• Источник:
  • Сергей Игнатов — специально для Седмицы.Ru

В Гималаях буддийские монахи и народ монпа выступают против строительства гидроэлектростанций

Строительство погубит реки, горячие источники, святыни и монастыри

ТАВАНГ (Индия). В Гималаях буддисты объединились с местной народностью монпа в борьбе против строительства гидроэлектростанций, поскольку они грозят погубить реки, горячие источники, святыни и монастыри, сообщает religionnews.

Шестой Далай-лама Цангьян Гьяцо, родившийся в 1683 году, воспевал красоты гималайской природы и любовался черношеими журавлями в долине Таванг. По сей день жители коренной тибето-бирманской народности монпа, обитающей на востоке Гималаев, почитают его память в святилище Лама Цабцей, в котором бережно сохраняют отпечатки его ступней. Это святилище – одно из многих святых мест, которым угрожает затопление по плану строительства гидроэлектростанций в долине Таванг. Буддийские кочевники народности монпа, издревле пасущие яков, горных овец и коз под снеговыми вершинами, собирают силы, чтобы противостоять этому проекту, грозящему уничтожением местным монастырям, горячим источникам, святыням и храмов.

«Это не просто святые места для нас, – говорит 82-летний лама Таши, духовный наставник «Федерации спасения Мона», в руководстве которой уже более 700 монахов. – Если мы поверим в лживые обещания продажных политиков и крупного бизнеса, толкующих о грядущем прогрессе и процветании, наша самобытность, духовность и многовековые традиции коренных народов будут уничтожены мгновенно и навсегда». Монахи-активисты Федерации уверены, что плотины не только разрушат монастыри, святыни и уникальную природу этого экологически хрупкого региона, но и усилят напряженность в отношениях с Китаем, который давно числит Таванг в составе Тибетского автономного региона.

Таши обитает в покоях близ монастыря Таванг, возведенного в 1681 году по благословению пятого Далай-ламы. В трехэтажном монастыре хранится позолоченная 8-метровая статуя Будды и его живописные изображения в полный рост. В обширных помещениях живут более 500 монахов традиции Гелуг, и постоянно звучит мерный гул вращающихся молитвенных барабанов. Это второй по величине монастырь в мире, принадлежащий школе эзотерического буддизма Гелуг. Нынешний Далай-лама в 1959 году нашел здесь временное убежище во время своего бегства из Тибета. «Каждый раз, когда я бываю в этих местах, – признался он 2017 году, – меня переполняют эмоции, ибо я вижу край, где впервые насладился свободой».

В 2007 году государственная «Национальная гидроэнергетическая корпорация» (NHPC) получила госзаказ на строительство ГЭС в бассейне реки Таванг Чху, а одной из частных компаний поручено подготовить такой же «проект освоения» долины соседней реки Нямджанг Чху. Монахи Таванга проводят мирные акции протеста против строительства с 2009 года при поддержке народа монпа и правозащитников. «Мы мобилизуем людей по всем деревням», – говорит лама Джампа Джха, член «Федерации спасения Мона», облаченный в темно-бордовую накидку-самгхати и шапку из шерсти яка, традиционную для народа монпа.

В мае 2016 года полиция расстреляла демонстрантов, требовавших у полицейского участка Таванга освобождения ламы Лобсанга Гьяцо, активиста движения против плотины. Погибли двое – буддийский монах и местный житель, и многие протестующие получили ранения различной тяжести. «Это был переломный момент в нашем движении», - считает лама Лопсанг Фонцо, президент «Федерации спасения Мон». Расправа только сплотила монахов и коренной народ, подогрела протесты. Последовали новые митинги, петиции и марши протеста по всему Тавангу, а в движение влились новые силы. Благодаря своей сплоченности, жители региона смогли преодолеть сопротивление мощного лобби во главе с премьер-министром правительства штата Аруначал-Прадеш Пемы Кханду, членом влиятельной семьи, заправляющей делами в регионе.

Церинг Таши, местный политик, уверяет, что местные и центральные власти, и уж тем более строительные компании готовы всячески уважать местную культуру, народные традиции и святыни, однако проекты возведения плотин и ГЭС насущно необходимы краю, ибо за ними «последует подъем экономики и туризма, возникнут новые рабочие места». Ему вторит исполнительный директор NHPC Шривастава ( Srivastava), который уверяет, что «ведутся экологические исследования», а проект NHPC «ориентирован на устойчивое развитие» региона». «В наши проекты уже вложены многие миллионы долларов, – напоминает Шривастава. – Нам нужно только согласие местных общин».

Это согласие становится все труднее получить. В 2018 году «Федерация спасения Мон» известила, что хитрые дельцы обманывают неграмотных горцев, убеждая их ставить крестики и отпечатки пальцев под документами «об отсутствии возражений» на проекты строительства. «Если бы мы знали, что наши подписи собирают для проектов NHPC, мы бы никогда не согласились, - говорит Церинг Темпа, получивший тяжелое ранение при расстреле демонстрации 2016 года. – Мы беспокоимся о нашей земле и культуре, а не о материальных выгодах».

Хотя монпа больше всего опасаются за судьбу древних святынь (это, к примеру, мост Чагзам, построенный учеником первого Далай-ламы более 600 лет назад, или пещера, где медитировал мистик тантрического буддизма Падмасамбхава), их еще более волнует возможная утрата духовности, хранимой в обрядах, медитациях, погребальных церемониях и многом другом. «Все это уйдет с гибелью святынь, а вместе с ними погибнут наши обычаи, обряды и духовность» - говорит Санг Тинли. Жители деревни Лу убеждены, что их веру и традиции погубит наплыв чужаков на строительство плотин. «Чужаки быстро превзойдут нас числом, привнесут сюда свои верования, убеждения, традиции, и тем самым разрушат хрупкий древний облик Таванга как буддийского центра», - сокрушается Тинли.

Стойкость народа монпа и его духовных наставников позволила приостановить работы по проекту NHPC в этом году, однако планы правительства по «освоению» долины Таванг плотинами и электростанциями никуда не делись. Местные жители и монахи все же считают, что одержали «моральную победу и послали мощный сигнал» властям. «Мы никогда не допустим подобные промышленные проекты, которые порабощают людей, – говорит Джха. – Мы не просто монахи в бордовых накидках, читающие священные тексты; мы хранители духа и служители, мы служим на благо обществу».

Форумы