Выставка «Модерн в русской иконе» открылась в Музее им. Андрея Рублева

Выставка представляет заявку на серьезное изучение темы модерна в русской иконе
МОСКВА. Выставка «Модерн в русской иконе» открылась 27 апреля в Центральном музее древнерусского искусства им. Андрея Рублева (ЦМИАР). Стиль модерн хорошо изучен в светском искусстве – архитектуре, живописи, скульптуре, графике, но модерн в православной художественной культуре – это пока terra incognita: заявку на серьезное изучение этой темы впервые представляет эта уникальная выставка.

В экспозиции представлены разнообразные памятники в стиле модерн: иконы и их оклады, киоты, произведения живописи, графики, декоративно-прикладного искусства. Впервые в одном пространстве можно увидеть памятники из собрания ЦМИАР, Музея христианского искусства «Церковно-археологический кабинет» Московской духовной академии, Музея русской иконы им. Михаила Абрамова, а также из многочисленных частных коллекций. Большинство из этих произведений посетители увидят впервые, они еще не опубликованы.

Благодаря выставке произошли чудесные «встречи» экспонатов: например, рядом оказались явно парные иконы, принадлежащие разным коллекционерам, или три киота, выполненные в одной знаменитой мастерской Оловянишниковых и тоже разбросанные по разным собраниям.

Стиль модерн получил распространение в последних десятилетиях XIX – начале ХХ века в разных странах, в том числе и в России, где достиг своей зрелости к началу 1900-х годов, отметил Михаил Миндлин, директор ЦМИАР и один из кураторов выставки. «Время господства русского модерна в религиозном искусстве было недолгим, но ярким настолько, что споры об этом явлении ведутся до сих пор», – сказал он, подчеркнув, что пока не было ни одного фундаментального исследования в этой области, и понятие модерна в религиозном искусстве сегодня «недостаточно внятно артикулировано».

По словам Миндлина, стиль модерн «весьма синтетичен»: он интегрировал и творчески переработал элементы предшествующих стилей, начиная с эллинизма, использовал заимствования из древнеегипетского и дальневосточного искусства, многие элементы историзма, неоготики, романтизма, неовизантийского и неорусского стилей.

Светлана Гнутова, куратор выставки, напомнила о том, что еще совсем недавно религиозные произведении в стиле модерн не входили в сферу интереса большинства музеев; целенаправленно собирали коллекции только отдельные знатоки, благодаря которым и сложилась эта экспозиция, которая представляет собой лишь «вершину айсберга». Тема выставки будет обсуждаться специалистами в скором времени на круглом столе, где также будет представлен каталог с обширной научной статьей.

Куратор выставки Жанна Белик рассказала «Благовест-инфо» о характерных чертах стиля модерн в представленных экспонатах. По ее словам, их отличают повышенная декоративность, внимание к линии и цвету. Стилеобразующую структуру модерна во многом определяют орнаменты: куратор обратила внимание, что в них широко используются элементы раннехристианского искусства (катакомбы, мозаики Равенны), древнерусских миниатюр и белокаменной резьбы, раскрывается символика растений и цветов, присутствуют мифологизированные животные и птицы.

Особое внимание уделяется обрамлению икон: орнаментальная рама, резной или чеканный киот, сочетание в одном произведении металла, деревянной резьбы, перламутровой инкрустации, драгоценных или полудрагоценных камней, эмали, «витражный» оклад, который не закрывает изображение полностью, – все это отличает произведения русского иконного модерна. При этом сами образы могут быть написаны в разной манере – от живописной до традиционной. Ж. Белик пояснила, что на начало ХХ века приходится время открытия древнерусской иконы, и нередко реставраторы-иконописцы стилизовали новые образы под старое традиционное письмо. «Выяснилось, что древнерусская живопись очень хорошо сочетается с модерном, при этом в лучших образцах не было «соревнования» между художником, который пишет образ, и ювелиром, который делает киот», – сказала она.

Что же касается живописных изображений, то здесь «законодателями» стиля стали В.М. Васнецов, М.В. Нестеров, М.А. Врубель, известные работы которых использовались иконописцами в качестве образцов. В отдельной выгородке можно увидеть две живописные работы Нестерова (вариант «Отрока Варфоломея» и историко-легендарный сюжет времени осады Троице-Сергиевой лавры).

А триптих с изображением свв. Кирилла и Мефодия, князей Бориса и Глеба написан неизвестным мастером явно в подражание манере Нестерова. Ж. Белик рассказала, что подобные образы – с использованием среднерусского пейзажа в качестве фона, исторического костюма, характерных русских черт лиц – ориентировались на «социальный заказ», создавая в религиозной живописи образ «Святой Руси». Такие изображения создавали «национальный тип святости»; они должны были производить «эмоциональное впечатление» на зрителя, и эта задача решалась не только за счет психологизма ликов, но и за счет особого колорита – смягченного, нежного, без использования локальных цветов.

Оклады и киоты, выполненные на высочайшем технологическом уровне, демонстрируют лучшие образцы русского ювелирного искусства начала ХХ века, среди них – произведения, созданные по эскизам работавшего в стиле модерн художника С.И. Вашкова ведущими фирмами П.А. Овчинникова и Оловянишниковых. Каждая вещь на выставке имеет свою судьбу. Например, впервые представлен складень, принадлежавший дочери И.П. Оловянишникова Марии. В 1899 году она вышла замуж за поэта-символиста, переводчика и дипломата Юргиса Балтрушайтиса, в 1939 году семья переехала в Париж. В 2022 году складень был выставлен на аукционные торги, и, как рассказала Белик, российский коллекционер «победил Лувр», имеющий приоритетное право выкупа шедевров на аукционе. Так драгоценный складень вернулся в Россию. «Важно, чтобы предметы модерна возвращались на родину, потому что именно эта культура очень пострадала в период советской власти, в музейных собраниях очень мало таких предметов – раньше считалось, что они не имеют художественной и исторической ценности, а религиозное искусство вообще не считалось искусством. Сейчас мы собираем эти вещи по крупицам, в основном – в частных коллекциях, и сотрудничество музеев и коллекционеров очень важно», – отметила куратор.

Церемония открытия завершилась онлайн-включением из партнера ЦМИАР – Мемориального музея А.Н. Скрябина. День памяти великого русского композитора эпохи модерна как раз приходится на 27 апреля. По трансляции можно было услышать его «Поэму к пламени».

Выставка открыта для посетителей с 28 апреля по 16 июля.

Форумы