Когда же наступит Новый год? (комментарий в русле истории)

Возникновение юлианского календаря

Юлианский календарь был введен Гаем Юлием Цезарем (100 - 44 гг. до н.э.) в 45 до н.э. взамен очень неточного республиканского календаря. Юлий Цезарь был не только диктатором, но еще и великим понтификом. Он обладал необходимой полнотой власти для того, чтобы покончить с календарным беспорядком, разрушительно действующим на хозяйство и торговлю.

Гай Юлий Цезарь
Гай Юлий Цезарь

Для проведения реформы император пригласил в Рим группу александрийских астрономов во главе с Созигеном. Созиген решил, что единственный выход - это отмена лунного календаря и введение солнечного. Использоваться должен тропический год, а месяцы должны быть привязаны к сезонам.
В декабре римляне праздновали сатурналии - торжества в честь Сатурна, бога посевов и плодородия. Конец праздника должен был приходиться на день зимнего солнцестояния. Но из-за несовершенства календаря возникло расхождение почти в 70 дней.
Чтобы устранить эту огромную разницу между календарным и реальным солнцестоянием Созиген предложил добавить в год, известный в наше время как 46 г. до н.э., два дополнительных месяца. Кроме того, этот год имел и так один обычный дополнительный месяц римского республиканского календаря - 23 дня с 23 февраля.

Два дополнительных месяца (67 дней) после ноября сделали год продолжительностью не менее чем 445 дней. Это привело к тому, что 1 января юлианского календаря пришлось на начало марта 45 г. до н.э. республиканского календаря (т.е. на начало года по старому календарю). Римляне назвали этот год “годом недоумения” (annus confusiosus).
Можно предположить, что длина месяцев в 47 и 46 гг. до н.э. составила: January – 29 и 29 дней, February – 28 и 24 дня, Intercalans – 0 и 27 дней, March – 31 и 31 день, April – 29 и 29 дней, May – 31 и 31 день, June – 29 и 29 дней, Quintilis – 31 и 31 день, Sextilis – 29 и 29 дней, September – 29 и 29 дней, October – 31 и 31 день, November – 29 и 29 дней, Undecember – 0 и 33 дня, Duodecember – 0 и 34 дня, December – 29 и 29 дней. Таким образом, по республиканскому календарю в 47 г. до н.э. было 355 дней, а в 46 г. до н.э. – 445.

В юлианском календаре тропический год аппроксимируется периодом в 365,25 дней, что дает погрешность приблизительно в один день на каждые 128 лет. Такая точность достигается за счет введения високосного года (366 дней) следующего через каждые три обычные года (365 дней).
Однако этому правилу не придерживались в первые годы введения юлианского календаря. Вероятно, понтифики неверно истолковали указ Юлия Цезаря. Ошибка возникла из-за римской практики включительной нумерации. Они вставляли дополнительный день не через три года на четвертый, а каждый третий год. Это:
-45, -42, -39, -36, -33, -30, -27, -24, -21, -18, -15, -12, -9, 8, 12, и каждый четвертый с этого времени.
Ошибка длилась 36 лет, в течение которых было добавлено 3 лишних дня. Для компенсации ошибки император Август постановил пропустить вставку дней в високосные годы между 9 г. до н.э. и 8 г. н.э.

Юлий Цезарь установил, что в високосные годы "шестой день перед календами марта" должен быть удвоен. В противоположность современному календарю, в котором введен дополнительный день - 29 февраля, у римлян одна и та же дата повторялась подряд еще раз в високосный год (annus bissextilis). Такое удвоение первоначально называлось словом "bissextile" от которого и произошло название "високосный". (Шестой по-латыни "секстус", а удвоенный шестой –"биссекстус". В русский язык слово пришло через греков, которые вместо "б" говорили "в".)
Если сопоставить римские дни в феврале с современным календарем, то получим
7-ой день перед календами марта 23 февраля
6-ой день перед календами марта 24 февраля
6-ой день перед календами марта 25 февраля
5-ый день перед календами марта 26 февраля
4-ый день перед календами марта 27 февраля
3-ий день перед календами марта 28 февраля
2-ой день перед календами марта 29 февраля
Мартовские календы 1 марта
Видно, что из-за обратного счета дополнительный шестой день (лат. bis-sexto-kalendae) приходится на 24 февраля. По этой причине этот день до сих пор рассматривается как дополнительный в високосном году.
Выбор именно этой даты Юлием Цезарем основано на том, что дополнительный месяц Intercalans/Mercedonius в римском календаре считался не после февраля, а как раз между 7 и 6 днем перед мартовскими календами. И было естественно оставить дополнительный день именно в этой позиции.

В благодарность за упорядочение календаря, а также учитывая выдающиеся заслуги Юлия Цезаря на военном и государственном поприщах, римский сенат - по предложению Марка Антония, сподвижника Цезаря, принял решение переименовать месяц Quintilis, в котором родился Цезарь, в июль. Сентябрь был переименован сенатом во время правления Тиберия (14 - 37 г. н.э.) в тибериус, при Антонине Пие (138-161 гг.) - в антонинус, при Аврелии Коммоде (180-192 гг.) - в коммодус. Октябрь во властвование Домициана (81-96 гг.) именовался домицианус. Однако эти изменения не прижились.
Для большей упорядоченности календаря Юлием Цезарем была внесена поправка в длину месяцев. Как видно из таблицы, март, май, и квинтилис (июль) в республиканском календаре были по 31 дню. Январь, сентябрь и ноябрь получили по два дополнительных дня. Апрель, июнь, секстилис (август) и декабрь получили один дополнительный день.

Существует две гипотезы о длине месяцев:
1. С 45 до н.э. была такая же, как сейчас. Длина февраля была сохранена из религиозных соображений, поскольку с ним были связаны празднования, посвященные богам подземного мира.
2. Юлий Цезарь сделал все нечетные месяцы длиной 31 день и все четные - 30 дней (с февралем в 29 дней в невисокосный год). Когда в 8 до н.э. "Sextilis" стал "Augustus" в честь императора Августа, Август захотел, чтобы его месяц был длиной в 31 день, как и месяц Юлия Цезаря, поэтому он удалил день из февраля и сдвинул длины остальных месяцев так, чтобы август получил 31 день.
Некоторые источники утверждают, что вторая версия появилась только в XIV веке.

Назначение нового консула изначально приходилось на начало года – на март. С 222 до н.э. новый консул приступал к обязанностям 15 марта, но в 153 до н.э. эта дата была перенесена на январские календы. А во время реформы Юлия Цезаря 1 января пришлось на март дореформенного календаря. Так январь стал первым месяцем года, это закрепилось в юлианском календаре.

История европейского календаря в ранне-христианский период и средние века

Вечный лунно-солнечный церковный календарь происходит скорее из египетского календаря, а не из юлианского, как принято считать.
Согласно египетской традиции, у александрийских христиан летоисчисление велось по годам правления императоров. 1 тота 1 года эры Диоклетиана (284-305) египетского календаря стало первым днем не только солнечного, но и первым днем первого года 19-летнего лунного цикла. Вероятно, именно поэтому эра императора Диоклетиана, несмотря на то, что Диоклетиан жестоко преследовал христиан, стала постоянной эрой и александрийских христиан. Правда, они, помня об отношении Диоклетиана к христианам, называли эту эру "Эрой мучеников". Коптские христиане в Египте, Эфиопии и Судане до сих пор ведут свое летоисчисление и свой календарь, известный как "календарь мучеников".
Празднование христианской Пасхи в одно и то же время не сразу установилось во всем христианском мире. Малоазиатские христиане праздновали Пасху вместе с евреями 15 нисана независимо от того, на какой день недели приходилось это число. Другие же Церкви, и в том числе самые влиятельные – Римская и Александрийская, считали, что христианская Пасха должна праздноваться только в воскресенье. Но в какое именно воскресенье - об этом они долго не могли договориться. Александрийская Церковь отмечала Пасху в период с 22 марта по 25 апреля, а Римская - с 20 марта по 21 апреля, расхождение доходило до нескольких недель (вероятно, из-за того, что новолуние в Риме происходит на неделю раньше).

св. равноап. император Константин Великий
св. равноап. император Константин Великий

Святой равноапостольный император Константин Великий, принявший христианство государственной религией, в 325 г. в Никее (теперь г. Извик на северо-западе Турции) собрал Первый Вселенский Собор. Одним из вопросов Первого Никейского Собора было устранение разногласий по поводу празднования Пасхи. Принятое на Соборе решение обязывало всех христиан отмечать Пасху только в воскресенье и по правилам Александрийской Церкви (правда, как именно неизвестно, документы не сохранились), а дату празднования Пасхи в первые годы после Собора устанавливал Патриарх Александрийский.
По этим правилам Пасха празднуется после еврейской пасхи в первый воскресный день после полнолуния, которое случится в день весеннего равноденствия или непосредственно после него. За официальный день весеннего равноденствия было принято 21 марта, так как на это число приходился день весеннего равноденствия в год проведения Никейского собора.
Как отмечается в различных источниках, Никейский собор не решил разногласий между Церквями. Уже на следующий год после Никейского собора, т.е. в 326 году, а также в 330, 333, 340, 341, 343 гг., римляне праздновали Пасху не в один день с александрийцами.

Первые расчеты дней празднования Пасхи в соответствии с решениями Никейского собора сделал Патриарх Александрийский Феофил. По его канону, который начинался с 380 г. и был расписан на 100 лет, годы не были отнесены к какой-либо эре, а обозначались порядковыми номерами.
Еще до окончания действия этого канона новый канон был составлен преемником Феофила на патриаршем престоле святым Кириллом, патриархом Александрийским. Этот канон был расписан по годам эры императора Диоклетиана. Распределение 235 реальных лунных месяцев длительностью по 29 и 30 дней в 19 реальных солнечных годах по юлианскому календарю произвел Созиген - создатель юлианского календаря. На основе этого распределения св. Кирилл Александрийский составил Вечный лунно-солнечный церковный календарь, началом которого было 1 тота 1 года эры Диоклетиана (29 августа 284 г. нашей эры), и, считая цикл Метона абсолютно точным, написал 95-летний пасхальный канон на 153-247 гг. эры Диоклетиана (437 - 531 гг. нашей эры).

Римская же Церковь продолжала использовать 84-летний цикл, который был менее точен, чем александрийский, и не всегда давал правильную дату Пасхи. Этот факт подтверждается пасхальной таблицей Римской Церкви. Кроме того, римляне предполагали, что равноденствие происходит 18 марта, в то время как александрийцы считали, что оно случается 21 марта (из-за разницы в широте). Наконец, римляне не праздновали Пасху на следующий день, если полнолуние приходилось на субботу.

Окончательно проблема была решена только в VI веке, когда Римской Церкви необходимо было составить пасхальные таблицы на новый период. Около 525 г. н.э. монах Дионисий Малый (Dionysius Exiguus, скиф по происхождению) был приглашен папой Иоанном I для подготовки вычислений даты Пасхи. Дионисий Малый продолжил канон Кирилла Александрийского, т.е. применил для своей Пасхалии 19-летний александрийский лунный цикл Метона вместо применявшегося до этого Западной Церковью 8-летнего лунного цикла. Поэтому с того времени до 1582 г. (года введения григорианского календаря) Западная и Восточные Церкви праздновали Пасху в одно и то же время. Фактически Дионисий Малый создал календарь, используемый и сейчас в Православии. Пасхальные таблицы и правила Дионисия никогда не были санкционированы ни папой, ни собором, а утвердились просто как наиболее рациональное решение сложного и волновавшего тогда умы вопроса.

Некоторые страны использовали для вычисления Пасхи астрономическое полнолуние вместо официального (21 марта). Это было, например, в Германских протестантских государствах в 1700-1776 гг., в Швеции в 1740-1844 гг. и в Дании в XVII веке.

Летоисчисление "от сотворения мира"

Уже в первые века становления христианства предпринимались попытки перебросить хронологический мост между современностью и священными событиями, описанными в Библии. В результате проведённых подсчётов возникло около 200 различных вариантов эры "от сотворения мира", или "от Адама", в которых период времени от сотворения мира до Рождества Христова насчитывал от 3483 до 6984 лет. Наибольшее распространение приобрели три так называемые мировые эры: Александрийская (исходная точка - 5501, фактически 5493 до н.э.), Антиохийская (5969 год до н.э.) и более поздняя Византийская.

В VI веке в Византии начала использоваться мировая эра с началом 1 марта 5508 года до н.э. Счёт дней в ней вёлся от Адама, который, исходя из библейских предпосылок, был создан в пятницу 1 марта 1 года данной эры. Поскольку это произошло в середине шестого дня творения, по аналогии, было принято считать, что Иисус родился в середине шестого тысячелетия, ибо "у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день" (2 Петр. 3, 8). Именно византийская схема летосчисления была принята на Руси и использовалась вплоть до реформы Петра I.

Летоисчисление "от Рождества Христова"

Для своей Пасхалии Дионисий Малый выбрал эру от года Рождества Господа Иисуса Христа, и вместо египетского календаря использовал юлианский. Видимо, для римлян использование эры Диоклетиана было нетрадиционно, вычисления же по эре от основания Рима были менее удобными. К тому же Диоклетиан был гонителем христиан.
Дионисий установил год рождения Спасителя как 753 г. со дня основания Рима. Почему Дионисий выбрал именно эту дату, неизвестно. Английский хронологист Беда Достопочтенный (Bede 673-735) проверял расчеты Дионисия уже в VIII веке. Он же предложил датировать годы перед 754, используя термин "Before Christ" (до Рождества Христова). У Беда 1 г. н.э. непосредственно шел после 1 г. до н.э. без нулевого года, поскольку в римском исчислении, используемом в то время в Европе, отсутствовало понятие нуля.
Беда Достопочтенный один из первых обратил внимание на проблему несоответствия календарного и астрономического весеннего равноденствия, которое в его время уже составило 3 дня.
Любопытно, что метод подсчета лет от года Рождества Христова, предложенный только в VI веке, дает номера года, кратные 4, совпадающими с юлианскими високосными годами.

Рождество Христово отмечается католическим миром и Православной Церковью 25 декабря, хотя и по разным календарям (по григорианскому календарю Православное Рождество приходится на 7 января).
Решение о праздновании Рождества Господа нашего Иисуса Христа 25 декабря было принято в 431 г. на Вселенском соборе в г. Эфесе.

Пасхалия ручная (конец XVIII в.)
Пасхалия ручная (конец XVIII в.)

Русская Православная Церковь использует календарь Дионисия Малого, как соответствующий решениям Никейского Вселенского собора. Кроме того, если вычислять дату Пасхи по григорианскому календарю, то она может совпасть с еврейской пасхой, что недопустимо по христианским канонам. Не в пользу григорианского календаря говорит невозможность полностью согласовать периоды Луны и Солнца - пасхальные полнолуния будут всегда уходить вперед по отношению к равноденствию. Русская Православная Церковь считает, что стремление к математической точности ничего не дает с точки зрения раскрытия духовного смысла Воскресения Христова (Пасхи) и других христианских праздников - здесь важны не точные даты, а сам порядок следования евангельских событий.

Григорианский календарь

С астрономической точки зрения, юлианский календарь недостаточно точен и дает ошибку в 1 день за 128 лет. В 1582 г. весеннее равноденствие сместилось назад на (1582-325)/128 = 10 дней. Из-за важности Пасхи для христианского мира Католическая церковь была убеждена в необходимости календарной реформы.
В 1545 г. весеннее равноденствие, используемое для вычисления Пасхи, сместилось на 10 дней; и в декабре, на открытии Тридентского собора (Council of Trent 1545-63) папа Павел III предложил предпринять действия для устранения ошибки. Однако, ни Павел III, ни его преемники не приняли нужного решения, и собор в 1563 г. поручил папе Пию IV (1559-65) рассмотрение календарной реформы. Но только пришедший в 1572 году Папа Григорий XIII обнаружил большое число предложений и поручил издать буллу иезуитскому астроному Христофору Клавиусу (1537-1612), решив тем самым календарную проблему. Клавиус использовал предложения итальянского астронома и врача Луиджи Лильо (Aloysius Lilius; умер в 1576) из Перуджи, профессора медицины в местном университете. Представить проект папской комиссии сам Лильо не успел: даже легкое недомогание в ту эпоху превращалось в смертельную болезнь. Бумаги ученого доставил в Рим его брат. В 1603 г. Клавиус описал детали нового календаря в своей книге “Explication Romani Calendarii a Gregorio XIII P.M. restitui”.

Для исправления календарной ошибки предлагалось:
1. Заменить юлианский календарь более точным;
2. Удалить дополнительные дни, добавленные юлианским календарем с начала его использования;
3. Заменить соотношения для вычисления Пасхи.

Первый вопрос решался следующим образом. Тропический год аппроксимировался периодом в 365 97/400 = 365.2425 дней, что дает ошибку приблизительно в 1 день на 3300 лет. Это достигается распределением 97 високосных лет на 400 лет, а именно: каждый год кратный 4 является високосным (как в юлианском), кроме кратных 100, но за исключением кратных 400, которые остаются високосными. Например, 1700, 1800, 1900, 2100, и 2200 обычные, а 1600, 2000 и 2400 високосные годы.
Решение второй проблемы основано на факте, что 21 марта 325 года было равноденствие, когда проходил Никейский собор. Григорианский календарь откалиброван таким образом, чтобы равноденствие всегда приходилось на этот день.
Пропуск 10 дней в 1583 году синхронизировал Григорианский календарь с юлианским календарем 3 века.

Григорианский календарь был введен буллой папы Григория XIII от 24 февраля 1582 года (обычно называемой "Inter gravissimas", по первым двум словам начала указа, что можно перевести как “Среди важнейших задач…”), утвердившей решение комиссии:
"Былo зaбoтoю нaшeю нe тoлькo вoccтaнoвить paвнoдeнcтвиe нa издpeвлe нaзнaчeннoм eмy мecтe, oт кoтopoгo co вpeмeни Hикeйcкoгo coбopa oнo oтcтyпилo нa дecять днeй пpиблизитeльнo, и Лyнe вepнyть ee мecтo, oт кoтopoгo oнa нa чeтыpe и пять днeй oтxoдит, нo и ycтaнoвить тaкжe cпocoб и пpaвилa, кoтopыми бyдeт дocтигнyтo, чтoбы в бyдyщeм paвнoдeнcтвиe и Лyнa co cвoиx мecт никoгдa нe cдвигaлиcь."
Также, всем христианам повелевалось считать 5 октября 1582 года 15 октября.

Уже на следующий год после реформы Григорий XIII направил Вселенскому Константинопольскому Патриарху Иеремии II посольство с дарами и предложением перейти на новый стиль. В конце 1583 года на соборе в Константинополе все эти предложения были отвергнуты, как не соответствующие каноническим правилам празднования Пасхи. К тому же Патриарх Иеремия II считал григорианскую реформу одним из орудий завоевательной политики папства по отношению к Восточной Церкви.

Астрономом Вильямом Гершелем (1738-1822) была предложена лучшая аппроксимация продолжительности тропического года, равная 365969/4000 = 365.24225 дней. Это предписывает 969 високосных годов на каждые 4000 лет, что может быть достигнуто пропуском одного високосного года григорианского календаря каждые 4000 лет. Например, годы делимые нацело на 4000. Это правило официально не принято.

(По материалам сайта "История календаря")

Ссылки по теме
Форумы