Взятие Азова и Русская Церковь (комментарий в русле истории)

Патриарх Адриан. Миниатюра из собрания портретов, изданных Платоном Бекетовым
Патриарх Адриан. Миниатюра из собрания портретов, изданных Платоном Бекетовым

Святейший Патриарх Адриан

(По материалам статьи Е.В.Беляковой,«Православная энциклопедия», т. 1.)

Адриан [Андрей] (2.10.1637, или 1627, или 1639–16.10.1700), Патриарх Московский и всея Руси.

Впервые упомянут в 1678 г. как архимандрит московского Чудова монастыря (1678–1686), где по его благословению был возведен Благовещенский собор.

Архимандрит Адриан ввел в обители строгие порядки: в понедельник, среду и пятницу ворота монастыря не открывались, на богослужении мужчины стояли отдельно от женщин, для чего были устроены отдельные входы.

Во время стрелецкого восстания в мае 1682 г. Архимандрит Адриан насильно постриг К. П. Нарышкина (отца царицы Наталии). Осенью 1682 г. Адриан ездил с грамотами Патриарха Иоакима в Троице-Сергиев монастырь к царевне Софье Алексеевне.

21 марта 1686 г. Патриархом Иоакимом архимандрит Адриан был хиротонисан на Казанскую и Свияжскую митрополию. Здесь он написал сочинение против старообрядцев в защиту троеперстия –«О древнем предании святых апостол и святых отец... како подобает всякому христианину на знамение креста и на лице своем руки персты и кия слагати». Во время последней болезни Патриарха (6–17 марта 1690) митрополит Адриан находился в Москве и в качестве доверенного лица Первосвятителя управлял делами Церкви.

При поддержке царицы Наталии Кирилловны 22 августа был избран и 24 августа 1690 г. поставлен в Патриарха Московского и всея Руси.

В послании пастве в связи с возведением на Патриарший Престол А. обосновал соотношение священства и царства («два начальства вышнейших на земле священство и царство») и дополнил его 24 увещаниями к российской пастве, в которых призывал хранить церковное предание, соблюдать посты, защищать вдов и сирот, осуждал ростовщичество, неправедный суд, а также «нововводные чужестранные обычаи», в том числе брадобритие, европейскую одежду и курение табака.

Другое окружное послание Патриарха Адриана также было посвящено брадобритию: священникам вменялось в обязанность отлучать от Церкви тех, кто следует этому обычаю. Однако Патриарх Адриан не распространил это повеление в отношении Петра I.

Царь бывал на приеме в Патриарших палатах, и Патриарх Адриан благословлял его в 1695 г., перед началом азовского похода, в 1696 г., после взятия Азова, и в 1698 г., по возвращении Петра из «великого посольства». На средства Патриаршей казны по приказу царя были выстроены 2 корабля (1698). Сохранилась (частично опубликована) переписка Патриарха Адриана с Петром, а также грамоты Первосвятителя, записанные его секретарем иеромонахом Карионом (Истоминым), воеводам Б. П. Шереметеву, А. С. Шеину, Б. А. Голицыну, гетману И. С. Мазепе и другим.

С 1696 г. Патриарх Адриан был одержим «параличной болезнью», в марте 1697 г. он составил духовное завещание, в котором, в частности, наставлял Петра I пребывать в родительском благочестии. Отношения царя и Патриарха обострились после отказа последнего насильно постричь супругу Петра I царицу Евдокию Лопухину (1698).

Во время жестокой расправы над стрельцами в 1698–1699 гг. Патриарх Адриан выступил с печалованием о казнимых, но его ходатайство было отвергнуто Петром. Известна проповедь, сказанная Святейшим Патриархом Адрианом перед благодарственным молебном в Успенском соборе по поводу подавления стрелецкого бунта, в которой Первосвятитель просил проявить милосердие к рядовым участникам бунта, однако призыв Патриарха не был услышан и казни продолжались.

Из-за болезни Патрарх Адриан часто жил в Перервинском монастыре святителя Николая под Москвой. В 1698–1699 гг. он окончательно отошел от дел, поручив управление Церковью архидиакону Ионе Григорову, в деятельности которого П. Ф. Николаевский видел один из поводов для отмены Патриаршества. По мнению современного исследователя А. П. Богданова, обвинение Ионы Григорова в злоупотреблениях не обоснованы. В последние годы Патриаршества Адриана назначения епископов часто производились по указанию Петра без согласования со Святейшим Патриархом. Так, в 1699 г. царь распорядился поставить Крутицким митрополитом престарелого митрополита Нижегородского Трифиллия (Инихова), в то время как Патриарх Адриан желал видеть на этой кафедре архиепископа Афанасия (Любимова). (Крутицкие архиереи традиционно являлись помощниками Первосвятителей в делах общецерковного управления.)

В Патриаршество Адриана состоялись два Собора (оба в 1698). На Соборе в июне рассматривалось дело диакона Петра Артемьева, принявшего и распространявшего католичество. Артемьев был осужден и приговорен к ссылке сначала в Холмогоры, потом – в Соловецкий монастырь, где и умер. На втором Соборе обсуждалось дело Юшки Микляева (Михеева), дьячка Шелонской пятины Новгородской земли, который, не будучи рукоположен, совершал крещения, венчания и отпевания: эти обряды были признаны Собором недействительными.

Важным памятником деятельности А. по управлению Церковью является «Наказ старостам поповским и благочинным строителям» (конец 1697), определявший сферы обязанностей, с одной стороны, выборных поповских старост и, с другой – назначавшихся архиереем благочинных. «Управители» (благочинные) должны были, в соответствии с «Наказом» разбирать определенного рода тяжбы между клириками, надзирать за епархиальным духовенством, за правильностью совершения богослужения, за благочестием паствы, а также за своевременным сбором податей. Сбором податей занимались поповские старосты, являвшиеся, по «Наказу», посредниками между «управителями» и духовенством. Поповские старосты должны были защищать интересы духовенства в суде, а также сообщать в Патриаршие приказы о злоупотреблениях «управителей». «Наказ» устанавливал сферы компетенции епархиального и Патриаршего церковного суда, ограждал церковный суд от вмешательства светских властей.

К «Наказу» прилагались 13 статей указа Петра о замене во всяких делах судов и очных ставок (т. е. состязательного судебного процесса) розыском (расследованием). В 1700 г. в связи с подготовкой нового государственного уложения по поручению Патриарха Адриана были составлены «Статьи о святительских судах» («О святых судах») с целью защитить церковный суд, а также имущество и права Церкви в новом законодательстве.

Сохранилась обширная переписка Патриарха Адриана в связи с управлением Киевской митрополией. Своим невмешательством в церковный суд митрополии Патриарх Адриан способствовал укреплению авторитета Киевского митрополита Варлаама (Ясинского). Патриарх Адриан издал распоряжение запретить служение в церквах странствовавшим по Украине многочисленным «неведомым греческим архиереям» и определить их на жительство в монастыри.

В 1695 г. Патриарх Адриан отказал Холмогорскому архиепископу Афанасию в требовании полностью подчинить ему Соловецкий монастырь, сохранил в монастыре архимандритию и право обращаться непосредственно к Патриарху.

Исследователи отмечают мягкость судебных решений Патриарха Адриана, его незлобивость и желание соборно решать спорные вопросы. Патриарх Адриан пытался путем откладывания Собора защитить от пыток Тамбовского епископа Игнатия (Шамгина), который был замешан в деле Григория Талицкого, обличавшего политику Петра.

При Патриархе Адриане по требованию Иерусалимского Патриарха Досифея II (Нотара) из Москвы в августе 1694 г. были изгнаны братья Иоанникий и Софроний Лихуды, что привело к упадку Славяно-греко-латинской академии. В 1700 г. при содействии Патриарха Адриана ректором Академии стал игумен Палладий (Роговский).

В конце 1698 г. Святейший Патриарх Адриан написал «Извещение о церковно-школьном образовании», где изложил свою беседу с царем о необходимости поставлять на священные степени грамотных людей, для чего нужно устраивать новые школы и следить за порядками в уже существующих. В «Извещении» говорится о вреде обучения у иностранцев и необходимости иметь рус. учителей. В 1700 г. было введено новое летосчисление – от Р. Х., началом года стали считать не 1 сентября, а 1 января. Тогда же было отменено совершавшееся в Вербное воскресенье «шествие на осляти».

Патриарх Адриан является автором служб святым Донату, Ипатию, Даниилу Московскому и Даниилу Переяславскому (1696). Г. А. Скворцов указывает 34 произведения Патриарха Адриана, но при этом отмечает, что «Патриарху принадлежит инициатива, тон и характер, иногда редакция, а не самое написание».

Патриарх Адриан оказал поддержку святому Димитрию Ростовскому в деле составления Четьих-Миней.

Непротивление Патриарха Адриана антицерковной политике Петра I вызывало резкие отзывы современников (известны обличения юродивого Ивана Нагого, митрополита Сибирского и Тобольского Игнатия (Римского-Корсакова)) и критику со стороны позднейших историков (например А. В. Карташёва).

Патриарх Адриан был погребен в Успенском соборе Московского Кремля, царь на погребении не присутствовал.

Ссылки по теме
Форумы