Новый летописец (XVI)

К оглавлению


354. О воровстве и о побитии казаков и черкас.

Опять древний враг наш дьявол, видя богомудрую кротость и теплую веру в Бога и милостивого к людям и праведного государя царя и великого князя Михаила Федоровича всея Русии, вложил в простых людей казаков корысть большую и грабеж и убийство православных христиан. Был же у них старейшина именем Баловень, с ним же были многие казаки и боярские люди, и воевал и предавал запустению Московское государство. Была же война великая на Романове, на Угличе, в Пошехонье и в Бежецком верху, в Кашине, на Белоозере, и в Новгородском уезде, и в Каргополе, и на Вологде, и на Ваге, и в иных городах. Другие же казаки воевали северские и украинные города и многие беды творили, различными муками мучили, так, как и в древние времена таких мук не было: людей ломали на деревьях, и в рот [пороховое] зелье сыпали и зажигали, и на огне жгли без милости, женскому полу груди прорезывали и веревки продергивали и вешали, и в тайные уды зелье сыпали и зажигали; и многими различными иными муками мучили, и многие города разорили и многие места опустошили. Царь же государь и великий князь Михаил Федорович всея Русии, услышав о тех бедах, послал в Ярославль боярина своего князя Бориса Михайловича Лыкова, а с ним властей, и повелел их [казаков] своим милосердием уговаривать, чтобы обратились на истинный путь. Боярин же пришел в Ярославль и послал к ним во многие места с государевым милостивым словом. В то же время пришли в Московское государство черкасы, воевали многие места и пошли вниз по Волге. Боярин же князь Борис Михайлович Лыков пошел за ними наспех; и сошелся с ними в Балахонском уезде в Васильевой слободке, и тут их побил, языков многих взял, а остальные потонули в воде, немногие убежали в украинные города. Сам же пришел опять в Ярославль. Посланцы же пришли в Ярославль те, которые ездили к казакам, и возвестили ему о непреклонном их свирепстве. Услышав же то, он пошел на Вологду и посылал за ними много раз. Посланные же отряды их побивали и языков многих к нему приводили. Он же, по государеву указу, милостиво наказывал, а иных вешал. Они же отнюдь на то не смотрели. Боярин же князь Борис Михайлович Лыков со всеми ратными людьми начал за ними сам подниматься. Они же, услышав о его приходе, собрались из разных мест и пошли под Москву, говоря себе: «Идем своими головами государю бить челом». И, придя к Москве, встали под Симоновым монастырем. Боярин же князь Борис Михайлович шел за ними и встал в Дорогомилове. Они же, придя, начали и на Москве воровать. Государь же, видя их неуклонное воровство и нежелание обращаться на истинный путь, повелел на них идти, а старшин их в городе перехватали. Они же, казаки, и тут не опомнились, начали биться. И тут их побили, а остальные побежали к северским казакам. Боярин же князь Борис Михайлович пошел за ними и нагнал их в Кременском уезде на реке Луже. Они же тут укрепились и хотели биться. Он же их взял, дав им крестное целование, и привел к Москве, ничего им не сделав. Старейшин же их, того Баловня с товарищами, повесили, а иных по тюрьмам разослали. С тех пор в тех городах не было войны от казаков.

355. О бое орловском и о сожжении городов.

Пришли же на Северу литовские люди, полковник Лисовский, под Брянск, и к Брянску приступал и ничего Брянску не сделал. И пошел от Брянска к Карачеву, и Карачев взял, и воеводу князя Юрия Шаховского послал в Литву, а сам сел в Карачеве. Государь же, услышав про то, послал на него боярина своего князя Дмитрия Михайловича Пожарского, да воеводу Степана Исленьева, да дьяка Семово Заборовского. Князь Дмитрий же пришел в Белев. Тут же пришли и остальные казаки воровские, и вину свою государю принесли, и крест целовали, и пошли с боярином. Князь Дмитрий Михайлович из Волхова пошел к Карачеву. Лисовский же, услышав, что идет против него боярин, Карачев выжег и пошел верхней дорогой к Орлу. Князь Дмитрий Михайлович, услышав про то, пошел наспех, чтобы занять вперед литовских людей Орловское городище. В воскресный день с утра пришли они оба вдруг. Впереди же шел в ертоуле Иван Гаврилович Пушкин, и начал с ними биться. Люди же ратные, видя бой, дрогнули и побежали назад, так, что и сам воевода Степан Исленьев и дьяк Семой с ними бежали. Боярин же князь Дмитрий Михайлович Пожарский с небольшим отрядом с ними бился много часов, едва за руки не взявшись бились. Видя свое изнеможение, загородились телегами и сидели в обозе. Лисовский же с литовскими людьми, видя их крепость и мужество великое, а того не ведая, что люди побежали от них, отошел и встал в двух верстах. Ратные же люди начали говорить, что [надо] отойти к Болхову. Он же [князь Дмитрий Михайлович] им отказал, [говоря] что [надо] помереть всем на сем месте. Такую в тот день храбрость московские люди показали: с такими многочисленными людьми малочисленным отрядом сражаясь. Литовских людей было в ту пору 2000, с боярином всего осталось шестьсот человек; и большой урон литовским людям нанесли: иных убили и поранили, многих и живых взяли, триста человек шляхтичей. Воевода же Степан Исленьев и дьяк воротились назад и приехали к боярину вечером, а ратные люди начали съезжаться той ночью. Тем же беглецам было тут наказание. Ратные люди же собрались. Боярин князь Дмитрий Михайлович пошел на Лисовского. Лисовский же, видя, что идут на него, отошел быстро и встал под Кромами. Ратные же люди пошли за ними к Кромам. Лисовский же, услышав о походе за собой воевод, отошел от Кром, как разбойник, к Волхову, и пробежал днем и ночью полтораста поприщ, едва Волхов не захватив. В Волхове в ту пору воевода был Степан Иванович Волынский, и осаду крепкую имел в Волхове, и Лисовского от города отбил прочь. Лисовский же пошел к Белеву. В Белеве же были воеводы князь Михаил Долгорукий да Петр Бунаков, и, услышав про Лисовского, покинули город, побежали в лес. Лисовский же пришел в Белев, Божии церкви и город и посад пожег и из Белева пошел к Лихвину. В Лихвине же был воевода Федор Стрешнев с небольшим отрядом, и вышел из города, и с Лисовским бился, и к городу [Лисовский] не приступил. Он же [Лисовский] пошел к Перемышлю. Воевода же и все люди покинули Перемышль, побежали в Калугу. Боярин же князь Дмитрий Михайлович Пожарский, услышав про Лисовского, что [он] встал в Перемышле, послал впереди себя наскоро в Калугу голов с сотнями; и пришли [они] в Калугу. Лисовский же, услышав, что пришли в Калугу ратные люди, в Калугу не пошел. Боярин же с ратными людьми пришел и встал в Лихвине, а сражаться с Лисовским не с кем.

356. О стоянии короля свицкого под Псковом.

В то же время стоял под Псковом свицкой король Густав, и делал утеснение граду великое, и по городу из наряду бил беспрестанно. Воеводы же в то время в городе были боярин Василий Петрович Морозов, да Федор Леонтьевич Бутурлин, да князь Афанасий Федорович Гагарин; по милости Живоначальной Троицы и псковских чудотворцев Всеволода и Довмонта, псковичи из города выходили и с ними бились, и многих немецких людей убивали, и немецкого воеводу Ивелгора тут убили; тот был у короля лучший военачальник. Король же, видя мужество и крепкое стояние псковских ратных людей, покинув наряд, пошел за море. Псков же, по милости Божией, очистился.

357. О войне Лисовского и о побоище под Ржевой и под Алексиным.

Пришла к боярину к князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому казанская рать. Он же с ними собрался и пошел к Перемышлю на Лисовского. Лисовский же, видя его приход, Перемышль выжег и пошел из Перемышля наспех между Вязьмой и Можайском. Боярин же князь Дмитрий Михайлович послал за ним воевод с ратными людьми, а сам за ним не пошел, потому что впал в болезнь лютую, и его повезли в Калугу. Ратные же люди за Лисовским не пошли потому, что все казанские люди побежали в Казань. Лисовский же пошел под Ржеву Владимирову. В Ржеве же в ту пору стоял с ратными людьми боярин Федор Иванович Шереметев, пошел было к Пскову на помощь. Лисовский же пришел и многих людей перебил на посаде и по слободам, и к городу приступал многими приступами, едва от него отсиделись. И пошел Лисовский от Ржевы войною, и был под Кашиным и под Угличем. Те же города от него отсиделись. Он же больше к тем городам не приступал: ходил войною. Пришел же между Ярославлем и Костромой в суздальские места воевать и пошел на город, на Кляземский. И прошел между Владимиром и Муромом, и пошел на муромское сельцо Мещеру. И пришел в рязанские места между Коломной и Переславлем Рязанским на село Кузьминское. И пошел в тульские места, прошел между Тулой и Серпуховым, и пришел в алексинские места. Государь же за ним посылал многих воевод. Они же его не могли догнать, за то государь на них опалу положил. И едва его догнал в Алексинском уезде князь Федор Семенович Куракин, и тут же с ним был бой, мало ему вреда причинили и людей у него убили немного. И пошел [Лисовский] на северские места в Литву.

358. О посольстве под Смоленск.

Пришли же под Смоленск послы: бискуп да Микулай Родивил с товарищами. Государь же послал послов московских: боярина князя Ивана Михайловича Воротынского, князя Алексея Юрьевича Сицкого, да окольничего Артемия Васильевича Измайлова, да дворян Семена Коробьина, да Ефима Телепнева, да с ним стольников и дворян московских. Послы же были под Смоленском на посольстве много раз. У литовских же послов все они [сами] решают, московским же обо всем велено писать ко государю в Москву. С Москвы же к ним полного указа не посылали. Послы же стояли и пошли от Смоленска, и посольство у них не состоялось; а литовские послы на том пришли, чтобы мириться [с уступкой Литве] одного Смоленска. Всему же тому доброму делу и посольству было разрушение от дьяка Петра Третьякова.

359. О приезде из Новгорода к Москве.

В Новгороде же в то время немцы многие беды делали новгородским людям и на правеже до смерти убивали. Монастыри и церкви и на посаде и в уезде на Софийской стороне разорили, и колокола и наряд весь вывезли в Немцы, всю Софийскую сторону разорили и дворы пожгли. Одну Бог сохранил Торговую сторону, на которой церкви Божии не разорились. К тому приводили людей, чтобы крест целовали королю. Многие же на то прельстились, хотели целовать крест, а иные и целовали крест королю. Всем же хотели объявить, чтобы целовали крест королю. Бог же не желал православной веры отдать в латинство, и положил Бог в сердце крепость немногим людям. Пришел князь Никифор Мещерский с товарищами, немногими людьми, к архимандриту Хутыня монастыря Киприану, и возвестил ему погибель новгородскую, и на том обещались, чтобы помереть за православную христианскую веру и королю креста не целовать. Тот же архимандрит Киприан молил их и укреплял со слезами, чтобы пострадали за истинную православную христианскую веру. И, благословив их, отпустил на том, чтобы им пострадать за веру. Они же, взяв благословение у архимандрита, пошли и пришли к немцам. Воеводы же немецкие начали им говорить, чтобы крест целовали королю. Тот же князь Никифор с товарищами отказали им прямо, [говоря]: «Хотите души погубить, а нам от Московского царства не отделиться и королю креста не целовать». Немцы же, рассердившись, повелели их приставам отдать. Увидели же немцы крепость и мужество московских людей и повелели своим советникам говорить, чтобы им [новгородцам] послать к королю бить челом, чтобы король изволил сослаться с Московским государством. Те же их русские советники начали те слова распространять в людях. Митрополит же Исидор, услышав те слова, послал к немецким людям того же архимандрита Киприана. Немецкие же люди повелели им с Москвою сослаться, чтобы государь с Москвы велел сослаться с послами свицкого короля. И начали выбирать, кого бы к Москве послать. Немцы же и русские люди выбрали того же архимандрита Киприана да с ним дворян: Якова Боборыкина да Матвея Муравьева. Они же пришли к государю к Москве, и были прежде у бояр на Казенном дворе, и били челом государю о своих винах, что по грехам сделалось: «Целовали крест поневоле королевичу, а ныне у него, государя, милости просим, чтобы государь милость показал, вступился за Новгородское государство, чтобы и остальные бедные не погибли». Бояре же о том их челобитии возвестили государю. Государь же, услышав об их терпении, милость показал, и повелел им быть [у себя], и дал им свои царские очи у [церкви] Рождества на Сенях видеть. Они же государю били челом и милости просили со слезами. Государь же им сказал свое милостивое слово и ко всему Новгородскому уезду, которые ему, государю, добра хотят, и повелел им грамоту дать; грамоту одну повелел государь написать к митрополиту и ко всему Новгородскому государству, [про то] с чем они приезжали, да [другую] грамоту государь велел послать в тайне к митрополиту и ко всем людям, что государь их пожаловал и вину им всю простил. Тот же архимандрит и дворяне, услышав о государской неизреченной милости к себе, рады были. Архимандрит же Киприан пал у ног государевых и просил милости у него, государя, о тех, которые воровали и посягали на православных христиан. Государь же, по его прошению, милость показал, повелел к тем грамоты написать охранные. И повелел им дать список [с грамот], выписав все неправды немцев. Они же пришли в Новгород и возвестили все митрополиту и немцам о том, зачем их посылали, а те милостивые государевы грамоты раздали все тайно. После их приезда узнали немцы про те грамоты и про их челобитье в Москве, а писал о том с Москвы в Немцы Петр Третьяков. Тому же архимандриту и дворянам было утеснение и гонение великое. Архимандриту же больше всех муки были: били его немилосердно, после же того избиения били на правеже до полусмерти, и стужею, и голодом морили; едва с таких мук душа укрепилась. После же того тот архимандрит был первопрестольным архиепископом в Сибири, после же был на Крутицах в митрополитах, а с Крутиц послан в Великий Новгород на митрополию[1046].

360. О посольстве на Песках.

После новгородского посольства послал государь послов своих на съезд с немецкими людьми: окольничего князя Даниила Ивановича Мезецкого, да Алексея Ивановича Зюзина, да дьяков Микулая Новокщенова, да Добрыню Семенова. И был съезд с немецкими людьми на Песках, и посольство у них тут не состоялось и разъехались. Московские послы пошли к Москве, а немецкие в Новгород. Еще больше стали делать новгородцам утеснение великое.

361. Об англинском после.

Пришел к Москве из Англинской земли посол князь Иван Ульянов и был на посольстве у государя с тем, что его прислал король для того, чтобы государю примириться со свицким королем, а ему бы быть между послами третьим. Государь же его пожаловал, отпустил к свицкому королю, а своих государь послал послов тех же: князя Даниила Ивановича Мезецкого с товарищами на Тихвин; и было же посольство и съезд.

362. О мирном постановлении со свицким [королем].

И тут было посольство, а англинский посол с обеих сторон был в третьих. И тут на посольстве помирились вековечным миром, и [договорились, что] перебежчикам ни с одной стороны не перебегать; и Новгород и иные города немцы государю отдали, а государь в Немецкую землю поступился городами: Ивангородом, Ямой, Копорьем, Орешком. И тут послы разошлись. Князь Даниил с товарищами пошел в Новгород и Новгород принял у немцев. Посол же англинский пришел к Москве. Государь же его пожаловал, и воздал ему честь великую, и отпустил его в Англинскую землю.

363. О посылке воевод в Новгород.

В Новгород послал государь на место князя Даниила Мезецкого боярина князя Ивана Андреевича Хованского да Мирона Андреевича Вельяминова. Князя Ивана Андреевича громили по дороге литовские люди, едва от них убежал в лес.

364. О послах в Свицкую землю.

Послал государь к свицкому королю после мирного постановления послов своих: князя Федора Петровича Борятинского да Осипа Прончищева. Тех же послов черкасы громили тут же, где и князя Ивана [Хованского]. Осипа же Прончищева тут взяли; сына у него отняли и на глазах отца убили.

365. О войне черкасской.

Бог же наказует нас своим праведным наказанием, была в Московском государстве война от черкасов, такой же войны не было от начала, и русские люди не знали, куда ходить. Пришли [черкасы] на торопецкие места, и прошли Новгородским уездом, и Углицким, и Пошехонским, и пришли в Вологодский уезд. Из Вологодского уезда пошли в поморские города и воевали Вагу и тотемские места и устюжские, и пошли в Двинскую землю к Студеному морю, и шли по непроходимым местам. Были в Неноксе, и в Луде, и в Уне, и подле моря, и пришли в Каргопольский уезд, и вышли в Новгородский уезд, к Сумскому острогу. Нигде же им вреда не было. Тут же их много убили в Заонежских погостах. Последние же пришли на Олонец. Тут же их олончане и остальных перебили, а воевали Московскую землю проходя: [ни] под городами, ни по волостям нигде не стояли. Земли же много опустошили, а сами пропали все.

366. О приходе Гашевского под Смоленск.

Пришел под Смоленск Гашевский с литовскими людьми и поставил острог близ Смоленского острога, где сидели московские воеводы, а на Северу послал Лисовского со своим полком. Лисовский же пошел на Московское государство, похваляясь. Бог же его, окаянного, не пропустил: пришел в Комарицкую волость и внезапно упал с коня и свою окаянную душу испроверг [из тела]. Литовские же люди выбрали на его место в полковники ротмистра Раткевича и пошли назад под Смоленск. И не доходя до Смоленска, того Раткевича убили, и выбрали в полковники пана Чаплинского. Гашевский же, услышав, что лисовщики идут под Смоленск, пошел мимо острога московских воевод; поставил острог на Московской дороге в Твердилицах, чтобы не пропустить к Москве из острожка и с Москвы в острог; и утеснение великое сделал [русским людям] под Смоленском.

367. О походе боярина и воевод под Дорогобуж.

Государь же, услышав об утеснении ратным людям под Смоленском, послал в Дорогобуж боярина князя Юрия Яншеевича Сулешова, да князя Семена Васильевича Прозоровского, да князя Никиту Петровича Борятинского, да дьяка Ивана Грязева, а с ними послал государь многую рать: стольников и стряпчих и дворян московских и многую рать Московского государства конную и пешую. Они же пришли и встали в Дорогобуже, и из Дорогобужа послали острог поставить на Славуж. Литовские же люди пришли и острожек взяли, воевод и ратных людей всех схватили. Под Смоленском же и далее утеснение было ратным людям.

368. О приходе литовских людей к Дорогобужу и отходе из Дорогобужа [воевод]

Пришли же к Гашевскому лисовщики. Гашевский же собрался со всеми литовскими людьми, пошел под Дорогобуж и пришел под Дорогобуж внезапно, и стада конские многие отогнал, едва могли ему противиться; и вышли из города те, у которых в городе были лошади, многих литовских людей из полка лисовщиков перебили, и языков взяли, и стадо отбили. Гашевский же от Дорогобужа отошел со всеми людьми и встал опять под острожком. Князь Юрий же устроил в Дорогобуже осаду и оставил воеводу Иваниса Ододурова, а сам из Дорогобужа пошел к Москве без государева указу. Государь же послал в Вязьму князя Петра Пронского да князя Михаила Белосельского с ратными людьми, да в Вязьме был осадный воевода князь Никита Гагарин.

369. Об отходе от Смоленска.

Услышав же воеводы под Смоленском Михаил Бутурлин да Исаак Погожий, что из Дорогобужа воеводы пошли со всеми людьми, а королевич из Литвы идет к Смоленску, а помощи себе ниоткуда не ждали и, покинув острог, пошли прочь. Литовские же люди на них приходили, и они от них отошли с боем, и многих московских людей перебили. Воеводы же с ратными людьми пришли к Москве. Государь на них положил опалу за то, что отошли от Смоленска.

370. О посылке бояр по городам.

Услышал государь, что идет королевич в Московское государство, послал по городам бояр своих, а велел собираться с ратными людьми: в Ярославль князя Дмитрия Мамстрюковича Черкасского, в Муром боярина князя Бориса Михайловича Лыкова. Они же собрались с ратными людьми.

371. Об измене дорогобужской и о бегстве вяземском.

Пришел же королевич под Дорогобуж и встал под Дорогобужем. Воевода же Иванис Ододуров государю изменил, и Дорогобуж сдал, и королевичу крест целовал со всеми людьми. Услышали про то воеводы в Вязьме князь Петр Пронский с товарищами, покинув Вязьму, побежали к Москве. Казаки же от него [князя Петра Пронского] отворотили и пошли украинные места воевать. Воевода же князь Никита Гагарин сидел в меньшом городе. Вязьмичи посадские люди и стрельцы, видя свое бессилие, что сидеть [в осаде] не с кем, покинули свои дома, пошли из Вязьмы прочь, каждый по [разным] городам. Воевода же князь Никита Гагарин, видя, что его покинули одного, заплакав, пошел к Москве. И пришли к Москве все вяземские воеводы. Государь на князя Петра Пронского и на князя Михаила Белосельского положил опалу: бив кнутом, сослали их в Сибирь, а поместья и вотчины велел государь у них отписать и раздать; а на князя Никиту Гагарина государь опалы не положил, потому что он пошел поневоле из Вязьмы.

372. О посылке из Дорогобужа к Москве Иваниса [Ододурова] с товарищами.

Королевич же послал в украинные города Чаплинского, а к Москве отпустил воеводу Иваниса Ододурова с товарищами да смолян Ивана Зубова с товарищами, для того, чтобы прельстить московских людей. Они же пришли к Москве. Государь же на них положил опалу: Иваниса сослал в Казань, а иных по разным городам. А Чаплинский, придя под Мещовск, и Мещовск взял, и воеводу Истому Засецкого взял и послал к королевичу в Вязьму; а из Мещовска Чаплинский пришел под Козельск. В Козельске же изменили и город сдали, и королевичу крест целовали. Чаплинский же в Козельске встал и зимовал, и из Козельска многие города повоевал.

373. О посылке в Калугу.

Пришли же из Калуги ко государю к Москве из всех чинов разные люди и били челом государю со слезами, чтобы государь Калуги литовским людям не выдал, послал бы в Калугу боярина с ратными людьми, потому что пришли в Козельск многие литовские люди, а королевич идет в Вязьму. А били челом, [прося], чтобы государь послал именно боярина своего князя Дмитрия Михайловича Пожарского. Государь же их пожаловал и послал в Калугу боярина своего князя Дмитрия Михайловича Пожарского с ратными людьми. Он же едва прошел в Калугу от литовских людей и, придя в Калугу, устроил осаду, и послал к казакам, которые воровали на Северской земле, чтобы шли в Калугу, а вину им государь простил. Они же тотчас пришли в Калугу с радостью и, живя в Калуге, многую службу государю показали.




[1046] На поле более поздним почерком приписка: «там и скончался». — Примеч. ред. издания 1910 г.
Форумы