• Источник:
  • Сергей Игнатов — специально для Седмицы.Ru

Германский профессор богословия утверждает, что его дисциплина пребывает в глубоком кризисе

По словам профессора на факультетах преобладает посредственность

БЕРЛИН. Богословие в Германии пребывает в глубоком кризисе и регрессирует все глубже по мере того, как«академическая посредственность вербует такую же посредственность», убежден Ульрих Лехнер, германский профессор богословия, по сообщению catholicnewsagency.

Доктор Ульрих Лехнер (Ulrich Lehner) получил докторскую степень по теологии в Регенсбургском университете и докторскую степень по истории в Центральноевропейском университете. Ныне он профессор богословия на факультете имени Уильяма К. Уоррена в университете Нотр-Дам и является автором многих книг, в том числе «Бог не мил» (God is not Nice). В интервью изданию CNA Deutsch профессор критикует не только «падение качества немецкого богословия» (признавая немногие важные исключения), но и стратегию работы большинства своих коллег.

«Я слежу за многими назначениями в своей области и могу уверенно сказать: академическая посредственность упорно вербует и плодит посредственность, – подчеркивает Лехнер – Горстка профессоров упорно протаскивает на ключевые посты своих бывших студентов, невзирая на их слабости. При этом самые набожные и преданные Церкви богословы никогда не получают шансов на продвижение, ибо их отсеивают на ранних стадиях». В качестве примера исследователь приводит замужнюю женщину-богослова, мать троих детей, чье назначение на кафедру было пресечено, поскольку профессора выяснили, что она ежедневно ходит в храм на службу – то есть «слишком серьезно относится вере для профессора».

«Я знаю немало случаев, когда моим коллегам подрезали крылья с ведома и благословения администраций, несмотря на их академические заслуги и звания, – возмущается профессор. – Если бы люди за пределами академических кругов знали, как германские профессора изобретают критерии отсева и интригуют, препятствуя найму верных католиков, тогда академическое богословие потеряло бы последние остатки своей репутации. Это одна из причин, почему немецкое богословие уже не то, что еще 25 лет назад – оно уже растеряло былое глобальное влияние и авторитет».

В качестве доказательства Лехнер приводит нехватку переводов немецких богословских работ на английский, французский или испанский языки, и указывает, что немногие серьезные исследования в Германии привлекают «удивительно мало внимания», поскольку германские богословы все больше изолируются от международных исследований. «Хотя в докторантуре США еще изучается немецкий язык, в самой Германии уже 20 лет назад докторанты не могли воспринимать длинные английские тексты, а сегодня и подавно, – указывает Лехнер. – Вот почему немногие серьезные немецкие богословы ныне «варятся в собственному соку» и цитируют в основном друг друга».

Ситуация усугубляется растущей нехваткой богословов в Германии. Согласно katholisch.de, в Германии около 200 семинаристов на сегодня – это меньше, чем когда-либо прежде. Курсы богословия «проходят» многие студенты (а именно, 18 251 человек в 2018-19 учебном году), но лишь небольшая их часть выбирает полный курс (2549 человек в 2018 году). Для остальных этот предмет служит проходным на пути к диплому педагога.

Несмотря на относительно небольшое число «полных богословов», в Германии все еще широко развита сеть богословских учебных заведений. В общей сложности насчитывается 19 католических богословских факультетов и колледжей, более 30 институтов и кафедр католического богословия, плюс различные исследовательские институты. Есть три колледжа, выпускающие специалистов в «Религиозном образовании и церковно-просветительском служении», а также в онлайн-богословии. Однако научная отдача этих учебных заведений остается очень низкой. Так, по данным статистического управления Германии, в 2019 году только восемь человек получили вторую докторскую степень, необходимую для университетского профессора католического богословия. «Учитывая тот факт, что на многих небольших факультетах почти нет студентов, но есть хорошие финансовые ресурсы, справедливо было бы ожидать от них серьезных новаторских результатов, – замечает Лехнер. – Однако количество и качество публикаций остается весьма низким, а потому всерьез задаешься вопросом – чем там мои немецкие коллеги занимаются целыми днями».

На этом основании профессор призывает к ревизии германской теологии. «Академическая посредственность немецкого богословия – за редчайшими исключениями – и ничтожная численность студентов не могут служить оправданием для дальнейшего существования многочисленных богословских факультетов и кафедр. Их дальнейшее содержание – сродни средневековым дворянским привилегиям».

Отметим, что папа Бенедикт XVI также сокрушается о застое в богословии. В своей статье за апрель 2019 года «Церковь и скандал вокруг сексуального насилия» (The Church and the scandal of sexual abuse), почетный папа, долгое время служивший профессором богословия до своего епископского посвящения, пишет: «Приходится признать, что в богословии Бог обычно воспринимается как данность, но данность слишком далекая и прямо не касающаяся конкретного человека. Тема Бога представляется столь нереальной, столь отстраненной от той повседневности, что нас волнует. И все же все вокруг становится другим, если мы не подразумеваем Бога в отстраненности от нас, а являем и представляем Его в себе и от себя. Не оставляем Его в той или иной мере на задворках нашей жизни и дум, но ставим Его в центр наших мыслей, слов и деяний».

 

Форумы