Апостольская миссия Русской Православной Церкви

К оглавлению


Период XVIII — начало XX в. ознаменовался активизацией миссионерской деятельности Русской Православной Церкви. Господь призывал Своих деятелей на новые, невозделанные нивы. Нивы эти простирались от Урала до берегов Тихого океана. С возделыванием их связана новая страница в истории Русской Церкви.

В XVIII в. духовным и административным центром Сибири был г. Тобольск. С 1702 по 1710 г. и с 1715 по 1721 г. на Тобольской кафедре был митрополит Филофей (Лещинский). «Если справедливо святую равноапостольную Нину называть просветительницей Грузии, святого Григория — просветителем Армении, Патрикия — Ирландии, Виллиброрда — Голландии и Ансгария — Швеции и Дании, то с неменьшею справедливостью митрополита Филофея можно назвать просветителем Сибири».

Петр I хотел иметь в Тобольске митрополитом мужа не только благочестивого, но и ученого, способного пребывавших в Китае и Сибири «в слепоте идолослужения закоснелых человек приводить к познанию Истинного Бога». И когда первый кандидат — будущий святитель Ростовский Димитрий (Туптало) — не смог по состоянию здоровья поехать в Сибирь, выбор пал на эконома Киево-Печерской Лавры иеромонаха Филофея (Лещинского).

4 апреля 1702 г. в сопровождении нескольких ученых монахов из Киева митрополит Филофей прибыл в столицу Сибири — Тобольск. В декабре 1702 г. в Тобольске состоялся Собор по вопросам нестроений в Сибирской епархии и нужд ее.

В конце 1702 — начале 1703 г. при архиерейском доме была открыта первая в Сибири и вторая в России провинциальная школа для обучения детей священнослужителей. В школе обучались также и дети новокрещенных хантов и ненцев. Впоследствии эта школа была преобразована в семинарию.

В 1705 г. митрополит Филофей отправил группу миссионеров во главе с архимандритом Мартинианом на Камчатку, где была устроена Успенская пустынь.

В 1707 г. в г. Иркутске для улучшения управления обширнейшей епархией и усиления миссионерской деятельности было учреждено викариатство Тобольской епархии. Первым викарным епископом в Иркутске был назначен архимандрит Варлаам (Косовский), в ведение которого перешли миссионерские монастыри Восточной Сибири: Нерчинский Успенский и Посольский Преображенский.

В 1709 г. в связи с тяжелой болезнью святитель Филофей принял схиму с именем Феодор и удалился на покой в устроенный им Тюменский Троицкий монастырь, но Промысел Божий снова призвал его к просвещению язычников.

Преемник и сопастырь митрополита Филофея митрополит Иоанн (Максимович; 1711—1715) вскоре предложил ему и нескольким священникам и монахам продолжить дело благовествования. Он снабдил миссионеров церковной утварью и отправил в миссионерские путешествия сначала на север, затем на юг Сибири и на восток. Сам же митрополит Иоанн своим ревностным попечением о воспитании в Сибири образованного духовенства «дополнял апостольские стремления неутомимого святителя Филофея». В частности, святитель Иоанн послал первую Православную миссию в Пекин во главе с архимандритом Иларионом (Лежайским).

В течение своего пятнадцатилетнего благовестнического служения митрополит Филофей предпринял шесть миссионерских путешествий.

По смерти святителя Иоанна схимитрополит Феодор вновь был назначен на Тобольскую кафедру. В 1726 г. в возрасте 76 лет старец схимитрополит Феодор предпринял последнее свое миссионерское путешествие. Он направился в Обдорск (ныне Салехард) — к язычникам хантам, по пути посещая устроенные им ранее храмы и укрепляя в вере новообращенных.

Блаженная кончина апостола Сибири последовала 31 мая 1727 г. в Тюменском Троицком монастыре, где он был погребен, согласно завещанию, у церковных дверей. Он окрестил в Сибири около 40 000 человек и построил для них 37 храмов, призывая язычников не страхом, не иными какими-либо прещениями, как свидетельствуют его современники, но «точию евангельскою проповедию и своими трудами».

Третьим великим светильником Сибирской Церкви стал святитель Иннокентий (Кульчицкий), первый епископ Иркутский (1731).

В 1722 г. с титулом епископа Переяславского он был направлен начальником миссии в «Хинское царство» — в Китай, но не был туда допущен богдыханом и остановился в Селенгинском Преображенском монастыре в Забайкалье. За время долгих (в течение нескольких лет) переговоров с китайскими властями епископ Иннокентий изучил бурятский язык. Позже он устроил в Иркутском Вознесенском монастыре русско-монгольскую миссионерскую школу на 25 учеников. (В 1736 г. в ней обучалось уже 70 воспитанников.) Первым преподавателем монгольского языка в школе был настоятель монастыря архимандрит Антоний.

В 1725 г. выяснилось, что китайские власти не желали дать пропуск главе миссии, и в 1727 г. святитель Иннокентий был назначен Синодом на новоучрежденную Иркутскую кафедру. Святитель особенно много потрудился над просвещением христианской верой прибайкальских бурят. Он помогал им во всем и своею ревностью приобрел славное имя «проповедника веры во языцех монгольских».

Блаженная кончина святителя Иннокентия последовала в 1731 г. В 1804 г. постановлением Святейшего Синода святитель Христов Иннокентий был причислен к лику святых Русской Православной Церкви.

Преемниками святого Иннокентия по Иркутской кафедре были ревностные миссионеры епископ Иннокентий II (Нерунович; 1732—1741) и святитель Софроний (Кристалевский; 1754—1771).

Святитель Софроний, посылая миссионеров в Забайкалье, на Камчатку и в Якутию, призывал их обращать особое внимание на улучшение жизни новокрещенных: «Делами проповеди и светильником любви согревайте мир человеческий, ибо только от любви любовь воспламеняется и собою всякую ревность по Бозе приводит».

В середине XVIII в. возобновилась миссионерская деятельность на Камчатке. В 1745 г. туда прибыла Духовная миссия из 19 человек во главе с иеромонахом Иоасафом (Хотунцевским) из Сарской, или Крутицкой, епархии. Миссия открыла 20 школ, в которых обучалось несколько сот человек.

К концу XVIII в. православные миссионеры прошли почти всю сибирскую землю и привели ко Святому Крещению десятки тысяч язычников, ламаистов и магометан.

Но необходимы были еще усилия, чтобы возрастить посеянные семена учения Христова, искоренить двоеверие, соделать новопросвещенных верными чадами Православной Церкви. Все это предстояло совершить миссионерам XIX в., давшего Русской Церкви таких славных благо-вестников и подвижников, как архимандрит Макарий (Глухарев), святой митрополит Московский Иннокентий (Вениаминов), митрополит Московский Макарий (Невский) и многих других продолжателей дела апостолов Христовых.

Новый период в истории православного миссионерства в Сибири характеризуется прежде всего устройством постоянно действовавших миссий (в отличие от передвижных миссионерских групп XVIII в.). В то время еще большее внимание уделялось устройству миссионерских школ, был начат перевод Священного Писания и богослужебных книг на языки народов Сибири, расширились культурные и экономические связи этих народов с русским населением.

В начале 1829 г. Господь призвал на апостольское служение архимандрита Макария (Глухарева; 1847). Магистр богословия Петербургской Духовной Академии, знаток древних и новых языков, переводчик на русский язык многих книг Священного Писания, он решительно отказался от епископского сана и направил прошение в Святейший Синод, в котором выражал желание отправиться в Сибирь для проповеди слова Божия. В 1828 г. он был назначен начальником вновь учрежденной миссии на Алтае. В 1830 г. он прибыл в Бийский округ Томской губернии и там среди калмыков основал первый миссионерский пункт — первый стан. Затем он переселился в Майму, где поставил второй стан, и, наконец, поселился в Улале (современный Горно-Алтайск), ставшем центром Алтайской миссии. В короткий срок отец Макарий изучил разговорный язык алтайцев и приступил к переводу важнейших молитвословий.

Перевод Священных и богослужебных книг на языки местных жителей архимандрит Макарий считал вернейшим средством для утверждения своих духовных детей в вере Христовой. За 14 лет пребывания на Алтае он перевел Евангелие, отдельные места из Книг Ветхого Завета, Деяний и Посланий апостольских и другие тексты. Архимандрит Макарий составил «Оглашение алтайцев» и написал замечательное сочинение: «Мысли о способах к успешному распространению христианской веры между магометанами, евреями и язычниками в Российской державе».

Посеянные пламенным проповедником, семена Христова учения принесли сторичный плод: созданная им Алтайская миссия к 1914 г. состояла из 604 сотрудников, имела 30 миссионерских станов, 104 храма и молитвенных дома, 4 монастыря, 82 школы, 2 женских общины, 3 женских прихода и объединяла около 70 тыс. христиан.

В 1865 г. начало совершаться богослужение на алтайском языке, а в 1874 г. Святейший Синод разрешил Алтайской миссии иметь собственную типографию и печатать в ней переводы и сочинения на алтайском языке.

Наивысшего расцвета Алтайская миссия достигла при епископе Макарии (Невском; с 1891 г. — архиепископ Томский, в 1912—1917 гг — митрополит Московский; 1921). В 1855 г. по окончании курса Тобольской Духовной Семинарии он поступил на службу в Алтайскую миссию и в течение 28 лет подвизался в святом деле духовного просвещения, пройдя все должности от учителя до начальника миссии.

Алтайская миссия послужила образцом при устройстве подобных миссий в Восточной и Западной Сибири. В 1882 г. из Алтайской миссии выделилась Киргизская с центром в Семипалатинске.

Почти одновременно с Алтайской возникли Обдорская и Кондинская миссии (1844 г.), в 1850 — Туруханская, затем Сургутовская, Минусинская (1867 г.) и Семипалатинская (1868 г.).

В Енисейском крае не было специально организованных миссий и проповедь среди язычников вели священники так называемых миссионерских приходов. На юге Енисейской губернии у ненцев, эвенков и якутов было около 14 таких приходов, охватывавших очень большие территории. Священникам приходилось преодолевать расстояния в тысячи километров, чтобы посетить свою паству.

В 1814 г. епископ Иркутский Михаил (Бурундуков) основал Забайкальскую миссию среди бурят. В состав этой миссии вошли большой знаток бурятского языка священник Александр Бобровников и крещеный бурят Михаил Сперанский. Ревностным проповедником и просветителем язычников был архиепископ Иркутский Нил (Исакович; 1838—1853). Он много путешествовал по дальневосточным окраинам страны и считается первым русским исследователем буддизма. Сподвижником архиепископа Нила по переводу Священного Писания на бурятский язык стал Николай Нилов-Доржеев, монгол и до Крещения — ревностный ламаист. Побуждением к принятию им христианства послужило чудесное видение Святого Креста над небом Даурии. Николай Нилов-Доржеев стал ревностным миссионером, принял священный сан и до конца своей жизни переводил Священные и богослужебные книги на бурятский язык.

Еще большее развитие миссионерское дело в Восточной Сибири получило при архиепископе Иркутском Парфении (Попове; 1860—1873). Святитель-миссионер значительно улучшил организацию Иркутской и Забайкальской миссий, вызвал из России для миссионерского служения монахов, устроил много новых станов и школ.

В 1866 г. заботами архиепископа Парфения было открыто Иркутское отделение Православного Миссионерского общества, в 1870 г. переименованное в Иркутский Комитет Миссионерского общества. Этим комитетом была налажена большая издательская деятельность.

С 1867 г. архиепископ Парфений постепенно вводил во всех бурятских храмах богослужение на бурятском языке. К началу XX в. в Иркутской миссии насчитывалось до двадцати станов, а обращенных язычников было около 35 тыс. Миссия оказывала благотворное влияние на быт новообращенных кочевников, приучая их к оседлой жизни, выделяя им земельные наделы и устраивая для них школы и благотворительные учреждения.

Намного труднее приходилось миссионерам Забайкалья, где ламы активно противодействовали христианской проповеди. Правительство не удовлетворяло просьб миссионеров, стремившихся ввести крещеных бурят в управление Степных Дум и этим ограничить влияние лам. Поэтому среди обращенных было намного больше эвенков, якутов и тофаларов (карагасов) [862], чем бурят. В Забайкальской миссии к 1900 г. насчитывалось 26 станов с 20 школами. При Посольском монастыре были открыты миссионерское училище, мастерская иконописи, богадельня и аптека. В 1893 г. миссионерами Забайкалья было обращено около 10 500 язычников, большинство из которых были грамотны и охотно отдавали в школы своих детей. В память апостольской деятельности архиепископа Парфения один из основанных им станов был назван Парфениевским.

В 1793 г. на Аляску была отправлена миссия из иноков Валаамского Спасо-Преображенского и Коневского Рождественского монастырей во главе с архимандритом Иоасафом (Болотовым). В первый же год (1794) православными миссионерами на о-ве Кадьяк было крещено более 7000 местных жителей. Но первоначальная деятельность миссии была непродолжительной. В 1797 г. архимандрит Иоасаф был вызван в Иркутск и рукоположен там во епископа Кадьякского. В 1799 г., возвращаясь на корабле «Феникс» к месту своего архипастырского и миссионерского служения, Преосвященный Иоасаф вместе со всеми своими спутниками погиб в волнах океана во время бури.

Еще ранее, в 1796 г., мученически окончил свою жизнь миссионер иеромонах Ювеналий: он был убит на Аляске язычниками.

Таким образом, из оставшихся сотрудников миссии продолжали свое служение на о-ве Кадьяк иеродиакон Нектарий (до 1806 г.), монах Иоасаф (до 1823 г.), иеромонах Афанасий (до 1825 г.). С 1804 по 1807 г. на Кадьяке трудился прибывший из Александро-Невской Лавры иеромонах Гедеон.

В течение 44 лет нес миссионерское служение в Америке валаамский инок Герман. Сначала блаженный старец жил возле храма миссии на о-ве Кадьяк, а впоследствии переселился на близлежащий о-в Еловый, который он называл «Новым Валаамом». После отъезда иеромонаха Гедеона отец Герман до самой своей кончины (13 декабря 1837) оставался духовным отцом, пастырем и попечителем душ человеческих в доверенной ему Кадьякской миссии. 9 августа 1970 г., в день памяти святого великомученика Пантелеймона, на о-ве Кадьяк состоялось торжественное прославление преподобного Германа в лике святых.

В 1840 г. указом Святейшего Синода была открыта Камчатская епархия с подчинением ей Охотских и Американских приходов. По настоянию митрополита Московского Филарета туда был направлен епископ Камчатский, Курильский и Алеутский Иннокентий (Вениаминов) (в 1977 г. причислен к лику святых Русской Православной Церкви), прославленный алеутский миссионер, при котором происходит возрождение миссионерской деятельности на Камчатке.

Сын бедного пономаря Ильинского храма в с. Анге Иркутской губернии, Иоанн Вениаминов родился в 1796 г., получил образование в Иркутской Духовной Семинарии и в 1823 г. сам изъявил желание поехать на Алеутские острова. Десять лет трудился отец Иоанн Вениаминов на о-ве Уналашка; крестил всех жителей острова, построил храм и несколько часовен. В течение пяти лет самоотверженный миссионер проповедовал среди воинственных индейцев Северной Америки.

За время пребывания на островах Уналашка (1824—1834) и Ситка (1834—1838) отец Иоанн изучил алеутский и колошский языки, быт и нравы населения и природу края. Свои географические и этнографические наблюдения он изложил в труде «Записки об островах Уналашскинского отдела» (СПб., 1840, ч. 1—3), доныне сохраняющем свою научную ценность.

По рукоположении во епископа Камчатского он еще более расширил миссионерскую деятельность, особенно на Дальнем Востоке. В епархию святителя Иннокентия входили многочисленные народности, населявшие Камчатку, Алеутские и Курильские острова и все побережье Охотского моря. Большую часть времени святитель проводил в разъездах, постоянно наблюдая за работой миссионеров своей епархии. Так, например, в 1856 г. он проехал по своей епархии около 8 тыс. километров.

При деятельном участии святителя Иннокентия его ближайшими помощниками были переведены на якутский язык все книги Священного Писания, Нового Завета (кроме Апокалипсиса), некоторые ветхозаветные книги, а также составлены краткие духовные поучения для местных жителей. Святитель Иннокентий побуждал миссионеров учить детей как родному, так и русскому языку. Не забывал великий миссионер и далекой Чукотки. Туда он направил камчатских и якутских священников, которые в 1850 г. основали миссию для просвещения Христовой верой чукчей, юкагиров и других народностей. По инициативе и трудами неутомимого проповедника были созданы миссии: Нушегакская, Кенайская, Квихпакская — в Северной Америке, Чукотская и Амурская.

Вскоре, в 1859 г., в Камчатской епархии было открыто Якутское викариатство, ставшее в 1869 г. самостоятельной епархией.

Большие миссионерские труды предстояли архиепископу Ионнокентию среди восточных якутов и эвенков. Он основывал храмы, часовни, переводил Священные и бгослужебные книги на якутский и эвенкийский (тунгусский) языки. 19 июля 1859 г. в якутском Троицком соборе впервые было совершено богослужение на якутском языке.

Миссионерская деятельность святителя Иннокентия охватывала самые отдаленные народности Приамурья и даже заграничные маньчжурские племена, куда он послал своего сына, священника Гавриила Вениаминова. А когда в 1858 г. к России отошел Уссурийский край, святитель немедленно направил туда миссионеров для проповеди Евангелия нивхам (гилякам), эвенкам (орочонам), нанайцам (гольдам) и другим племенам, жившим в Приамурье. Среди этих племен он устраивал миссионерские станы, строил храмы и школы и через Китайскую миссию приобретал для новообращенных книги на маньчжурском языке.

После смерти митрополита Московского Филарета (1867) святитель Иннокентий был назначен его преемником. На Московской кафедре он по-прежнему остался верен своему миссионерскому долгу. Его настоянием Православное миссионерское общество, открытое в Петербурге в 1865 г., было переведено в Москву, где митрополит Иннокентий сам и возглавил его. Во многих епархиях были учреждены отделения миссионерского общества под председательством местных Преосвященных архиереев. Действующим миссиям эти отделения оказывали постоянную финансовую поддержку.

По инициативе святителя Иннокентия в пределах Русской Америки, уже после продажи ее правительством императора Александра II Соединенным Штатам, была открыта в 1870 г. епархия Русской Православной Церкви — Алеутская и Аляскинская с кафедрой в Сан-Франциско. В 1898—1907 гг. там проходил епископское служение Преосвященный Тихон (Белавин; позже — Патриарх Московский и всея России) [863]. Он перенес кафедру епископов Алеутских и Североамериканских в Нью-Йорк, где по его инициативе был воздвигнут Свято-Николаевский кафедральный собор. Его архипастырские труды во многом содействовали делу духовного и культурного сближения народов России и Америки.

В 1910 г. в Иркутске состоялся миссионерский съезд под председательством Высокопреосвященного Макария, архиепископа Томского и Алтайского. Иркутский съезд постановил, «что проповедь, обучение, богослужение — одним словом, все виды миссионерского делания должны совершаться на языке, понятном для инородцев, причем миссия как таковая не должна задаваться посторонними целями, но должна стремиться к достижению своей собственной единой и высокой цели — приобрести язычников для Церкви Христовой».

На этот призыв откликнулись многие студенты духовных школ и пастыри Русской Православной Церкви, в их числе известный, исклю чительно самоотверженный молодой иеромонах, впоследствии митрополит, Нестор (Анисимов) — камчатский миссионер (1962).

В 1907 г. он был назначен настоятелем Корякской походной миссии и, получив благословение на свой благовестнический труд от протоиерея Иоанна Сергиева, отправился на далекую Камчатку. В районе действия походной миссии иеромонаха Нестора были эвенки (тунгусы) (почти все уже крещеные), коряки (среди них обращенных в христианство было совсем немного) и чукчи — народ, еще почти не слышавший проповеди о Христе. С самого начала миссионерской деятельности иеромонаху Нестору пришлось приложить много усилий для спасения от голодной смерти своих пасомых, крайне бедствовавших в те годы.

Он переводил на язык камчадалов молитвы и отдельные места из Евангелия, обучал их русскому языку и прививал начала культуры, заботился об устройстве школ.

Иеромонах Нестор разработал проект Камчатского братства, открытого в 1910 г. Он ездил в Москву, в Петербург, Казань, Пермь и другие города, убеждая всех состоятельных лиц вносить свою лепту в дело спасения бедствующих жителей Камчатки и Чукотки.

По примеру ревностного иеромонаха многие люди направились на далекую Камчатку помогать миссионерам. На пожертвования Камчатского братства приобреталось все необходимое для устройства быта камчадалов.

Иеромонах Нестор устраивал колонии для больных, создавал различного рода приюты и сам на собаках объезжал окормляемые им территории.

Большим событием в жизни этой миссии явился проходивший в 1914 г. Камчатский миссионерский съезд в с. Иоасафовском, заседания которого проводились на русском и корякском языках. На съезде было принято много полезных решений для улучшения работы миссионеров.

В 1910 г. в Петербурге было издано замечательное сочинение иеромонаха Нестора «Православие в Сибири», в котором дано описание трудов лучших сибирских миссионеров. В 1916 г. архимандрит Нестор (к тому времени два года пробывший на фронтах первой мировой войны) был хиротонисан в г. Владивостоке во епископа Камчатского.

Епископ-миссионер с прежней неутомимостью разъезжал на собаках по Камчатке и Чукотке, оказывая помощь местным народам, бедствовавшим от землетрясений и от эпидемии черной оспы.

В 1917 г. епископ Камчатский Нестор был участником Всероссийского Поместного Собора Русской Православной Церкви.

Святой равноапостольный Николай (Касаткин), Архиепископ Японский (1836—1912), свои апостольские труды начал в 1861 г. Он основал Японскую Православную Церковь, которая в 1912 г. насчитывала 266 общин, 33 017 православных японцев (только в 1911 г. было крещено 1082 человека, а в 1912 г. —1009), 34 священника и 6 диаконов (все — японцы), 116 катихизаторов, имела Духовную Семинарию (89 учащихся), два женских училища, типографию, издавала три периодических журнала, а также богословскую литературу — переводную и оригинальную.

Преемник святого архиепископа Японского Николая на Токийской кафедре митрополит Японский Сергий (Тихомиров; 1945) так охарактеризовал личность и миссионерскую деятельность своего предшественника:

«Все, что есть в Японской Церкви доброго, до последнего христианина в церквах, до последнего кирпича в постройках, до последней буквы в богослужебных переводах, есть дело просвещенного ума, широкого сердца и твердой, как скала, воли почившего святителя, счастливо сочетавшихся с непоколебимою верою его в святость своего дела и с благочестивым его жизненным подвигом».

Активно работали также русские духовные миссии в Китае, Корее, на Ближнем Востоке.

Хотя с 1715 г. в Пекине и существовала Русская Духовная Миссия, ее деятельность ограничивалась лишь совершением богослужений для небольшой русской колонии. Правда, уже с начала XIX в. члены миссии активно занимались изучением китайского языка и обычаев страны, ее истории и географии.

Особое значение в деле становления русской синологии (китаеведения) имели труды Иакинфа (Бичурина; 1853), бывшего в 1807—1820 гг. начальником миссии в сане архимандрита.

В 1858 г. китайское правительство наконец разрешило представителям Русской Православной Церкви заниматься миссионерской деятельностью среди китайцев по всей стране.

Замечательным миссионером в Китае был иеромонах Исайя (Пешкин; 1871), начавший проповедь за пределами Пекина. Благодаря его трудам в 1866 г. было совершено первое богослужение на китайском языке.

Тяжкому испытанию подверглась Православная миссия в 1900 г., во время Ихэтуаньского («боксерского») восстания, когда были разгромлены типография миссии и почти все ее храмы. Из 1000 православных китайцев 300 были убиты, имели место и случаи отступничества от православной веры.

Впрочем, последовавший затем период перед первой мировой войной позволил восстановить утраченное и даже несколько приумножить плоды миссионерской работы.

С 1902 г. миссию возглавлял епископ Иннокентий (Фигуровский). Были восстановлены или открыты вновь 20 храмов со школами, мужской монастырь и женская община в Пекине, появились миссионерские отделения в Хайларе, Тяньцзине, Юншинфу и Шанхае.

В 1900 г. начал свою миссионерскую деятельность в Корее архимандрит Хрисанф (Щетковский). Его заботами в Сеуле была образована православная община.

Большое значение в деле сохранения Православия на Ближнем Востоке в период усиления там во второй половине XIX в. инославной пропаганды имела деятельность созданного в 1881 г. Российского Православного Палестинского общества, имевшего целью не только изучение христианского Востока, помощь и содействие русским паломникам, но и организацию образования среди православного населения Сирии, Ливана и Палестины.

Паства Русской Православной Церкви, ставшей Церковью многонациональной, или Всероссийской, увеличивалась после воссоединения с нею униатов (имеется в виду Брестская уния 1596 г.) и старообрядцев. В конце XVIII в. в связи с возвращением России древних, исконно русских областей, находившихся с XIV в. под властью Польско-Литовского государства, произошло воссоединение около 2 млн униатов с Русской Православной Церковью на Украине (на Волыни и Подолье, кроме Галичины). В 1839 г. с Русской Церковью воссоединилось более 1,5 млн униатов Белоруссии и Литвы почти со всем униатским духовенством (1305 человек) во главе с епископом (позже — митрополит) Литовским Иосифом (Семашко; 1798—1868), а в 1875 г. — более 50 тыс. униатов на Холмщине.

Начиная с 1800 г. Русская Православная Церковь принимала в общение искавших с нею объединения старообрядцев, но на определенных условиях. Старообрядцы соглашались принимать в свои общины священников Русской Церкви, с тем чтобы они совершали богослужения по старым книгам и обрядам, принятым до реформы Патриарха Никона. Священный Синод снимал с этих старообрядцев, называвшихся единоверцами, клятвы Собора 1667 г. К 1917 г. насчитывалось около 600 единоверческих храмов. Всероссийский Поместный Собор 1917—1918 гг. предоставил православным старообрядцам (единоверцам), так стали называться они после I Всероссийского съезда единоверцев в 1912 г., право иметь своих четырех викарных епископов.

В XIX в. благодаря деятельности русского духовенства распространилось Православие и среди части крестьян Латвии и Эстонии.

В 1898 г. произошло воссоединение с Русской Православной Церковью части сиро-персидских несториан, для которых Святейшим Синодом была образована миссия на оз. Урмия в Иране.

Немало внимания русские православные миссионеры уделяли также разъяснительной работе среди лиц, из Православной Церкви перешедших в протестантские деноминации, распространившиеся в России с 60-х годов XIX в. (евангелики, баптисты и т. д.).




[862] 3десь и далее в скобках указаны названия народов Сибири и Дальнего Востока, принятые до 1917 г.
[863] Прославление Патриарха Тихона совершено Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 1989 года — [/Ред/].
Ссылки по теме
Форумы