105. НИКОЛАЙ I ВЕЛИКИЙ

Римские Папы. Список



105. НИКОЛАЙ I ВЕЛИКИЙ. 858—867. Римлянин. Был родственником Льва IV и сразу же после избрания на папский трон решил проводить «независимую политику», которая в Риме завоевывала все большую популярность. Его короткий (длившийся около девяти лет) понтификат вошел в историю как период, когда впервые была последовательно сформулирована идеология папской теократии. По мнению Николая I, папа римский обладает всей полнотой власти в церкви, является ее единственным главой. Власть всех других епископов (на Востоке и на Западе) исходит от папы, который имеет право судить любое духовное лицо как ему заблагорассудится. Не менее сильно Николай подчеркивал верховенство папской власти над властью светских государей. Весь понтификат Николая I был непрерывной цепью усилий и борьбы, направленных на то, чтобы эти принципы осуществить на практике. С этой целью он использовал упоминавшиеся уже «Лжеисидоровы декреталии», которые обосновывали право папы на вмешательство в дела всей церкви. На Западе главным оппонентом Николая I стал архиепископ Реймса Инкмар, против выпадов которого папа выступал самым решительным образом. Острой была также реакция Николая I на дело о разводе короля Лотаря II, который бросил жену, чтобы вступить в брак со своей любовницей Вальдрадой. Папа осудил епископов, которые признали новый брак императора, и под черкнул свое право порицать светских владык. Однако Лотарь остался верен Вальдраде. Самым ожесточенным был спор Николая с константинопольским патриархом Фотием. Патриарх признавал первенство Рима что, однако, не означало еще признания им примата папской юрисдикции. Николай же решил трактовать епископов восточного христианства наравне с подчиненными ему епископами на Западе. Предметом спора была также сфера влияния восточного христианства в Болгарии и на территории северных славянских племен, где монах Константин (позднее Кирилл) и его брат Мефодий осуществляли интенсивную деятельность по инициативе Фотия. Несмотря на большие усилия, ни одно из предприятий Николая не увенчалось успехом. В тогдашней политической ситуации великие замыслы римского епископа о завоевании власти над всем христианством, восточным и западным, не имели шансов на успех. Только через четыре столетия они смогли быть частично реализованы после успешной григорианской реформы (см. ниже). Церковная историография почтила Николая наименованием Великий и внесла его в список католических святых.

Из книги: Ян Веруш Ковальский. Папы и папство. М.: Издат. политической литературы. 1991 г.

Ссылки по теме
Форумы