• Источник:
  • Павел Лебедев - специально для Седмицы.Ru

В США проходит выставка, посвященная древним заупокойным ритуалам Ближнего Востока

Выставка открылась в музее Института востоковедения Чикагского университета

ЧИКАГО. В музее Института востоковедения Чикагского университета открылась выставка «В память обо мне: совершение церемоний поминовения умерших на древнем Ближнем Востоке», сообщается на сайте института.

Во всех культурах на протяжении истории существовали обычаи и ритуалы поминовения и почитания усопших. Организаторы нынешней выставки ставили своей целью показать, как древние жители стран ближневосточного региона относились к умершим, и как в ритуальных церемониях, связанных с загробным миром, выражалось представление о человеческой душе и ее посмертном существовании в Месопотамии, Египте и странах Восточного Средиземноморья.

Центральным объектом выставки является открытый в 2008 г. в окрестностях Зенджирли (на территории современной южной Турции) надгробный монумент, датированный 735 г. до н. э. От имени своего заказчика, одного из царских чиновников Царства Сам’ал (государство со смешанным хеттским и арамейско-аккадским населением, существовавшее в 1-й пол. I тыс. до н.э. в районе горного хребта Аманос, турецкая область Хатай) памятник получил название – Стела Куттамува.

Стела сделана ещё при жизни придворного самалского царя Панамува и была установлена после его смерти. В надписи на монументе, сделанной на одном из диалектов западно-семитских языков, очень близкого к арамейскому, предписывается, чтобы Куттамува поминали с пиршеством. В последних строках описан поминальный обряд, который совершался рядом с надгробием. Фраза «и заколет перед душой моей» в строках 10-11 предполагает, что овцу для поминальной трапезы следовало заколоть перед стелой, и плечо жертвенного животного (символ силы) следовало положить перед стелой для самого Куттамува (строки 12-13). Особое внимание специалистов привлекла фраза «для души моей, которая в стеле сей» в строке 5, на основании которой делается вывод, что тело Куттамува было кремировано, а душа его, как считалось, перешла в данную стелу.

Это один из древнейших документов, в которых говорится о душе, как о чём-то отдельном от тела. Кремация характерна для индо-европейских культур и обычно не встречается среди семитов.

Сама стела хранится в Газиантепском археологическом музее в Турции, однако для чикагской выставки было сделана электронная факсимильная версия оригинального размера.

До открытия стелы ученые даже не были уверены, что в этом регионе изображения заупокойных трапез на других монументах были символическим указанием просьбы умерших, адресованные смотрящему на стелу, совершать ежегодные жертвоприношения животных и плодов винограда, или вина. При этом жертвы, судя по всему, приносились как умершим, так и богам, при этом не только в усыпальницах и в домах, но и в специальных частных святилищах, в одном из которых и была обнаружена стела из Зенджирли.

Несколько других разделов выставки посвящены сходным заупокойным ритуальным практикам Египта, Ирака, Палестины. Артефакты включают в себя: каменные надгробные таблички из Месопотамии с изображением поминальных трапез; египетские деревянные статуэтки людей-поваров и слуг, которые, по представлениям древних, видимо, должны были обеспечивать пищей мертвых; а также каменные фигурки, которые, предположительно, должны были служить вместилищами душ умерших.

Форумы