64. ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ

Римские Папы. Список



64. ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ. 590—604. Родился около 540 г. Происходил из сенаторского рода Анициев, из которого вышли также его прадед Феликс III и Агапий I. Григорий получил в Риме юридическое образование. В тридцатилетнем возрасте выполнял важную административную функцию «претора города». После смерти отца унаследовал значительное состояние, часть которого предназначил на оборудование монастырей на Сицилии и в Риме. Разрушенное королем Тотилой Монте-Кассино в то время обезлюдело. Монахи-бенедиктинцы поселились в аббатствах, основанных Григорием, который решил разделить с ними аскетический образ жизни. Когда папа Пелагий I посвятил его в диаконы, Григорий был послан в Константинополь в качестве постоянного представителя апостольской столицы. Через несколько лет он вернулся в римский монастырь. После смерти Пелагия II Григорий римским духовенством был избран папой. Император Маврикий (582—602) утвердил его избрание. На трон св. Петра сел один из самых выдающихся пап раннего средневековья. Юрист, писатель-моралист, и, кроме всего прочего, прекрасный администратор. Много усилий потратил он на реорганизацию папских владений, значительная часть которых находилась на юге Италии, на Сицилии, в Далмации, Испании и не стала еще добычей захватчиков. Всюду он назначил экономов, которыми были им же возведенные в сан субдиаконы. Папа поручил им не только составить подробный реестр доходов, но и повысить дань и арендную плату. Часть доходов он предназначил на нужды населения Рима и выкуп пленников. В социально-политической области Григорий использовал значительное ослабление Византийской империи, чтобы восстановить папский авторитет, упавший в период понтификатов Вигилия и его преемников. Характерным для политики Григория был поворот к новым, возникающим в Западной Европе государствам. Он установил контакты с королями Испании, с воинственной Брунгильдой — королевой Австразии — и прежде всего с лангобардами, которых он хотел обратить в римско-католическую веру. В этих целях он воспользовался посредничеством жены короля Агилульфа — Теоделинды, которая была католичкой. Благодаря этим шагам Григория ее сын был крещен в римско-католической церкви. Выражением прозападной политики Григория была посылка в Англию группы бенедиктинцев под руководством монаха Августина (будущего архиепископа кентерберийского), которому папа поручил организацию церковной жизни на южных территориях Британских островов. При этом речь шла об ограничении влияния кельтского (ирландско-шотландского) христианства, иерархи которого относились к папству с настороженностью. Григорий наказал Августину с уважением относиться к местным обычаям, если они не были направлены против принципов христианской доктрины и морали. По отношению к монархам Константинополя, остававшимся формальными властителями Рима, Григорий сохранял тактическую лояльность. Он, не колеблясь, поддержал императора Фоку (602—610), когда тот после убийства Маврикия был возведен на престол. Тем не менее папа Григорий I выразил категорический протест против титула «вселенский патриарх», который присвоили себе константинопольские патриархи. Император Фока готов был уступить папе, считавшему себя единственным главой всех христианских епископов. Сам Григорий нередко подписывал свои послания титулом «Servus servorum Dei», что в средневековой латыни означало не столько «слуга слуг божьих», сколько «величайший из слуг божьих». Григорий I является единственным папой в истории католицизма, который может гордиться действительно весьма плодотворной литературной деятельностью. До сегодняшнего дня сохранились: 4 книги «Пастырского наставления» (нечто вроде учебника для духовенства), «Толкование книги Иова» («Moralia»), 40 воскресных проповедей, 24 проповеди о пророчествах Иезекииля, более 800 посланий, а также 4 книги «Диалогов», содержащие жизнеописания чудотворцев, живущих в Италии. Эти описания стали источником огромной агиографической литературы средневековья. Другая из книг «Диалогов» передает легенды о жизни Бенедикта Нурсийского — основателя Монте-Кассино. Свои произведения Григорий I писал на народной латыни, употребляемой в тот период жителями Италии. Папа не ввязывался в религиозно-доктринальные споры. Его мысль была сконцентрирована на вопросах нравственности и религиозности. Он пропагандировал христианский вариант стоицизма и делал большой акцент на элементах народной набожности, которую характеризовали вера в чудеса и сверхъестественные явления, а также внешние формы культа, такие, как религиозные процессии и паломничества. Григорий I в большой степени способствовал распространению культа реликвий, которые в огромном количестве он сам раздавал или посылал в епископства и правителям соседних государств. Он реорганизовал формы латинской литургии и распространил церковное пение, которое по его имени названо григорианским. Он создал хоры певцов, которые должны были заменить часто неумелое пение диаконов во время богослужений. В сфере церковного управления Григорию не удалось всюду подчинить епископов папской власти. Для укрепления своего авторитета он использовал монахов-бенедиктинцев, устав которых сильно подчеркивал принцип послушания. В некоторых епархиях на епископских тронах оказались монахи, что было новшеством в практике западного христианства. Начинания папы Григория I явились поворотным пунктом в истории католицизма, хотя результатов его политики пришлось ждать почти 300 лет. Григорий умер в Риме. На его надгробной плите высечен титул: «Консул божий». Традиция зачислила его в список докторов церкви.

Из книги: Ян Веруш Ковальский. Папы и папство. М.: Издат. политической литературы. 1991 г.

Ссылки по теме
Форумы