"Преподобный Нил Столобенский строго выбирает себе братию..." (комментарий в русле истории)

Житие прп. Нила Столобенского

Преподобный Нил Столобенский родился в конце XV столетия в Жабенском погосте Деревской пятины Новгородских земель. Древнее житие прп. Нила написано в самом конце XVI века иноком Свято-Троицкой Герасимовой пустыни города Вологды Филофеем Пироговым по запискам о жизни и чудесах преподобного, составленным о. Германом, первым игуменом Нило-Столобенской пустыни. Кто были его родители и какое имя носил он в миру, неизвестно. Известно только, что воспитали они сына в страхе Божием. С ранних лет отрок воспламенился любовью к Богу. Рано лишившись родителей, он оставил собственный дом, удалился в монастырь святого Иоанна Богослова, именуемый Крыпецким. Здесь он принял монашеский постриг с именем Нил в честь великого подвижника Синайской горы преподобного Нила Постника.

Приняв на себя ангельский образ, инок проявил стремление к высокой подвижнической жизни, подвергая плоть свою строгому воздержанию. Сколько лет подвизался преподобный в обители, точно никто не знает. Однако во время своего пребывания в Крыпецком монастыре Нил не переставал удивлять настоятеля и братию своей полной самоотречения высокой духовной жизнью, соединенной с кротостью, смирением и послушанием. Но не восхищения, не мирской славы искал будущий святой: он желал уединенных, невидимых человеческим глазом подвигов и, обнаружив пристальное к себе внимание, стал просить у настоятеля благословение отойти в пустыню, чтобы подвизаться пред очами Единого Бога. Долго настоятель не соглашался отпустить Нила, провидя в нем человека Божия, избранный сосуд Святого Духа и считая удаление такого монаха в пустыню великой потерей для обители. Попытки отговорить подвижника от пустыннической жизни ни к чему не привели, и, уступив просьбам монаха, игумен благословил его.

Покинув Крыпецкий монастырь, преподобный Нил ушел искать лесную пустыню и остановился в дремучем лесу близ реки Серемхи, или Черемухи. Это случилось в 1515 году. Тринадцать лет прожил он здесь в келье, построенной своими руками. Питался тем, что находил в лесу. Со временем стал возделывать огород и выращивать овощи, укрепляясь непрестанным богомыслием и вознося за все благодарение Богу.

Такие подвиги самоотречения во имя Христа не могли остаться незамеченными исконным врагом нашего спасения — диаволом. Он восстал на монаха со всею злобою, пытаясь устрашить отшельника видениями и заставить его бросить уединенную жизнь. Бесы, принимая обличье разных зверей и гадов, устремлялись на преподобного Нила с дикими стенаниями, свистом и ревом. Но святой крестным знамением и молитвою, как мечом, отражал нападения и только утверждался в правильности избранного им пути. Тогда лукавый, видя непреклонность подвижника, решил напустить на него разбойников и их руками расправиться с монахом, внушив им мысль, что преподобный одним своим присутствием мешает им жить, как хочется. Злодеи окружили келью, однако молитвенник, воззвав ко Всевышнему о помощи, вышел к ним со своей келейной иконой Пресвятой Богородицы, и сила Небесной Заступницы превратила пышущих ненавистью и злобой разбойников в боязливых и робких людей. Им представилось, что святой идет на них в сопровождении целого полка вооруженных воинов. В ужасе пали они к ногам преподобного Нила, раскаиваясь в своих преступных намерениях и умоляя о пощаде. Кроткий и незлобивый подвижник обратился к ним со словом Божиим и наставлением, чтобы впредь удерживались они от дурных дел, внушаемых диаволом, и, благословив, отпустил их с миром.

Прошло несколько лет со времени поселения преподобного Нила в пустыни Серемхской. Не утаились от окрестных жителей ни подвижническая жизнь святого, ни чудеса, которые щедро являл Господь Своему угоднику. Многие из боголюбивых и богобоязненных поселян стали приходить к нему за наставлениями, прося молитвенной помощи в своей нелегкой жизни. И все они получали от него, как от неоскудевающего источника премудрости и благочестия, великое утешение, превознося и восхваляя дивные подвиги и милосердие преподобного Нила. Тяжко стало смиренному монаху от молвы людской. Снова она нарушила его обет не напоказ, а тихо и безвестно служить Единому Богу, только пред Его очами подвизаться. Нил боялся потерять награду от Бога, обещавшего за тайные дела благочестия воздать явно, а, принимая честь от людей, он лишался сокровищ, добытых многолетним подвижничеством. И стал преподобный день и ночь молить Владыку и Пречистую Его Матерь наставить его, указать ему путь ко спасению. И Господь исполнил его прошение: однажды на молитве Нил как бы задремал и вдруг услышал голос, повелевавший ему:

— Нил! Выйди отсюда и иди на остров Столобное — на нем ты сможешь спастись. Преподобный исполнился радости, услышав небесный глас. Он возблагодарил Пречистую Богородицу, что вняла молению его и не оставила без помощи.

Узнав от христолюбивых посетителей, что названный ему в откровении остров находится на озере Селигер, в 7 верстах от Осташкова Тверской губернии, и что никто на нем не живет, подвижник решил оставить Серемхскую пустынь и в 1528 году с радостью отправился на указанный ему остров спасения.

Достигнув острова Столобное, преподобный Нил обошел его и убедился, что он необитаем и очень удобен для уединенного, безмолвного жития. Остров был, конечно, невелик, но на нем рос вековой лес, а в лесу было множество ягод. Все здесь радовало сердце и казалось прекрасным среди безмолвия и тишины, нарушаемых лишь пением птиц да шумом волн. На острове была гора, тоже покрытая сосновым бором. Поднявшись на нее, праведник возблагодарил Господа за то, что привел его сюда. С молитвой выбрал себе подвижник место для устроения жилища. Он выкопал небольшую пещеру, в которой и перезимовал, а весной построил деревянную келью и часовню, в которой через двадцать семь лет своего пустынножительства на этом острове и был погребен.

Как в Серемхской пустыни, так и здесь, радуясь духом и вознося непрестанно ум свой горе, тело и душу, он упражнял дневными трудами и всенощными стояниями на молитвах, ища и находя во всем помощь Господа нашего Иисуса Христа. Пищу добывал свои трудом: возделывая землю мотыгой, сеял хлеб и сажал овощи. Таким образом, сбывались на нем слова Писания: в поте лица твоего будешь есть хлеб.

Иногда окрестные рыболовы, причалив к острову, приносили преподобному рыбу, но не у всякого святой принимал дары. Благодаря дару прозорливости угодник Божий видел, кто подходит к его келье, и, если это был человек, нарушающий заповеди Божий и не каявшийся в своих грехах, Нил закрывал пред ним дверь. Часто такой отказ приводил к тому, что пришедший осознавал пагубность своих поступков и искренне раскаивался.

Всегда памятуя о смерти, преподобный Нил задолго до кончины выкопал себе в часовне могилу и, поставив в нее вытесанный своими руками гроб, каждый день приходил к нему плакать о своих грехах. Да и в своем жилище он не давал себе возможности ни на минуту забыться сном: ложем и стулом ему служили деревянные крюки, вбитые в стену. Проводя дни и ночи в трудах и молитвах, святой не позволял себе прилечь, но, стоя, облокачивался на эти крюки и в таком положении отдыхал.

Конечно же, такое подвижничество было невыносимо для лукавого, который и на острове не оставлял молитвенника в покое, воздвигая на него брань и творя ему всякие козни. Однажды диавол явился святому в человеческом облике и стал убеждать Нила покинуть остров, пугая опасностью для его жизни со стороны грубых окрестных жителей. Преподобный, оградив себя крестным знамением, стал читать псалом: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его». Диавол тотчас исчез.

Разъяренный неудачей лукавый в другой раз явился к избраннику Божию с целым полчищем бесовским. Они принесли с собой веревки и, окружив келию, стали раскачивать его жилище, крича и угрожая стащить келью в озеро. Но блаженный не устрашился, он вознес пламенную молитву к Богу, прося избавить его от напасти: «Внуши, Боже, молитву мою и не презри моления моего. Господи! Защитниче мой! Обыдоша мя беси, яко пчелы сот, и разгорешася, яко огнъ в тернии: именем Господним противляхся им». И вновь с Божией помощью преподобный Нил обезоружил сатану. При всех своих ухищрениях дух злобы не мог отвлечь преподобного от любви Христовой, согнать его с пустынного острова и, всякий раз побеждаемый крепким дерзновением монаха к Богу, решил действовать иначе.

Распалив ненавистью и злобой на преподобного Нила окрестных жителей, якобы он, чужой пришелец, незаконно владеет их островом и пользуется его дарами, в то время как они, местные жители, не имеют от этого никакой выгоды — диавол внушил сжечь на острове лес под якобы необходимую им пашню и таким образом изгнать или уничтожить святого, праведная жизнь которого далеко не всем была по вкусу, так как уже сама по себе обличала их в неправедности и преступлениях. Подущаемые диаволом приплыли и стали рубить лес. Преподобный умолял их не трогать хотя бы гору, на которой стояла его келья. Но, ослепленные внушенной им злобой, они не послушали монаха и вырубили весь лес, оставив лишь одну сосну у его кельи. Не отдавая себе отчета в своем безумии, селяне подожгли срубленные деревья, желая сжечь в этом огне святого. Но угодник вновь обратился с молитвой ко Всевышнему: «Боже, в помощь мою вонми. Господи, помощи ми потщися. Да постыдятся и посрамятся ищущие душу мою, да возвратятся вспять и постыдятся хотящии ми злая».

И милосердный Господь не оставил Своего раба, уповающего на Него. Услышал молитву Нила и унял пламя. (Оно уже охватило весь остров и яростно бушевало, грозя уничтожить собой все живое вокруг, как вдруг, дойдя до места, где стояла келия праведника, остановилось и погасло, как бы залитое водой). Увидев в этом чудесном избавлении особую милость Божию, преподобный возрадовался духом и возблагодарил Господа, а его недоброжелатели со стыдом и страхом бежали с острова. Так и на этот раз не сладил диавол с избранником Божиим, а лишь послужил к прославлению Господа нашего великого и дивного во святых Своих.

Однако лукавый чем более терпел поражений от пустынника, тем с большей лютостью приступал к нему. Вокруг озера Селигер от Осташкова до Торжка раскинулись Коченовские леса, в которых орудовали разбойники, называемые окрестными жителями кочененками. Вот этих-то разбойников и подустил против святого молитвенника диавол, внушив им, что не просто так живет на острове отшельник, а охраняет несметные сокровища. В поисках наживы и пришли к старцу разбойники-кочененки, угрожая расправой, если он не выдаст своих сокровищ. Преподобный Нил, ничего не имея, кроме ветхого рубища и келейной иконы Пресвятой Богородицы, сказал им:

— Чада! Все мое сокровище — в углу кельи.

В углу же том находилась Владимирская икона Пресвятой Богородицы, на которой Предвечный Младенец Иисус Христос с нежностью прижался к ланите Матери Своей.

Ворвавшись в келью, разбойники были поражены чудным сиянием, исходившим от иконы. Объятые страхом, они пали ниц и не могли двинуться с места: за дерзкий поступок Господь наказал их слепотой. В отчаянии стали они звать преподобного Нила, умоляя его о прощении. Услышав стенания, святой поспешил в келью и увидел разбойников плачущими и беспомощно распростертыми на полу пред чудотворной иконой Пречистой. Они каялись в своих злоумышлениях против подвижника, а также в прежних своих грехопадениях и противозакониях, прося молитвенного предстательства святого старца пред Богом за них, многогрешных. Нилу стало жаль их, наущаемых бесом творить беззакония, и угодник Божий обратился к Владычице и Ее Божественному Сыну с мольбой о милосердии к заблудшим. И по молитвам великого праведника, которого защищала Сама Пречистая Матерь, Господь исцелил раскаявшихся в своих грехах разбойников. После сего монах обратился к ним с наставлением о душевном спасении, благословил и отпустил с миром, запретив рассказывать о том, что здесь произошло. Потрясенные случившимся, вернулись раскаявшиеся разбойники в свои дома и только после смерти преподобного рассказали об этом чуде поселянам.

Пустынными подвигами и терпением напастей очистившись и соделавшись угодным Богу, преподобный самое место своих подвигов оградил Покровом Божиим от невежественного нарушения неразумными людьми священной тишины его.

Был такой случай. Нашелся дерзкий человек, который ночью приплыл на остров, чтобы нарубить дров в молодом лесу, вновь выросшем на месте прежде сожженного селигерцами. Его звали Стефан Шам. Он либо забыл, что здесь случилось однажды при вырубке деревьев, либо не верил рассказам поселян о знамениях благодати Божией, ограждавшей святого, и не почитал праведника. Нарубив целый воз дров, Стефан хотел уже ехать, как вдруг услышал подобный грому голос:

— Человече, перестань досаждать рабу Божию!

Крестьянин упал и долго лежал на земле, как мертвый. Очнувшись, он опять попытался уехать с нарубленными дровами, думая, что все ему только привиделось или приснилось, но лошадь никак не могла сдвинуться с места. Все усилия Стефана вывезти дрова оказались безуспешными, тогда он наконец понял, что эта сила Божия не попускает ему самочинствовать на острове, который охраняет Сам Господь, ради молитв Его избранника. Бросив нарубленное, Стефан Шам отправился домой, но рассказал о случившемся с ним лишь после смерти преподобного.

Многие из обращавшихся к Нилу за наставлениями, как вести себя в той или иной жизненной ситуации, испытали на себе дары Божественной благодати, которыми был отмечен святой. Он не только прозревал мысли и дела собеседников, но обладал редким даром духовного рассуждения. Он умел так наставить заблудшего, что последний больше уже не возвращался к своему греху. Так, живший крайне нерадиво поселянин Феодор Харитонов пришел однажды за советом к пустыннику на остров, будучи осквернен плотским грехом. Преподобный хоть и допустил его к себе, но уличил в беззаконии и в беседе с Феодором убедил его вести чистую жизнь. Встреча и разговор со старцем произвели на Феодора неизгладимое впечатление, посеяв в его душе страх Божий. Он стал часто посещать праведника и исправлять свою жизнь, следуя наставлениям преподобного, и все оставшиеся годы провел в целомудрии и чистоте, как и подобает истинному христианину.

Для народа преподобный Нил был действительно светильником всесветлым. На уединенный Столобный остров, как прежде в пустыню Серемхскую, к подвижнику стекалось множество народа, жаждавшего получить от него вразумление, совет, утешение или молитвенную помощь. Чаще других святого посещали жители города Осташкова. Им довелось быть свидетелями многих чудес, творимых Богом через угодника Своего — преподобного Нила. На их глазах по молитвам святого стихал ветер и усмирял волны, когда он видел среди разбушевавшейся на озере стихии тонущих пловцов. Осташковцы уже по опыту знали, что в любых скорбях и напастях он был скорым помощником и защитником, призывавшим его имя в молитвах.

Так в непрестанной молитве, трудах и неослабных духовных подвигах прошли двадцать семь лет подвижнической жизни преподобного Нила на Столобном. Господь известил Своего избранника о смертном часе. Преподобный стал готовиться и просил Бога удостоить его перед кончиной причастия Святых Тайн. И Всемогущий внял молитвам праведника, устроив так, что со Святыми Дарами на остров прибыл настоятель Николо-Рогожского монастыря игумен Сергий, духовный отец подвижника. Увидев отца Сергия, преподобный исполнился великой радости. Исповедавшись и причастившись святых Христовых Тайн, пустынножитель долго беседовал со своим духовником и, исполнившись пророческого вдохновения, открыл игумену, что здесь будет после его близкой смерти:

— Отче святый! По моем отшествии к Богу, на сем острове Бог воздвигнет храм в прославление Своего имени, и место сие будет жилищем иноков.

Прощаясь с отцом Сергием, великий подвижник просил вскоре снова посетить его, так как чувствовал, что подошел к исходу из сей временной жизни. Пообещав святому исполнить его просьбу, игумен вернулся в свой монастырь. Оставшись один, преподобный Нил вновь углубился в свою бесконечную молитвенную беседу с Богом. Почувствовав усталость, оперся, как обычно, на деревянные крюки и в таком положении уснул вечным сном.

Кончина преподобного последовала 7 декабря (20-го по новому стилю) 1554 года. На другой день игумен Сергий и братия пришли навестить подвижника и нашли его уже почившим. Лицо святого было светлым, как у живого, вся келья наполнилась благоуханием. Опрятав честное тело святого и совершив надгробное пение, братия положили отошедшего ко Господу преподобного Нила в приготовленный им гроб и похоронили в часовне — месте, задолго до смерти определенном им самим для своего вечного упокоения. Всего избранник Божий прожил в пустыне сорок лет: тринадцать — у реки Серемхи и двадцать семь — на острове Столобное. За все эти годы ни разу он не покидал мест своего уединения, всецело посвятив себя служению Богу, Которого возлюбил от утробы матери своей и от Которого восприял за то блага, уготованные любящим Его.


Форумы