День памяти первого Патриарха всея Руси (комментарий в интересах нации)

Царь Феодор Иоаннович. Изображение из Титулярника. XVII в.
Царь Феодор Иоаннович. Изображение из Титулярника. XVII в.

Учреждение Патриаршества — значительное церковно-политическое событие в жизни Русской Православной Церкви и Государства Российского. Изменение статуса Церкви в 1589 г. было признанием ее роли в православном мире — роли, которую она выполняла, несмотря на конфликты и противостояния, в союзе с государством, с Православным Царством, «Третьим Римом»; синтез их создал Святую Русь.
В 1586 г. в Москву прибыл Антиохийский Патриарх Иоаким — первый Патриарх, посетивший Россию. В ходе его пребывания в Москве возникла мысль об учреждении Московского Патриархата. Царь обратился к Патриарху Иоакиму с просьбой о «совете» с Вселенским Патриархом по этому вопросу, который бы в свою очередь посоветовался с остальными Патриархами и с Собором, а также с монастырями Афонской горы и Синая.
Через год, в 1587 г., грек Николай, посланец Константинопольского и Антиохийского Патриархов, привезший от них грамоты к царю о милостыне, сообщил в Посольском приказе устно от имени Патриархов, что они «соборно» приглашали в Константинополь Патриархов Иерусалимского и Александрийского, чтобы затем направить в Москву Патриарха Иерусалимского с наказом, как «соборовать и учинить Патриарха». Однако в Москву летом 1588 г. прибыл не Иерусалимский, а Вселенский Патриарх Иеремия II, претерпевший притеснения от турецкого султана, разорение Патриархии и ссылку на о. Родос в 1584-1588 гг. После возвращения на свой престол, желая восстановить Патриархию, он направился в Москву за милостыней, где и получил ее. Когда Иеремия находился во Львове, ожидая пропускной грамоты, с ним обсуждалась, как это известно из писем канцлера Яна Замойского, возможность перенесения Патриаршего престола в Киев. Подобные планы существовали в католических кругах и в курии с начала 80-х гг. в связи с активизацией подготовки к унии и попытками распространения календарной реформы папы Григория XIII на православные земли Речи Посполитой. Патриарх Иеремия II относился к ним отрицательно, так как они нарушали установленный на I Вселенском Соборе порядок богослужения и празднования Пасхи.
В качестве возможных мест Патриаршей резиденции наряду с Киевом назывались Львов, Острог, Вильно. Хотя в русских источниках об этих планах не сообщается, но не оставляет сомнений то, что именно в этом международном контексте следует рассматривать предложение, сделанное Патриарху Иеремии II в Москве, о перенесении Вселенского Патриаршего престола в Россию. В принципе Патриарх был согласен его занять, но возражал против того, чтобы резиденция его была во Владимире (как предлагала русская сторона), считая это недостаточно почетным. На самом деле Владимирская кафедра была весьма авторитетной; ранее, когда вырабатывался официальный статус, официальное определение и наименование Русской митрополии, она именовалась «митрополия Владимирская и всея Руси».
После отказа Иеремии II к нему обратились с предложением поставить «на Патриаршество Владимирское и Московское» Московского митрополита Иова. Патриарх сначала отказывался, ссылаясь на отсутствие у него для этого соборных полномочий, но затем согласился. Для предстоящей церемонии Иеремией был предложен чин Патриаршего поставления, который не удовлетворил царя своей простотой. На основе чина, написанного Иеремией, и чина, выработанного на Соборе 1564 г., был составлен более торжественный церемониал для поставления Русского Патриарха.
23 января 1589 г. на заседании освященного Собора с участием не только Патриарха Иеремии II, но и других представителей греческого духовенства состоялось наречение митрополита Иова Патриархом. 26 января митрополит Иов в Успенском соборе был поставлен в Московские Патриархи.

Уложенная грамота Иеремии II, Патриарха Константиноопольского, об учреждении Патриаршества в России. 1589 г.
Уложенная грамота Иеремии II, Патриарха Константиноопольского, об учреждении Патриаршества в России. 1589 г.

Установление Патриаршества было оформлено соборной Уложенной грамотой.
Полностью сохранилось убеждение о том, что канонической основой устроения нового Патриархата является благословение Восточных Патриархов и Собора. Уложенная грамота закрепила на историко-каноническом уровне формулу «Третьего Рима», соотнесенную со всем Российским царством, а не только с его столицей. В грамоте, скрепленной подписью и печатью Патриарха Иеремии, слова о «Третьем Риме» изложены от его лица. Но смысл идеи изменен по сравнению с ее первоначальным содержанием, прежде всего значительно ослаблена ее антигреческая направленность, снят тезис о «падении» второго Рима и его Церкви, сказано лишь, что он «от безбожных турок обладаем». Собор 1589 г. называет себя «Собором великого Российского и Греческого царства».

Соборная грамота Восточных Патриархов об учреждении Патриаршества в России. 1590 г.
Соборная грамота Восточных Патриархов об учреждении Патриаршества в России. 1590 г.

Грамота Константинопольского Собора мая 1590 г. была доставлена в Москву в мае 1591 г. Как показали современные исследования, значительная часть подписей на грамоте была не подлинной. Патриарх Иеремия II торопился созвать Собор и, несмотря на отсутствие многих архиереев, утвердить соборной грамотой Деяние Московского Собора 1589 г. — Константинопольская Патриархия надеялась облегчить свое тяжелое материальное положение и быстрее получить крупные денежные пожалования за учреждение Московского Патриаршества. Чтобы продемонстрировать представительность Собора, греки воспроизвели подписи всех отсутствовавших членов Собора. Грамота 1590 г. определяла Московскому престолу пятое место в иерархии Патриарших престолов, а также утвердила право Московского Собора на поставление Патриархов в дальнейшем.
Московские власти остались недовольны решением Константинопольского Собора о пятом месте. Царь Федор Иоаннович направил Патриарху Иеремии грамоту (март 1592 г.), напоминая о Московском Соборе 1589 г. и обещании третьего места. В грамоте сообщалось также, что царь с Патриархом Иовом и всем освященным Собором "уложили... и утвердили навеки" следующий порядок поминовения Патриархов при богослужении: Константинопольский, Александрийский, Патриарх «Росийского царствия царьствующаго града Москва и всеа Русии», Антиохийский, Иерусалимский. Пространная царская грамота была отправлена из Москвы 9 марта 1592 г. Однако Великий Константинопольский Собор 1593 г. подтвердил решения Собора 1590 г. о пятом месте Московского Патриарха, ссылаясь на 6-е правило Никейского и 36-е правило Трульского Соборов. На этот раз все 42 подписи иерархов Греческой Церкви на грамоте — подлинные.
Акт Константинопольского Собора 1593 г. играл большую роль в церковной жизни XVII в. На него, как на авторитетный источник, ссылался Иерусалимский Патриарх Феофан в 1619 г при поставлении Московского Патриарха Филарета. Он был среди немногих греческих документов спасен от гибели в 1626 г., во время большого московского пожара. Рукопись акта указана в описях Патриаршей ризницы 1631 и 1633 гг. В 50-е гг. XVII в. с его помощью Патриарх Никон обосновывал необходимость церковных реформ. Текст акта был переведен Епифанием Славинецким и включен в Деяния Московского Собора 1654 г.

Грамота Восточных Патриархов: Иеремии Константинопольского, Мелетия Антиохийского, Софрония Иерусалимского и др. - об учреждении Патриаршества в России. 1593 г.
Грамота Восточных Патриархов: Иеремии Константинопольского, Мелетия Антиохийского, Софрония Иерусалимского и др. - об учреждении Патриаршества в России. 1593 г.

Форумы