Президент Ирака отменил указ, которым кардинал Сако официально признавался Халдейским патриархом

Патриарх Халдейской католической церкви, покинул Багдад и переехал в монастырь на севере Курдистана

 

БАГДАД. Кардинал Луис Сако, патриарх Халдейской католической церкви, покинул свою патриаршую резиденцию в столице Ирака Багдаде и переехал в монастырь на севере Курдистана после того, как президент Ирака отменил указ, официально признавший его Халдейским патриархом в стране, сообщает OSV News.

Действия президента Ирака Абдула Латифа Рашида от 3 июля рассматриваются как произвол в отношении священнослужителя, ранее официально признанного в качестве главы иракской Халдейской католической церкви, нарушающий его положение и полномочия по управлению халдейским религиозным сообществом.

Абдул Латиф Рашид отменил специальный президентский указ от 2013 года своего предшественника, который предоставил эти полномочия кардиналу Сако.

Халдейско-католический архиепископ Башар Варда объяснил в интервью OSV News, что «отзыв республиканского указа не наносит ущерба религиозному или юридическому статусу кардинала Луиса Сако, поскольку он назначается Апостольским престолом». В заявлении архиепископа Варды говорится, что патриарх продолжает пользоваться «уважением и признательностью президента Республики в качестве патриарха Халдейской церкви в Ираке и мире».

Однако базирующееся в иракском Курдистане информационное агентство Rudaw и другие СМИ сообщили, что указ Рашида мог быть спровоцирован иракской политикой. Утверждается, что аннулирование полномочий кардинала Сако произошло после встречи между президентом и Райаном аль-Килдани, лидером «Вавилонских бригад», номинально халдейско-католического ополчения в Ираке, имеющего тесные связи с проиранскими «Силами народной мобилизации» (известными в Ираке как «Хашд аш-Шааби») и «Корпусом стражей исламской революции Ирана».

Наблюдатели говорят, что политическое крыло ополчения — партия «Вавилонское движение» — утверждает, что представляет христианскую общину Ирака, но не имеет или почти не имеет христианской поддержки и в основном представляет личные интересы Килдани. Аналитики также видят дальнейшее усиление влияния Ирана на иракскую политику.

Иракский христианский правозащитник Дия Бутрус Слева в беседе с The Christian Postназвал эту акцию «политическим маневром, направленным на то, чтобы захватить остатки того, что христиане оставили в Ираке и Багдаде, и изгнать их». «К сожалению, это вопиющее преследование христиан и угроза их правам», — сказал Слева.

«Мы надеемся, что президент Ирака услышит наш народ и отменит это (решение) как можно скорее, иначе это станет международным делом и в дело вмешается Ватикан», — добавил Слева.

«Лично я считаю подход к отмене указа ошибочным», — заявил архиепископ Варда. — «Президент Республики мог бы созвать встречу со всеми церковными лидерами, чтобы объяснить историю этих указов и свое решение отозвать их. Вместо этого этот вопрос был разыгран в СМИ, что привело к тому, что патриарх истолковал эту акцию как карательную».

В заявлении кардинала Сако говорится, что он «решил уйти из патриаршей резиденции в Багдаде… в один из монастырей в Курдистане» из-за «преднамеренной и наступательной» кампании «Вавилонских бригад» и отмены президентского указа, что он назвал «беспрецедентным» в истории Ирака.

Архиепископ Варда предупредил, что, учитывая «преобладающий политический климат в Ираке, все события несут в себе политический подтекст». «Следовательно, для президента благоразумно урегулировать эту ситуацию осторожно, поддерживать прямую связь с главами церквей и мешать политическим фракциям использовать эти ситуации в своих целях, для личной политической и медийной выгоды».

Архиепископ Варда также сообщил, что визит президента к кардиналу «по месту его жительства может послужить подтверждением его предыдущих заявлений об уважении и признании Ираком религиозного, национального и международного значения патриарха Сако».

Он добавил, что «было бы полезно, если бы Министерство юстиции быстро выдало акты на религиозные пожертвования всем главам церквей, что убедило бы всех в том, что государство не планирует завладеть этими церковными пожертвованиями».

«Эти указы восходят к ранним исламским периодам», — сказал архиепископ Варда об истории таких решений, когда халиф традиционно издавал указ, уполномочивающий патриарха следить за личным статусом христианского сообщества в соответствии с утвержденными церковью законами и обычаями.

«Я лично рассматриваю эти указы как явное нарушение прав человека, поскольку они обращались с немусульманами как с зимми, обязывая их платить налог», — сказал архиепископ Варда. — «Османы в дальнейшем переняли эту практику, сделав ее обычаем, который сохраняется и по сей день. Примечательно, что аналогичные указы были изданы лидерам других религий и сект».

Форумы