191. БОНИФАЦИЙ VIII

Римские Папы. Список



191. БОНИФАЦИЙ VIII. 1294— 1303. Бенедетто Каэтани из Ананьи. Юрист, апостольский нотариус и консисторский адвокат. Был кардиналом. Человек сильной руки, предусмотрительный, заботившийся как о своих личных интересах, так и об интересах апостольской столицы. Некоторые историки говорят, что в момент своего избрания папа был уже стариком, но осмотр его останков, произведенный во время обновления гробницы, показал, что папа Каэтани умер во цвете лет: ему было немногим более пятидесяти. Программа его деятельности охватывала упорядочение отношений в папском государстве и восстановление папских прерогатив в соответствии с принципами, провозглашенными Григорием VII и Иннокентием III. В Риме главными противниками Бонифация VIII были два кардинала — Джиакомо и Пьетро Колонна, которые обвинили папу в симонии, непотизме и деспотическом стиле правления. Применив по отношению к обвинителям простую, но эффективную политику репрессий, папа Бонифаций начал с изолирования своего предшественника, Целестина V, который в глазах народа был живым символом Евангелия бедных. Затем он проклял и отлучил от церкви обоих кардиналов, братьев Колонна, союзниками которых были радикальные монахи-францисканцы — спиритуалы. Организованный папой «крестовый поход» против Колонна, которые не признали анафему, разрушил до основания твердыню этого рода — Палестрину. Наконец, острие папской политики повернулось против спиритуалов и родственного им движения апостольских братьев. Папа отстранил от должности генерала францисканцев Раймонда Гофреда, а также приказал святейшей инквизиции истреблять всех, кто провозглашает превосходство людей, обрекающих себя добровольно на бедность, над остальным духовенством, живущим с доходных бенефициев. Бонифаций VIII не пренебрег также и политической деятельностью на арене всей христианской Европы, поскольку, как он говорил, «папа в качестве викария всемогущего бога приказывает монархам и королевствам, обладает верховной властью над всеми людьми». Он вмешивался с переменным успехом во внутренние дела многих европейских государств, в частности Польши, Шотландии, Германии, Англии и др. Сильным противником теократической концепции папской власти оказался молодой король Франции Филипп IV Красивый (1268—1314). Конфликт с Францией продолжался семь лет и кончился для папства трагично. Речь шла не только о налоговой политике (французский король, заботясь о государственной казне, ограничил доходы духовенства и в еще большей степени — дань в пользу папства), но и о границах компетенции духовной и светской власти. Свои взгляды на эти вопросы Бонифаций VIII изложил в трех знаменитых буллах. Первая, называющаяся «Clericis laicos» (1296), является протестом против фискальной политики короля Филиппа Красивого, который обложил французское духовенство податью в пользу государства. Мы читаем в ней: «Как прошлое, так и настоящее красноречиво свидетельствуют, что светские люди всегда были врагами духовенства». Вторая булла, от 1301 г., называющаяся «Ausculta filii», призывает французского короля опомниться и грозит ему отлучением. Последняя булла, «Unam sanctam» (1302), наиболее ясно формулирует доктрину папизма. «Во власти церкви имеются два, меча,—пишет папа,—а именно: духовный и материальный... но оба они — и духовный, и материальный — во власти церкви. Вторым следует пользоваться для блага церкви, первым же пользуется сама церковь. Ибо он в руках церкви, а тот — в руке королей и рыцарей, но в подчинении церкви и слушается ее приказа». В конце буллы мы читаем: «Все люди должны подчиняться папе римскому, если они хотят достигнуть вечного спасения». В ответ на эти папские документы Филипп Красивый задержал вывоз золота в папскую казну и огласил протест при публичной поддержке французского духовенства, рыцарства и городского населения. В 1300 г. Бонифаций VIII объявил торжественный «юбилей рождества Христова», приглашая паломников навестить святой город Рим и получить отпущение грехов. Около двух миллионов паломников со всей Европы двинулись в Рим, чтобы покаяться в своих грехах. В соборах им отпускали грехи и собирали пожертвования. Город обогащался, римская курия тоже. После оглашения третьей буллы папа Бонифаций отправился в Ананьи, где готовился к нанесению последнего удара по Филиппу, а именно к анафемствованию короля Франции. Однако Ногаре, ближайший советник французского короля, проник при помощи Колонна в папский дворец в Ананьи с целью увезти папу во Францию. Покушение не удалось, но папа, получивший пощечины от одного из нападавших, вернулся в Рим. Зло совершилось: Италия и вся Европа были свидетелями разрушения мифа о неограниченном могуществе светской власти папы. Полностью сокрушенный Бонифаций VIII умер в Риме 11 октября 1303 г. Его кончина явилась завершением эры великой теократической реформы, начатой Григорием VII и с огромными усилиями продолжаемой его преемниками.

Из книги: Ян Веруш Ковальский. Папы и папство. М.: Издат. политической литературы. 1991 г.

Ссылки по теме
Форумы