• Источник:
  • Сергей Игнатов — специально для Седмицы.Ru

Мозаичный образ Шарбеля Ливанского установлен в гротах под собором Святого Петра

Образ, с благословления понтифика, поместили близ гробницы святого Павла VI, приобщившего его к сонму святых в 1977 году

 

ВАТИКАН. Мозаичный образ святого Шарбеля Ливанского поместили, с благословления папы Римского, в гротах Ватикана под собором Святого Петра близ гробницы святого Павла VI, приобщившего его к сонму святых в 1977 году, пишет catholicnewsagency.

Образ святого Шарбеля установили в гротах утром 19 января. В церемонии установки образа приняли участие генеральный викарий Его Святейшества в городе-государстве Ватикан и протоиерей Ватиканской базилики кардинал Мауро Гамбетти (Mauro Gambetti) и кардинал Клаудио Гуджеротти, префект Дикастерии восточных церквей. А маронитский патриарший викарий Святого Престола епископ Рафик Варша (Rafik Warsha) отслужил божественную литургию по маронитскому обряду в венгерской часовне крипты Ватикана.

Образ ливанского святого Шарбеля, почитаемого на Востоке и на Западе, благословил папа Франциск еще 15 ноября 2023 года после общей аудиенции. Ныне его поместили рядом с могилой святого Павла VI, который и причислил его к сонму святых 9 октября 1977 года. Одновременно с церемонией помещения образа, в Ливане в течение пяти минут звонили колокола маронитских церквей, после чего была отслужена Божественная литургия у гробницы святого в монастыре Святого Марона в Ливане.

Великую радость в связи с этим событием высказал посол Ливана при Святом Престоле Фарид Элиас Хазен (Farid Elias Khazen), много сделавший со своей стороны для этого благого дела. Он дал интервью после церемонии изданию ACI Mena, арабоязычному новостному партнеру CNA. «Это начинание был задумано несколько лет назад, однако его пришлось приостановить из-за пандемии вируса COVID-19, – сообщил посол Хазен. – Мозаика была создана в музее Святого Петра мастерами искусств, которые пекутся об убранстве, образах и украшениях собора. Кардинал Гамбетти поддержал нас в этом проекте и решил, что это будет последняя мозаика, помещенная в соборе. Для нашей общины это великое событие, которое случается раз в истории. Теперь в соборе появилось ливанское присутствие в образе нашего духовного подвижника».

Святого Шарбеля глубоко почитают не только в Ливане, но и за его пределами, в том числе в самых отдаленных странах с очень разными культурами. Особенно глубоко почитают святого в Мексике и многих странах Южной Америки. Почитание святого в Мексике во многом объясняется иммиграцией маронитов в эту страну с 19 века, с одновременным ростом числа чудес, приписываемых заступничеству ливанского святого. Марониты – ливанские христиане восточного обряда, почитающие святого Марона, жившего в V веке. Это единственная восточная христианская церковная община, всегда пребывавшая в единении с Римским Престолом.

Иосиф Махлуф родился в бедной многодетной крестьянской семье в Бека Кафра (северный Ливан) 8 мая 1828 года. Он с детских лет почувствовал призвание к монашеской жизни, но из-за сопротивления родни только в 23 года смог оставить мир и удалиться в монастырь Святого Марона в дальнем горном районе Аннайя. Монашеское имя Шарбель он принял в честь Эдесского мученика II века. В монастыре он вел суровый, аскетический образ жизни и был рукоположен в священники 23 июля 1859 года. Окормлял верующих близлежащих сел и предавался простым трудам на монастырских полях. Всего в монастыре он прожил 47 лет, из них половину в отшельничестве, в скиту Святых Петра и Павла, где довел свою аскезу до предела. В знак покаяния носил вериги и власяницу, соблюдал строжайший пост и молился по ночам. Последние 25 лет жил в полном одиночестве, трудился в огороде и на винограднике, ел горстку растительной пищи один раз в день, спал на каменном полу, подложив под голову полено. Отличался от собратьев лишь тем, что лечил больных, никому не отказывая. К нему днем и ночью шли недужные со всего Ливана, и он помогал всем, независимо от веры или безверия. Он скончался в канун Рождества 1898 года после восьмидневных страданий, которые перенес с величайшим терпением и непрестанной молитвой на устах, и был погребен на Рождество.

Еще при жизни Шарбель обрел славу чудотворца, а после смерти чудесные исцеления по его заступничеству стали быстро множиться. Над его могилой появилось необычное сияние, о котором свидетельствовали очень многие, в том числе и местный мусульманский префект. В конце концов власти дали разрешение открыть гроб и обнаружили тело святого отшельника нетленным. Спустя 4 месяца его вновь открыли в присутствии комиссии экспертов, которые засвидетельствовали, что тело сохранилось в таком состоянии, будто только-только погребено. С тех пор он находится под наблюдением монахов и ученых. Его неоднократно переоблачали и трижды меняли место упокоения, а тело оставалось мягким и нетленным.

Маронитский орден обратился к Святому Престолу с прошением о его канонизации по уставу Западной Церкви. С 1926 по 1928 год шел сбор свидетельств о житии кандидата под началом местного епископа, с доказательствами его святости, духовных подвигов и чудес по его молитвам. Досье послали в Рим, где начался апостольский процесс проверки свидетельств. В июне 1956 года был сделан официальный вывод об истинной святости жития и христианских добродетелях Шарбеля Махлуфа. Затем были изучены многие случаи чудесных исцелений по его заступничеству, и признаны научно необъяснимыми исцеления монахини Марии Абель Камари, 14 лет страдавшей тяжкой болезнью желудка, и Александра Обеида, прозревшего после 13 лет слепоты. 5 декабря 1965 года в соборе Святого Петра отец Шарбель был причислен к лику блаженных. Для его канонизации Вселенской Церкви требовались доказательства еще одного чуда. Среди многочисленных чудес для экспертизы выбрали исцеление от рака Мариам Ассаф Ауад. Оно и послужило последним основанием для подписания Павлом VI указа о канонизации в 1977 году. Отец Шарбель стал первым восточным подвижником, канонизированным в соответствии с каноническим правом латинской Церкви.

Могила святого Шарбеля – одно из самых посещаемых мест паломничества на Ближнем Востоке. Утверждается, что за 122 года после своей смерти, только по документальным свидетельствам, святой Шарбель излечил более 700 тысяч людей из 95 стран мира – всех вероисповеданий и национальностей. Пример ливанского подвижника, особенно его аскетизм и терпение в невзгодах (вспомним о том, как он терпеливо и с молитвой переносил свою смертельную болезнь, уповая на Бога и на жизнь вечную) помогает христианам терпеливо и молитвенно переживать болезни и неудачи. В болезни и страдании каждый крещеный присоединяется к страданиям Иисуса Христа. Не чудесные исцеления стали причиной святости Шарбеля, а благодаря стяжанию им святости Господь совершает чудеса по молитвам этого ливанского святого и других подвижников. Уповая на чудо, мы должны жить в благодарении Богу за каждый дарованный нам день, в покаянии и смиренном исполнении Его воли в каждом поступке. А сподобившись чуда, мы должны прославлять Бога еще больше и вести жизнь с полной отдачей Богу и ближнему, по примеру святого монаха Шарбеля Махлуфа – священника, чудотворца и подвижника.

 

Форумы