• Источник:
  • Павел Лебедев - специально для Седмицы.Ru

В США проходит масштабная выставка, посвящённая культурной и религиозной идентичности народов Ближнего Востока в античности

На выставке представлено очень много художественных артефактов религиозного назначения

НЬЮ-ЙОРК. В Метрополитен-музее проходит выставка «Мир на стыке империй. Искусство и самобытность на древнем Ближнем Востоке», сообщается на сайте музея.

«2000 лет назад Ближний Восток был центром мировой торговли и культурного обмена. Две великие империи доминировали на политической арене, борясь за власть и влияние в регионе, – парфянский Иран на востоке и Рим на западе», говорится в пресс-релизе выставки.

«Помимо титульных народов этих империй, народы и страны, зависимые от них внесли немалый вклад в формирование многогранной и многоцветной культурной мозаики Древнего мира».

Выставка посвящена политической, социальной и религиозной идентичности разных стран и народов Ближнего Востока, как это запечатлелось в многочисленных произведениях искусства, которые датируются периодом с 100 г. до Р. Х. по 250 г. по Р. Х. На экспозиции представлено 188 скульптурных композиций и отдельных скульптур (включая и фрагменты), настенной росписи, глиняных табличек, архитектурных элементов, ювелирных изделий и других артефактов, сделанных из разных материалов на высоком художественном уровне. Собранные на выставке экспонаты из музеев США, Европы и Ближнего Востока призваны продемонстрировать поразительное разнообразие и самобытность традиций и религиозных обрядов ближневосточного региона в этот во многом переломный исторический период.

Расположение отдельных стендов и групп экспонатов на выставке было определено маршрутами знаменитых торговых путей, по которым направлялись караваны благовоний и шелка, драгоценностей и различных изделий, соединяя в те времена города юго-запада Аравии, Набатеи, Иудеи, Сирии и Месопотамии между собой.

Цель выставки её организаторы и научные кураторы определили так – рассказать и показать то, как и для чего осуществлялись дальние путешествия и торговля в Эллинистический и Ранний Римский периоды; проблемы эклектики и синкретизма в сфере культа и религиозного искусства, яркие страницы борьбы за идентичность подчинённых народов перед лицом имперской экспансии и доминирования, а вместе процесс упадка, и последовавшего затем полного исчезновения многих древних учреждений и обычаев, городов и целых стран. Значительная часть демонстрируемых экспонатов связана с религиозной тематикой.

Материалы тематических стендов и электронных панелей расположены следующим образом: открывается экспозиция рассказом и артефактами из юго-западной Аравии; после этого происходит переход к восточному побережью Средиземного моря; а затем – «маршрут» пролегает через Сирийскую пустыню и заканчивается в Месопотамии (современный Ирак).

Особое внимание на экспозиции уделяется таким прославленным древним городам, как Петра, Иерусалим, Сидон, Баальбек, Пальмира, Хатра и Вавилон. У каждого города были свои отличительные традиции, но они также были глубоко взаимосвязаны с традициям других городов, и искусство этих городов часто раскрывает то, как они влияли друг на друга.

На выставке представлено очень много художественных артефактов религиозного назначения – это, прежде всего, скульптуры богов и богинь, мифических героев и реальных духовных деятелей древности, фрагменты храмовой живописи. Из наиболее известных и ценных можно выделить следующие экспонаты:

– Статуэтка Iв. до Р.Х. или Iв. по Р.Х. вавилонской обнаженной «венеры» из гипсового алебастра; глаза «венеры» сделаны из красных рубинов, а в волосы в качестве женского украшения вделан символический полумесяц из золота. Последняя деталь, вместе с обнаженностью, наводит исследователей на мысль, что это изображение египетской богини Изиды, культ которой в разных модификациях получил распространение по всему Средиземноморью и за его пределами в Эллинистический и Римский периоды;

– Алтарь богини удачи Тюхе, сделанный из известнякового камня, найденный археологами в так называемом «Малом храме» в ливанском полисе периода Поздней империи Ниха. Храм был посвящён сиро-финикийской богине Атаргатис и её супругу, богу Ваал-Хададу. Алтарь датируется IIIв. по Р. Х. Барельефное изображение более 1 м в высоту заключено в аркообразную рамку. По обе стороны от богини помещены два огромных льва. Культ богини Тюхе, возникший в Афинах примерно в Vдо Р.Х., получил широкое распространение в эллинистически-римскую эпоху. В частности, в сирийской Антиохии и египетской Александрии она почиталась как богиня-покровительница.

– Небольшое барельефное изображение из камня богини сиро-финикийской пантеона Атаргатис и её супруга, бога Ваал-Хададу. Изображение, датируемое 100 – 256 гг. по Р. Х., изначально находилось в одном из святилищ в Дура-Эвропос (Сирия). Атаргатис – почиталась как богиня плодородия во многих уголках эллинистического мира и Римской империи. Она вобрала и совмещала в себе черты разных богинь прежних эпох – угаритской Асират (в Библии она называется «Ашера»), и западно-семитской воинственной богини-девы Анат, которая евреями Элефантины в VII– IVвв. почиталась, видимо, в качестве супруги Ягве или как женский аспект Бога Израиля, и восточно-семитской Иштар. У античных авторов периода Римской империи Атаргатис отождествлялась с Афродитой, Герой, Кибелой. Супруг богини – бог грозы и грома Ваал-Хадад, северо-семитское божество, почитание которого распространялось вместе с почитанием божественной супруги.

– Камень из Магдалы, который представляет собой резной каменный блок с высеченными на нём изображением Меноры и храмовых сосудов, а также и другими элементами архитектуры Иерусалимского храма; найден он был археологами в 2009 г. при раскопках остатков галилейской синагоги в районе поселения Мигдаль (расположен на месте древнего городка Магдала на берегеу Галилейского озера) датируется Iв. по Р. Х.

Вообще, Иудее посвящён один из самых больших секторов экспозиции эллинистического и римского времени: фрагмент статуи римского императора Адриана (правление: 117 – 138 гг.), оссуарий, датируемый I в. до Р. Х. – I в. по Р. Х. и т. д. Кроме того, здесь представлено огромное количество римских монет, на которых зафиксированы события, связанные с Первым и Вторым иудейскими восстаниями против римлян.

Так, с одной стороны экспонируются монеты, которые чеканили восставшие: серебряный шекель, датируемый 67-68 гг. по Р. Х., с надписью на аверсе «Шекель Израиля, 3 год» и изображением культовой чаши для возлияний, и реверсе – «Святой Иерусалим» с изображением гранатов; бронзовые пол шекеля четвёртого года восстания (69-70 гг.); серебряная шекель-тетрадрахма периода Второго Великого восстания (135 – 137 гг.) на аверсе которого помещён образ фасада тогда уже разрушенного Иерусалимского храма с восходящей звездой над ним и надписью Шимон (имеется в виду лидер восстания Шимон Бар-Кохба), на обверсе – изображение пучка пальмовых ветвей, использовавшихся в праздник Суккот и надпись «Во имя свободы Иерусалима».

С другой стороны, представлены монеты, которые были сделаны победителями-римлянами: бронзовые монеты правления Веспасиана (датировка – 71 г. по Р. Х.) с образом самого императора и надписью «Иудея завоёвана».

Процветание от торговли благовониями привело во многом к расцвету художественных традиций, в рамках которых сосуществовали абстрактные и кубовидные формы с тщательно выделанными реалистическими фигурами в эллинистическом стиле, надгробная и храмовая скульптура из алебастра, из прозрачного кальцита или из бронзы. Религиозный пантеон каждого царства отличался, но, вместе, имел и ряд широко распространённых божеств и героев, таких как Зевс, Дионис, Астарта-Венера, Геракл, и т.д.

Дура-Эвропос, в восточной части Сирии, дает яркое представление о том, как различные религиозные общины сосуществовали в древнем ближневосточном городе. Политеистические и монотеистические религии сосуществовали рядом друг с другом, что иллюстрируют настенные росписи, скульптуры богов и потолочные плитки в этой галерее. Руины дома, использовавшегося примерно в 232 г. как место христианского богослужения, считаются самой древней из найденных и раскопанных на сегодня церковью христиан, и в её убранство входили самые ранние из известных учёным изображения Иисуса Христа. На выставке представлены, в частности, фрагменты настенной фрески в баптистерии IIIвека с изображением евангельских сцен – исцеления Христом парализованного, а также Иисуса Христа, идущего по воде и протягивающего руку тонущем Петру.

Городская синагога, также датируемая третьим веком, славится своими настенными росписями, изображающими библейские сюжеты. Оба здания – и христианская церковь и синагога – были расположены рядом с несколькими храмами, где поклонялись многим божествам различного происхождения через совершение жертвоприношений и культовых церемоний перед статуями или барельефными изображениями.

Полис Дура-Эвропос располагался на реке Евфрат на границе Римской и Парфянской империй. Это была региональная столица, находившаяся под парфянским контролем более двух столетий, вплоть до 165 года, когда Римская империя получила контроль над районом, и город стал римским военным форпостом. Археологические раскопки в 1920-х и 1930-х годах обнаружили, по крайней мере, девятнадцать культовых зданий, а также военный лагерь, бани, магазины и более ста домов.

Некоторые из памятников древности, в частности, Пальмира, Дура-Эвропос и Хатра, были повреждены в последние годы в результате варварского разрушения и мародерства. Организаторы и кураторы выставки не обошли своим вниманием некоторых актуальных тем сегодняшнего дня, связанных, в частности, с многочисленными фактами преднамеренного разрушения и разграбления археологических памятников, древней архитектуры и музеев в охваченных ныне войнами Йемене, Ираке и Сирии.
Форумы