В Музее Андрея Рублёва представили выставку памяти Александра Липницкого

Экспозиция представляет иконы из личной коллекции Александра Липницкого, а также его дары музеям и собранию Фонда Андрея Первозванного
МОСКВА. Исполнением на лютне известной песни 80-х «Город золотой» из кинофильма «Асса» начался вернисаж выставки, посвященной музыканту и коллекционеру Александру Липницкому (1952-2021). Популярную мелодию и другие произведения исполнила Анна Тончева - коллекционер и исполнитель на исторических струнных инструментах эпохи Средневековья, Возрождения и раннего барокко. Экспозиция «Миры Александра Липницкого» в Музее имени Андрея Рублева представляет иконы из личной коллекции, а также его дары музеям и собранию Фонда Андрея Первозванного. Воспроизведен кабинет музыканта и коллекционера с дарами современных художников.

Александр Давидович Липницкой – одаренная разностороння личность: рок-музыкант, режиссёр, журналист, продюсер, галерист, собиратель и знаток русской иконы, отметил на открытии выставки директор Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва Михаил Миндлин. «Человек невероятной энергии, при этом он был спокойный, сдержанный. Он был настоящий русский интеллигент - хорошо образован, очень тактичен, очень толерантен. Он одинаково общался и с олигархами, с академиками, с политическими деятелями, и с сантехниками, дворниками. С ним было очень интересно общаться, говорить на самые разные темы», - сказал Миндлин.

Он рассказал о личных встречах с Александром Липницким. Директор музея вспомнил, что в юности хоть и не был музыкантом, в круге его общения были популярные тогда исполнители: музыканты «Високосного лета», Александр Ситковецкий, Крис Кельми. «И мы с ним (Липницким – прим. авт.) вспоминали рок-команды «Рубиновая атака», «Арсенал», басиста Ширяева, потому что Саша тоже играл на бас-гитаре. В основном, это была питерская рокерская тусовка, но и московские музыканты - Курехин, Цой, Гребенщиков, Макаревич, - отметил искусствовед. - Саша был создателем вместе с Петром Мамонтовым легендарной группы «Звуки Му». И когда Мамонтов ушёл из группы, он ее смог воссоздать, и назвал ее «Отзвуки». Он был действительно легким, светлым, органичным, невероятно артистичным, но не с точки зрения актерского эпатажа - артистичен в своих направлениях деятельности, в выборе круга общения, в своём внешнем виде, в той среде обитания, которую он создавал себе на своей квартире, на своей даче на Николиной Горе».

Михаил Миндлин высоко оценил знания Липницкого древнерусского и современного искусства. «Саша, не получив образования в области древнерусского искусства, сформировал блестящую библиотеку, занимался самообразованием всю свою жизнь, и превратился в авторитетного знатока, признанного в профессиональном сообществе, - отметил директор музея. - Когда я имел честь работать в Государственном центре современного искусства с 1994 по 2016-й, Саша регулярно приходил на многие выставки. Его знал весь круг современных художников. У него дома - дары Олега Котельникова, Владимира Шинкарева, Владислава Мамышева -Монро, Сергея Бугаева. Те выставки, которые он устраивал на Николиной горе, собирали всегда очень много народу, это был широкий круг людей разных интересов». Михаил Миндлин поблагодарил за организацию выставки семью Липницких, сотрудников Музея имени Андрея Рублева и Фонд Андрея Первозванного.

Вдова музыканта и коллекционера Инна Липницкая рассказала о формировании коллекции. «Эту выставку мой муж планировал ещё при жизни. Наш сын вместе с музеем занимался организацией экспозиции. Именно эту коллекцию мы начали собирать в начале 90-х годов, - отметила супруга коллекционера. - Саша с 18 лет занимался иконами. Когда я с ним познакомилась в 1985 году, от его прошлой коллекции складней, которую он до этого собирал, ничего не осталось, потому что все потратил на развитие рок-музыки. От продажи икон он покупал гитары, принимал музыкантов из Питера. Осталась одна единственная икона, она здесь есть – она у нас всегда считалась семейной - небольшая икона Богоматери «Владимирская». А все остальные из нынешнего собрания были приобретены им в начале 90-х годов». «Про каждую икону не расскажешь. В основном, они с элементами народного творчества. Я рада, что музей придумал идею воссоздать Сашин кабинет с работами современных художников», - сказала Инна Липницкая.

На выставке «Миры Александра Липницкого», которая открыта в Музее имени Андрея Рублева по 4 сентября, представлены десятки икон, в основном, произведения северной иконописной традиции XV–XVIII столетий.

Поиски своего Города золотого художниками и музыкантами авангардистами 70-80-х привели многих к затворничеству – рок-музыкант из группы «Моральный кодекс» Игорь Ромашов стал монахом на Святой Горе Афон; Петр Мамонов, хоть и не монах, но был горячим проповедником христианства; художник-нонконформист Сергей Симаков теперь игумен Рафаил. Интерес к поколению, искавшему правду, есть и сейчас: выставка в Манеже «Виктор Цой. Путь героя», которая открылась в январе, продлена до 10 июля.

Форумы