194. ИОАНН XXII
194. ИОАНН XXII. 1316—1334. Жак д' Оса. Сын сапожника, родился в Кагоре (Франция). Изучал право и теологию, являлся воспитателем и советником неаполитанского короля Роберта Анжуйского. При поддержке короля стал епископом Авиньона. Принимал активное участие в работе Вьеннского собора, особенно в процессе против тамплиеров. Он воспротивился намерениям возбудить процесс против Бонифация VIII. После смерти Климента V конклав, собравшийся в Карпентре (одной из папских резиденций в 22 км к северу от Авиньона), был необычайно бурным и продолжался два года. Антифранцузская коалиция итальянских кардиналов безуспешно пыталась сломить гегемонию «гасконцев» — родственников и сторонников умершего папы. Под нажимом Людовика X, сына Филиппа Красивого, выборщики сошлись на компромиссной кандидатуре епископа Авиньона, которому было тогда 72 года. Рассчитывали на его близкую кончину. Но Жак д' Оса дожил до 90 лет и был одним из наиболее энергичных пап того времени. Уже через несколько месяцев после его избрания на папский престол Иоанн XXII приговорил к сожжению на костре епископа Кагора Гуго Жеро, обвиненного в магии и в отравлении кардинала Жака де Виа, родственника папы. Иоанн ХХ11 начал принципиальную борьбу с «движением бедных», или с крайним крылом францисканских спиритуалов. Он издал против них несколько документов, осуждающих идеологию христианской бедности. В частности, он признал ересью утверждение, что Христос и апостолы не обладали никакой собственностью — ни индивидуальной, ни коллективной. Одновременно папа защищал тезис о божественном происхождении права собственности. «Важнее бедности,—писал папа,—есть подчинение церковной иерархии». К оппозиции спиритуалов присоединился францисканец Уильям Оккам (ок. 1285 — 1349), один из самых выдающихся христианских мыслителей XIV в. Оккам выступил с острой критикой теократической доктрины папизма. Вызванный в Авиньон, чтобы объяснить свои взгляды, он был заключен в монастырь. После четырех лет изоляции ему удалось бежать вместе с генералом ордена францисканцев Микелем Чизеной, также приговоренным папой за неповиновение. Оба направились под защиту Людвига Баварского, который в этот период вел острый спор с Иоанном XXII, ибо папа не признал его избрания германским королем и в 1324 г. предал его анафеме. При дворе Людвига находился также другой ученый и юрист — Марсилий Падуанский (ок. 1275—1343), автор труда «Defensor pacis» («Защитник мира»), в котором ставил под сомнение концепцию папы о власти церковной иерархии. Таким образом, укреплялась антипапская оппозиция, которая носила характер не только доктринальный, но и политический. Людвиг Баварский, не признав папской анафемы, совершил поход на Рим, где и состоялась его коронация императорской короной (17 января 1328 г.). При этом Людвиг подчеркнул, что принимает корону по «воле народа», а не папы. Затем он провозгласил детронизацию Иоанна XXII и на его место назначил францисканца-спиритуала, который принял имя Николай V. Изгнанный через два года из Рима населением города, он сдался на милость Иоанна XXII, который заточил его в монастырь. Иоанн XXII неоднократно высказывался по доктринальным вопросам. Конституцией «In agro dominico» от 27 марта 1329 г. папа осудил 26 тезисов известного теолога Иоганна Экхарта (1260—1327), доминиканца, главного представителя западного христианского мистицизма, который противопоставлял «религии закона и бездушного авторитета» «религию сердца и интуиции». В конце жизни Иоанн XXII трижды в своих проповедях провозглашал идею, что после смерти души спасенных христиан не лицезреют бога непосредственно, а находятся sub altare (под мистическим небесным алтарем) в ожидании последнего суда и воскресения. Папские высказывания возмутили многих теологов, которые признали их противоречащими традиционной доктрине католицизма, гласящей, что спасенный человек наслаждается на небе непосредственно лицезрением бога. Под нажимом кардиналов папа за день до смерти признал свои взгляды ошибочными. При Иоанне XXII был утвержден кодекс церковного права, который называли климентинским — по имени папы Климента V, выступившего инициатором его создания. Климентинский кодекс был главным источником канонического права вплоть до 1919 г.—даты опубликования нового кодекса. В 1322 г. Иоанн XXII издал буллу «Docta sanctorum» — первый папский документ, касающийся церковной музыки. В 1323 г. папа канонизировал Фому Аквинского. В 1334 г. был установлен праздник святой троицы, приходящийся на первое воскресенье после праздника Сошествия духа святого. Во времена Иоанна XXII был учрежден орден Христа. В 1321 г. умер Данте Алигьери, выдающийся итальянский поэт, противник авиньонских пап.
Из книги: Ян Веруш Ковальский. Папы и папство. М.: Издат. политической литературы. 1991 г.
Ссылки по теме