«300 лет Православия на Камчатке: миссия Церкви в прошлом и настоящем» (комментарий в свете веры)

В 2005 году Русская Православная Церковь отмечает 300-летие утверждения Святого Православия на Камчатке. 12 апреля в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете состоялась научно-богословская конференция "300 лет Православия на Камчатке: миссия Церкви в прошлом и настоящем". Конференция открылась молебном в храме святителя Николая в Кузнецах.

Перед началом конференции храм посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Его Святейшество обратился с приветствием к участникам молебна.

Слово Святейшего Патриарха в храме святителя Николая в Кузнецах перед начало конференции, посвященной 300-летию Православия на Камчатке

Фото Ю.Клиценко - Седмица.Ru
Фото Ю.Клиценко - Седмица.Ru

Собратья архипастыри, всечестные отцы, преподаватели и студенты Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета!

В стенах Свято-Тихоновского Университета открывается конференция, посвященная 300-летию Православия на Камчатке. Сегодня мы вспоминаем тех подвижников-миссионеров, которые утверждали среди населения этого далекого края Святое Православие. Но мы не можем не вспомнить и того, что в послереволюционные годы все духовные начала на Камчатке были разрушены, опустошены и поруганы храмы, а главное – были опустошены души людей. Ныне же мы являемся свидетелями возрождения Православия на Камчатской земле.

В 1993 году я посещал Камчатку и могу свидетельствовать о том, что в то время Православная вера пробуждалась в сердцах и душах жителей, хотя в то время на всем полуострове был только один единственный Петропавловский храм, который окормлял живущих в Петропавловске-Камчатском. Сейчас на Камчатке более 40 храмов, которые духовно укрепляют людей, живущих на краю нашей Российской земли, часто подвергаются испытаниям в связи с трудностями зимнего завоза топлива и атмосферными катаклизмами – циклоны так часто обрушиваются на Камчатскую землю и серьезно осложняют жизнь обитателей края. Но вера, которая возвращается в сердца людей, помогает им переносить все трудности и испытания.

Часто мы говорим, что сейчас каждый архипастырь, каждый священнослужитель должен быть миссионером, помогать людям вернуться к отеческим традициям, к вере Христовой. В этом залог будущего России. Знаменательно, что в стенах Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета проходит эта конференция. Убежден, что она поможет учащимся, студентам лучше осознать те задачи, которые сегодня стоят перед Церковью в миссионерской области, в деле духовно-нравственного возрождения нашего народа, особенно, на его дальних окраинах.

По обстоятельствам, от меня не зависящим, я не имел в последние два года возможности совершать богослужения в этом древнем, намоленном храме и встречаться здесь с теми, кто передает свой жизненный опыт и свои знания студентам. Сегодня я пользуюсь возможностью для того, чтобы пожелать всем студентам Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета успешно овладевать знаниями, которые столь необходимы для того, чтобы сеять вечное и разумное и возвращать людей к вере Христовой. Но это необходимо делать не только и не столько своими знаниями, но и примером всей своей жизни, своей верой, чтобы помогать людям обрести единое на потребу.

Мы считаем очень важной ту задачу, которую выполняет Православный Свято-Тихоновский Университет, и благодарны ректору отцу Владимиру, всем наставникам и преподавателям за их самоотверженные труды, которые они несут. В минувшие годы Университет работал в очень скромных условиях, испытывал много трудностей, но пользуясь поддержкой и помощью Московского Государственного Университета вам неизменно удавалось совершать великое и святое дело духовного просвещения.

Пусть Господь поможет наставникам и дальше осуществлять те задачи, которые они видят перед собой, а студентам воспринимать те знания, которые преподаются им здесь. Они очень пригодятся для обновления и возрождения нашей Российской земли и нашего многострадального народа. Пусть помощь Божия сопутствует вам! Храни вас Господь!

Фото Ю.Клиценко - Седмица.Ru
Фото Ю.Клиценко - Седмица.Ru

Затем в актовом зале Православного Свято-Тихоновского Богословского Университета Святейший Патриарх Алексий возглавил первое заседание конференции, посвященной 300-летию Православия на Камчатке.

В церемонии открытия конференции приняли участие митрополит Калужский и Боровский Климент, Управляющий делами Московской Патриархии, архиепископ Тюменский и Тобольский Димитрий, архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн, председатель Миссионерского отдела Русской Православной Церкви, ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьев, градоначальник г. Петропавловска-Камчатского Вячеслав Васильевич Скворцов, первый заместитель губернатора Камчатской области Владимир Федорович Корельский.
Было оглашено приветствие полномочного представителя Президента в Дальневосточном федеральном округе Константина Борисовича Пуликовского.

Фото Ю.Клиценко - Седмица.Ru
Фото Ю.Клиценко - Седмица.Ru

С основным докладом на тему "Русское Православие на Камчатке: воскресение на рубеже тысячелетий" выступил епископ Петропавловский и Камчатский Игнатий.

На конференции работают две секции. Первая - посвящена истории русской православной миссии. Как известно, церковные просветители ценой всяческих лишений, самоотверженного труда, личного подвига обращали в Православие целые народы, проживавшие за Уральским хребтом, вплоть до самого восточного края нашего Отечества - Камчатки. Вторая секция обсуждает насущные миссионерские проблемы Церкви, поставленные в качестве приоритетных Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2004 года.

В работе конференции принимают участие священнослужители Русской Православной Церкви, представители академических институтов, учебных заведений Русской Православной Церкви.

Фото Ю.Клиценко - Седмица.Ru
Фото Ю.Клиценко - Седмица.Ru

Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия к участникам Конференции «300 лет Православия на Камчатке: Миссия Церкви в прошлом и настоящем»

Уважаемые участники и гости конференции!

Знаменательный юбилей, собравший всех нас в этом зале, побуждает мысленно обратиться к событиям XVIII века, когда началось активное исследование и экономическое освоение окраинных территорий государства Российского, как правило, сопровождавшееся и миссионерской деятельностью среди местного населения.

В 1705 году митрополит Тобольский и Сибирский Филофей (Лещинский) - выдающийся миссионер и организатор миссии среди народов Сибири и Дальнего Востока, направил на Камчатку архимандрита Мартиниана для проповеди Евангелия жителям огромного Камчатского полуострова: ительменам, корякам и чукчам. Эта дата и принята как отправная в истории просвещения Камчатки светом Христовой истины.

Следуя чувству христианской любви, архимандрит Мартиниан пожертвовал жизнью ради правды Божией и своей новой паствы, но кровь, пролитая свидетелем Христовой Истины, явилась основанием для дальнейшей проповеди Православной веры.

Другим выдающимся деятелем эпохи освоения Камчатского полуострова был выпускник Славяно-Греко-Латинской Академии Степан Петрович Крашенинников, участник второй Камчатской экспедиции 1724-1732 гг., оставивший бесценные труды, посвященные географии края, описанию быта и языка местных народов.

В 1745 г. на Камчатку прибыла Духовная миссия из 19 человек во главе с иеромонахом Иоасафом (Хотунцевским). Сам иеромонах Иоасаф был деятельный миссионер. За годы своего служения в Камчатской миссии им было крещено более четырех с половиной тысяч человек из одиннадцати тысяч местных жителей. Но кроме своей непосредственной миссионерской деятельности этот выдающийся представитель нашего духовенства XVIII века вошел в историю края как рачитель образования молодого поколения. Он организовал 20 школ, где учили основам веры и русскому языку, арифметике, русской и мировой культуре. Кроме того, он первый предпринял попытку по проведению переписи населения полуострова.

Вспоминая сегодня подвиги просветителей Камчатки, трудившихся на этом поприще в XVIII – XIX вв., мы вновь и вновь убеждаемся в высоте помыслов, жертвенном характере служения и полной самоотверженности проповедников Христовой истины, воплотивших в своем служении лучшие черты миссионерской традиции Русской Православной Церкви.

И хотя, русский миссионер того времени, действовал часто в условиях враждебного окружения, в атмосфере недоверия и отчужденности, он пользовался лишь одним оружием - глубокой верой во Христа и любовью к людям, которым проповедовал эту веру. Его слово сочеталось с примером жизни, он сознательно избегая путей прямого или косвенного принуждения. Он часто выступал против злоупотреблений, чинимых представителями торговых и промышленных компаний и недобросовестными чиновниками в отношении туземного населения.

Минувший XX век вписал как славные, так и трагические страницы в летопись Православия на Камчатке. В связи с этим сегодня нельзя не вспомнить выдающегося миссионера, иерарха и исповедника, епископа (впоследствии митрополита) Нестора (Анисимова), проповедовавшего Слово Божие среди ительменов, эвенов, коряков и других жителей Камчатки.

Этот святитель не только обращал ко Христу представителей местных народов, основывал новые приходы для их духовного окормления, но также заботился об улучшении их жизни и быта. Его трудами и заботами была основана первая на Камчатке лечебница для больных проказой.

К 1917 году на Камчатке действовало более пятидесяти православных приходов, существовало Православное Братство во имя Нерукотворенного Образа Всемилостивого Спаса, почетным председателем которого был царевич Алексей Николаевич, впоследствии страстотерпец.

В годы последовавших за революцией атеистических гонений казалось, что духовная жизнь на Камчатке совершенно прекратилась. Уже к 1923 году здесь было уничтожено более 50 храмов, в дальнейшем богослужебная и приходская жизнь была почти полностью прекращена.

Началом церковного возрождения на полуострове следует считать 1984 год, когда благодаря усилиям православных жителей Петропавловска Камчатского в городе особым Постановлением Совета по делам религий при Совете Министров СССР была зарегистрирована Православная община.

Сегодня, на Камчатке возрождается духовная жизнь. С 1994 года существует Петропавловская и Камчатская епархия, в которой ныне действует 42 прихода, 2 монастыря (мужской и женский) и 1 скит.

В школах, интернатах и детских садах повсеместно преподаются Основы православной культуры, почти во всех больницах действуют часовни, крепнут связи Церкви с Вооруженными Силами.

Все это совершается, невзирая на крайне тяжелые условия, в которых живут сегодня жители полуострова. Можно с уверенностью утверждать, что ныне на Камчатке Православной Церкви, трудами ее самоотверженных служителей, удалось объединить наиболее нравственно здоровые силы общества. Все большее число людей начинает осознавать, что вера в Бога, следование Христовым заповедям наполняет жизнь человека новым духовно-нравственным содержанием, делает человека соработником Творцу и помогает преодолевать трудности повседневной жизни.

Сегодня, по прошествии трехсот лет со времени начала просвещения Камчатки, Русская Православная Церковь продолжает свою Миссию, следуя словам Спасителя: «Шедшее научите вся языки, крестящее их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф.28,19).

Церковь же именуется в Символе веры "апостольской", что означает не только механическую передачу веры принятой от апостолов, но и постоянную обращенность к нуждам мира, жаждущего услышать живое слово веры. Апостольская проповедь – есть неотъемлемая часть жизни Церкви, наряду с иными служениями, пребывающая в Ней от начала ее исторического бытия. Обращаясь к ученикам и последователям, Господь перед Своим славным Вознесением заповедал им быть свидетелями о нем "даже до края земли" (Деян. 1,8).

Во все времена жизни Церкви никому из христиан не следует забывать об этом божественном призыве или считать себя чуждым апостольского делания. Могут меняться времена, страны и народы, но задача Церкви о проповеди Евангелия всему миру остается неизменной и потому всякий член Тела Христова всегда должен осознавать свою ответственность перед Богом и Церковью за проповедь Истины. Каждый православный христианин должен быть приобщен к этому апостольскому служению заповеданному Христом Своим ученикам. Поэтому полем миссионерского служения могут быть не только отдаленные края земли, но и собственная квартира, завод или институт, воинское подразделение или больничная палата. И совершая свое служение, исполняя тем самым свой христианский долг, современные миссионеры должны помнить, что самым убедительным аргументом является соответствие жизни слову, которое он проповедует.

При этом твердым подспорьем будет укорененность миссионера в традиции отечественной культуры, глубоко православной в своей основе, а также - знание родной истории.

В заключение желаю вам, уважаемые участники конференции, помощи Божией в ваших трудах и поздравляем со славным юбилеем. Пусть Всещедрый Господь одарит всех Вас радостью духовной, душевным миром и стойкостью во всех жизненных испытаниях.

Фото Ю.Клиценко - Седмица.Ru
Фото Ю.Клиценко - Седмица.Ru

Ссылки по теме
Последние публикации раздела
Форумы