«К чему дорога, если она не приводит к храму?» (комментарий в свете веры)

Телепрограмма «Православная энциклопедия»
(Прямой эфир на ТВЦ 7 июня 2003 года)

Ведущий Н.И.Державин: – Доброе утро! В прямом эфире – «Православная энциклопедия». Сегодня из нашей программы вы узнаете, что есть и в старой доброй Англии настоящие православные, которые строят храмы и часовни в России. Мы снова побываем в Московском Кремле, и на сей раз увидим шедевр искусных мастеров – старинный щит князя Федора Мстиславского. Вместе с Николаем Бурляевым и его сыном Иваном, арт-директором «Золотого Витязя», мы обсудим итоги только что прошедшего кинофорума. Звоните в студию и задавайте вопросы нашим гостям. Ну, а вопрос нашей викторины таков: в каком фильме звучит фраза «К чему дорога, если она не приводит к храму?». Чтобы выиграть том «Православной энциклопедии», необходимо, естественно, назвать и режиссера. Время пошло, редакторы внимательно следят за эфирным пейджером. Ну, а теперь – хорошие новости.

Видеосюжет «Новости»:
5 июня, в день Вознесения Господня, в своей подмосковной резиденции в Переделкино Святейший Патриарх всея Руси Алексий II встретился с Архиепископом Вашингтонским, Митрополитом всей Америки и Канады Германом. Блаженнейший Герман избран Предстоятелем Американской Православной Церкви в сентябре прошлого года. И первый свой официальный визит нанес именно в Россию, отдавая дань Русской Православной Церкви как Церкви-Матери. Святейший Патриарх Алексий поздравил американского Первосвятителя с избранием и вручил ему орден Святого Сергия Радонежского (I степени) за укрепление связей между двумя братскими Церквами. Особым подарком Патриарха стало пасхальное яйцо –как символ жизни, которым обмениваются все христиане в пасхальные дни. А на память о своем первом Первосвятительском визите в Россию Архиепископ Герман увез в Америку список Феодоровской иконы Божией Матери. В ответном слове Предстоятель Американской Православной Церкви сказал, что для него самый лучший подарок – это видеть Святейшего Патриарха в добром здравии.

Удивительная картина появилась в Москве, но создавал ее не один живописец, а сорок, и все они оказались очень талантливыми художниками. 3 июня Российский фонд культуры принимал необычных гостей – детей из города Мышкина Ярославской области. Они привезли с собой монументальное полотно «Мир преподобного Кассиана Учемского». В XV веке святой основал недалеко от города Мышкина монастырь. Взрослые – художники Владимир Шухов, Сергей Серенко и Марина Турецкая наметили на холсте лишь фигуру св. Кассиана. А остальное создали дети, в результате получилась огромная картина – из 49 отдельных работ, каждая из которых по-своему уникальна.
Дети: – Я нарисовал дятла на дереве и церковь Кассиана.
– А я нарисовал Волгу, лес, а из-за леса видна церковь. Я придумывал сам, как ее рисовать. Из нашего класса много ребят участвовало.
Это событие стало началом нового творческого проекта Анны Михалковой: «Святые земли русской глазами детей земли русской».

Н.И.Державин: – Как всегда, в прессе – разнообразие статей на тему Православия. И, как всегда, наш аналитик Александр Журавский читал все газеты за эту неделю, чтобы сегодня рассказать о наиболее интересных публикациях.

А.В.Журавский: – Пока журналисты обсуждают целесообразность преподавания «Основ православной культуры», секты курируют назначение директоров школ. О контроле сайентолагами школ Юго-восточного округа Москвы – в статье «Экзамен по сайентологии» в «Московском комсомольце» от 2 июня.
О сохранении чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери в американском православном монастыре в штате Пенсильсвания и о скором возвращении иконы в Россию повествует статья в «Известиях» – «Возвращение святыни».
3 июня в издании «Газета» опубликована статья Вениамина Гинодмана, в которой повествуется о собственности Русской Церкви в Святой Земле. Утраченная после 1917 года собственность была частично возвращена после создания государства Израиль. Однако за 4 месяца до своей отставки Хрущев оптом уступил Израилю 59 объектов за два корабля апельсинов. Эта сделка так и вошла в историю под названием «Апельсиновый гешефт». Троицкий храм и здание Русской Духовной Миссии в Иерусалиме были переданы Израилем российским властям в 1996 году. В случае успеха плана мирного урегулирования «Дорожная карта» появится возможность вернуть всю дореволюционную собственность.
Вопросу стремительного сокращения числа христиан на территории Палестинской автономии посвящена статья Ивана Филиппова «Святая Земля без христиан», опубликованная 4 июня в «НГ-религии». За 40 лет на западном берегу реки Иордан число арабов-христиан сократилось с 22% до 2% общего населения палестинцев. За 10 лет Вифлеем, где проживало 80% христиан превратился в исключительно мусульманский город.
Если в Палестине число христиан сокращается, то в Чехии численность православных неуклонно растет. Об этом – статья Гануша Ныкла в той же «НГ-религии». Пражские православные храмы не в состоянии вместить всех желающих. Чешская Православная Церковь ведет даже переговоры об аренде храмов у католиков, у которых в последнее десятилетие наметился значительный отток верующих.
На этом – все, до следующей недели.

Н.И.Державин: —Неделю назад завершился кинофорум «Золотой Витязь» и сегодня мы поговорим об итогах этого кинофорума с Николаем Петровичем и Иваном Николаевичем Бурляевыми. Иван Николаевич, Вы, наравне с отцом возглавляете фестиваль «Золотой Витязь». Скажите, пожалуйста, Вы тоже – кинематографист?

И.Н.Бурляев: — По образованию я пианист, закончил Московскую консерваторию, но все мои родственники так или иначе занимаются кино, и я поэтому постоянно сталкиваюсь с кинематографом. Никуда от него не денешься.

Н.И.Державин: — А какова ваша роль в «Золотом Витязе»?

И.Н.Бурляев: — Я – арт-директор, пишу музыку для фестиваля, несу ответственность за организацию церемоний открытия и закрытия и т.д.

Н.И.Державин: — Николай Петрович, совпадают ли Ваши взгляды на то, каким должно быть православное кино и вообще каким должен быть кинематограф, со взглядами Ивана Николаевича?

Н.П.Бурляев
Н.П.Бурляев

Н.П.Бурляев: — Я думаю, что да. Иначе бы Иван не смог удержаться на «Золотом Витязе». А вообще, наше сотрудничество началось с того, что он как-то обратился ко мне со словами: мол, что ж вы так скучно открываетесь, неужели православный кинофорум непременно должен быть занудным? Тогда мы ему дали шанс поставить первую церемонию открытия, и Иван этот шанс реализовал.

Н.И.Державин: — Действительно, очень интересный вопрос: как сделать так, чтобы православное свидетельство с помощью кинематографа стало интересным и привлекательным, не занудным?

Н.П.Бурляев: — Вот Иван и пробует это делать.

Н.И.Державин: — Получается?

Н.П.Бурляев: — По-моему, да. По оценке всех участников и гостей фестиваля (а в этом году у нас было около 350 деятелей экрана и прессы из 34 стран мира, это очень много для форума!) такого открытия и закрытия они не видели ни в Каннах, ни на «Оскаре» и вообще нигде. К примеру, впервые было поставлено лазерное православное шоу. Иван специально для этого шоу писал музыку.

Н.И.Державин: — Не напугало ли участников кинофорума само это слово – шоу?

Н.П.Бурляев: — Слово «шоу» – всего лишь технический термин.

И.Н.Бурляев: — В нашем случае было музыкально-театрально-лазерное действо, в котором были задействованы актеры, музыканты, осветители, декораторы и т.д., – в сценарии прописывалась каждая секунда.

Н.И.Державин: — Николай Петрович, на Ваш взгляд, существуют ли сегодня интересные фильмы о Православии и можно ли их увидеть?

Н.П.Бурляев: — Конечно, существуют, но увидеть их, в основном, можно только в нашем кинотеатре «Эльбрус», где мы проводим видеосеансы (к сожалению, у нас нет пока киноэкрана и кинопроекции). Среди безусловно, интересных фильмов, я бы выделил фильм «Надежда» петербургского режиссера Валентины Матвеевой. Эта картина радует и ошеломляет, она без болтовни, без уныния и очень динамично подводит зрителя к пониманию сути православного пути.

Н.И.Державин: — А как Вы считаете, православное кино должно быть документальным или оно все же может быть игровым?

Н.П.Бурляев: — Хотелось бы, конечно, видеть и православное игровое российское кино. Оно и было таким, даже в годы атеизма! Такие «партийные» режиссеры, как Довженко, Шукшин, Бондарчук, ставили по сути христианские фильмы, несли православные идеи. Совсем не обязательно говорить в православных фильмах о храмах или обрядах, – не в этом кроется смысл Православия.

Н.И.Державин: — Иван Николаевич, ответьте, что нового приносят молодые люди в православное кино?

И.Н.Бурляев: — Прежде всего, новый формат, то есть новый способ передачи. Я считаю, что зритель – истинно православный зритель – не должен чураться какого-то нового жанра или конфликтов жанров. В любом случае, вся драматургия строится на конфликте. Предположим, что главной действующей фигурой является отрицательный герой, грех, но ведь можно создать такой фильм с таким героем, что человек захочет отказаться от этого греха, перестать ему сочувствовать.

Н.И.Державин: — Вы часто оппонируете Николаю Петровичу или между вами – полное взаимопонимание?

И.Н.Бурляев: — Скажем так, у меня более демократичные взгляды, но есть моменты, в которых мои взгляды принципиально совпадают со взглядами отца.

Н.И.Державин: — Николай Петрович, чем отличался этот, уже 12-й по счету «Золотой Витязь» от всех предыдущих?

Н.П.Бурляев: — Наверное, среди главных отличий следует выделить качество отбора программы кинофорума. Дело в том, что мы каждый год показываем по 200 новых фильмов. Это – очень много, просмотры идут одновременно в пяти залах, и поэтому мы пытаемся убавить количество картин. Так, если в прошлом году на конкурс было представлено 200 фильмов, то в этом году – 180, правда, еще 20 набралось внеконкурсных работ. В этом году был очень высоким уровень художественных фильмов. Так в игровом конкурсе участвовали корифеи мирового экрана, такие, как Андрей Кончаловский, Отар Иоселиани, Роман Полански, Ежи Кавалерович. В этом году в кинофоруме участвовали 34 страны, было множество гостей. Приезжали Валерий Золотухин, Никита Михалков, Кшиштоф Занусси и др. Партнером «Золотого Витязя» стал Фонд Андрея Первозванного, он добавил новую тему: «Диалог цивилизаций», которая была раскрыта в рамках отдельного внеконкурсного показа. По этому направлению на МКФ участвовало 7 стран…
Я думаю, что впереди нас ждет много новых хороших фильмов и встреч с интересными людьми. Мы будем развивать традиции сотрудничества с нашими партнерами и приглашаем присоединиться к нам всех, кому небезразлична судьба отечественного и мирового кинематографа.

Н.И.Державин: — Насколько я понимаю, вы с оптимизмом смотрите в будущее, ведь православное кино – это кино надежды, а не уныния.

Н.П.Бурляев: — Когда над сербами нависла угроза полного уничтожения, их воевода бросил клич: «Нам нет спасения, мы победим!» И мы повторяем вслед за ним: «У нас нет выхода, мы должны побеждать!»

Н.И.Державин: — Спасибо вам за участие в нашей программе, творческих вам успехов и помощи Божьей, всего доброго. До свидания.

Н.П.Бурляев и И.Н.Бурляев: — До свидания!

Н.И.Державин: – А мы продолжаем нашу программу. Cейчас вы увидите такую историю, что если бы по ней сняли кино, многие бы сказали – так не бывает. Однако в жизни часто происходят совершенно невероятные вещи.

Видеосюжет:«Православный англичанин»:
Где-то в глубине Владимирских лесов, среди озер и болот затерялось маленькое и мало кому известное село Богдарня. Добраться сюда можно лишь после схода вешних вод и то, если неделю стояла сухая погода. Словом, типичная российская глушь – комариное царство.
Однако в последние годы слух о Богдарне пошел по всей округе. Объявился в этих местах богатый англичанин Джон Кописки и ни с того, ни с сего поставил в селе часовню Вознесения Господня.
Мать Саломея, монахиня Свято-Введенского Островского монастыря: – Джон очень великодушный человек. Мне даже удивительно, что англичане бывают такими…

Однако местные жители поначалу не поняли душевного порыва иностранца. В местной прессе Джона окрестили колонизатором и «повесили на него всех собак», начиная со времен Ледового побоища. Когда же первые страсти улеглись, народ успокоился, стал посещать часовню и даже полюбил чудаковатого британца.

Богдарненские старушки: – Это не то, что построили там что-то, чего-то… А в часовню люди идут. Все, кто приезжают, туда идут Пройдут, доходят до часовни, помолятся. И мы также. Вон я на задворок пойду, мне часовню видно, я и помолюсь на нее. Когда силы нет туда дойти, я с задворки помолюсь…

В Россию Джон приехал 11 лет назад (у него, кстати, славянские корни –поляк по национальности), по собственному признанию, в поисках Бога. Будучи католиком, к 30 годам Джон растерял все духовные ориентиры в своей жизни и, чтобы обрести их вновь, отправился в Муром – помогать восстанавливать женский монастырь. Там-то его и свела судьба с Ниной – будущей женой. Вскоре они повенчались (к тому времени Джон принял Православие) и переехали в одну из деревень Подмосковья. В Богдарню же их привел случай.

Джон Кописки: – Мы очень хотели найти место вдалеке от центра. Нам предложили это место, и мы приехали сюда. Это место шикарное, здесь очень хорошо. Но, к сожалению, эта деревня уже умерла…

Видя запустение, царившее в этих местах, Джон решил построить в соседнем Крутове ферму и дать работу местным жителям. Однако, народ «пахать на буржуина» не очень-то захотел.

Джон Кописки: – У нас была большая проблема – это человеческий фактор. Как найти крестьян, людей, которые хотят работать на земле? Это было очень трудно. Сегодня у нас 75 рабочих, но только 15 из них – это местные жители.

На своей ферме Джон сразу наложил запрет на пьянство, сквернословие и прогулы. Его хозяйство не тонет в навозе, каждую корову перед выгоном на пастбище натирают репелентом, чтобы оводы не кусали. Такого местные понять и принять не смогли. Для примера, доярка у мистера Кописки получает 12 тысяч рублей...
Одной фермой Джон в Крутове не обошелся и построил здесь храм Жен Мироносиц, его освящение состоялось совсем недавно. За свои богоугодные дела Джон Кописки был награжден Владимирской епархией орденом Даниила Московского и орденом Святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского. Но не за награды работает мистер Кописки, в селе Толстопальцеве он сейчас восстанавливает старинный храм, но это уже для своих четверых детей. Кстати, самую младшую Джон назвал Евфросинией.
Джон Кописки: – Сейчас она Евфросиния Джоновна…

Н.И.Державин: – Приятно сознавать, что наша российская глубинка этому благочестивому англичанину показалась милее его туманных английских берегов.
А теперь пришло время подвести итоги викторины. К счастью, многие зрители знают фильмы Тенгиза Абуладзе, его трилогию: «Древо желания», «Покаяние» и «Мольба». И вот как раз в фильме «Покаяние» и звучит эта, ставшая знаменитой, фраза: «К чему дорога, если она не приводит к храму?».

Форумы