Новооткрытую картину «Смерть Лукреции» кисти Артемизии Джентилески выставят на обозрение в музее Гетти в Лос-Анджелесе

Эта картина XVII века веками скрывалась от публики

ЛОС-АНДЖЕЛЕС. Картина «Смерть Лукреции» Артемизии Джентилески изображает женщину, находящуюся на грани срыва. На портрете, написанном примерно в 1627 году, изображена легендарная героиня Древнего Рима, направившая кинжал на свою обнаженную грудь всего за несколько секунд до того, как нанести себе удар.

Как и многие из работ Джентилески , ее «Лукреция» давно оказалась позабытой. Вскоре, однако, этот шедевр барокко снова станет достоянием общественности после того, как он веками прятался в частных коллекциях.

Как сообщает Art Newspaper , лос-анджелесский музей Гетти , который недавно приобрел картину по нераскрытой цене, планирует показать яркую сцену после ее повторного открытия. По словам Джессики Гелт из Los Angeles Times, музей еще не объявил установленную дату, но планирует начать встречу посетителей «в ближайшие недели».

« Лукреция — яркий и убедительный пример наиболее значимого типа объекта Артемизии, представления динамичных женских фигур, [которые], кажется, сами контролируют свою судьбу», — говорится в заявлении куратора Музея Getty Давида Гаспаротто . «Своей лирической и утонченной выразительностью, кремовой пастой и яркой манерой живописи, картина также наводит на размышления о новых направлениях в ее творческом пути», — утверждает Гаспаротто.

Кэролайн Гольдштейн из Artnet News отмечает, что Лукреция вновь появилась в 2019 году после того, как десятилетиями «томилась» в частной коллекции в Лионе, Франция. Работа продана на аукционе за 5,3 миллиона долларов, установив мировой рекорд для Джентилески и в шесть раз превысив его эстимейт.

Картины художницы невероятно редки: всего около 40 ее полотен хранятся в государственных коллекциях, и лишь немногие из них находятся в Соединенных Штатах.

Трагедия Лукреции , знатной женщины, изнасилование которой и последующее самоубийство, как традиционно считается, вызвали восстание, положившее начало Римской республике, была популярной темой художников 16-17 веков, в том числе таких художников, как Рембрандт ван Рейн , Сандро Боттичелли и Тициан.

Джентилески - сама пережившая сексуальное насилие - возвращалась к этой теме «с некоторой частотой», рисуя несколько версий на протяжении всей своей карьеры, пишет Джесси Локер для Art Herstory .

Джентилески родилась в Риме в 1593 году, первым учителем рисования Джентилески был ее отец Орацио . Сам по себе известный художник, Орацио осознал, что его дочь обладала художественным потенциалом в раннем возрасте: он писал в 1612 году, что она «за три года стала настолько опытной, что я могу рискнуть и сказать, что сегодня ей нет равны ». Другие современники также начали аплодировать способностям Джентилески, и в 1616 году она стала первой женщиной, посетившей Флорентийскую академию жудожеств.

Несмотря на то, что не по годам развитая художница достигла ряда профессиональных успехов, ее личная жизнь была отмечена трудностями. Когда Джентилески было всего 18 лет, один из ее наставников, Агостино Тасси , изнасиловал ее. Поскольку в то время женщинам было запрещено выдвигать обвинения в изнасиловании, Орацио действовал от имени своей дочери, подробно описывая снижение «бартерной стоимости», вызванное потерей ее девственности, как написала Сара Касконе для Artnet News в 2018 году.

В последующие годы Джентилески пришлось пройти долгое, изнурительное испытание. Ее даже подвергли пыткам, чтобы доказать достоверность ее показаний. В конце концов, Тасси был приговорен к «короткому периоду изгнания, который он проигнорировал», по словам New Yorker .

 «Ее достижения как живописца сильных и драматических сюжетов истории тем более примечательны тем насилием и предрассудками, которые она пережила в своей личной жизни, и которые ощутимо присутствуют в «Самоубийстве Лукреции» и других ее картинах, где главным героем является главный герой — обиженная или оскорбленная женщина», — говорится в заявлении директора Музея Getty Тимоти Поттса.

Поттс добавляет, что недавно приобретенная картина «откроет нашим посетителям окно на важные проблемы несправедливости, предрассудков и злоупотреблений, которые скрываются за соблазнительно красивыми поверхностями таких работ».

Многие картины Джентилески затрагивают похожие темы. «Сусанна и старцы» (1610), например, изображает женщину, которая отвергает требование двух мужчин о сексуальных услугах, несмотря на их угрозу шантажа. Другие полотна, такие как «Юдифь, обезглавливающая Олоферна» (ок. 1612–1613 гг.), «показывают, как женщины активно исправляют свои проступки».

Бесчисленные художники изображали библейские сюжеты на протяжении всей истории, но ни одна из их работ не излучает столь сильную энергию, как картины Джентилески: в этой сцене Юдифь и ее служанка сдерживают ассирийского полководца, когда они отрезают ему голову. Багровые дуги крови исходят из шеи Олоферна, когда женщины удерживают его.

Подобные картины - и недавно появившаяся Лукреция - могут помочь ученым, изучающим творчество Джентилески, лучше понять работы художника.

«С открытием новых документов и появлением новых картин наше понимание искусства Артемисии стало намного более сложным и нюансированным за последние двадцать лет, —говорится в заявлении Гаспаротто. — Эта недавно открытая заново работа проливает новый свет на решающий и до сих пор упускаемый из виду момент ее карьеры».

Форумы