Светильник веры: к 55-летию со дня кончины архиепископа Серафима (Соболева) (комментарий в свете веры)

Архиепископ Серафим (Соболев)
Архиепископ Серафим (Соболев)

Мария Розинская

26 февраля этого года исполнилось 55 лет со дня упокоения видного иерарха Русской Церкви, дивного пастыря, архиепископа Богучарского Серафима (Соболева). В тяжелое атеистическое время архиепископ Серафим стал редким примером святого благодатного иерарха. В своей жизни он воплотил часто повторяемые им слова: «Недостаточно только чисто исповедовать православную веру, но надо и жить по этой вере», удивительным образом соединяя в себе бескомпромиссную и непоколебимую твердость с кротостью, дивным милосердием и любовью к ближним.

Архиепископ Серафим (в миру - Николай Борисович Соболев) родился в Рязани 1 декабря 1881 г. в многодетной благочестивой семье. Был крещен именем Николай, в честь свт. Николая Мирликийского. Начальное образование будущий владыка получил в церковно-приходской школе. После окончания Рязанской семинарии, в 1904 г. он поступил в Петербургскую Духовную Академию. На последнем году обучения, 26 января 1908 г., епископом Ямбургским Сергием (Тихомировым) был пострижен в монашество с именем Серафим, в честь прп. Серафима Саровского, а 18 марта того же года был рукоположен в сан иеромонаха. Вскоре после окончания Академии назначен преподавателем пастырского училища в г. Житомир, но вскоре был переведен на должность помощника смотрителя духовного училища в Калуге. Во время проживания в Калуге часто посещал Оптину пустынь и общался с её старцами. В 1911 г. назначен инспектором Костромской семинарии, а на следующий год - ректором Воронежской семинарии и возведен в сан архимандрита.

После октябрьского переворота в Воронеже установилась большевистская власть, начались гонения на православное духовенство. 8 февраля 1918 г. был расстрелян крестный ход насельников и прихожан Митрофанова монастыря. В августе 1918 г. семинария была закрыта новыми властями. Архимандрит Серафим направил жалобу по поводу её закрытия в Облисполком, но ответа не получил. 28 января 1919 г. были вскрыты мощи святителя Тихона Задонского, 8 февраля – святителя Митрофана Воронежского. В ответ на насилие большевиков по губернии прокатилась волна протестов, но все выступления были жестоко подавлены. С 6 по 24 октября шли бои между Белой и Красной армиями за Воронеж. В эти дни большевики живьем закопали в землю семерых насельников Митрофанова монастыря за служение молебна о победе Белой армии. Архиепископ Серафим, как очевидец всех этих событий, впоследствии часто говорил, что до сих пор помнит их стоны из под земли...

В конце октября город окончательно перешел в руки большевиков. С последним поездом, отъезжавшим из Воронежа на юг, в открытом вагоне, нагруженном углем, архимандрит Серафим уехал в Екатеринодар (ныне Краснодар). В Екатеринодаре он был назначен ректором семинарии, но вскоре был вынужден переехать в Симферополь, где был назначен ректором Таврической семинарии.

В тяжелые дни гражданской войны, 1 октября 1920 г. в кафедральном Александро-Невском соборе Симферополя архимандрит Серафим был хиротонисан во епископа Лубенского, викария Полтавской епархии. Хиротонию возглавил митр. Киевский Антоний (Храповицкий). Несмотря на торжественность и благолепие богослужения, которое совершили пять архиереев в сослужении сонма духовенства, собравшегося в Симферополе практически со всей России в поисках спасения от красноармейского произвола и насилия, в своей речи архимандрит Серафим вспоминал страшные слова Апокалипсиса: «и бысть трус велий, и солнце мрачно бысть яко вретище власяно, и луна бысть яко кровь: и звезды небесныя падоша на землю…» (Откр. 6:12-13). Через сорок дней практически все духовенство, принимавшее участие в хиротонии епископа Серафима, было вынуждено срочно покинуть Симферополь с последними частями Белой армии. 1/14 ноября 1920 г., на последнем покидающем Севастопольскую бухту комендантском пароходе «Херсонес», вместе с комендантом города генералом Стоговым, покинул Россию и епископ Серафим.

Русская церковь Свт. Николая в Софии
Русская церковь Свт. Николая в Софии

Недолгое время владыка преподавал в высшей богословской школе Константинопольской Патриархии на острове Халки, а весной 1921 г. прибыл в Болгарию и по просьбе русских эмигрантов, проживавших в Софии, Заграничным церковным управлением был назначен настоятелем храма во имя свт. Николая Мирликийского при бывшем русском посольстве. Учитывая большое число русских эмигрантов, проживавших в Болгарии, и существования нескольких церквей с русскими приходами, летом 1921 г. было сформировано специальное Болгарское церковное благочиние, управляющим которого был назначен епископ Серафим с титулом епископа Богучарского, викария Воронежской епархии.

В ноябре 1921 г. владыка представлял Болгарское благочиние на Русском Православном Архиерейском Заграничном Соборе, проходившем в Сремски Карловци в Сербии, на котором была разработаны принципы урегулирования церковной жизни русских верующих, волею судьбы оказавшихся вне пределов родины. В 1922 г. после разрыва отношений между Карловацким синодом русских архиереев за границей и Патриархом Московским Тихоном епископ Серафим со своей паствой автоматически оказался в юрисдикции Русской Православной Церкви Заграницей.

Владыка, как и вся его русская эмигрантская паства, очень тяжело переживал свое вынужденное проживание вдали от родины, трагедию России, крушение империи и династии с более 300-летней историей. Сохранились свидетельства, что еще в 1926 г. он продолжал служить молебны о словно живом государе. По всей вероятности, владыка долгое время не мог поверить в возможность зверской расправы над Помазанником Божиим.

В 1927 г., как и многие другие заграничные русские архиереи, архиепископ Серафим подписал Окружное послание Архиерейского собора Русской Православной Церкви Заграницей, осуждающее известную Декларацию митр. Сергия (Страгородского).

В 1934 г. митр. Антонием (Храповицким) был возведен в сан архиепископа.

В Болгарии владыка содействовал налаживанию церковной жизни не только русских эмигрантов, но и болгар. Болгарская Православная Церковь с 1872 г. из-за наложенной на неё Константинопольским Патриархатом схизмы, находилась в состоянии изоляции среди православного мира. Для изменения ситуации владыка обращался в высшие церковные инстанции с соответствующими докладами. От Русского заграничного церковного Синода получил разрешение войти в молитвенное общение с болгарскими священнослужителями. Во многом благодаря и его усилиям в феврале 1945 г. специальным томосом Константинопольской Патриархии схизма была снята.

В начале Второй мировой войны, хотя в эмигрантской среде еще были распространены мнения о необходимости вооруженного изменения политической ситуации в России, не благословил русских эмигрантов на вступление в воинские части, формировавшиеся тогда на территории Югославии против Советского Союза. Владыка не мог допустить и мысли о военных действиях против своих же соотечественников.

В 1943 г. резко разошелся с митр. Анастасием (Грибановским), отказавшись участвовать на Венском соборе, которым руководили власти Германии. 16 июня 1945 г. вместе со своей паствой воссоединился с Русской Православной Церковью. В 1946 г. принял советское гражданство и получил паспорт под номером 1 советского гражданина в Болгарии, чем, возможно, спас русских эмигрантов от репрессий. В том же году, во время визита Патриарха Алексия I в Болгарию, приветствуя предстоятеля Русской Церкви в кафедральном Александро-Невском соборе Софии, от лица русских верующих владыка сказал: «Двадцать пять лет мы были в разобщении с Матерью нашей - Церковью Российской. Но это разобщение было чисто внешним явлением, ибо в сердцах наших было полное единение с вами, со всеми братьями нашей Родины <…> С нами было то, что наблюдается на поверхности и в глубине океана. На поверхности его от внешних и случайных причин бывают различные течения, а в глубине океана идет всегда и неизменно одно течение. Так и в глубине нашего существа, в глубине наших сердец было и есть одно неизменное стремление к Матери нашей Церкви».

Принял участие в Московском совещании Глав и Представителей автокефальных Православных Церквей в июле-августе 1948 г.

Особое ревностное внимание владыка уделял соблюдению чистоты православного вероучения. Иногда он говорил: «Мои книги – это моя кровь!» К Архиерейскому Собору РПЦЗ в октябре 1935 г. он представил труд «Новое учение прот. Сергия Булгакова о Софии Премудрости Божией», за который в 1937 г. был удостоен степени магистра богословия. В этом сочинении он подвергал критике новое учение прот. Сергия и обвинял его в ереси.

В августе 1938 г. на II Всезарубежном Церковном Соборе, проходившем в Сремски Карловци, владыка сделал доклад об экуменическом движении, в котором говорил о недопустимости участия Вселенской Православной Церкви в этом движении и его полную зависимость от масонства, враждебного Православию. А к Совещанию глав и представителей автокефальных православных Церквей, проходившем в Москве в 1948 г. в честь празднования 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви, подготовил специальный доклад - «Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении?».

В 1943 г. он опубликовал сочинение «Искажение православной истины в русской богословской мысли», в котором разбирал богословские взгляды современных церковных деятелей, в частности, митр. Антония (Храповицкого) и митр. Сергия (Страгородского). Учитывая острую полемику в церковных кругах о возможности перехода на новый календарный стиль, владыка написал статью, «О новом и старом стиле», в которой рассматривал возможные изменения в церковном богослужении в случае введения нового стиля и их противоречие Церковному Уставу, заветам святых отцов и сложившейся богослужебной традиции. Составил также труд «Русская идеология» в доказательство истинности монархического управления России. Является автором множества проникновенных проповедей, призывающих верующих к хранению православной веры. Сам владыка очень любил жития святых свт. Димитрия Ростовского, прочитал все 12 томов одиннадцать раз.

Незадолго до смерти исполнилось одно из заветных желаний любящей монашество души владыки – несмотря на оскудении людской веры и упадок в это время монашеского делания в Болгарии, близ Софии был основан Княжевский женский монастырь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Часто посещал главную болгарскую святыню - Рильский монастырь, написал акафист прп. Иоанну Рыльскому, который был переведен на болгарский язык и получил широкое распространение.

Владыка Арсений совершает панихиду по архиепископу Серафиму (Соболеву)
Владыка Арсений совершает панихиду по архиепископу Серафиму (Соболеву)

Скончался владыка 26 февраля 1950 г. в Софии. На отпевание пришли все синодальные архиереи Болгарской Церкви, сонм епископов, архимандритов и священников. Храм не вмещал всех желающих проститься с владыкой. Погребен в крипте под алтарем храма.

Когда в 1968 г. Болгарская Православная Церковь перешла на новый календарный стиль, многие ученики и последователи архиепископа Серафима, на основании его осуждения возможности введения нового стиля и специальной работы, посвященной этой проблеме, воспротивились решению Церкви и учинили церковный раскол. В 1993 г. он получил свое иерархическое развитие после посвящения представителем Греческой старостильной Церкви болгарского старостильника во епископа Триадицкого. С этого времени существует Старостильная Православная Церковь Болгарии во главе с еп. Фотием, которая считает себя наследницей духовных заветов архиепископа Серафима. Но не забывая резко отрицательное отношение владыки к новому стилю, можно вспомнить и его упорное стремление к сохранению целостности и единения Церкви. Здесь можно привести слова хорошо знавшего владыку еп. Левкийского Парфения: «В процессе обсуждения любого вопроса владыка бы стоял на своей известной позиции, но после окончательного решения немыслимо допустить, чтобы он позволил себе уйти в раскол <…> Если бы он ослушался своей юрисдикции, он бы сделал раскол не только от Болгарской Церкви, но и от своей Московской Патриархии. А это немыслимо для владыки Серафима…»

Ящик для писем владыке Серафиму
Ящик для писем владыке Серафиму

Еще при жизни владыки его духовные чада получали, благодаря его молитвам, дивную Божию помощь в своих горестях. Еще при жизни духовные чада ощущали его дар прозорливости, который проявлялся даже на далеком расстоянии. Перед своей кончиной он сказал: «Если буду иметь дерзновение перед Господом, не оставлю вас». И вскоре крипта русского храма, в которой он похоронен, стала местом паломничества многочисленных верующих. Здесь совершались и по сей день продолжают совершаться дивные исцеления, скорбящим подается утешение, терпящим житейские трудности – скорое их разрешение. Возле могилы установлен специальный ящичек для писем приходящих со всех концов мира, с просьбами к владыке Серафиму о помощи в самых различных житейских нуждах. В феврале 2002 г. архиепископ Серафим (Соболев) был канонизирован раскольничьей Старостильной православной Церковью Болгарии. Вопрос о канонизации архиепископа Серафима часто поднимается и в Болгарской Православной Церкви.

Форумы