- 15 ноября 2006
- 15:35
- Распечатать
Почитание Куртяевской иконы святого Алексия, человека Божия (комментарий в аспекте культуры)
Преподобный Алексий, человек Божий. Икона XVII в. | ||
T.B. Толстая
Иконография св. Алексия, человека Божия
(По материалам статьи II тома «Православной энциклопедии»)
Самое раннее предположительное изображение Алексия человека Божия сохранилось на одном из фрагментов фрески в крипте римской церкви святых Вонифатия и Алексия человека Божия на Авентинском холме (VIII в.). Уже в древних памятниках заметно сходство облика Алексия человека Божия и св. Иоанна Предтечи: например, на миниатюре в лондонской, т. н. Феодоровской Псалтири, 1066 г. (Lond. Add. 19 352. Fol. 165r). Русские иконописные подлинники XVI–XVIII вв. также отмечают это сходство, описывая святого следующим образом: «Аки Предтеча, руки к сердцу, риза празелень дичь» (Софийский подлинник. РНБ. Соф. № 1523, 2-я четв. XVII в.); «образом, брадою и власами аки Иоанн Предтеча, риза едина празелень дика, нищенская рубища, руки к сердцу держит; инде пишет: в левой руке свиток, а в нем написано сице: «Се остави отца и матерь, жену и род, и други, села и имения»» (Филимонов. С. 295); «борода космочками» (Строгановский подлинник, посл. треть XVIII в.). В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота, нач. XVIII в., также говорится, что Алексий человек Божий «подобен Предтече» (Ч. 3. § 13. № 72).
В Минологии за февраль—март (ГИМ. Син. Греч. № 183. Fol. 211r, 2-я четв. XI в.), исполненном в Константинополе, вероятно, для имп. Михаила IV, представлена кончина Алексия человека Божия. У одра святого изображены имп. Гонорий, берущий из рук Алексия человека Божия свиток с его жизнеописанием, в изголовье — священник, совершающий каждение, и опечаленный отрок в одежде придворного, в ногах — скорбящий отец святого. Изображенная сцена соответствует редакции жития, включенной в Константинопольский синаксарь. Это единственный в византийском искусстве пример сюжетной композиции, посвященной Алексию человеку Божию.
Впоследствии в рукописных Минологиях помещаются единоличные изображения святого (напр., Минологий, созданный в Фессалонике в 1327–1340 гг.— Охоn. Bodleian. F.1. Fol. 32v; греко-грузинская рукопись XV в.— РНБ. O. I. 58. Л. 104). Подобные изображения встречаются в циклах иконных минологиев (напр., Лицевой Минологий за год на 6 иконах, Синайский гексаптих из монастыря вмц. Екатерины на Синае, кон. XI — нач. XII в.), в монументальных росписях XII–XV вв. (например, церкви св. Иоанна Богослова в Гарденице в Лаконии (Пелопоннес), 1-я пол. XII в.; кафедральный собор в Монреале (Италия), 1180–1190).
В храмовых росписях изображение Алексия человека Божия обычно представлено в нартексах в ряду преподобных, аскетов и подвижников, напр. в церкви Вознесения в Милешевском монастыре (Сербия), 30-е гг. XIII в.,— поясное изображение во 2-м ярусе на южной стене, рядом с прп. Иоанном Кущником; в церкви Богородицы монастыря Студеница (Сербия), 1208–1209 гг. (обновлены в 1568),— в рост в нижней зоне стенописи нартекса (Неманьина припрата); в церкви св. Петра близ Беренде (Болгария), XIV в. Нередко Алексий человек Божий изображается в календарных циклах росписей, которые также располагаются в нартексе, но встречаются и в основном объеме храма, например церкви Успения монастыря Трескавац (Македония), между 1334 и 1343 гг.; церкви Симеона Богоприимца Зверина монастыря в Новгороде, кон. 60-х — нач. 70-х гг. XV в.
На Руси одно из ранних изображений Алексия человека Божия имелось в росписи конхи жертвенника церкви Спаса на Нередице близ Новгорода (1199), где Алексий человек Божий и неизвестный святой представлены в молении по сторонам Эдесского образа Божией Матери «Воплощение»; во фресках 1378 г. Феофана Грека в церкви Спаса на Ильине Алексий человек Божий представлен в рост в помещении жертвенника на восточной грани северо-восточного столпа; в церкви Успения на Волотовом поле, 80-е гг. XIV в.,— в диаконнике на восточной грани юго-восточного пилона. Святой изображался в охряной тунике до колен, с обнаженными по локоть руками перед грудью или, как в церкви Спаса на Ильине, с отведенной в сторону правой рукой с раскрытой вверх ладонью. На воздухе «Спас на убрусе с предстоящими», 1389 г. (ГИМ), он представлен в ряду избранных святых, под деисусом. Святой изображен по пояс с разведенными в стороны руками. Образ Алексия человека Божия у северной стены открывает ряд из 25 преподобных, изображенных полуфигурно на алтарной преграде (предалтарной стенке) Успенского собора Московского Кремля (роспись 1482 или 1514–1515), над входом в Петропавловский придел написан образ Спасителя «Благое молчание» с руками, скрещенными на груди, этот жест повторяется в фигуре Алексий человек Божий; рядом с Алексием человеком Божиим представлены изображения преподобных Парфения Лампсакийского, Иоанна Лествичника, Иоанна Кущника. В стенописи 1547 г. Благовещенского собора Московского Кремля (сохранившей программу первоначальной росписи 1508) ростовой образ Алексия человека Божия на северной грани юго-восточного столпа также включен в ряд изображений восточных святых, располагавшийся на алтарной преграде, примыкавших к ней участках стен и алтарных столпах; рядом, на северной стене вимы, представлен свт. Алексий, митр. Московский.
В русской иконописи изображения Алексия человека Божия нередко имели патрональный характер: в среднике складня 1491 г. с изображением Ярославской иконы Божией Матери (ГТГ) из церкви пророка Илии в Сандырях близ Коломны — полуфигуры Алексия человека Божия и мц. Фёклы внизу в круглых медальонах; на деисусной иконе кон. XV — нач. XVI в. (ГРМ) из Гуслицкого монастыря в г. Куровское Московской обл. (первоначально находился в церкви митр. Алексия в московском Чудовом монастыре) Алексий человек Божий изображен как небесный покровитель свт. Алексия; на поле новгородской иконы «Спас Недреманное Око» 2-й пол. XVI в. (ГТГ) — среди избранных святых; на ростовско-суздальской иконе «Воздвижение Креста, Покров Богородицы и избранные святые», 1565 г., мастера Д.И.Усова (ГТГ). Особенно часто образ Алексия человека Божия встречается на иконах сер.— 2-й пол. XVII в., где святой — небесный покровитель царя Алексея Михайловича — изображался с прп. Марией Египетской (в честь которой была названа первая супруга царя М.И.Милославская) или с мц. Наталией (небесной покровительницей Н.К.Нарышкиной — 2-й супруги государя): икона «Преподобные Алексий, человек Божий, и Мария Египетская», 1648 г., работы Я.Т.Рудакова (Якова Казанца) из Успенского собора Московского Кремля (ГММК); «Прп. Мария Египетская, прп. Алексий, человек Божий, свт. Алексий, митр. Московский, и вмч. Феодор Стратилат, предстоящие Троице Новозаветной», 2-я пол. XVII в. (СПГИАХМЗ); «Первый Вселенский Собор» 2-й пол. XVII в. (ГТГ) из Успенского собора Московского Кремля (на полях Алексий человек Божий и мц. Наталия). Существуют и единоличные изображения Алексия человека Божия на фоне пейзажа, например на иконе сер. XVII в. (СПГИАХМЗ) из дворцовой Алексеевской церкви с. Воздвиженского — преподобный представлен прямолично, со сложенными на груди руками; на иконе 2-й пол. XVII в. (ГТГ) — в молении Спасителю на фоне Москвы, являющей образ Третьего Рима. Икона сер.— 2-й пол. XVII в. (ГММК) из надгробного иконостаса Архангельского собора Московского Кремля (вероятно, была перенесена после смерти царя Алексея Михайловича из Благовещенского собора): Алексий человек Божий, облаченный в тунику охристого цвета с живописной разделкой твореным золотом, обращен к благословляющей его из облака деснице Господней; руки святого подняты в жесте приятия благодати (персты правой сложены именословно). В иконостасе Благовещенского собора (напротив стоящего прежде у юго-восточного столпа царского моленного места) находится икона с изображениями св. Иоанна Предтечи и ап. Петра, ок. 1683 г. (ГММК), к которым между 1745 и 1761 гг. был дописан образ Алексия человека Божия (покровителя отца царей-соправителей Иоанна и Петра I Алексеевичей) и 3 сюжета внизу, в т. ч. «Преставление Алексия, человека Божия».
В западном искусстве в основном изображались сюжеты жития Алексия человека Божия: например, в росписи XI в. в подземной церкви Сан-Клементе в Риме; в миниатюрах рукописей XII в. (напр., Stuttgarter Passionale. Stuttg. Hist. 2° 58. Fol. 12v, ок. 1130 г.), где представлены служанки, выливающие грязную воду на святого, сидящего на нищенском ложе; Римский папа, поклоняющийся Алексию человеку Божию, возлежащему на смертном одре. Эта традиция нашла продолжение в витражах и фресках XIV–XV вв., в гравюрах XVI–XVIII вв.
Литература:
Ерминия ДФ. С. 174; Филимонов Г. Д. Иконописный подлинник Новгородской редакции по Софийскому списку конца XVI в. М., 1873. С. 83; он же. Иконописный подлинник. С. 295; Тренев Д. К., Попов Н. Д. Миниатюры греческого менология № 183 Московской Синодальной библиотеки. M., 1911; Laty?ev. Menol. Fasc. 1. 1911. P. 245–252; Demus O. The Mosaics of Norman Sicily. L., 1949. P. 118; Sotiriou G., Sotiriou M. Ic?nes du Mont Sinai. Ath?nes, 1956–1958. Vol. 1. Fig. 136; Onasch K. Ikonen. B., 1961. S. 396. Abb. 121; Антонова, Мнёва. Каталог. T. 1. C. 238–239. Кат. № 273. Ил. 208.11; Т. 2. C. 35–36. Кат. № 380; C. 52. Кат. № 399; С. 300. Кат. № 770; Мурьянов М. Ф. К культурным взаимосвязям Руси и Запада в XII в. // Ri-cer-che slavist. [R.], 1966. Vol. 14. P. 29–41; он же. Алексей человек Божий в славянской редакции византийской культуры // ТОДРЛ. 1968. Т. 23. С. 109–126; Der Nersessian S. L’illustration des psautiers Grecs du Moyen ?ge: Londres, Add. 19.352 (Fol. 165r) // Biblioth. d. Cah. Arch. P., 1970. Vol. 5. Fasc. 2. Fig. 265; Мнёва H. E. Стенопись Благовещенского собора Московского Кремля 1508 года // ДРИ. М., 1970. С. 195: Табл. 5:23, 24; Krausen E. // LCI. Bd. 5. Sp. 90–91; Мujовић. Менолог. С. 205, 277–279; Дёр Нерсесян С. Московский менологий // Византия. Южные славяне и Древняя Русь. Западная Европа: Искусство и культура: Сб. cт. в честь В. Н. Лазарева. М., 1973. С. 105–106; Вздорнов Г. И. Фрески Феофана Грека в церкви Спаса Преображения в Новгороде: К 600-летию существования фресок, 1378–1978. M., 1976. С. 63, 126–127. Илл. 72–73; Лаурина В. К. Реставрационные работы в ГРМ // ПКНО, 1976. М., 1977. С. 179–180, 182; Lakonika? Spouda…. 1977. T. 3. S. 64. Fig. 22; Spatharakis J. Corpus of dated illuminated Greek Manuscripts to the year 1453. Leiden, 1981. Vol. 1. N 237; Vol. 2. P. 60. Fig. 427–429; Tomeko-vi? S. Les saints eremites et moi-nes dans le d?cor du nartex de Mile?eva // Милешева y историjи cрпског народа: Ме?унар. науч. скуп поводом седам и по векова постоjања. Jуни, 1985. Београд, 1987. С. 51–65. Fig. 3, 22; Бабић Г., Kopaћ В., Ћирковић С. Студеница. Београд, 1986. С. 158. Сл. 125; Вздорнов Г. И. Волотово: Фрески церкви Успения на Волотовом поле близ Новгорода. М., 1989. С. 50. Ил. 117; Малкин М. Г. Два живописных ансамбля Дионисия и его преемников // ДРИ. М., 1989. С. 123–131; Качалова И. Я. Монументальная живопись // Качалова И. Я., Маясова H. A., Щенникова Л. А. Благовещенский собор Московского Кремля: К 500-летию уникального памятника русской культуры. М., 1990. С. 35–36; Щенникова Л. А. Станковая живопись // Там же. С. 49; Маркина Н. Д. Новое произведение Якова Казанца из Успенского собора Московского Кремля // ГММК: Материалы и исследования. М., 1991. Вып. 8. С. 48–60; ?ev?enko N. P. The Walters’ «Imperial Menologion»// J. of the Wal-ters Art Gallery. Baltimore, 1993. Vol. 51. P. 43–64, ill; eadem. Imperial Menologion: The Glory of Byzantium: Art and Culture of the Middle Byzantine Era, A. D. 843–1261: Catalogue / The Metropolitan Museum of Art. N. Y., 1997. N 56; Толстая Т. В. Изображения преподобных на алтарных преградах русских храмов XV–XVI вв. // Искусство Древней Руси: Пробл. иконографии. М., 1994. С. 23–44; Aiuto Р. D. Nuovi elementi per la datazione del Menologio Imperialе: I copisti degli esemplari miniati // Atti della Accademia Nazionale dei Lincei. Cl. di scienze morali, storiche e filologiche. Rendiconti. Ser. 9. R., 1997. Vol. 8. Fasc. 4. P. 715–747; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 1. С. 540–541. № 274. Т. 2. С. 312–313. Ил. 31; Пивоварова Н. В. Фрески церкви Спаса на Нередице в Новгороде: Иконографическая программа росписи: Канд. дис. СПб., 1999. С. 14–15; она же. К истокам идейного замысла росписи церкви Спаса на Нередице в Новгороде (1199 г.) // ДРИ: Русь и страны Византийского мира, XII век [в печати].
- 15 ноября 2006
- 25 апреля 2013
- 25 апреля 2013
- 25 апреля 2013
- 25 апреля 2013
- 25 апреля 2013
- 24 апреля 2013
- 24 апреля 2013