Почитание Куртяевской иконы святого Алексия, человека Божия (комментарий в аспекте культуры)

Преподобный Алексий, человек Божий. Икона XVII в.
Преподобный Алексий, человек Божий. Икона XVII в.

T.B. Толстая

Иконография св. Алексия, человека Божия

(По материалам статьи II тома «Православной энциклопедии»)

Самое раннее предположительное изображение Алексия человека Божия сохранилось на одном из фрагментов фрески в крипте римской церкви святых Вонифатия и Алексия человека Божия на Авентинском холме (VIII в.). Уже в древних памятниках заметно сходство облика Алексия человека Божия и св. Иоанна Предтечи: например, на миниатюре в лондонской, т. н. Феодоровской Псалтири, 1066 г. (Lond. Add. 19 352. Fol. 165r). Русские иконописные подлинники XVI–XVIII вв. также отмечают это сходство, описывая святого следующим образом: «Аки Предтеча, руки к сердцу, риза празелень дичь» (Софийский подлинник. РНБ. Соф. № 1523, 2-я четв. XVII в.); «образом, брадою и власами аки Иоанн Предтеча, риза едина празелень дика, нищенская рубища, руки к сердцу держит; инде пишет: в левой руке свиток, а в нем написано сице: «Се остави отца и матерь, жену и род, и други, села и имения»» (Филимонов. С. 295); «борода космочками» (Строгановский подлинник, посл. треть XVIII в.). В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота, нач. XVIII в., также говорится, что Алексий человек Божий «подобен Предтече» (Ч. 3. § 13. № 72).

В Минологии за февраль—март (ГИМ. Син. Греч. № 183. Fol. 211r, 2-я четв. XI в.), исполненном в Константинополе, вероятно, для имп. Михаила IV, представлена кончина Алексия человека Божия. У одра святого изображены имп. Гонорий, берущий из рук Алексия человека Божия свиток с его жизнеописанием, в изголовье — священник, совершающий каждение, и опечаленный отрок в одежде придворного, в ногах — скорбящий отец святого. Изображенная сцена соответствует редакции жития, включенной в Константинопольский синаксарь. Это единственный в византийском искусстве пример сюжетной композиции, посвященной Алексию человеку Божию.
Впоследствии в рукописных Минологиях помещаются единоличные изображения святого (напр., Минологий, созданный в Фессалонике в 1327–1340 гг.— Охоn. Bodleian. F.1. Fol. 32v; греко-грузинская рукопись XV в.— РНБ. O. I. 58. Л. 104). Подобные изображения встречаются в циклах иконных минологиев (напр., Лицевой Минологий за год на 6 иконах, Синайский гексаптих из монастыря вмц. Екатерины на Синае, кон. XI — нач. XII в.), в монументальных росписях XII–XV вв. (например, церкви св. Иоанна Богослова в Гарденице в Лаконии (Пелопоннес), 1-я пол. XII в.; кафедральный собор в Монреале (Италия), 1180–1190).

В храмовых росписях изображение Алексия человека Божия обычно представлено в нартексах в ряду преподобных, аскетов и подвижников, напр. в церкви Вознесения в Милешевском монастыре (Сербия), 30-е гг. XIII в.,— поясное изображение во 2-м ярусе на южной стене, рядом с прп. Иоанном Кущником; в церкви Богородицы монастыря Студеница (Сербия), 1208–1209 гг. (обновлены в 1568),— в рост в нижней зоне стенописи нартекса (Неманьина припрата); в церкви св. Петра близ Беренде (Болгария), XIV в. Нередко Алексий человек Божий изображается в календарных циклах росписей, которые также располагаются в нартексе, но встречаются и в основном объеме храма, например церкви Успения монастыря Трескавац (Македония), между 1334 и 1343 гг.; церкви Симеона Богоприимца Зверина монастыря в Новгороде, кон. 60-х — нач. 70-х гг. XV в.

На Руси одно из ранних изображений Алексия человека Божия имелось в росписи конхи жертвенника церкви Спаса на Нередице близ Новгорода (1199), где Алексий человек Божий и неизвестный святой представлены в молении по сторонам Эдесского образа Божией Матери «Воплощение»; во фресках 1378 г. Феофана Грека в церкви Спаса на Ильине Алексий человек Божий представлен в рост в помещении жертвенника на восточной грани северо-восточного столпа; в церкви Успения на Волотовом поле, 80-е гг. XIV в.,— в диаконнике на восточной грани юго-восточного пилона. Святой изображался в охряной тунике до колен, с обнаженными по локоть руками перед грудью или, как в церкви Спаса на Ильине, с отведенной в сторону правой рукой с раскрытой вверх ладонью. На воздухе «Спас на убрусе с предстоящими», 1389 г. (ГИМ), он представлен в ряду избранных святых, под деисусом. Святой изображен по пояс с разведенными в стороны руками. Образ Алексия человека Божия у северной стены открывает ряд из 25 преподобных, изображенных полуфигурно на алтарной преграде (предалтарной стенке) Успенского собора Московского Кремля (роспись 1482 или 1514–1515), над входом в Петропавловский придел написан образ Спасителя «Благое молчание» с руками, скрещенными на груди, этот жест повторяется в фигуре Алексий человек Божий; рядом с Алексием человеком Божиим представлены изображения преподобных Парфения Лампсакийского, Иоанна Лествичника, Иоанна Кущника. В стенописи 1547 г. Благовещенского собора Московского Кремля (сохранившей программу первоначальной росписи 1508) ростовой образ Алексия человека Божия на северной грани юго-восточного столпа также включен в ряд изображений восточных святых, располагавшийся на алтарной преграде, примыкавших к ней участках стен и алтарных столпах; рядом, на северной стене вимы, представлен свт. Алексий, митр. Московский.

В русской иконописи изображения Алексия человека Божия нередко имели патрональный характер: в среднике складня 1491 г. с изображением Ярославской иконы Божией Матери (ГТГ) из церкви пророка Илии в Сандырях близ Коломны — полуфигуры Алексия человека Божия и мц. Фёклы внизу в круглых медальонах; на деисусной иконе кон. XV — нач. XVI в. (ГРМ) из Гуслицкого монастыря в г. Куровское Московской обл. (первоначально находился в церкви митр. Алексия в московском Чудовом монастыре) Алексий человек Божий изображен как небесный покровитель свт. Алексия; на поле новгородской иконы «Спас Недреманное Око» 2-й пол. XVI в. (ГТГ) — среди избранных святых; на ростовско-суздальской иконе «Воздвижение Креста, Покров Богородицы и избранные святые», 1565 г., мастера Д.И.Усова (ГТГ). Особенно часто образ Алексия человека Божия встречается на иконах сер.— 2-й пол. XVII в., где святой — небесный покровитель царя Алексея Михайловича — изображался с прп. Марией Египетской (в честь которой была названа первая супруга царя М.И.Милославская) или с мц. Наталией (небесной покровительницей Н.К.Нарышкиной — 2-й супруги государя): икона «Преподобные Алексий, человек Божий, и Мария Египетская», 1648 г., работы Я.Т.Рудакова (Якова Казанца) из Успенского собора Московского Кремля (ГММК); «Прп. Мария Египетская, прп. Алексий, человек Божий, свт. Алексий, митр. Московский, и вмч. Феодор Стратилат, предстоящие Троице Новозаветной», 2-я пол. XVII в. (СПГИАХМЗ); «Первый Вселенский Собор» 2-й пол. XVII в. (ГТГ) из Успенского собора Московского Кремля (на полях Алексий человек Божий и мц. Наталия). Существуют и единоличные изображения Алексия человека Божия на фоне пейзажа, например на иконе сер. XVII в. (СПГИАХМЗ) из дворцовой Алексеевской церкви с. Воздвиженского — преподобный представлен прямолично, со сложенными на груди руками; на иконе 2-й пол. XVII в. (ГТГ) — в молении Спасителю на фоне Москвы, являющей образ Третьего Рима. Икона сер.— 2-й пол. XVII в. (ГММК) из надгробного иконостаса Архангельского собора Московского Кремля (вероятно, была перенесена после смерти царя Алексея Михайловича из Благовещенского собора): Алексий человек Божий, облаченный в тунику охристого цвета с живописной разделкой твореным золотом, обращен к благословляющей его из облака деснице Господней; руки святого подняты в жесте приятия благодати (персты правой сложены именословно). В иконостасе Благовещенского собора (напротив стоящего прежде у юго-восточного столпа царского моленного места) находится икона с изображениями св. Иоанна Предтечи и ап. Петра, ок. 1683 г. (ГММК), к которым между 1745 и 1761 гг. был дописан образ Алексия человека Божия (покровителя отца царей-соправителей Иоанна и Петра I Алексеевичей) и 3 сюжета внизу, в т. ч. «Преставление Алексия, человека Божия».

В западном искусстве в основном изображались сюжеты жития Алексия человека Божия: например, в росписи XI в. в подземной церкви Сан-Клементе в Риме; в миниатюрах рукописей XII в. (напр., Stuttgarter Passionale. Stuttg. Hist. 2° 58. Fol. 12v, ок. 1130 г.), где представлены служанки, выливающие грязную воду на святого, сидящего на нищенском ложе; Римский папа, поклоняющийся Алексию человеку Божию, возлежащему на смертном одре. Эта традиция нашла продолжение в витражах и фресках XIV–XV вв., в гравюрах XVI–XVIII вв.

Литература:

Ерминия ДФ. С. 174; Филимонов Г. Д. Иконописный подлинник Новгородской редакции по Софийскому списку конца XVI в. М., 1873. С. 83; он же. Иконописный подлинник. С. 295; Тренев Д. К., Попов Н. Д. Миниатюры греческого менология № 183 Московской Синодальной библиотеки. M., 1911; Laty?ev. Menol. Fasc. 1. 1911. P. 245–252; Demus O. The Mosaics of Norman Sicily. L., 1949. P. 118; Sotiriou G., Sotiriou M. Ic?nes du Mont Sinai. Ath?nes, 1956–1958. Vol. 1. Fig. 136; Onasch K. Ikonen. B., 1961. S. 396. Abb. 121; Антонова, Мнёва. Каталог. T. 1. C. 238–239. Кат. № 273. Ил. 208.11; Т. 2. C. 35–36. Кат. № 380; C. 52. Кат. № 399; С. 300. Кат. № 770; Мурьянов М. Ф. К культурным взаимосвязям Руси и Запада в XII в. // Ri-cer-che slavist. [R.], 1966. Vol. 14. P. 29–41; он же. Алексей человек Божий в славянской редакции византийской культуры // ТОДРЛ. 1968. Т. 23. С. 109–126; Der Nersessian S. L’illustration des psautiers Grecs du Moyen ?ge: Londres, Add. 19.352 (Fol. 165r) // Biblioth. d. Cah. Arch. P., 1970. Vol. 5. Fasc. 2. Fig. 265; Мнёва H. E. Стенопись Благовещенского собора Московского Кремля 1508 года // ДРИ. М., 1970. С. 195: Табл. 5:23, 24; Krausen E. // LCI. Bd. 5. Sp. 90–91; Мujовић. Менолог. С. 205, 277–279; Дёр Нерсесян С. Московский менологий // Византия. Южные славяне и Древняя Русь. Западная Европа: Искусство и культура: Сб. cт. в честь В. Н. Лазарева. М., 1973. С. 105–106; Вздорнов Г. И. Фрески Феофана Грека в церкви Спаса Преображения в Новгороде: К 600-летию существования фресок, 1378–1978. M., 1976. С. 63, 126–127. Илл. 72–73; Лаурина В. К. Реставрационные работы в ГРМ // ПКНО, 1976. М., 1977. С. 179–180, 182; Lakonika? Spouda…. 1977. T. 3. S. 64. Fig. 22; Spatharakis J. Corpus of dated illuminated Greek Manuscripts to the year 1453. Leiden, 1981. Vol. 1. N 237; Vol. 2. P. 60. Fig. 427–429; Tomeko-vi? S. Les saints eremites et moi-nes dans le d?cor du nartex de Mile?eva // Милешева y историjи cрпског народа: Ме?унар. науч. скуп поводом седам и по векова постоjања. Jуни, 1985. Београд, 1987. С. 51–65. Fig. 3, 22; Бабић Г., Kopaћ В., Ћирковић С. Студеница. Београд, 1986. С. 158. Сл. 125; Вздорнов Г. И. Волотово: Фрески церкви Успения на Волотовом поле близ Новгорода. М., 1989. С. 50. Ил. 117; Малкин М. Г. Два живописных ансамбля Дионисия и его преемников // ДРИ. М., 1989. С. 123–131; Качалова И. Я. Монументальная живопись // Качалова И. Я., Маясова H. A., Щенникова Л. А. Благовещенский собор Московского Кремля: К 500-летию уникального памятника русской культуры. М., 1990. С. 35–36; Щенникова Л. А. Станковая живопись // Там же. С. 49; Маркина Н. Д. Новое произведение Якова Казанца из Успенского собора Московского Кремля // ГММК: Материалы и исследования. М., 1991. Вып. 8. С. 48–60; ?ev?enko N. P. The Walters’ «Imperial Menologion»// J. of the Wal-ters Art Gallery. Baltimore, 1993. Vol. 51. P. 43–64, ill; eadem. Imperial Menologion: The Glory of Byzantium: Art and Culture of the Middle Byzantine Era, A. D. 843–1261: Catalogue / The Metropolitan Museum of Art. N. Y., 1997. N 56; Толстая Т. В. Изображения преподобных на алтарных преградах русских храмов XV–XVI вв. // Искусство Древней Руси: Пробл. иконографии. М., 1994. С. 23–44; Aiuto Р. D. Nuovi elementi per la datazione del Menologio Imperialе: I copisti degli esemplari miniati // Atti della Accademia Nazionale dei Lincei. Cl. di scienze morali, storiche e filologiche. Rendiconti. Ser. 9. R., 1997. Vol. 8. Fasc. 4. P. 715–747; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 1. С. 540–541. № 274. Т. 2. С. 312–313. Ил. 31; Пивоварова Н. В. Фрески церкви Спаса на Нередице в Новгороде: Иконографическая программа росписи: Канд. дис. СПб., 1999. С. 14–15; она же. К истокам идейного замысла росписи церкви Спаса на Нередице в Новгороде (1199 г.) // ДРИ: Русь и страны Византийского мира, XII век [в печати].

Форумы