Заключение

Житие преподобного Феодорита, просветителя Кольского


Прошло четыреста двадцать пять лет со дня блаженной кончины Кольского Старца. И вот в 1996 году исполнилась наконец главная мечта его жизни - на земле Великой Лапландии появилась Мурманская епархия. И благословением первого архиерея епархии епископа Мурманского и Мончегорского Симона в 2003 году самым первым из святых в земле Кольской просиявших, был прославлен в лике преподобного Феодорит, просветитель Кольского края.

Мысленно восстанавливая в памяти события жизни этого удивительного подвижника и листая древние страницы его Жития, невольно испытываешь двоякое чувство. Это чувство восхищения и чувство зависти. Восхищаешься столь беззаветной, безоглядной устремленности человека ко Господу, к горнему, к Небесному, туда, «где Христос сидит одесную Бога» (Кол. 3, 2). Изумляешься способности к такому неиссякаемому порыву, полету на едином дыхании, который длится от младенчества и до последнего старческого вздоха.

И завидуешь. Завидуешь столь блаженной полноте жизни и сокровищам духа, коих сподобился стяжать этот православный христианин и которых так легкомысленно и походя лишаемся мы, живущие ныне.

И невольно вновь приходят на ум взволнованные строки воспоминаний духовного чада преподобного Феодорита князя Андрея Курбского, благоговейно склонявшего голову перед великой святостью Кольского Старца и еще четыре столетия назад увидевшего в Феодорите великий образец жизни для всех поколений российских христиан:

«Зри сюда, полуверный, умягченный и разбесстыженный различными наслаждениями лицемерный христианин, какие храбрые еще обретаются старцы в Православной земле, на правоверных догматах воспитанные. Чем более престареют и изнемогут телом, тем большую храбрость и ревность ко благочестию во Господе полагают и проникаются Богом и живут под покровом Вышнего.

Мыслю, велие было бы удивление для многих, если бы я о сем, предреченном святом Феодорите, все по порядку описал, да все добродетельные и предивные дела его вспомянул, из тех, которые только я один знаю. Как возглаголить мне о том, каковые он имел дарования от Бога, что дарами Духа нарицаются: силы исцеления, дар пророчества, дар мудрости. О том, как мог он грешников спасать от сетей бесовских, от презлых дел дьявольских и выводить на путь покаяния. Как он целые народы поганские от нечестия многолетнего и неверия древнего вызволял и в веру Христову приводил.

Как найти слова и решиться рассказать о восхищениях его аж в самые обители Небесные и о видениях его неизреченных, коими Бог посетил своего избранника. Поскольку, хоть и был он в теле тленном, но Господь почтил его бестелесными и невещественными достоинствами и возможностью аэроплавательных хождений.

А какую тот муж имел многую кротость и тихость и какие мудрейшие поучения и наказы давал в тех предивных и наисладчайших апостолоподобных собеседованиях с учениками и сынами своими духовными. Тех учений его священных и я, недостойный, многократно причастен был.

Было просто удивительно, как умел он искусно исцелять загнившие и застарелые раны в душах человеческих – сиречь привычные многолетние презлые дела греховные. О том многие мудрые отцы глаголят: то, что от младости в душе человеческой утвердится и в естество воплотится, очень трудно бывает такие ветхия нечистоты в душе расторгать и искоренять, а он мог нечистоту и скверность очищать и просвещать, и ко Господу направлять через многие слезы и покаяние, и самому диаволу запрещал силою Святого Духа по данной ему от Бога власти пресвитерской, дабы отступил тот от души человеческой и не дерзал вновь осквернить покаявшихся.

Много чудесного и славного мог бы рассказать я о сем дивном муже, что не только своими очами видел и над самим собою испытал, но и от иных достоверных мужей слышал. Но да воздержусь до времени. Ныне я в странствии пребываю и долгим расстоянием отогнан от земли любимого отечества моего. Здесь же живущие люди грубы, маловерны и телесны и в духовных делах вовсе неискусные. И глупство видится им, ежели о духовном глаголишь, поскольку телесным вещам со прилежанием служат, а о духовных не радеют, да и вовсе о том не задумываются.

Аще Бог поможет, может, и обрящу я когда мужей духовных, желающих сего повествования. Тогда много что вспомянем мы и о предивных его видениях, и о пророчествиях грозных, и о чудесах великих, о чем лишь духовные духовным на пользу поведать могут».

Хочется верить, что книга «Житие преподобного Феодорита, просветителя Кольского Севера» хоть в какой-то мере позволила нам восстановить славные страницы той жизни и прикоснуться к духовному наследию одного из выдающихся святых XVI века, что подвизались в Великой Лапландии, на территории нынешней Мурманской епархии.

Тропарь преподобному Феодориту, просветителю Кольскому. Гл. 4

От юности премудре прилежно подвизался еси, / пустынный жителю и в телеси Ангеле, / исцеляеши недужныя и души верою просвещаеши, / апостолом сопричастниче, Слово Божие возвестил еси, / всея Лапландии просветителю, / обителей и храмов Божиих зиждителю, / Феодорите, отче всеблаженне, / моли Христа Бога // спастися душам нашим.

Кондак преподобному Феодориту, просветителю Кольскому. гл. 5

Обители Соловецкия отрасле многоплодная, / монахов наставниче и покаяния проповедниче, / царя земнаго дары отвергший ради Небеснаго Царствия, / красотою душевною просиял еси, / радуйся, богомудре Феодорите, // земли Кольския заступниче теплый.

Форумы