К годовщине кончины Иоанна Федорова. Печальная судьба могилы первопечатника (комментарий в русле истории)

Диакон Иоанн Федоров. Портрет работы художника И.Томашевича, 1904 г.
Диакон Иоанн Федоров. Портрет работы художника И.Томашевича, 1904 г.

В истории каждого народа есть имена, ставшие гордостью национальной культуры. Среди них – диакон Иоанн Федоров, человек, стоявший у истоков русского и украинского книгопечатания, создатель старопечатного стиля орнаментики, который в течение многих лет господствовал не только в московских, но и в зарубежных славянских изданиях. Мы удивляемся его таланту, преклоняемся перед его мужеством. Исследования последних лет открыли новые, ранее неизвестные стороны деятельности Ивана Федорова. Сейчас мы видим в нем писателя, художника, педагога, просветителя, безгранично преданного делу.
Где и когда родился Иван Федоров, точно не известно. Судя по его прозванию «Москвитин», был он скорее всего москвичом. Датой его рождения принято считать 1510 год. В одной из старых книг Краковского университета найдена запись о том, что в 1532 году здесь был удостоен степени бакалавра «Иван Федоров Москвитин». Быть может, речь в документе шла о будущем первопечатнике. Затем источники молчат о нем на протяжении 30 с лишним лет. Чем занимался Иван Федоров в эти годы, где жил? Вновь его имя появляется уже в связи с организацией типографского дела в Москве.
В XVI веке в России развивались культура и просвещение, открывались школы. Мощным фактором создания единого русского литературного языка становится печатная книга. Она появляется впервые в Москве в 1550-х гг. благодаря просветительской деятельности св. митрополита Московского и всея Руси Макария. Известно около 7 анонимных изданий, в которых не указано, в какой типографии их печатали. Предполагают, что в ней первоначально работал и Иоанн Федоров. Человек одаренный и образованный, он становится во главе первой государственной типографии в Москве. Открытие ее — результат сложного исторического процесса, отразившего как в зеркале и политику централизации власти, проводимую Иваном Грозным, и передовые идеи лучших представителей русского общества, видевших в книгопечатании могучее орудие просвещения.

Памятник Иоанну Федорову в Москве. Скульптор С.М.Волнухин, 1909 г.
Памятник Иоанну Федорову в Москве. Скульптор С.М.Волнухин, 1909 г.

1 марта 1564 года вышла в свет первая точно датированная русская печатная книга «Апостол», в послесловии к которой сказано, что печатали ее «Николы чудотворца Гостунского дьякон Иван Федоров да Петр Тимофеев Мстиславец». Однако деятельность московской типографии диакона Иоанна продлилась недолго. Как впоследствии вспоминал сам Иоанн Федоров, на него «многие ереси умышляли, хотячи благое в зло превратити». Первопечатник был вынужден покинуть Москву и отправиться на Западную Русь.
Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец уехали в великое княжество Литовское, восточные земли которого населяли православные русины. Несколько лет печатники работали в Заблудове — имении Литовского гетмана Григория Александровича Ходкевича. Здесь, в заблудовской типографии, Федоров напечатал «Учительное Евангелие» (1569 г.) и «Псалтырь с Часословцем» (1570 г.).
А затем снова пришлось собираться в путь. Ходкевич решил прекратить издательскую деятельность. Гетман подарил Иоанну Федорову деревню и предложил стать помещиком, растить на своей земле хлеб. Но первопечатник отказался. Его предназначение, — как сказал диакон Иоанн, — «не житные, но духовные семена по вселенной сеять».
Федоров переехал в древний Львов. Здесь он основал новую типографию. 15 февраля 1574 года из нее вышла печатная книга на Украине — «Апостол». В том же году Иоанн Федоров напечатал «Азбуку» — первый восточнославянский учебник, единственный экземпляр которого был найден в Риме в 1927 году. Иван Федоров писал, что составил его «ради скорого младенческого научения».
После издания «Апостола» и «Азбуки» финансовые затруднения привели к закрытию типографии Федорова во Львове. Он был вынужден заложить ее оборудование ростовщику, но так и не смог выкупить печатные станки. Диакон Иоанн переходит на службу к князю Константину Константиновичу Острожскому. В Остроге Иван Федоров огранизует новую типографию и печатает «Азбуку» (1578 г.). Экземпляры этого редкого издания были найдены в библиотеках Готы (ГДР) и Копенгагена (Дания).
В 1580 году Иоанн Федоров напечатал в Остроге «Новый завет с Псалтырью». Это уникальное с точки зрения типографского искусства издание сопровождала «Книжка — собрание вещей нужнейших» — первый в истории русской словесности алфавитно-предметный указатель. А затем был начат колоссальный труд — печатание полной славянской «Библии». Том объемом в 1256 страниц впервые увидел свет 12 августа 1581 года. Острожская «Библия» — замечательный памятник восточнославянской культуры. Здесь же, в Остроге, в 1581 году Иван Федоров напечатал листовку «Хронология», составленную Андреем Рымшей. Это первый известный печатный восточнославянский календарь и первое отдельно изданное произведение поэзии.

Онуфриевский монастырь во Львове
Онуфриевский монастырь во Львове

Диакон Иоанн Федоров вскоре после издания Библии возвращается во Львов. Здесь Федоров пробует создать новую типографию, но неудачно. Первопечатник в последние годы жизни трудился в типографии Львовского братства при Онуфриевском монастыре, на своих прежних станках, которые братчики выкупили у ростовщика. В конце 1583 года он заболел и 5 декабря (по старому стилю) умер. Похоронили его в Онуфриевском монастыре. На могиле была положена плита с надписью: «Друкарь книг, перед тем невиданных». Дело, которому он посвятил всю жизнь, имело поистине международное значение. Московские мастера, создавая первую типографию, использовали достижения многовекового опыта народов разных стран, обогатили его своим умением и мастерством.

Форумы