызов. И богоборческая власть не замедлила с ответом. В июне 1930-го года Лазарь Каганович с трибуны партийного съезда назвал автора книги «Диалектика мифа» мракобесом и черносотенцем. К этому времени Лосев уже был арестован. Его забрали в Страстную субботу. И вместе с единомышленниками обвинили в подготовке контрреволюционного мятежа.

Лосевых отправили на строительство Беломорканала. В лагере ученый начал терять зрение, и через несколько лет почти полностью ослеп. Но продолжал работать. У Лосева была изумительная память. Он помнил наизусть огромное количество научных фактов, множество молитв и богослужебных текстов.

     
  Рабочий стол в кабинете А. Ф. Лосева  
 
Рабочий стол в кабинете А. Ф. Лосева
 
 

Рукописи Лосева погибали трижды: в дни революции, после ареста, и летом 1941-го, когда фугасной бомбой был уничтожен дом, где Лосевы жили долгие годы. Но он продолжал работать без надежды на публикацию. До смерти Сталина не вышло ни одной книги Лосева. Ему запрещали преподавать философию. Но разрешили читать лекции по античной литературе.

Аза Тахо-Годи, заслуженный профессор МГУ им. М.В.Ломоносова: – Когда вдруг студенты узнали, что профессор, который преподает им латынь – философ, они изумились: как это может быть? Философ в нашей советской стране?!

Негласный запрет на публикации и преподавание был снят после смерти Сталина. Даже самые близкие друзья Лосева не знали о его монашестве. Знаменитая черная шапочка, которую многие воспринимали как причуду – на самом деле была монашеской скуфьей. Но читатели лосевских книг понимали их подтекст. Многие приходили в дом Лосева на Арбате. Лосев для них был духовным и нравственным ориентиром.

Аза Тахо-Годи, заслуженный профессор МГУ им. М.В.Ломоносова: – Студенты, аспиранты, коллеги, друзья спрашивали у меня: «А что Лосев – верующий? Если да, то и мы можем верить». Вот какой был необычный аргумент.

     
   Аза Алибековна Тахо – Годи  
 
Аза Алибековна Тахо – Годи
 
 

Еще в конце двадцатых годов Алексей Федорович не принял Декларации митрополита Сергия, не смог смириться с зависимостью Церкви от атеистического государства. Он молился и причащался дома. Но многие из его молодых друзей стали священниками, монахами.

Лосев умер 24 мая 1988 года, в день святых Кирилла и Мефодия, в День славянской письменности и культуры. Это были первые церковные похороны, когда при огромном стечении народа гроб открыто сопровождали священнослужители в полном облачении. Идеи воскресения и вечной жизни были особенна близки Алексею Федоровичу. А Пасха – любимый праздник Лосева.

Алексей Федорович Лосев (фрагмент из фильма «Лосев», реж. Виктор Косаковский): – Значит, мир зависит сам от себя? – Да. – Значит, мир творит сам себя? – Да. – Значит мир управляет сам собой? – Да. – Так позвольте! Это же Бог! Бог и есть такое начало, которое творит все, которое ни от чего не зависит, потому что ничего кроме Бога нет. Без Бога ничего нет и быть не может.

     
  Фрагмент фильма  
 
Фрагмент фильма "Лосев". Режиссер В. Косаковский
 
 

* * *

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Наша программа подошла к концу. Ее электронную версию можно прочесть на нашем сайте «Седмица.Ru». Здесь же Вы узнаете много интересного о религиозной жизни в России и во всем мире. А через неделю мы встретимся снова и обсудим фильм, о котором много говорят в последнее время. Это – фильм Павла Лунгина «Остров». Надеюсь, что вы посмотрите его и сможете принять участие в нашем разговоре. Всего вам доброго. Храни вас Господь!

Форумы