• Источник:
  • Сергей Игнатов — специально для Седмицы.Ru

В индийских Гималях уходит под землю священный город индуистов Джошимат

Из-за перегрузки грунта постройками валятся набок дома и гостиницы, проваливаются дороги

ДЖОШИМАТ. В индийских Гималях уходит под землю священный город индуистов Джошимат, где из-за перегрузки непрочных грунтов постройками валятся набок дома и гостиницы, проваливаются дороги, пишет apnews.

В открытом святилище с видом на заснеженные горы индуистские священники кормят огонь рисом и топленым маслом и поют молитвы на санскрите в надежде, что время обратится вспять, а боги спасут святой город, неумолимо тонущий в горной долине. Многие месяцы примерно 20 тысяч жителей Джошимата, почитаемого индуистскими и сикхскими паломниками, в отчаянии видят, как земля медленно поглощает их дома. Помощь долго не шла, и лишь в январе трагедия привлекла международное внимание.

К тому времени Джошимат уже стал зоной бедствия. Многоэтажные отели повалились набок; дороги потрескались и зияют провалами; более 860 домов уже непригодны для жилья. Они еле держатся и сплошь покрыты трещинами на потолках, полах и стенах. Вместо спасителей к ним «на помощь» спешат бульдозеры и сносят целые кварталы кривобоких строений. Беда в том, что святой город выстроили на непрочной толще обломочно-осадочных пород, скопившихся в долине в результате многих оползней и землетрясений. Почвоведы и геологи десятилетиями предупреждали (в том числе в отчете 1976 года), что в Джошимате нельзя перегружать грунты плотной и высотной застройкой, однако строители бездумно строили дома, особенно в последние годы.

«Новые трещины появляются и растут день ото дня, – сокрушается Атул Сати (Atul Sati), активист Комитета спасения Джошимата. – Наши люди живут в страхе. Мы много лет твердим, что это катастрофа, причем медленная катастрофа, подобная часовой бомбе». Эксперты и активисты винят националистическую индуистскую партию Бхаратия Джаната премьер-министра Нарендры Моди в том, что она затеяла грандиозные проекты развития паломничества в гималайском штате Уттаракханд вообще и в святом городе в частности. Проектанты не учли изменения климата и бездумно развернули широкое строительство гостиниц для паломников, объектов гидроэнергетики на горных реках и дорожной сети. Вся эта деятельность привела к подвижке и проседанию непрочных грунтов.

Джошимат, расположенный на высоте 1890 метров над уровнем моря, обладает, по поверью, особой духовной силой, поскольку именно здесь индуистский гуру Ади Шанкарачарья достиг просветления в 8 веке, а затем основал четыре монастыря по всей Индии, в том числе в самом Джошимате. Паломники движутся через город к почитаемому сикхскому святилищу Хемкунд Сахиб и индуистскому храму Бадринатх. «Город нужно защитить всеми силами, – скорбит местный священник Брахмачари Мукундананд. – Он служит мозгом Северной Индии. Наше тело может лишиться некоторых конечностей и все еще действовать, но с потерей мозга жизнь в нем прекращается. Вот почему выживание города чрезвычайно важно для нас».

Не менее 240 семей уже покинули город, не зная, смогут ли однажды вернуться. Прабха Сати в панике бежала из города месяц назад, когда стены вдруг лопнули и стали клониться, а потом вернулась перед самым сносом и успела спасти телевизор, идолов индуистских богов и туфли.

«Мы строили дом с таким трудом, – плачет Сати. – С ним мы лишились всего на свете, эта часть нашей жизни уничтожена».

В 2021 году премьер Моди пообещал штату Уттаракханд «десятилетие процветания». В штате много святынь, и первые же проекты улучшения инфраструктуры привели к быстрому росту числа паломников. По данным штата, в 2019 году в Джошимате побывали почти 500 тысяч паломников. «В ближайшие десять лет штат примет больше приезжих, чем за последние сто лет», - обещал Моди.

Уттаракханд привлекает паломников маршрутом к святыням Чар Дхама, хотя этот путь считается одним из самых трудных в Индии. Он ведет к четырем высотным индуистским храмам (Бадринатх, Ганготри, Кедарнатх и Ямунотри), и там трудно дышать из-за нехватки кислорода в разреженном горном воздухе, особенно в суровую погоду. В 2022 году храмы посетили примерно 250 тысяч паломников, и более 200 из них не выдержали тягот восхождения и погибли. Сейчас в Чар Дхам прокладывают всепогодное шоссе шириной 10 метров и длиной 889 километров, а также железную дорогу в 327 километров, чтобы упростить путешествие. Этот проект вызывает споры у экспертов. Многие из них считают, что строительство грозит катастрофами в высотных Гималаях, где многие городов построены на обломочных и оползневых грунтах.

«Этот проект оскверняет и губит горную среду, – сокрушается известный эколог и журналист Рави Чопра (Ravi Chopra). – Для прокладки широких дорог инженерам приходится взрывать скалы, рубить деревья и кустарники, что нарушает хрупкое равновесие горных склонов и грозит камнепадами и оползнями, особенно при стихийных бедствий». Эксперт по городскому планированию и паломничеству Киран Шинде (Kiran Shinde), профессор австралийского университета Ла-Троб, также считает, что разумней было бы благоустроить существующий пешеходный коридор, поскольку природа этих мест не вынесет ни потоки машин, ни толпы в сотни тысяч человек. «Шоссе – это самое катастрофическое решение для Чар Дхама, – заверяет профессор. – Пусть люди идут туда пешком, как шли многие века».

Бедствие в Джошимате побудило власти остановить строительство шоссе в Чар Дхам. Многие думают, что уже слишком поздно. На фасадной стене знаменитого монастыря Ади Шанкарачарья в последние недели возникла и расширилась трещина. «Пусть места поклонения остаются местами поклонения, – молит священник. – Не превращайте их в объекты массового туризма».

Дело не только в автомагистралях. Атул Сати 17 лет убеждал, что гидроэлектростанция компании NTPC, возводимая близ города, однажды его разрушит его. И он не одинок. Местные жители считают, что взрывы при прокладке 12-километрового туннеля для станции привели к разрушению их домов. Работы уже приостановлены, а чиновники NTPC отрицают какую-либо связь работ с оседанием грунта в Джошимате, перекладывая вину на дренажные системы. Правительство штата выделяет временные пакеты помощи, в том числе компенсации в 150 тысяч (1813 долларов) каждой пострадавшей семье. Различные правительственные учреждения заняты опросами и экспертизами в поисках источников ущерба.

Кризис в Джошимате вновь вызвал споры о том, можно ли наращивать гидроэнергетику в горах ради снижения зависимости от угля. В Уттаракханде более 30 рек и много тающих ледников, а потому в штате строят около 100 гидроэлектростанций. В 2021 году 200 человек погибло, когда на ГЭС Тапован близ Джошимата обрушилось наводнение из-за резкого таяния ледников. А в 2013 году в штате погибло более 6 тысяч человек в результате страшного ливня и наводнения. Эксперты предупреждают, что масштабное строительство объектов гидроэнергетики со взрывами скал, отводами речных потоков и вырубкой лесов чревато катастрофами – особенно ввиду изменений климата.

Нередко строители просто уничтожают села, как это случилось со священной деревней Хаат, помнящей гуру Ади Шанкарачарьи, основавшего здесь храм в 8 веке. Территорию деревни приобрела в 2009 году энергетическая компания под строительство гидроэлектростанции. Сегодня здесь свалка мусора и строительных материалов. Храм Лакшми Нараян окружен серыми штабелями бетонных блоков – это последнее сохранившееся здание в деревне. Власти снесли жилые дома, а жителей отселили, горюет Раджендра Хатвал, в прошлом деревенский староста. «Строители убили Хаат, – говорит Хатвал. – Что это за проекты развития, если они уничтожают бесценные места поклонения? Кому нужны такие проекты?»

В прошлом году суд постановил прекратить свалку отходов возле исторического храма. Храм еле существует заботами Хатвала и еще нескольких оставшихся жителей. Здесь же во времянке ютится смотритель. Он подметает территорию, чистит идолов и готовит чай для немногих паломников. Добровольные защитники опасаются, что дни храма сочтены. «Мы сражаемся, чтобы защитить храм, – говорит Хатвал. – Мы хотим сохранить нашу древнюю культуру и передать ее новому поколению. Преступные пришельцы не просто разрушили деревню – они уничтожили 1200-летнюю культуру».

 

Форумы