Возрожденные храмы Завидово (телепрограмма, 24.07.04) (комментарий в русле истории)

Знаменитые посетители Завидова и его храмов

(Из книги: Ю.А.Пензиков. История села Завидово и его храмов. М.: «Северный паломник». 2003 г. С. 45-56)

Поскольку через Завидово проходила дорога из Москвы в Тверь, Новгород и Петербург, мимо завидовских храмов проезжали многие путешественники. Среди них были известные государственные деятели, иерархи и члены императорского дома.

Патриарх Никон. Изображение из
Патриарх Никон. Изображение из "Титулярника" XVII в.

Патриарх Никон

Одним из таких путешественников был знаменитый Патриарх Никон. Запись в Расходной книге патриаршей казны за 1656 год сообщает о том, что патриарх, направляясь в основанный им Иверский монастырь на Валдайском озере, посетил завидовскую церковь Успения Пресвятой Богородицы: «Святейший Патриарх ходил в Иверский монастырь Новгородского уезда, на дороге в селе Завидове в вотчине Архангельского собора - попу на молебен десять алтын...». Это событие послужило основой для местного предания о приезде Никона [1].

Знаменитый патриарх, по всей видимости, не раз бывал в Завидове, поскольку неоднократно проезжал по тверской дороге и часто бывал в Твери. Так, 2 марта 1654 года в присутствии Никона в тверском Желтикове монастыре была вскрыта гробница святителя Арсения Тверского, останки которого переоблачили в новые одежды. В 1656 году Никон жил в Твери шесть недель, с 6 сентября по 18 октября. В тверском Феодоровском монастыре хранилось Евангелие с дарственной надписью Патриарха:

«Святейшую Книгу, Евангелие Толковое повседневное Великий Государь Никон, патриарх Московский и всея Великия и Малыя и Белыя Руссии пожаловал своего Государева строения Пречистыя Богородицы Иверскаго монастыря в приписной Феодоровский монастырь, что в Твери, вечнаго ради поминовения себе и родителей своих».

Русские государи и члены императорского дома

29 апреля 1767 года в Завидове остановилась на короткий отдых императрица Екатерина II, которую сопровождали генералы Григорий Орлов и Захар Чернышев. Государыня посетила церковь Успения Богородицы, и, по свидетельству ее личного канцеляриста Крашенникова, приложилась к кресту, который держал в руках священник. Екатерина направлялась в Тверь, где ее ожидала галера «Тверь», на которой императрица в сопровождении целой флотилии судов совершила путешествие по Волге до Симбирска.

В конце царствования Екатерины II Завидово было «прославлено» идейным противником императрицы А.Н.Радищевым, который посвятил придорожному селу целую главу своей книги «Путешествие из Петербурга в Москву». Справедливо бичуя недостатки современного ему общества, Радищев считал источником зла царскую власть и Православную Церковь. Разрушительные идеи Радищева во многом предопределили трагическую судьбу России в начале XX века.

В 1826 году через Завидово проследовала траурная процессия с останками скончавшегося в Таганроге императора Александра I Благословенного. На ночь императорский гроб поместили под сенью в храме Успения Пресвятой Богородицы. Там же была отслужена заупокойная служба. Об этом событии напоминает хранящаяся в Успенской церкви резная вызолоченная сень на четырех колоннах. Сень увенчана большой резной короной. Под карнизом изображены два орла с инициалами. Рядом размещена памятная надпись: «Под сей сению стояло тело в Бозе почившего Государя Императора Александра I 8 дня февраля 1826 года». В своде сени находится икона «Коронование Богоматери».

По установленному порядку, известному с начала XIX века, местный благочинный подавал митрополиту Московскому письменное сообщение о торжественной встрече лиц императорского дома, проезжавших по территории его благочиния. Примером такого отчета является приведенный ниже документ.

Высокопреосвященнейшему Филарету Клинской округи от Благочиннаго погоста Тешиловскаго священника Петра Михайлова
Всепокорнейший рапорт

Его Императорское Высочество Государь великий князь Михаил Павлович соизволил шествие иметь сего октября 16-го дня мимо сел моего ведомства: села Спаскаго, что Заулки, села Завидова и села Воскресенского, что на Шоше. И во время сего шествия при каждом селе духовенством в праздничном облачении со крестом и при звоне был встречен, и сопровожден того же числа со звоном же.
Октября 18 дня 1826 года.

Заметим, что такие торжественные встречи были довольно редки. Императоры и члены императорской фамилии предпочитали проезжать Завидово без колокольного звона. Так, в 1850 году благочинный третьего округа, завидовский священник Александр Лихачев сообщает митрополиту Филарету, что «Их Императорские Высочества Великия князья Николай Николаевич и Михаил Николаевич имели высочайший проезд через село Завидово 19 августа в половине 5-го часа до восхождения Солнечного. Почему и встречи в столь раннее время их императорским Высочествам чинено не было. Особеннаго ничего не случилось. О чем Вашему Высокопреосвященству всепокорнейше доношу».

Через месяц Александр Лихачев снова пишет донесение высокопреосвященнейшему Филарету о том, что «император Николай I 8 сентября проехал через Завидово в 4 часа 30 минут после полудня. Встречи не было, так как передовой фельдъегерь передал приказ Государя никаких встреч в селах не устраивать». Как свидетельствует донесение, «проездом Государь в коляске сидя почивал; особенного ничего не случилось».

После постройки Николаевской железной дороги члены императорского дома перестали пользоваться Петербургским трактом и в Завидове не останавливались.

Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский
Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский

Святитель Филарет (Дроздов)

С завидовскими храмами связаны имена знаменитых иерархов Русской Православной Церкви, управлявших Московской епархией или ее викариатствами. Среди них — святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский. О том, что он мог посетить Завидово, свидетельствуют антиминсы завидовских храмов, упомянутые в описи церковного имущества 1893 года.

Один из этих антиминсов - шелковый, голубого цвета - находился на престоле Ильинского придела Успенской церкви. На нем была следующая надпись: «Повелением Благочестивейшаго и Самодержавнейшаго Государя нашего Императора Александра Николаевича всея России, благословлением же Священнейшаго Правительствующаго Синода, священнодействован того же Синода членом Преосвященным Филаретом Митрополитом Московским и Коломенским, Свято-Троицкия Сергиевы Лавры Священно-Архимандритом, в лето мироздания 7362, от Рождества Христова 1854 года». На обороте антиминса стояла подпись митрополита Филарета. Второй антиминс со схожей надписью и подписью митрополита Филарета был датирован 1857 годом и хранился на престоле Троицкого храма. Судя по этим надписям, святитель Филарет дважды побывал в Завидове и служил в местных храмах Божественную литургию.

Нельзя исключить, что митрополит Филарет приезжал в Завидово гораздо чаще. Древнее правило требует, чтобы епископ обозревал свою епархию, по крайней мере, раз в два года, если не каждый год. К тому же всякий архиерей, вступив в должность, обычно объезжал вверенные ему храмы, монастыри, духовные школы, богадельни и другие богоугодные заведения. Зная деятельный, подвижнический характер святителя Филарета, невозможно представить, что он, оказавшись на московской кафедре, не поторопился ознакомиться со своей паствой и клириками.

Митрополит Филарет возглавлял Московскую епархию, а по существу, всю православную Россию сорок шесть лет. Он родился в 1782 году в семье потомственных священников города Коломны, где окончил семинарию. В 1808 году, приняв монашество, Филарет получил должность профессора Санкт-Петербургской духовной академии. Петербургский митрополит Амвросий сразу оценил его трудолюбие, талант и христианское смирение. Иеромонах Филарет стал главным помощником митрополита в управлении епархией и много сделал для повышения уровня образования в духовных учебных заведениях. Вскоре Филарета наградили орденом, возвели в сан архимандрита и назначили ректором академии. Через некоторое время он был рукоположен во епископа и поочередно управлял несколькими епархиями, в том числе Тверской. В 1821 году святитель стал архиепископом Московским. Император Николай I, вступивший на престол в 1825 году, возвел Филарета в сан митрополита и назначил его постоянным членом Святейшего Синода.

Трудно перечислить все то, чем митрополит Филарет обессмертил свое имя. Громадный, совершенно своеобразный, творческий, самостоятельный ум, колоссальная образованность, необычная даровитость, глубокая и смиренная вера, преданность Богу и судьбам Божьего Промысла - вот качества, всегда отличавшие этого великого иерарха. С именем святителя связаны чудесные исцеления. Митрополит Филарет составил знаменитый катехизис, по которому учились многие поколения русской молодежи. При трех императорах митрополит Московский Филарет занимал выдающееся место не только среди иерархов Русской Церкви, но и среди государственных деятелей. Для решения спорных вопросов к нему, как к последней инстанции, обращались представители различных ведомств и сама верховная власть. Александр II поручил святителю составление манифеста об освобождении крестьян от крепостной зависимости. 7 августа 1867 года Россия торжественно праздновала пятидесятилетие его епископства.

Митрополит Филарет скончался 19 октября 1867 года. На Всероссийском поместном церковном соборе 1918 года был поднят вопрос о том, чтобы причислить к лику святых трех великих праведников русской Церкви - московского митрополита Филарета, святителя Феофана Затворника и великого старца Оптиной пустыни Амвросия. Из-за вмешательства большевиков собор не смог закончить свою работу, и вопрос о канонизации этих святых был решен лишь спустя многие годы. Сейчас мощи святителя Филарета почивают в Троице-Сергиевой Лавре.

Сохранились документы, свидетельствующие о личном участии митрополита Филарета в реконструкции завидовского храма.

Святейшему Правительствующему Синоду Члена онаго, Филарета, Митрополита Московскаго и Коломенскаго
Донесение

Строитель Успенской, села Завидова, церкви, Клинскаго уезда, крестьянин Иван Иванов Лалыкин, просит ходатайства Епархиальнаго начальства об отпуске из казенных дач приходских той церкви крестьян леснаго материала, потребного при начатом распространении трапезы означенной церкви, с устроением двух приделов, и построении каменной колокольни: при чем представил инженером Грудзиным смету леснаго материала, потребного для упомянутой постройки.

При дознании по сему предмету, священноцерковнослужители села Завидова объяснили, что леснаго материала на производимую постройку церковной трапезы и колокольни, по недостатку церковной суммы, в готовности нет, и средств к приобретению онаго в виду никаких не имеется, кроме пособия от начальства: а равно и приходские того села крестьяне, в числе 14 человек, показали, что в лесных материалах для церковной стройки настает крайняя нужда: но приобрести оные средства нет: из участков леса, которые отводятся для продовольствия их крестьян, они выделить ничего не могут, так как им самим едва достается леса на отопление их домов; потому и желательно им, чтобы начальство благоволило выделить из казенных дач, особым отводом, потребное количество леса на исправление церкви и построение колокольни.

По справке в консисторию оказалось:

1. вследствие прошения прихожан Успенской села Завидова церкви, в 1853 году, разрешено им Епархиальным начальством распространить трапезу означенной церкви, с устроением двух приделов, и построить новую колокольню на доброхотные пожертвования их прихожан, с употреблением, если нужно будет, и церковной кошельковой суммы.
2. по ведомости о приходе и расходе церковных денег, по церкви села Завидова, значится в остатке к 1-му января сего 1858 года только 36 рублей серебром.

В Журнале Святейшего Правительствующего Синода марта 30 дня 1858 года под № 16 записано:

Святейший Правительствующий Синод слушали: рапорт Преосвященнаго Митрополита Московского Филарета, полученный 11 марта 1858 года с исправлением ходатайства Св. Синода об отпуске из казенных дач лесного материала на устроение трапезы, с двумя приделами и построение колокольни при Успенской села Завидова церкви Клинского уезда с приложением сметы для прописанной надобности леснаго материала. Приказали: Представить Господину обер-прокурору Св. Синода, графу Александру Петровичу Толстому о настоящем ходатайстве Преосвященнаго Митрополита Московскаго сообщить на благоусмотрение г. Министра Гос. Имущества и просить о последующем уведомлении его, для чего с прописанием изъясненаго рапорта Преосвященнаго Митрополита и с приложением представленной при оной сметы потребнаго для прописанной надобности леснаго материала передать в канцелярию обер-прокурора Св. Синода копию с сей статьи Журнала.
Помощник секретаря

Благодаря заботе митрополита Филарета необходимое для реконструкции завидовского храма количество строевого леса из казенных дач было выделено.

Епископ Серафим (Звездинский)
Епископ Серафим (Звездинский)

Святитель Серафим (Звездинский)

Уже в советское время в Завидове побывал другой иерарх, недавно причисленный к лику святых, — новомученик Серафим (Звездинский). Он родился 7 апреля 1883 года в Москве, окончил семинарию и Московскую духовную академию. Будучи студентом, Серафим принял монашеский постриг. После окончания академии он был посвящен в иеромонахи и назначен преподавателем церковной истории в Вифанскую семинарию. Воспитанники семинарии запомнили отца Серафима светлым, тихим и благодатным. В одном из своих писем Владыка вспоминал это время: «Я молился за каждого своего ученика. Вынимал за каждого частицу на проскомидии, и это, видимо, чувствовали они своими душами».

Дивные проповеди отца Серафима, его молитвенное благоговейное служение, постничество и подвижническая жизнь привлекали к нему молодежь, искавшую высоких идей. На отца Серафима обратили внимание и высшие иерархи Русской Православной Церкви. В 1914 году иеромонах Серафим был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Чудова монастыря. Чудовские монахи боялись нового настоятеля, не допускавшего ни малейшего отступления от строгих правил монашеского жития, но в то же время видели, что к самому себе архимандрит относился с неизмеримо большей строгостью.

Вскоре после октябрьского переворота 1917 года советская власть закрыла Чудов монастырь, иноки которого были вынуждены расселиться по другим монастырям. Осенью 1919 года по желанию Святейшего патриарха Тихона архимандрит Серафим был посвящен в сан епископа и назначен епископом Дмитровским, викарием Московской епархии. Занимая эту должность, Владыка несколько раз посещал завидовскую церковь. Очевидно, впервые он побывал в Завидове в конце 1919 или в начале 1920 года, когда совершал объезд храмов Клинского уезда, входившего в Дмитровское викариатство. Известно, что в церкви Успения Божией Матери он служил Божественную литургию, а затем выступил с проповедью, в которой говорил о тяготеющем над Россией постыдном грехе цареубийства и призывал к всенародному покаянию. Обладая даром прозорливости, епископ Серафим предсказал большие беды, которые обрушатся на Успенский храм в Завидове и снесут с лица земли Вознесенскую церковь в Тешилове.

Три года Владыка подвизался на Дмитровской кафедре. Это были годы сплошного торжества и праздника. Огненная молитва, приобщение отпавших, взыскание заблудших, утешение старцев, воспитание младенцев и подростков, непрестанное поучение словом Божиим — таким было его служение. Народ толпился у дверей дома Владыки. Очередь скорбящих, притекавших к нему за утешением, возрастала с каждым днем.

В 1922 году советская власть развернула в стране кровавый террор. Собирались арестовать и епископа Серафима, однако первая попытка ареста Владыки сорвалась: на его защиту поднялся весь Дмитров. Тогда 28 ноября 1922 года Серафима вызвали в Москву, где арестовали и посадили в Бутырскую тюрьму, а затем отправили в ссылку в Зырянский край. Летом 1925 года, отбыв трехлетний срок, владыка Серафим смог покинуть эти места, жителей которых он утешил и просветил своей любовью. Зыряне провожали святителя со слезами, кланяясь ему в ноги и целуя его, как родного отца.

После возвращения из ссылки Владыке запретили жить в Дмитрове и даже посещать этот город. Каждый день он должен был являться на Лубянку. И лишь весной 1926 года епископу позволили выехать в Дивеевскую обитель. В сентябре 1927 года его снова арестовали. За арестом последовали бесчисленные переводы - в Алма-Ату, в Гурьев, в Уральск и, наконец, в Омск. Дорога мук, страданий и издевательств окончилась в Ишиме, в июне 1937 года. Исповедник и мученик за веру архиепископ Серафим был расстрелян вместе с другими арестантами, имевшими духовный сан.
В середине августа 2000 года Юбилейный Архиерейский собор русской Церкви принял решение о прославлении для общецерковного почитания в лике святых Собора новомучеников и исповедников Российских XX века, поименно известных (814 подвижников) и доныне миру не явленных, но ведомых Богу (46 подвижников). В их числе был прославлен святитель Серафим (Звездинский) -архиепископ Дмитровский, викарий Московской епархии.

Примечания:

[1] Согласно этому преданию, Никон, тогда еще новгородский митрополит, посетил завидовскую церковь ночью, по дороге в Москву. По приказу Никона все присутствующие остались на паперти, а сам он молился в храме. Вдруг с неба раздался громкий глас: «Получишь то, что просит твоя гордыня!» Согнувшись и шатаясь, Никон вышел из храма. Келейник и иноки, сопровождавшие владыку, бросились поддержать его и ужаснулись, ощутив на плечах Никона холодное железо. После приезда в Москву Никон был возведен в сан Патриарха, а вериги, полученные им в завидовском храме, срослись с его телом. Уже будучи патриархом, Никон заехал в завидовскую церковь и дал священнику денег, приказав молиться о спасении его души. После смерти Никона вериги сами отпали от плоти.

Форумы