Взятие Азова и Русская Церковь (комментарий в зеркале СМИ)

Въезд в город Азов
Въезд в город Азов

Город Азов

Азов расположен на юго-западе Ростовской области, в устье реки Дон на левом берегу, в 42 км от Ростова-на-Дону. Занимаемая площадь 67,5кв. км .

Первые укрепленные поселения образовались на азовской земле более двух тысяч лет тому назад. Официально свое летоисчисление город ведет с 1067года, когда дельту реки Дон захватили половцы и дали поселению название Азак. Азовская крепость находилась на пути из Европы в Азию, она давала выход к морю, поэтому за нее постоянно шла борьба и крепость не раз переходила из рук в руки, она часто подвергалась опустошительным разгромам.

В истории города много ярких страниц. Одной из них является знаменитое Азовское осадное сидение, когда в 1641 году укрепленная казачья крепость с пятью тысячами казаков 93 дня и ночи выдержала натиск 250-тысячного турецкого войска. И не только выдержала. Турки вынуждены были снять осаду и убраться прочь. Походы Петра I под Азов, предпринятые в 1695-96 годах и увенчавшиеся взятием турецкой крепости, открыли «ворота» в южные моря Российскому Государству.

Город Азов был центром Азовской губернии (1775-1782 гг.). В XIX веке Азов являлся посадом Екатеринославской губернии. Только в 1926 году Азов вновь стал городом.

В годы Великой Отечественной войны город шесть с лишним месяцев был оккупирован фашистами. Было расстреляно около 600 человек. Более 5000 азовчан было угнано в Германию.

Свое современное основное развитие Азов получил в 60-80-е годы XX столетия благодаря интенсивному развитию промышленности. Город Азов – город областного подчинения, самостоятельное муниципальное образование. Город является также центром Азовского района. Население более 82 тыс. человек. В городе проживает более 20 национальностей. Самыми многочисленными являются: русские - 94%, украинцы - 3,1%, белорусы - 0,5%. Около 55 % численности населения находится в трудоспособном возрасте. Численность занятых в экономике - всего: 34,0 тыс. человек. Из них в материальном производстве - 23,8 тыс. человек, в непроизводственной сфере - 10,2.

Основу экономики города составляет машиностроение и пищевая промышленность. Развитие пищевой отрасли обусловлено местными природными ресурсами, которые благоприятны для производства сельскохозяйственной продукции, требующей переработки: производство хлебобулочных и кондитерских изделий, элеватор, мясное и молочное производство, производство рыбных консервов. Устойчивый спрос находит продукция Азовской швейной фабрики.

Благодаря выгодному географическому расположению сегодня г. Азов - это развивающийся международный морской порт со всей необходимой инфраструктурой, перерабатывающий в год около 1 млн. тонн различных грузов, поступающих как по морским, так и по внутренним путям на судах грузоподъемностью 3000т - 5000т типа «река-море» с осадкой до 4 метров. Кроме уже действующих 7 причалов в 2002 году началось строительство нескольких зерновых терминалов, портового элеватора, терминалов для перевалки леса и технических спиртов, терминала для бункеровки судов.

Железнодорожная станция Азов находится от узловой станции Батайск на расстоянии 30км. Электропоездом или автобусом из областного центра до Азова можно добраться за один час, маршрутным такси – за 40 минут, теплоходом – за 30 минут.

Азов включен в Российский и международный туристические маршруты. Его исторические памятники имеют международное значение.
Крепостные валы турецкой крепости с Алексеевскими воротами ХVIII века - интересные памятники военно-инженерного искусства, свидетели осадного сидения донских казаков (17 в.) и Азовских походов Петра Великого. Алексеевский ворота Азовской крепости (XVIII век). Вначале деревянные - 1770 год, затем перестроены в каменные - 1801-1805 гг. Окончательно отреставрированы в XX веке. Это старое оборонительное сооружение жители Азова называют турецким валом. Специалисты именуют русским или Алексеевским. После почти столетней череды русско-турецких войн за право обладания азовской крепостью, в 1774 г. Азов навсегда был закреплён за Российской империей. Легенды гласят, что вал насыпался с помощью самой примитивной техники той эпохи - человеческих рук и шапок. Теперь это место, с которого открывается восхитительная панорама Дельты Дона.

К историческим, охраняемым государством памятникам относятся пороховой погреб и развалины генуэзской стены на месте средневекой фрактории Тана. Интересен мемориальный музей известного полярного исследователя, директора Института Арктики и Антарктики Рудольфа Самойловича. Того, что спас экспедицию Альфреда Нобеля и нашел уголь на Шпицбергене. Р.Л.Самойлович, будущий известный исследователь Арктики, основатель Арктического института в Ленинграде родился в Азове в 1881 году. В 1928 году возглавил экспедицию на ледоколе «Красин» по спасению Умберто Нобиле и его соотечественников. Имя Самойловича стало известно всему миру. В 30-е годы доктор географических наук Р.Л.Самойлович был одним из руководителей Географического общества СССР и общества «Аэроарктика», членом международного морского арбитража, почетным членом географических обществ США, Швеции, Австрии. В Азове сохранился жилой дом купца Самойловича - отца Р.Л.Самойловича. В 1981 году, в год 100-летия со дня рождения полярного исследователя, в доме, где прошло его детство, Азовский краеведческий музей открыл мемориальную экспозицию.

К трехсотлетию Российского флота в 1996 году был установлен памятник Петру I.

(По материалам сайта «Ростовская область»)

Ссылки по теме
Форумы