Ватикан объявил Россию своей провинцией (комментарий в контексте права)

Митрополит Тадеуш Кондрусевич в своем известном заявлении от 13 февраля 2002 г. «Вмешательство во внутренние дела Католической Церкви в России продолжается» декларировал: «Мы считаем, что изменение статуса структур Католической церкви в России и установление церковной провинции не может рассматриваться как создание новой католической структуры, параллельной Русской Православной Церкви… Епархии не берут своих названий от городов, где находятся их центры. Нет митрополита Московского или Российского, а есть митрополит в Москве… Митрополит не имеет никакой реальной власти в других епархиях, ибо они автономны и управляются своими епископами».
Рассмотрим канонический аспект достоверности утверждений лидера католиков в России. При этом будем опираться на нормы католического церковного права.
Апостольская администратура (наряду с апостольским викариатством, апостольской префектурой и пр.) является, согласно католическому каноническому праву, формами «отдельной Церкви» (Ecclessia particularis), типичными для стран, где ведется «миссионерская деятельность». Апостольская администратура не учреждается в качестве диоцеза «ввиду особых и чрезвычайно веских причин» (кан.371, §2). Как правило, эта форма (апостольская администратура) предшествует учреждению диоцеза, и, т.о., «созданию иерархии» (creatio Hierarchiae) определенной территории.
Таким образом, возникновению диоцеза (епархии) может предшествовать создание апостольской администратуры, а после создания нескольких диоцезов может быть создана церковная провинция, возглавляемая митрополитом, которым является архиепископ самого важного, с точки зрения Ватикана, диоцеза. Такой диоцез получает название митрополичьего диоцеза (епархии). Прочие диоцезы церковной провинции являются диоцезами-суффраганами по отношению к митрополичьему. Митрополит получает паллий от Римского папы в знак своей власти над провинцией (кан.437, §1), что явно и зримо свидетельствует о «реальной власти» митрополита в епархиях, составляющих провинцию.
Церковная провинция, «ограниченная определенной территорией», создается «для содействия совместной пастырской деятельности различных соседних диоцезов сообразно с персональными и местными обстоятельствами и для благоприятствования надлежащим отношениям между диоцезальными епископами» отдельных Церквей, соседствующих друг с другом (кан.431, §1). Напомним, что в католическом каноническом праве «отдельной Церковью» именуется часть народа Божия, проживающая на определенной территории (т.е. любой диоцез есть отдельная Церковь). Из отдельных Церквей слагается «единая и единственная Католическая Церковь» (кан.368).
Поскольку в контексте современного канонического права Римо-католической Церкви понятие «отдельная Церковь» адекватно понятию «Поместная Церковь», то можно констатировать, что в России создана не просто церковная провинция-митрополия, состоящая из четырех епархий (диоцезов) с центрами в Москве (бывшая апостольская администратура севера европейской части России), Саратове (бывшая апостольская администратура юга европейской части России), Новосибирске (бывшая апостольская администратура Западной Сибири), Иркутске (бывшая апостольская администратура Восточной Сибири). Создана Русская Католическая Поместная Церковь.
Но еще печальнее то, что католики в определенном (а именно каноническом) смысле правы, заявляя, что это изменение статуса «ничего конкретно не меняет» (выступление Тадеуша Кондрусевича 11 февраля 2002 г.). Согласно Кодексу канонического права Католической Церкви, апостольская администратура приравнивается к «диоцезу» (кан.368), который является «отдельной», «Поместной» Церковью. Апостольские администратуры возникли в России в 1991 г. (еще две – в 1999 году).
Собственно с 1991 года в каноническом и экклезиологическом смыслах в России возникли две «отдельные», или, «поместные» Католические Церкви. Именно с этого момента начинается нарушение Ватиканом канонической территории Московского Патриархата. Объединением четырех диоцезов в церковную провинцию Ватикан только подтвердил приверженность идее создания полноценной Русской Католической Поместной Церкви. Пока это – митрополия, но ничто не мешает Римскому понтифику даровать Тадеушу Кондрусевичу титул Патриарха, который в Католической Церкви является лишь «почетной прерогативой» (кан.438).
Не должно вводить в заблуждение и то, что диоцезы названы в честь Божией Матери, св.Климента Римского, Преображения и св.Иосифа, а не по месту кафедр. Во-первых, в каноническом отношении это не играет никакой роли, поскольку территориально-географический принцип хотя и важен, но все же вторичен. «Отдельная Церковь» (апостольская администратура, диоцез, церковная провинция) есть прежде всего «часть народа Божия», а как формально именуется эта «часть», вопрос второстепенный. Поэтому хотя в заявлении митрополита Тадеуша Кондрусевича и утверждается, что «нет митрополита Московского и всея Руси, а есть митрополит в Москве», все это не более чем софистика. Согласно каноническому праву Тадеуш Кондрусевич возглавляет Поместную Церковь в статусе «церковной провинции». И по территориальному принципу (хотя и второстепенному) он является митрополитом Московской митрополии.
Во-вторых, полное название диоцезов включает географические названия, например диоцез в честь Божией Матери в Москве. Т. Кондрусевич титулуется «митрополит в Москве», но такая ли большая разница - именоваться «Московским» или «в Москве»?

Ссылки по теме
Форумы